Рождение героя, или использование метода сторителлинга на уроках истории в 5 классе
Рождение героя, или использование метода сторителлинга на уроках истории в 5 классе
Васильева Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания ГБОУ Школы № 1324 города Москвы.
В статье рассматриваются конкретные примеры использования сторителлинга на уроках истории в 5 классе в процессе изучения Древнего Египта.
Одним из важнейших направлений развития современного образования является использование сторителлинга. Под сторителлингом в современной методической литературе понимают обучение путем создания занимательных сюжетных рассказов. Справедливо считается, что такая форма работы обеспечит лучшее запоминание и усвоение учебного материала, поскольку позволяет вовлечь в учебный процесс не только сильных мотивированных учеников, но и тех, кому сложно в силу разных причин изучать материал. Яркий запоминающийся сюжет, герой, попадающий в непростую ситуацию, хоть и не идеальный, но вызывающий сочувствие и понимание – все эти основные моменты сторителлинга можно использовать на уроках истории. Конечно, в своей практике многие учителя используют на уроке сюжетное повествование, это и возможность составить рассказ по исторической картине («оживление картины») и использование в ходе урока рассказов о судьбе некоего вымышленного крестьянина, горожанина и так далее, который путешествует или, совершив проступок попадает к судьям (суд по законам Хаммурапи, Суд во времена Русской правды). Но, как мне представляется, сторителлинг предполагает, не просто эпизодическое использование, а системный подход и выстраивание некой общей сценарной линии. Попробуем применить все эти теоретические положения на конкретном примере. За основу предлагаю взять курс истории Древнего мира, который изучают пятиклассники.
В сторителлинге важно продумать образ будущего героя. Знаю, что многие преподаватели предлагают нестандартные фигуры на эту роль: инопланетяне, которые случайно оказались на Земле и изучают нашу планету, волшебники, которые умеют путешествовать во времени, да и просто творят чудеса и даже неодушевленные объекты, например, химические элементы [1]. Но в нашем случае, в образе героя выступит такой же пятиклассник. Он любит компьютерные игры и, например, футбол. Он любопытен, но уроки делать лениться, иногда он получает двойки, но боится, что их увидят родители. Мы можем дать ему любое имя, желательно такое, которое не будет повторяться в классе, чтобы не отвлекать внимание детей. Предположим, что нашего героя зовут Василий Петров. Образ можно даже визуализировать, создав «портрет» нашего героя, например, с помощью искусственного интеллекта, и, разместив полученное изображение на слайдах презентации. Этот образ мы будем использовать на нескольких уроках. Поэтому сначала мы вводим его в очень скромной роли. Например, заканчивая урок изучения нового материала темы «Государство на берегах Нила», где впервые пятиклассники знакомятся с природой и занятиями жителей Древнего Египта, мы можем в качестве закрепления предложить детям текст с ошибками. Примеры такого текста учитель может найти в большом количестве на просторах интернета или составить самостоятельно. Текст может выглядеть так: «Древний Египет возник на юге Африки на берегах реки Нил. Нил течет с севера на юг. Один раз в год, начиная с января, Нил разливался и затоплял окрестные поля…» Если мы просто выведем на экран или раздадим некий текст и попросим найти в нем ошибки и исправить их, дети выполнят задание, но большого энтузиазма оно не вызовет. Но, если мы расскажем, что это доклад Васи Петрова, который решил исправить «2» по истории и сдал такую работу и попросим ребят помочь с проверкой и, может быть, даже подсказать оценку, то есть попробовать себя в роли учителя, то в этом случае мы точно создадим интерес, пробудим мотивацию. Ребята не только внимательно прочитают текст и найдут все возможные ошибки, но и обсудят, какую оценку получит Вася, сможет ли он «закрыть», исправить двойку и почему. Таким будет первое появление нашего героя, но не единственное.
Если мы возьмем за основу учебник один из самых распространенных учебников истории для 5 класса – «Историю Древнего мира» А.А. Вигасина, то следующее появление Васи мы можем запланировать уже на следующей теме, при изучении жизни земледельцев и ремесленников в Египте [2]. Пятиклассники, во многом, еще ориентированы на сказочные истории, поэтому и мы вправе в этом случае использовать сказочный сюжет. Например, такой, который хочу предложить в этой статье. Естественно, содержание можно варьировать, увеличивать или сокращать содержание, уменьшать или увеличивать количество персонажей, предлагать различные задания ученикам, которые они выполняют по мере рассказа.
Сразу сообщаем ученикам, что нам предстоит послушать необычную сказку. Это сказка историческая, а ее героем является всем уже знакомый пятиклассник Вася. Двойку он исправить не смог, родители заставили его сесть за чтение параграфа, а сами ушли в гости. Сидит Вася за столом перед учебником и мечтает вместо дождливого осеннего города оказаться в жарком солнечном Египте. Наверно, забывшись, он говорит это вслух, потому что рыбка, которая живет у Васи в аквариуме, появляется на поверхности воды, подозрительно долго смотрит на мальчика, а потом бьет хвостом по воде и… Стены городской квартиры растворяются в тумане, бьет в глаза резкий солнечный свет. Вася видит, что его футболка и брюки превратились в юбочку – схенти песочного цвета, а сам он оказался в толпе чумазых мальчишек в таких же схенти, которые весело играют в догонялки посреди улицы. Вася с восторгом включается в игру, удивительно, но он понимает все слова новых приятелей. Он бегает до заката, поднимая клубы пыли и песка. А вечером появляется высокий суровый человек, берет Васю за руку и тащит в один из домов на улице, приговаривая: «Бездельник! В твои годы пора трудиться. Ничего, завтра я пристрою тебя к делу!» Вася готов возмутиться, но кого-то этот высокий человек напоминает Васе. «Папа! Только как же он сюда попал?»
Утром отец заявляет Васе, что собирается пристроить его на какую-нибудь полезную работу. «Кем ты хочешь быть?» — строго спрашивает отец. И тут Вася вспоминает текст учебника, где написано, что с июля по ноябрь разливался Нил, на полях прекращались работы. «Отец, хочу быть земледельцем!» — заявляет довольный Вася, думая про себя, что сейчас — октябрь, а значит работать в поле все равно не придется. «Хорошо, — говорит отец, - земледельцы сейчас не выходят на полевые работы, они строят пирамиду по приказу нашего великого фараона, пойдем к ним, ты будешь таскать тяжелые каменные глыбы. Ты будешь строителем стен. Строитель стен постоянно болен, так как представлен ветрам. Стоит он с трудом, привязанный к колонне. Все одежды его лохмотья [3]». «Ой, нет, папа! Я передумал», — кричит Вася. Тогда отец тянет его в маленький домик, на той же улице. Внутри дома горит очаг, так жарко, что тяжело дышать. «Это медник, говорит отец, — посмотри, как тяжела его работа, а пальцы его, как кожа крокодила. Хочешь стать его учеником?» Вася в ужасе тянет отца прочь. Тогда отец ведет его в соседний дом. «Здесь работает ткач», — говорит отец, — не дышит он воздухом. Если не сделает он достаточно ткани, то будет связан, как лотос в болоте». Вася не понимает, что значит «лотос в болоте», но быстро выходит за порог дома. Так они подходят к берегу Нила и замечают мужчину, стирающего белье. «Занятие для девчонок», — успевает подумать Вася. Но отец, заметив его взгляд, объясняет: «Это прачечник, он стирает белье на берегу рядом с крокодилом… Неспокойное это занятие! Хочешь, как он?»
Вася измучен и устал, он спрашивает отца: «Папа, а что ты мне посоветуешь?» «Наконец-то ты догадался спросить у меня совета, сын!» — улыбается отец. «О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать красоты их перед тобой! Быть писцом, это лучше всех других должностей. Когда писец еще ребенок, уже приветствуют его», — говоря это, отец ведет Васю за руку и подводит его к домику на окраине улицы. «Неужели опять возвращаться в школу?» —думает Вася.
Вася прав, перед нами — школа, внутри дома на циновках расположились ученики, к ним присоединяется и Вася. Суровый учитель диктует ученикам фразу: «Уши мальчика на его спине. Он слышит только, когда его бьют». Ученики послушно, скрипя тростниковыми перьями, выводят фразу на папирусах. Васе тревожно, он ничего не принес на урок. Учитель сурово смотрит на Васю и произносит: «Ты новенький? Сбегай на берег Нила и обменяй этот папирус на рыбу, принесешь ее мне на обед». Вася, подхватив папирус мчится на берег Нила. Здесь, найдя торговцев, уговаривает их принять старый папирус в обмен на выловленную рыбу. Один из торговцев соглашается. Мальчик, выхватив рыбу из корзинки, спешит обратно в школу. «Мне так было хорошо в своем времени, вот бы вернуться обратно, — думает Василий, — тогда бы я точно выучил историю». Он и не замечает, что рыба в его руке странно дергается и подмигивает ему. Солнечный свет тускнеет, Вася поднимает голову и видит, что все это время он спал, расположившись на письменном столе и положив голову на учебник истории.
Мы заканчиваем нашу сказку, но в любой сказке есть доля правды, так и в нашей. Что в этой истории правдиво, а что является вымыслом?
Таким вопросом можно закончить повествование. Ученики могут предположить, что занятия жителей Египта и связанные с ними трудности – правда, правдив и рассказ, связанный со школой и возможным физическим наказанием непослушных учеников, реально существовала и безденежная форма торговля на берегу Нила. Учитель может назвать источник своего рассказа – исторический документ «Поучение Хети своему сыну», дошедший до нас на папирусах. Если учитель давал предварительно задание (например, перечислить названия ремесленных специальностей Древнего Египта» или найти в учебнике иллюстрации, рассказывающие об определенном занятии), то в этом случае завершить историю можно будет подведением итогов этого задания. Историю можно изменять, добавляя новые занятия египтян, поскольку данный исторический источник дает нам такую возможность.
Это лишь небольшой пример использование сказочной истории на уроке. Такой вариант проведения занятия может иметь необычное продолжение. Так в качестве домашнего задания учитель может предложить чтение реального текста «Поучения Хети» (оно много раз переводилось на русский язык, неоднократно включалось в состав хрестоматий по истории Древнего мира). Практика показывает, что чтение источников всегда вызывает трудность у школьников. Однако такая необычная подача материала может снять смысловые барьеры и вызвать интерес к тексту. Естественно, что при этом помимо текста ученику должны предлагаться разноуровневые задания, от самых простых (какие ремесла не были названы в сказке) до более сложных (найдите три объяснения, почему отец считал, что «профессия» писца – самая лучшая).
Наш герой тоже не останется без дела. Периодически мы можем возвращаться к его судьбе на других уроках. Например, закончив школу, наш герой может выбрать профессию археолога или ученого, а может быть, сотрудника музея. Этот образ мы сможем использовать не только на уроках объяснения нового материала, но и во время проведения оценочных работ по теме. Например, став сотрудником музея, Вася потеряет поясняющие таблички к экспонатам, нашей задачей будет помочь ему, восстановив их текст.
Таким образом, на конкретном примере хотелось показать возможное сторителлинга, то есть системного использования сюжетных историй на уроках истории, которое позволит привлечь внимание детей, повысить их учебную мотивацию, снимет «барьеры» в освоении новых тем и сложных текстов, откроет дорогу к использованию новых нестандартных приемов работы.
Литература
1. Пяткова О.Б. Метод сторителлинга в обучении. //Научно-практический журнал «Школьные технологии». – 2018. – №6 – с.42.
2. Вигасин А. А. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений М., «Просвещение», 2021.
3. Крушкол Ю. С., Мурыгина Н.Ф., Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира. –М.,1987 – с.40–41.