Итоговый тематический тестовый контроль по русскому языку «Корень слова. Однокоренные слова» (3 класс)
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Итоговый тематический тестовый контроль
Раздел «Состав слова»
Тема. Корень слова. Однокоренные слова.
УМК «Школа России»
Учебник
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. – В 2 ч. – Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
Применение предусматривает дифференциацию:
1) по уровню сложности
Уровень А
Уровень Б
2) по уровню развития и успешности
Высокий
Достаточный
Средний
Подготовка: базовая
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мотивационный компонент при изучении раздела – дидактическая игра «В стране королевы Морфологии». В процессе работы над тестами Королева Морфология помогает учителю заинтересовать детей в достижении хороших результатов. Например, в стихотворной форме рассказывает о содержании и тематике тестового контроля:
Корень слова – значимая часть, Над словами родственными держит власть. Выясни умело линию родства – Для меня в ответах подбери слова. | |
Тестовая работа содержит два блока заданий (А, Б):
Блок А – это «Тестовый диктант»: при правильном утверждении обучающиеся записывают в строку знак «+», при ошибочном утверждении – знак «–».
Блок Б представлен разноуровневыми (высокий, достаточный и средний) заданиями двух типов:
закрытые (часть I)
полузакрытые: работа с текстом или предложениями (часть II)
В заданиях части I (1-5) из трех ответов установить только один верный. Задание считается выполненным, если тестируемый указал его.
В заданиях части II требуется прочитать текст или предложения и выполнить задания, ответить на вопросы.
Уровень из Блока Б после ознакомления дети выбирают самостоятельно.
Время работы – 35 минут.
Инструктаж – 10 минут.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
БЛОК А
Тестовый диктант»: правильное утверждение ставится знак «+», при ошибочном утверждении – знак «–».
Корень – это главная значимая часть слова.Чтобы найти корень, нужно поставить в словах ударение.
Однокоренными (родственными) называются слова с похожим звучанием.
Формы одного и того же слова имеют: одинаковый корень, одинаковую основу и лексическое значение.
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
БЛОК Б
Высокий уровень
Часть I
1. Выбери пару родственных слов и обведи кружком букву с правильным ответом:
А) снегирь – снегирёк; Б) быстро – скоро; В) горе – горный; Г) мягкий – твердый.
2. Найди группу родственных слов и обведи кружком букву с правильным ответом:
А) город, городской, города, городок;
Б) снег, снежный, снежок, снежная;
В) ветер, ветрище, ветерок, ветреный;
Г) лист, листок, лиственный, листком.
3. Укажи слово, которое может входить в данную группу летать, полетаем, перелет, … :
А) лето; Б) пилот; В) польёт; Г) лётчик.
4. Укажи группу(-ы) слов, которые не являются однокоренными:
А) белый, белизна, белеет, побелка;
Б) белый, белого, белому, белые;
В) белый, белуга, белка, билет;
Г) все ответы правильные.
5. Выбери словосочетание с другим лексическим значением:
А) прож..вать у моря; Б) прож…вать по соседсту;
В) прож…вать пищу; Г) прож...вать в городе.
Часть II
1. Прочитай текст. Вставь слова с корнем – осин –.
Это … лес. Иду сквозь густой … . Радуют глаза молодые … . Рядом … постарше. Под деревьями вижу гриб. Это … .
2. Выпиши из текста слово-существительное, состоящее из одного корня. ………………..
3. Запиши слово, соответствующее схеме:
4. К слову радуют подбери однокоренные слова:
Имя существительное …………………… Имя прилагательное …………………………
Достаточный уровень
Часть I
1. Выбери лишнее слово и обведи кружком букву с правильным ответом:
А) л…сник; Б) перел…сок; В) л…сичка; Г) л…сной.
2. Найди группу с одной и той же формой слова и обведи кружком правильный ответ:
А) сирень, сиреневый, сиреневатый, сиренька;
Б) словарь, словарный, словечко, словесный;
В) шелк, шелковый, шелкопряд, шелковистый;
Г) заяц, зайца, зайцу, зайцем.
3. Укажи слово, которое не является однокоренным:
А) пятном; Б) пятнышко; В) пятнистый; Г) пятно.
4. Укажи группу(-ы) слов, которая являются однокоренными:
А) синий, синева, синеет, синька;
Б) синий, синего, синему, синие;
В) синий, посинеть, синец, сени;
Г) все ответы правильные.
5. Выбери словосочетания с одинаковыми лексическими значениями:
А) зап..вать песню; Б) зап …вать в хоре;
В) зап …сать в тетрадь; Г) зап…вть лекарство.
Часть II
1. Прочитай предложения. Найди однокоренные слова и выдели корень.
1) Меня поразила белизна снега на горных вершинах. 2) Вдали белело ромашковое поле.
3) В Санкт-Петербурге наступила пора белых ночей. 4) На лесную опушку выскочил заяц-беляк. 5) У старика были длинные седые волосы и белесые брови.
2. Запиши слово, соответствующее схеме:
3. Вспомни, собери и запиши пословицу, подчеркни фразеологизм подбери к нему антоним: белые, любят, чужие, ручки, труды.
Средний уровень
Часть I
1. Подбери однокоренное к слову поле и обведи кружком букву с правильным ответом:
А) полевой; Б) полка; В) полный.
2. Найди группу слов, которые не являются однокоренными и обведи кружком букву с правильным ответом:
А) гора, горочка, горный;
Б) косьба, кость, косилка;
В) водичка, водный, водопад.
3. Укажи слово(-а), которое является однокоренным к слову дом:
А) хата; Б) изба; В) домик.
4. Укажи группу (-ы) слов, которые являются однокоренными:
А) белый, белизна, белеет, побелка;
Б) белый, белого, белому, белые;
В) белый, белуга, белка, билет.
5. Укажи слово, которое отличается одной буквой:
А) сп…ши с доски; Б) сп…ши домой; В) сп…ши текст.
Часть II
1. Прочитай текст. Добавь однокоренные слова, используя слова для справок, и выдели корень.
У меня встали … . Ещё … назад ходили. А сейчас … стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- … .
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
2. Какое из вставленных в текст однокоренных слов является именем прилагательным? Разбери его по составу.
3. Вспомни, собери и запиши пословицу, укажи часть речи слова, состоящего из одного корня: час, бережёт, минута.
4. Является ли выделенное слово однокоренным для группы слов, вставленных в текст? Подбери синоним: Часовой стоял на посту.
КЛЮЧ (ОТВЕТЫ) К ТЕСТУ
БЛОК А «Тестовый диктант»: + – – – +
БЛОК Б
Высокий уровень
Часть I
1А; 2В; 3Г; 4Б, В; 5В.
Часть II
1. Это осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Радуют глаза молодые осинки. Рядом осины постарше. Под деревьями вижу гриб. Это подосиновик.
2. Выпиши из текста слово-существительное, состоящее из одного корня: лес.
3. Запиши слово, соответствующее схеме: подосиновик.
4. К слову радуют подбери однокоренные слова:
Имя существительное: радость. Имя прилагательное: радостный.
Достаточный уровень
Часть I
1В; 2Г; 3А; 4А; 5А, Б.
Часть II
1) Меня поразила белизна снега на горных вершинах. 2) Вдали белело ромашковое поле.
3) В Санкт-Петербурге наступила пора белых ночей. 4) На лесную опушку выскочил заяц-беляк. 5) У старика были длинные седые волосы и белесые брови.
Корень в словах - бел -.
2. Запиши слово, соответствующее схеме: беляк.
3. Вспомни, собери и запиши пословицу, подчеркни фразеологизм подбери к нему антоним:Белые ручки чужие труды любят. Белые ручки – трудолюбивые ручки.
Средний уровень
Часть I
1А; 2Б; 3В; 4А; 5Б.
Часть II
1. У меня встали часики. Ещё час назад ходили. А сейчас часовая стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер- часовщик.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
2. Часовая. Корень -час-, суффикс ов-, окончание -ая, основа часов-.
3. Минута час бережет. Час – имя существительное
4. Да. Караульный.
ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ
Максимальная сумма баллов – 20 б.
«5» – 100% – 90% от максимальной суммы баллов;
«4» – 70% – 80%; «3» – 50%-60%; «2» – 0-40%;
Максимально:
Блок А – 5 баллов
Блок Б
I часть – 6 баллов (1 балл за каждый правильный ответ)
II часть – 9 баллов (1 балл за каждый правильный ответ.)