Роль наставничества в современной школе

0
0
Материал опубликован 8 December

"Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями...", - так говорил прусский философ Иммануил Кант. Один из способов помогать людям справляться с их трудностями это наставничество. Что понимается под этим термином? На самом деле наставничество — это своеобразная "огранка" талантов человека, помощь в максимальном раскрытии потенциала и профессионализма.
Чаще всего наставник - это  человек с большим опытом. Он активно помогает менее опытному коллеге в достижении целей  в работе. Если речь идёт о школе, здесь наставник может оказать помощь  молодому педагогу  в структуре урока, методах работы на уроке, разобраться в новой методике преподавания или подготовиться к профессиональному конкурсу, а ребенку — влиться в коллектив или научиться решать уравнения. 
Наставник помогает установить последовательность возникновения сложности, преодолеть причины, из-за которых возникли сложности. 
Например, в случае, если ребенок испытывает трудности в выполнении домашних заданий, наставник не выполняет работу вместе с ним, а учит справляться с ней самостоятельно. Для этого он помогает ученику осваивать принципы планирования, самоорганизации, поиска источников информации, учит определять свои сильные и слабые стороны. 
В своей работе наставник должен быть последовательным и соблюдать следующие принципы:
1. Добровольность. Деятельность наставника ни в коем случае не должна быть принудительной, иначе она не будет эффективной. 
2. Целенаправленность. В начале работы наставляемый определяет конкретные задачи, которые он хотел бы решить, и проговаривает их с наставником. У каждого наставничества есть конкретная цель: научиться писать сочинения, победить в конкурсе, реализовать творческий проект и т.д.
3. Техническое и инструментальное оснащение. Перед началом работы наставник проходит обучение, знакомится с основными инструментами, методиками наставничества. 
4. Осуществление рефлексии. На протяжении всей работы наставник и наставляемый оценивают эффективно ли их взаимодействие. Существует правило двух встреч: после них пара общается с организатором и обсуждает, готовы ли ее партнеры работать дальше, в правильном ли направлении движутся.
В школе более опытный учитель может стать наставником новичка, чтобы помочь ему с профессиональными и жизненными задачами. Основной инструмент любого наставника — это личные встречи и беседы с наставляемым. В разговоре люди готовы услышать друг друга, вникнуть в мысли и эмоции другого человека.
Но наставник и наставляемый не просто беседуют: они могут составлять ментальные карты, таблицы, коллажи, которые помогают уточнить и конкретизировать проблему. Дневник или заметки помогают отслеживать личный прогресс. Также наставник и наставляемый могут посещать мастер-классы, фестивали, стажировки и конкурсы. Наставник может применять в деле  коучинги, психологический или тьюторский инструментарий. Однако, он должен понимать, что наставничество не может решить все проблемы — иногда человеку нужна помощь специалиста, и наставник должен уметь отследить это. Чаще всего школа назначает координатора наставнического проекта — это либо внешний специалист, либо представитель администрации школы, психолог, учитель, член попечительского совета, заинтересованный родитель. Координатор создает организационную группу, которая наблюдает за коллективом, проводит интервью и фокус-группы, чтобы определять круг проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. Нужно быть готовым к тому, что запросы будут выходить за рамки профессиональных задач, и следует заранее определить, с чем именно школа помогает учителям.  Организационная группа определяет, каким учителям нужна помощь, и устраивает подбор пар «наставник — наставляемый». Чтобы стать наставником, нужно осознать весь свой профессиональный и личный опыт, а также пройти специальное обучение. 
Главный совет для будущих наставников — начать изучать существующие программы, размышлять и применять новые знания на практике. Перед началом работы дети участвуют в обучающих коллективных встречах. Обычно на них присутствует сразу несколько пар, которые беседуют между собой. Такие встречи могут длиться на протяжении всего учебного года, но если дети в паре почувствуют, что готовы продолжать общение наедине, то им предоставляется такая возможность. В индивидуальной работе наставник использует типовые инструменты: беседа, рефлексия и посещение мероприятий. С наставниками-детьми всегда работает организатор-взрослый. Ребята знают, что могут рассчитывать на его помощь или совет. 
Список литературы:
1. Агапова Е.Н., Трапицын С.Ю. Сопровождение процесса адаптации начального этапа профессиональной деятельности учителя // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №3. С. 36-46.
2. Вершловский С.Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. №4. С. 76-84.
3. Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. №1. С. 49-61.
4. Игнатьева Д.А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 90-93. ISBN 978-5-9907548-6-7.
5. Илалтдинова Е.Ю., Игнатьева Е.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в условиях регионального социально-педагогического кластера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №10. C. 65-70.
9. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 178с.
10. Полетаева Н.М., Лукина Л.Е. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общей редакцией В.Н. Скворцова; Л.М. Кобрина. СПб., 2015. Т. 2. С.109-115.
11. Родионова Е.Л., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Институт двойного наставничества - основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога // Нижегородское образование. 2017. №2. С. 85-92.
12. Червонный М.А. Наставничество в построении концепции педагогического сопровождения будущих педагогов в интеграционных процессах систем высшего педагогического, общего и дополнительного образования // Ped.Rev. 2017. №3(17). С.16-23.

Комментарии
Комментариев пока нет.