Итоговый тематический тестовый контроль по русскому языку «Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 23 December 2019 в группе

РУССКИЙ ЯЗЫК

3 класс

Итоговый тематический тестовый контроль

Раздел «Состав слова»

Тема. Корень слова. Однокоренные слова.

УМК «Школа России»

Учебник

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.

Применение предусматривает дифференциацию:

1) по уровню сложности

Уровень А

Уровень Б

2) по уровню развития и успешности

Высокий

Достаточный

Средний

Подготовка: базовая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мотивационный компонент при изучении раздела – дидактическая игра «В стране королевы Морфологии». В процессе работы над тестами Королева Морфология помогает учителю заинтересовать детей в достижении хороших результатов. Например, в стихотворной форме рассказывает о содержании и тематике тестового контроля:

t1577064135aa.jpg


Корень слова – значимая часть,

Над словами родственными

держит власть.

Выясни умело линию родства –

Для меня в ответах подбери слова.


Тестовая работа содержит два блока заданий (А, Б):

Блок А – это «Тестовый диктант»: при правильном утверждении обучающиеся записывают в строку знак «+», при ошибочном утверждении – знак «–».

Блок Б представлен разноуровневыми (высокий, достаточный и средний) заданиями двух типов:

закрытые (часть I)

полузакрытые: работа с текстом или предложениями (часть II)

В заданиях части I (1-5) из трех ответов установить только один верный. Задание считается выполненным, если тестируемый указал его.

В заданиях части II требуется прочитать текст или предложения и выполнить задания, ответить на вопросы.

Уровень из Блока Б после ознакомления дети выбирают самостоятельно.

Время работы – 35 минут.

Инструктаж – 10 минут.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

БЛОК А

Тестовый диктант»: правильное утверждение ставится знак «+», при ошибочном утверждении знак «–».

Корень – это главная значимая часть слова.
Чтобы найти корень, нужно поставить в словах ударение.
Однокоренными (родственными) называются слова с похожим звучанием.
Формы одного и того же слова имеют: одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение.
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

БЛОК Б

Высокий уровень

Часть I

1. Выбери пару родственных слов и обведи кружком букву с правильным ответом:

А) снегирь – снегирёк; Б) быстро – скоро; В) горе – горный; Г) мягкий – твердый.

2. Найди группу родственных слов и обведи кружком букву с правильным ответом:

А) город, городской, города, городок;

Б) снег, снежный, снежок, снежная;

В) ветер, ветрище, ветерок, ветреный;

Г) лист, листок, лиственный, листком.

3. Укажи слово, которое может входить в данную группу летать, полетаем, перелет, … :

А) лето; Б) пилот; В) польёт; Г) лётчик.

4. Укажи группу(-ы) слов, которые не являются однокоренными:

А) белый, белизна, белеет, побелка;

Б) белый, белого, белому, белые;

В) белый, белуга, белка, билет;

Г) все ответы правильные.

5. Выбери словосочетание с другим лексическим значением:

А) прож..вать у моря; Б) прож…вать по соседсту;

В) прож…вать пищу; Г) прож...вать в городе.

Часть II

1. Прочитай текст. Вставь слова с корнем – осин –.

Это … лес. Иду сквозь густой … . Радуют глаза молодые … . Рядом … постарше. Под деревьями вижу гриб. Это … .

2. Выпиши из текста слово-существительное, состоящее из одного корня. ………………..

3. Запиши слово, соответствующее схеме:

t1577064135ab.jpg

4. К слову радуют подбери однокоренные слова:

Имя существительное …………………… Имя прилагательное …………………………

Достаточный уровень

Часть I

1. Выбери лишнее слово и обведи кружком букву с правильным ответом:

А) л…сник; Б) перел…сок; В) л…сичка; Г) л…сной.

2. Найди группу с одной и той же формой слова и обведи кружком правильный ответ:

А) сирень, сиреневый, сиреневатый, сиренька;

Б) словарь, словарный, словечко, словесный;

В) шелк, шелковый, шелкопряд, шелковистый;

Г) заяц, зайца, зайцу, зайцем.

3. Укажи слово, которое не является однокоренным:

А) пятном; Б) пятнышко; В) пятнистый; Г) пятно.

4. Укажи группу(-ы) слов, которая являются однокоренными:

А) синий, синева, синеет, синька;

Б) синий, синего, синему, синие;

В) синий, посинеть, синец, сени;

Г) все ответы правильные.

5. Выбери словосочетания с одинаковыми лексическими значениями:

А) зап..вать песню; Б) зап …вать в хоре;

В) зап …сать в тетрадь; Г) зап…вть лекарство.

Часть II

1. Прочитай предложения. Найди однокоренные слова и выдели корень.

1) Меня поразила белизна снега на горных вершинах. 2) Вдали белело ромашковое поле.

3)  В Санкт-Петербурге наступила пора белых ночей. 4) На лесную опушку выскочил заяц-беляк. 5) У старика были длинные седые волосы и белесые брови.

2. Запиши слово, соответствующее схеме:

t1577064135ac.gif

3. Вспомни, собери и запиши пословицу, подчеркни фразеологизм подбери к нему антоним: белые, любят, чужие, ручки, труды.

Средний уровень

Часть I

1. Подбери однокоренное к слову поле и обведи кружком букву с правильным ответом:

А) полевой; Б) полка; В) полный.

2. Найди группу слов, которые не являются однокоренными и обведи кружком букву с правильным ответом:

А) гора, горочка, горный;

Б) косьба, кость, косилка;

В) водичка, водный, водопад.

3. Укажи слово(-а), которое является однокоренным к слову дом:

А) хата; Б) изба; В) домик.

4. Укажи группу (-ы) слов, которые являются однокоренными:

А) белый, белизна, белеет, побелка;

Б) белый, белого, белому, белые;

В) белый, белуга, белка, билет.

5. Укажи слово, которое отличается одной буквой:

А) сп…ши с доски; Б) сп…ши домой; В) сп…ши текст.

Часть II

1. Прочитай текст. Добавь однокоренные слова, используя слова для справок, и выдели корень.

У меня встали … . Ещё … назад ходили. А сейчас … стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- … .

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

2. Какое из вставленных в текст однокоренных слов является именем прилагательным? Разбери его по составу.

3. Вспомни, собери и запиши пословицу, укажи часть речи слова, состоящего из одного корня: час, бережёт, минута.

4. Является ли выделенное слово однокоренным для группы слов, вставленных в текст? Подбери синоним: Часовой стоял на посту.


КЛЮЧ (ОТВЕТЫ) К ТЕСТУ

БЛОК А «Тестовый диктант»: + – – – +

БЛОК Б

Высокий уровень

Часть I

1А; 2В; 3Г; 4Б, В; 5В.

Часть II

1.  Это осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Радуют глаза молодые осинки. Рядом осины постарше. Под деревьями вижу гриб. Это подосиновик.

2. Выпиши из текста слово-существительное, состоящее из одного корня: лес.

3. Запиши слово, соответствующее схеме: подосиновик.

4. К слову радуют подбери однокоренные слова:

Имя существительное: радость. Имя прилагательное: радостный.

Достаточный уровень

Часть I

1В; 2Г; 3А; 4А; 5А, Б.

Часть II

1) Меня поразила белизна снега на горных вершинах. 2) Вдали белело ромашковое поле.

3) В Санкт-Петербурге наступила пора белых ночей. 4) На лесную опушку выскочил заяц-беляк. 5) У старика были длинные седые волосы и белесые брови.

Корень в словах - бел -.

2. Запиши слово, соответствующее схеме: беляк.

3. Вспомни, собери и запиши пословицу, подчеркни фразеологизм подбери к нему антоним:Белые ручки чужие труды любятБелые ручки – трудолюбивые ручки.

Средний уровень

Часть I

1А; 2Б; 3В; 4А; 5Б.

Часть II

1. У меня встали часики. Ещё час назад ходили. А сейчас часовая стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- часовщик.

Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

2. Часовая. Корень -час-, суффикс ов-, окончание -ая, основа часов-.

3. Минута час бережет. Час – имя существительное

4. Да. Караульный.


ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

Максимальная сумма баллов – 20 б.

«5» – 100% – 90% от максимальной суммы баллов;

«4» – 70% – 80%; «3» – 50%-60%; «2» – 0-40%;

Максимально:

Блок А – 5 баллов

Блок Б

I часть – 6 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)

II часть – 9 баллов (1 балл за каждый правильный ответ.)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.