Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

7
0
Материал опубликован 9 October 2020 в группе

Преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ, г. Калининград

Литвиненко Ирина Витальевна

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

t1602263724aa.jpg

Учитель – это самый первый, а затем самый главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он побуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию.

В.А. Сухомлинский

В процессе жизни каждый из нас ежедневно сталкивается с людьми различных профессий, но одной из самых значимых, является профессия – педагог. Только ее представители решают многие волнующие вопросы в жизни ребёнка, школьника, студента. Это – образ жизни, осознание огромной ответственности перед обществом, государством, родителями и прежде всего перед учениками.

Нет более ответственной, гуманной, творческой, важной и нужной профессии, как профессия – учитель. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только преподаватель остаётся в сердце каждого учащегося и сопровождает его всю жизнь. Эта профессия по зову сердца, по состоянию души.

Только учитель «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог активно и целенаправленно способствует развитию личности ребёнка.

Что же такое личность? С.Н. Кожевников определяет личность – как человека – носителя социальных свойств, находящегося в системе социальных связей; по мнению В.М. Сырых, личность – совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений.

Развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для обучающихся такой социальной средой является учебный класс, группа, объединяющие их для совместной деятельности, которая ведет к проявлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на базе ведущей в этом возрасте деятельности — обучению.

Реализация личностно-ориентированного образования в учебном заведении выдвигает ряд требований к учителю и главная задача педагога – это создать реальные условия для формирования и развития творческой личности ученика. Каждый преподаватель находится в поисках новых эффективных методов и приемов обучения, которые бы активизировали учебную, мыслительную и творческую деятельность учащихся, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков.

Гарантом успешной учебной деятельности выступает наличие искреннего интереса к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на занятии, продуманное и обоснованное применение системы технических средств и наглядных учебных пособий.

Даже когда ребенку сложно дается обучение, он не должен опускать руки и терять веру в себя и в свои таланты. И в этом случае главная гуманная задача преподавателя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик испытал радость успеха в своей учебной деятельности.

Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой – индивидуальный. Используя всевозможные методы и способы обучать и воспитывать детей надо не напрягая детей, а радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями. Путь преподавателя к современному ученику в наше время весьма тернист. Одной из главных задач преподавателя является научить учиться с радостью, забыть о страхе, о неизбежных трудностях и неудачах. Научить ребят достигать поставленных целей, что называется «через тернии – к звездам». А в процессе, происходит изменение, перерождение личностных качеств ребенка. Из неуверенности – вырастает упорство в достижении цели, из скромности – любопытство и стремление познать окружающий мир, из безразличия – осознание своего места в этом мире, из страха – стремление испытать чувство, что все по плечу и насладиться моментом победы над своей неуверенностью. Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним источником развития самоуважения обучающегося. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. И задача педагога – поддержать его на этом сложном пути. Почаще обращать внимание ребенка на его удачи, помочь мудрым словом, направить энергию в качественно новое русло познания и самоуважения.

И вставая на этот тернистый путь, преподаватель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии работы с детьми и превращение их из «неказистых гусениц» в «прекрасных бабочек», из неумех в прилежных учеников, достойных граждан своей Родины.

Влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Педагог сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей.

Психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если преподаватель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек. Педагог должен быть прежде всего сам крупной, яркой, творческой личностью. Тогда он сумеет воспитать учеников, которыми будет гордиться наше Отечество.   


Литература:

1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

2. Кожевников, Сергей Никитич. Социально-правовая активность личности и условия её действенности : - Москва, 1992. - 36 c. : ил.

3. Сырых В.М., Теория государства и права: Учебник для вузов, - Москва, 2000. - 930 c. : ил.

         4. Картинка: https://st2.depositphotos.com/2582819/5497/v/950/depositphotos_54970067-stock-illustration-school.jpg












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации