Выступление «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка. Из личного опыта»
Мысли вслух: "Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка. Из личного опыта"
Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика.
(Артур Шнабель)
Сентябрь - это пора, когда ученики приходят в школы, где проводят большую часть своего времени, получая знания, учась жизни в социуме, а учителя приходят в учебные учреждения, чтобы делиться знаниями, а также чтобы не только научить, но и помочь учащимся стать взрослее, образованнее, успешнее. Каждый педагог сам для себя определяет качества учащихся, над формированием и совершенствованием которых он/она собирается работать в течение учебного года. Впрочем, мне, как учителю, тоже стоит задуматься над тем, что и главное как я формирую и развиваю у учеников на своих уроках.
Я обучаю английскому языку. И на уроках иностранного есть много возможностей для того, чтобы не просто обучать учебному материалу, но и развивать детей, формировать социальные навыки, учить учиться. Так, такие личностные качества как организованность, ответственность, аккуратность приходят во время учебной деятельности, особенно в процессе учебной игры. Стоит с самого начала оговорить правила поведения на уроке, рассказать алгоритмы работы и придерживаться их на занятии, чтобы поддерживать не только порядок и дисциплину, но и помочь детям стать организованнее. Ведь от этого будет зависеть и темп урока, и подача материала, и успешность учеников.
Нельзя не отметить, что одним из основных видов деятельности учащихся на уроке, особенно в начальной школе, является игра (образовательная игра). Успехи в таких играх и в учёбе в целом влияют и на социальный статус ребёнка, а также на уровень мотивации обучаемого. Поэтому, я считаю важным, чтобы у каждого ученика независимо от его уровня знаний по моему предмету, была возможность ощутить на себе ситуацию успеха. Тут желательно сотрудничество и с родителями. Ведь им лучше известно, что важно для ребёнка, что приведёт к повышению мотивации в учёбе.
Так уверена, что одним из наиболее успешных приёмов для повышения мотивации, является использование интерактивных заданий на уроках и в качестве домашнего задания, которые можно найти или составим самостоятельно на обучающих платформах-конструкторах. Например, платформы wordwall, learningapps, genial ly. На них можно не только сделать интерактивные упражнения, которые облегчают проверку учителю, ведь такие платформы зачастую автоматически обрабатывают результаты и дают возможность посмотреть результаты учащихся, но и сделать процесс обучения более интересным, красочным, т.к. в упражнения можно добавить анимацию, разнообразные картинки, выбрать шаблоны, подходящие для определённого возраста.
Стоит отметить, что я работаю в школе, которая обучает онлайн. Поэтому в прошлом учебном году я на практике смогла оценить преимущества перевода обычных упражнений из учебника или рабочей тетради в интерактив.
Работа же с учебными пособиями по изучению английского языка даёт возможность сформировать разнообразные компетенции: помимо коммуникативной и речевой, мы формируем на уроках и учебно-познавательную, и социокультурную компетенции. И ряд других. Ведь мы не просто читаем тексты или слушаем аудио, смотрим видео на уроках, но и формируем такие навыки как готовность к сотрудничеству и командной работе, готовность к сопереживанию, отзывчивость, активность. Помимо этого, на наших уроках стараемся развивать самообразовательный потенциал учащихся, обеспечение их готовности к самостоятельной работе над языком. В этом, помимо интерактивов, помогает проектная деятельность, а также работа над творческими заданиями на английском языке.
В целом, роль учителя очень важна для формирования учащихся в самостоятельные и взрослые личности. Здорово, когда учитель не просто учит, но ещё и своим собственным примером помогает ученикам стать увереннее, успешнее, образованее. Основываясь на своём опыте, я могу сказать, что ряд учителей, с которыми мне повезло встретиться на моём жизненном пути, повлияли на меня, на мои поступки, помогли стать мудрее, образованнее, взрослее, а также повлияли на то, что в последствии я выбрала дорогу учителя.
Литература:
1. Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Международная научная конференция, Уфа, 2012. — С. 16–33.
2. Федосеева, Л. А. Личностные качества «умение четко следовать правилам» и «самостоятельность» у первоклассников на начальном этапе обучения / Л. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54319/ (дата обращения: 05.08.2021).
3. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) для IV класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания Республики Беларусь.