Программа дополнительного образования «Вектор Добра»

2
0
Материал опубликован 17 April 2019 в группе

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги


 

Принята

методическим советом

протокол № ___ от «___» _________ 2018 г.


 


 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

№___ от «___» _________2018 г.

Директор __________С.Л. Милютина

Дополнительная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

Вектор Добра


 

Автор: Петрова Елена Ильинична.

Должность: педагог дополнительного образования.

Возраст учащихся: 13-16 лет.

Срок реализации: 2 года (288 часа).

Калуга, 2018 год

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

«Вектор добра».

Автор программы, должность

Петрова Елена Ильинична, педагог ДО.

Адрес реализации программы

(адрес школы и телефон)

город Калуга, улица Хрустальная, дом 4,

тел. 8 (4842) 550-209.

Вид программы

(выбор вида программы на основании положения о программе Центра)

по степени авторства – модифицированная;

по уровню освоения – общекультурная;

по уровню сложности – стартовый.

Направленность программы

Социально-педагогическая

Вид деятельности

(выбор вида деятельности на основании положения о программе Центра «Созвездие»)

Программа милосердия, социального общения и поддержки

Срок реализации

1 год, 144 часа.

Возраст учащихся

13-16 лет.

Форма реализации программы

групповая.

Форма организации образовательной деятельности

(школа, студия, клуб, объединение, хор, ансамбль и др., на основании положения о детском объединении Центра «Созвездие»)

объединение

Название объединения

(может отличаться, а может дублировать название программы)

«Вектор Добра».

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

«Вектор Добра» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности.

В современном бурно развивающемся и изменяющемся российском обществе предъявляются новые требования к образованию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции Федеральной целевой программы развития образования, обществу «необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание». В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи. Возникает необходимость в программах обучения детей и подростков, которые стремятся принести пользу обществу, вложить свою энергию в добрые дела, воплотить социально значимые инициативы в реальность. Недаром 2018 год объявлен президентом страны В.В. Путиным как Год Волонтера и Добровольца в России.

Программа направлена на развитие социальной активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе социальных отношений, в этом нам видится ее актуальность.

Новизна заключается в том, что активная гражданская позиция воспитывается через добровольческую практикоориентированную деятельность.

Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных и деятельностных форм занятий, способствующих выражению инициативы учащихся и воплощению их потенциала в реальных общественно значимых делах.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые самостоятельные шаги, направленные на решение проблем местного сообщества.

Благодаря обучению программе, у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважения к Родине, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Учащиеся учатся проводить социологические исследования, реализовывать общественно значимые инициативы и социальные проекты, работать вместе со сверстниками и взрослыми, проявлять самостоятельность.

Адресат программы

Программа «Вектор Добра» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (13-16 лет), проявляющих интерес к социально значимой деятельности. Волонтеры объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.

Особенности организации образовательного процесса

Объем программы: 144 часа.

Срок реализации программы: 2 года.

Режим обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности набора: свободный.

Вид группы: среднешкольная.

Состав группы: постоянный.

Одно занятие в неделю (2 часа) предусматривает практическую социально значимую деятельность (социальная проба в виде общественной инициативы, акции, трудовой операции или рейда, реализации творческого или социального проекта и т.д.).

Методические принципы программы

единство учебного и воспитательного процесса;

систематичность и последовательность;

создание ситуации успеха для каждого ребенка (авансирование успеха, подбор индивидуальных заданий, похвала);

связь теории с практикой (практике отводится около 75% учебного времени);

единство индивидуализации и социализации образовательного процесса.

Основные методы обучения

На первом году обучения используется репродуктивный и интерактивный методы усвоения знаний с постепенным введением проблемного метода обучения, метода проекта. На 2-ом году обучения основными становятся интерактивные методы, методы проекта и проблемного обучения. Программа имеет концентрическое строение. На 2-ом году обучения темы изучаются на более глубоком уровне, увеличивается доля самостоятельности подростков в организации общественно значимой деятельности.

Формы обучения и занятий

Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, заочной экскурсии и т.п.

Практические занятия проходят в форме акции, анкетирования (тесты, опросы, интервью и т.д.), тематической гостиной, дискуссии, диспута, деловой игры, моделирования и защиты проектов, ситуативно-ролевых игр, конкурсов, круглых столов, КТД по разным направлениям деятельности, рейдов и трудовых операций, деловых игр, проблемном изложении материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи.

Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

Цель: Способствовать формированию творческой социально активной личности юного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, реализующего ключевые компетенции в общественно значимых действиях.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить кругозор в области детского и молодежного общественного, волонтерского движения;

    заложить представления о национальных базовых ценностях России;

    сформировать систему знаний, умений и навыков волонтерской деятельности;

    ознакомить с технологией социального проектирования;

    сформировать информационные компетенции в процессе проектной деятельности;

    сформировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения;

    заложить принципы успешной работы в команде в процессе совместной социально значимой деятельности;

    сформировать представления о способах поддержания здорового образа жизни;

 

Воспитательные:

  • воспитать активную гражданскую позицию;

    сформировать систему ценностей, основанную на базовых национальных ценностях, духовно-нравственных основах культуры России;

    сформировать заинтересованное отношение учащихся к социальным проблемам общества; стремление помогать тем, кто нуждается в помощи; осознанное отношение к социальному служению как норме жизни;

    воспитать самостоятельность суждений, уважение к мнению других членов коллектива;

    воспитать чувства коллективизма, ответственности, дружелюбия;

    воспитать ответственное отношение к собственному здоровью;

Развивающие:

  • развить мотивацию познания и творчества,

    развить мотивацию к реализации своего потенциала в добровольческой деятельности;

    развить коммуникативные и организаторские способности;

    развить мышление, речь, восприятие и воображение.

Прогнозируемый конечный результат

К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая уважение к истории и культуре своей страны, с развитой мотивацией к познанию и социально значимой деятельности.

В процессе обучения будут сформированы следующие компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции. Будут сформированы ценностные ориентиры обучающегося, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;

2. Общекультурные компетенции. Учащийся будет обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

3. Учебно-познавательные компетенции. Сформирована совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности; знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;

4. Информационные компетенции. Сформированы умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

5. Коммуникативные компетенции. Сформированы знания, умения и навыки различных способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

6. Социально-трудовые компетенции. Сформированы знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей;

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Освоены основные способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции; соблюдается забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.

Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий, средний, высокий.

К концу 1-го года обучения дети знают:

Низкий уровень:

Знают:

- основные правила поведения на занятиях;

- основные положения техники безопасности на занятиях;

- что такое волонтерская деятельность;

- 2-3 вида волонтерских акций.

Умеют:

- понимать учебную задачу, сохранять ее содержание в процессе ее выполнения под руководством педагога;

- работать в паре, малой группе;

- правильно вести себя на занятиях, на экскурсии и т.п.;

- правильно оформлять рабочее место;

- участвовать в проведении волонтерских акций в составе группы на позиции ведомого.

Средний уровень:

Знают:

- правила поведения на занятиях и в общественных местах;

- основные положения техники безопасности на занятиях, в общественных местах, на дороге и в транспорте;

- основные формы и методы волонтерской деятельности;

- ключевые моменты из истории волонтерского движения;

- что такое анкетирование, его назначение;

- что такое КТД, методы его организации;

- 4-5 видов волонтерских акций;

- основные отличия социальной акции от проекта.

Умеют:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- планировать свою деятельность с помощью взрослого;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности под руководством взрослого;

- осуществлять оценку своей деятельности под руководством взрослого;

- проводить анкетирование сверстников;

- организовывать КТД (праздник, игровую программу, квест) в составе творческой группы под руководством педагога;

- оформить фотовыставку, фотоотчет.

Высокий уровень:

Знают:

- правила поведения на занятиях и в общественных местах; при проведении экскурсий, трудовых операций, общественных акций;

- основные положения техники безопасности на занятиях, в общественных местах, на дороге и в транспорте, во время чрезвычайных ситуаций;

- основные принципы деятельности участников волонтерского движения;

- отличия добровольческой деятельности от социальной деятельности домохозяйств;

- основные нормативные документы, регламентирующие деятельность волонтеров;

- 2-3 способа анализа итогов волонтерской деятельности;

- правила проведения анкетирования, соцопроса;

- разнообразные виды социальных акций, инициатив, проводимых волонтерами нашей страны;

- основные шаги социального проекта, правила его оформления и презентации.

Умеют:

- планировать свою деятельность, находить оригинальные способы выполнения поставленной творческой задачи;

- разработать творческий проект по предложенной или самостоятельно выбранной теме в составе творческой группы;

- взаимодействовать в составе группы, с другими волонтерскими коллективами в ходе воплощения социальной инициативы;

- подготовить и провести анкетирование, социальный опрос сверстников, проанализировать статистические данные, представить их в виде диаграммы;

- организовать КТД с минимальной помощью педагога;

- подготовить и провести презентацию по предложенной теме, показать слайд-шоу;

- представить свою общественно значимую инициативу, реализовать ее под руководством педагога;

- участвовать в моделировании и реализации соцпроекта под руководством педагога.

К концу 2-го года обучения дети знают:

Низкий уровень:

Знают:

- основные положения техники безопасности на занятиях;

- что такое волонтерская деятельность, основные особенности организации добровольческой деятельности;

- основные национальные базовые ценности;

- 1 портал сети Интернет, посвященный работе добровольцев;

- 2-3 вида волонтерских акций;

- простейшие положения о сохранении своего здоровья, профилактике употребления ПАВ;

1-2 вида агитационной работы.

Умеют:

- искать информацию под руководством педагога;

- работать в паре, малой группе;

- составлять агитационный материал (1-2 вида) под руководством педагога;

- участвовать в проведении волонтерских акций в составе группы на позиции ведомого.

Средний уровень:

Знают:

- основные положения техники безопасности на занятиях, в общественных местах, на дороге и в транспорте;

- базовые национальные ценности;

- основные формы и методы волонтерской деятельности;

- специфику работы с 1-2 социальными группами;

- 3-4 вида агитационной продукции, правила ее оформления;

- 4-5 видов волонтерских акций;

- направления самоработы по соблюдению ЗОЖ;

- основные отличия социальной акции от проекта, основные шаги социального проекта, 1 методику работы над проектом.

Умеют:

- планировать свою деятельность с минимальной помощью взрослого;

- уважительно относиться к преподавателям и сверстникам, внимательно выслушивает чужое мнение

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в процессе выполнения учебной задачи, организовывать работу микрогруппы (4-5 человек);

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- осуществлять оценку своей деятельности по наводящим вопросам;

- сказать «Нет!» на деструктивное предложение курить и употреблять алкоголь, наркотики, ПАВ;

- организовывать мероприятие для разных социальных групп (ветераны, дети из приемной семьи, дети с ОВЗ) в составе творческой группы под руководством педагога;

- оформить документы соцпроекта под руководством педагога.

Высокий уровень:

Знают:

- основные положения техники безопасности на занятиях, в общественных местах, на дороге и в транспорте, во время чрезвычайных ситуаций;

- базовые национальные ценности, нормативные документы, регламентирующие деятельность общественных организаций и волонтерскую деятельность;

- специфику деятельности участников волонтерского движения;

- разнообразные способы и методы анализа волонтерской деятельности и поведения каждого участника;

- разнообразные виды социальных акций, инициатив;

- разнообразные методы анализа проблемы и поиска ее решения, генерации новых идей;

- разнообразные способы агитации и популяризации волонтерской деятельности;

- ведущие теории сохранения своего здоровья;

- разные методики, основные шаги социального проекта, правила его оформления и презентации.

Умеют:

- планировать свою деятельность, находить оригинальные способы выполнения поставленной творческой задачи;

- использовать различные источники информации, применять основные методы анализа и обработки информации;

- формулировать и высказывать суждения, выражать неожиданные идеи, или творческий подход к разработке уже известной идеи;

- взаимодействовать в составе группы со сверстниками и взрослыми, с другими волонтерскими коллективами в ходе воплощения социальной инициативы, привлекать деловых партнеров для реализации проекта;

- уверенно контактировать со своими сверстниками и взрослыми людьми, выстраивать конструктивный диалог;

- организовать мероприятие для разных социальных групп (ветераны, дети из приемной семьи, дети с ОВЗ) в составе творческой группы;

- привести доводы, чтобы отказаться от приема алкогольной, наркотической продукции, ПАВ и курения;

- разработать творческий проект по предложенной или самостоятельно выбранной теме в составе творческой группы и самостоятельно;

- подготовить и провести презентацию творческого или социального проекта.

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Прак-тика

 

Вводное занятие. Презентация программы. Инструктажи по ТБ, ПП и ПДД. Тренинги на знакомство, сплочение коллектива.

4

2

2

Презентация с обсуждением. Беседа. Тренинг.

Анкета «Карта интересов»

 

Возникновение и развитие волонтёрского движения. Современные волонтерские организации.

12

4

8

Презентация, заочная экскурсия, вебинар, дискуссия, тренинг, опрос, деловая игра, разбор кейса, выпуск экспересс-газеты.

Опрос

 

Методы и формы волонтерской деятельности.

48

16

32

Презентация, заочная экскурсия, видео обзор, дискуссия, деловая игра, ситуативно-ролевая игра, мастер-класс, совместная продуктивная деятельность.

Защита творческого проекта.

 

Основные шаги социального проектирования.

20

6

14

Лекция, презентация, эвристическая беседа, деловая игра, разбор кейса, совместная продуктивная деятельность.

Защита социального проекта.

 

Информационные технологии в волонтерском движении.

14

6

8

Эвристическая беседа, презентация, заочная экскурсия, практикум, гостиная, совместная продуктивная деятельность.

Анализ самостоятель-ной продуктивной деятельности.

Тест-разветвляющийся алгоритм «Все о волонтерах»

 

Формирование здорового образа жизни.

16

4

12

Беседа, эвристическая беседа, презентация, дискуссия, викторина, конкурс, квест, совместная продуктивная деятельность.

Защита проекта.

 

Экологическое волонтёрство.

16

6

10

Беседа, практикум, совместная продуктивная деятельность, трудовые операции.

Игра-тест «Защитник природы»

 

Трудовая деятельность.

14

2

12

Беседа, практикум, акции, трудовые операции, ситуативно-ролевая игра.

Игра «Посвящение в волонтеры»

Всего

144

46

98

   

Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие. (4 ч.)

Теория: Что такое волонтерская (добровольческая) деятельность? Кого можно считать волонтером? Волонтерская деятельность как коллективная работа.

Техника безопасности: Санитарно - гигиенические требования. Вводный инструктаж, инструкция по охране труда для обучающихся. Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах. Инструкция по пожарной безопасности. Инструкция по технике безопасности при проведении экскурсий, трудовых операций, общественных акций. Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте.

Практика: Установление контакта между детьми. Игра-тренинг «Круг знакомства». Анкетирование «Карта интересов». Дидактическая игра «Что делать, если?..».

Возникновение и развитие волонтёрского движения. (12 ч.)

Теория: Что такое волонтерское движение, его назначение. Истоки волонтерства. Основные направления добровольческой деятельности. Основные нормативные документы РФ; положение об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Права и обязанности волонтера. Личностные особенности добровольца. Основные положения и принципы организации добровольческой деятельности. Понятия: Родина, Отечество, гражданин, социум, местное сообщество. Как строятся отношения со своей малой и большой Родиной, Отечеством. Как должен выстраивать отношения гражданин со своим государством. Ответственность каждого гражданина за современность и будущность своей Родины. «Зоны ответственности» − социальные группы, явления, требующие заботы и помощи.

Практика: Вебинар «Квест по основам волонтерства для нынешних и будущих волонтеров»; дискуссия «Все ли могут быть волонтерами?»; разбор кейса «Создание волонтерского отряда»; тренинг «Качества волонтера»; тренинг «Все мы большая семья», деловая игра «Хоровод у баобаба проблем», заочная экскурсия «Зоны ответственности волонтеров, деловая продуктивная игра «Мы можем», совместная продуктивная деятельность.

Формы и методы волонтёрской деятельности. (48 ч.)

Теория: Учимся сотрудничать. Приемы взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Что такое социальная акция. Отличия социальной акции от соцпроекта. Гуманитарно-солидарные, гражданские акции, их цели и основные отличия. Формы волонтерской работы: социальные акция, рейды, трудовые операции, благотворительные программы. Их назначение, методы и формы проведения. КТД, методы организации и проведения. Мотивация участников волонтерского движения, привлечение новых добровольцев. Игры-тренинги на сплочение, правила проведения тренингов. Событийное волонтерство, сопровождение мероприятий на государственных праздниках и во время проведения социальных акций. Методы и приемы организации группы людей. Приемы и правила подготовки общественно-значимой акции. Некоторые практические советы волонтёрам. Как говорить? Как слушать? Несколько важных правил работы с маленькими помощниками. Основные правила выступления агитбригады. Отличительные особенности образовательного волонтерства. Модели подготовки общественно значимого дела. Деловые продуктивны игры, особенности их организации. Основные этапы КТД, особенности его подготовки. Творческо-поисковая работа, ее отличительны особенности. Метод дизайн проектов, его воплощение в учебной и общественной деятельности.

Практика: тренинги «7 факторов», «Картонные башни»; дискуссия «Мотивы добровольческой деятельности»; совместная продуктивная деятельность (подготовка концерта, поздравлений учителям), трудовые операции «Посади дерево», уборка воинских захоронений; творческий проект «Лица Победы»; творческие проект «Выступление агитбригады»; акция «Галерея толерантности»; мастер-класс «Подготовка открытки-поздравления для ветерана»; ситуативно-ролевая игра «Корабельный совет»; деловые игры: «Хоровод у баобаба проблем», «Алгоритм КТД», «Фирма веников не вяжет»; творческо-поисковый проект «История моей школы в моей семье»; совместная продуктивная деятельность «Мастерская подарков к Новому году».

Основные шаги социального проектирования (20 ч.)

Теория: Специфика социального проекта, его возможности в решении проблем местного сообщества. Способы выбора проблемы, обоснование ее актуальности. Анкетирование, социальный опрос, обработка и анализ фактических данных. Формирование конструктивной программы действий. Методы анализа проблем: «5 почему», «Рыбий скелет» и др. Методы разработки идей, «мозговой штурм», варианты его проведения. Планирование ожидаемого результата, определения индикаторов. Поиск деловых партнеров. Составление бюджета проекта. План и график проекта, особенности составления и контроля выполнения. Оформление и презентация проекта, советы из опыта работы.

Практика: совместная продуктивная деятельность: анкетирование сверстников, соцопрос «Проблемы современного общества»; деловая игра «Моделирование соцпроекта»; рейд «Проблемы школы»; конкурс социальных инициатив, моделирование и реализация социального проекта, его документальное оформление; защита социального проекта.

Информационные технологии в волонтерском (14 ч.)

Теория: Порталы сети Интернет, освещающие деятельность добровольцев в регионе, России; формы социальной переписки и возможные варианты е организации; правила проведения интервью, организации встречи с компетентным специалистом, экспертом; документальное оформления добровольческой деятельности: боевые листки, пресс-релизы, буклеты, информационные стенды, особенности оформления рекламной продукции.

Практика: дискуссия «Нужны ли информационные технологии в добровольческой деятельности»; оформление стенда «Волонтеры Калуги»; деловая игра «Встреча с экспертом», гостиная «Встреча с интересным человеком»; совместная продуктивная деятельность: оформление рекламных плакатов волонтерских акций «Подари книгу сельской библиотеке» и «Добрые крышечки», подготовка пресс-релизов для порталов «Карта Добра» и «Добровольцы России» выпуск боевого листка «А ты записался в волонтеры?».

Формирование здорового образа жизни. (16 ч.)

Теория: Что такое здоровый образ жизни. Питание. Гигиена. Активность. Духовно-нравственное поведение и образ мысли. Методы и формы пропаганды ЗОЖ: беседа, презентация, виртуальное путешествие, деловая игра, агитбригада, рейд, викторина, конкурс. Как организовать и провести. Формы письменной агитации: агитлисток, стенная газета, стенд, буклет, памятка. Приемы и правила подбора информации, работа с информацией. Социальные акции, посвященные Дню отказа от курения, Всемирному дню борьбы со СПИДом, Всемирному Дню здоровья.

Практика: Викторина «Что я знаю о сбережении здоровья». Совместная продуктивная деятельность: подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; разработка агитационных флаеров, буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка книжки-картинки о вреде курения. Совместная продуктивная деятельность: выступление агитбригады «На здоровье!». Конкурс «Лучший сценарий социальной рекламы о вреде злоупотреблений ПАВ и популяции здорового образа жизни». Квест «Лабиринты здоровья». Совместная продуктивная деятельность: разработка и защита познавательного проекта «Береги здоровье смолоду».

Экологическое волонтерство (16 ч.)

Теория: Экологические организации региона, России и мира, всероссийские и региональные экологические акции. Что я могу сделать для защиты окружающего мира? Экологические проблемы местного сообщества. Правила раздельного сбора мусора. Основные правила посадки растений, деревьев, советы по уходу за ними.

Практика: Акции «Очистим планету от мусора!», «Всемирный День защиты животных», «День домашних животных», «День Земли», «День птиц» и др. Трудовые операции «БУМ (Большая уборка мусора), «Цветущая школа».

Трудовая деятельность (14 ч.)

Теория: Техника безопасности: инструктаж, инструкция по охране труда для обучающихся, правила дорожной безопасности, инструкция по поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Формы трудовой деятельности: проекты прикладной направленности, субботник, мастерская. Что такое «тимуровское движение», его история. Продолжение тимуровской работы в наши дни. Волонтерские трудовые акции и операции, связанны с проявлением заботы о нуждающихся в ней. Волонтерство как профессиональное самоопределение. Учет волонтерской деятельности, волонтерская книжка и правила ее оформления.

Практика:

Операция «Забота». КТД «Территория добра». Помощь одиноким людям, ветеранам Великой Отечественной войны и труда, труженикам тыла, детям войны, малообеспеченным. Акции «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка», «Спасибо деду за Победу». Ситуативно-ролевая игра «Посвящение в волонтеры».

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

Тема

Количество часов

Формы проведения занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Прак-тика

1

Деятельность общественного объединения волонтеров.

12

4

8

Беседа, эвристическая беседа, презентация, дискуссия, деловая игра, семинар-тренинг

Тест «Деятельность волонтеров»

2

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ.

18

6

12

Беседа, эвристическая беседа, дискуссия, викторина, конкурс, социальная акция.

Интеллектуальная игра «Что мы знаем о ЗОЖ?».

3

Информационные технологии в работе волонтера.

26

8

18

Беседа, эвристическая беседа, презентация, практикум, совместная продуктивная деятельность, деловая игра, ситуативно-ролевая игра.

Защита творческих работ в рамках проекта «Я – репортер».

4

Школа социальных технологий жизни.

16

6

10

Эвристическая беседа, лекция, мастер-класс, совместная продуктивная деятельность, деловая игра, этюд (социальный театр), ситуативно-ролевая игра, ролевая игра.

Педагогическое наблюдение ролевой игры «День сурка»

5

Социальное проектирование

42

10

32

Лекция, презентация, эвристическая беседа, рейд, ситуативно-ролевая игра, деловая игра, практикум, разбор кейса, совместная продуктивная деятельность.

Защита проекта.

6

Специальная подготовка волонтеров

14

6

8

Эвристическая беседа, дискуссия, деловая игра, совместная продуктивная деятельность, акции, проектная деятельность.

Опрос

7

Лидерство в волонтерском движении

16

4

12

Беседа, дискуссия, тренинги, практикум, совместная продуктивная деятельность, акции.

Тест «Лидер ли ты?»

Всего

144

44

100

   

Содержание программы 2 года обучения

Деятельность общественного объединения волонтеров (12 ч.)

Теория: Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения.

Формы осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение, отряд. Устав общественной организации. Цели и задачи деятельности. Особенности деятельности объединения. Программа деятельности общественной организации или объединения. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе волонтерского отряда. Символика. Традиции. Законы волонтера. Положение о личной книжке волонтера Управление волонтерской деятельностью. Функции управления: планирование, организация. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы.

Практика: Деловая игра «Создание общественной организации». Семинар-тренинг «Модель деятельности волонтерского общественного объединения». Дискуссия «Принимаете ли вы законы волонтера?». Совместная продуктивная деятельность: разработка законов и традиций волонтеров. Выпуск сборника «Памятка волонтеру».

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (18 ч.)

Теория: Сопротивление групповому давлению. Алкоголизм, табакокурение, наркомания: понятие, симптомы, последствия. ВИЧ-инфекция. ВИЧ и СПИД. Механизм развития ВИЧ-инфекции в организме человека. Версии о происхождении ВИЧ. Способы передачи.

Практика: Ситуативно-ролевая игра «3 года из жизни наркомана». Совместная продуктивная деятельность: разработка и проведение классных часов по профилактике наркотической зависимости. Социальная акция «Красная ленточка». Просмотр и обсуждение фильма «Дневник Насти». Дискуссия «Наркомания – зло или стимуляция креативности?». Конкурс мини-сочинений «Роль семьи в сбережении здоровья и профилактике асоциальных заболеваний». Интеллектуальная игра «Что мы знаем о ЗОЖ?».

Информационные технологии в работе волонтера (26 ч.)

Теория: Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие некоммерческих организаций с объектами внешней среды. Объекты внешней среды НКО: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Особенности программы Movie Maker.

Практика: Практикум: написание делового письма, пресс-релиза, новостной статьи. Практикум: работа над созданием видеоролика. Ролевая игра «Редакция журнала о волонтерах». Конкурс социальных видеороликов. Проект «Я – репортер».

Школа социальных технологий (16 ч.)

Теория: Технология «Равный обучает равного». Понятие, цели, формы обучения в технологии «Равный обучает равного». Дискуссия как технология. Особенности дискуссии как формы групповой работы. Этапы проведения: подготовительный, основной, заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные качели (Н.Е. Щуркова), понятие и особенности. Социальный театр – понятие, особенности. Этапы создания социального театра. Импровизация. Создание послания. Фасилитация – что это? Применение данной технологии в повседневности.

Практика: Проект «Дети – детям». Дискуссия по форме «Снежный ком». Панельная дискуссия. Перекрестная дискуссия. Дискуссия по форме «Аквариум». Социальный театр. Этюды на социальные темы. Ситуативно-ролевая игра «Трудные подростки». Тестирование, практикум по составлению советов выбора тактики поведения в сложных ситуациях. Ролевая игра «День сурка».

Основы социального проектирования и проведения социальных дел (42 ч.)

Теория: Что такое социальная акция. Отличия социальной акции от соцпроекта Проведение гражданских, благотворительных, экологических социальных акций. Основы социального проектирования: методики «Гражданин», «18 шагов», «21 шаг». Виды социальных проектов. Основные этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, ожидаемый результат, план и график проекта, содержание, ресурсы, бюджет, способы оценки конечного результата.  Методы генерации новых идей: «Мозговой штурм», принудительное ассоциирование (Н.Е. Щуркова). Методы анализа проблемы: «Что? Кто? Почему? Когда? Где?», бенчмаркинг и др. Механизм поиска средств для реализации проекта – фандрайзинг. Способы представления соцпроекта общественности.

Практика: Разработка социальных проектов, их реализация. Деловые игры «Галактика проблем», «Биржа идей». Командная поисковая игра «Объекты заботы». Деловая продуктивная игра «Алгоритм соцпроекта». Проекты «Сохраним планету – сохраним будущее», «Добрые дела − родной школе», «Забота − не только 9 мая», «Дерево Победы» и др. Совместная продуктивная деятельность: разработка, реализация и защита проектов.

Специальная подготовка волонтеров (14 ч.)

Теория: Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям. Организация встреч и концертов в Доме ветеранов. Специфика работы с пожилыми людьми. Помощь детям-сиротам. Организация выездов в детский дом. Проведение игровых программ, мастер-классов. Особенности общения с детьми-сиротами. Работка с подростками девиантного поведения.  Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность. Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Практика: Совместная продуктивная деятельность: проведение мастер-классов, концертов, игровых программ для детей и взрослых людей разных социальных категорий. Дискуссия: обсуждение повести Л. Улицкой «Бумажная победа». Просмотр и обсуждение документального фильма «Форпост», дискуссия по форме «Перекрестная дискуссия». Социальная акция «Вместе»: организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Лидерство в волонтерском объединении (16 ч.)

Теория: Лидер. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия, понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

Практика: Игры-тесты «Морские командные учения», «Число»; тренинги «Разговор», «Ведущий – ведомый», «Интервью», «Я – лидер?», «Рецепт лидера»; ситуативно-ролевая игра «Голосуй за меня!»; цветограмма дня; «свечки»: «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне».

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. приложение 1. «Рабочая программа»).

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой и стулья;

стол для компьютера;

шкаф для дидактических материалов, пособий;

специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся;

канцтовары;

плакаты-инфографики статистических данных по исследованию развития волонтерства в России (ВШЭ), обеспечения стандарта волонтерской деятельности в регионе;

карта Калуги.

Информационное обеспечение:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

видеофильмы разной тематики по программе;

оргтехника;

фотоаппарат;

видеокамера.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Форма контроля: опрос.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, проявлением инициативности и самостоятельности, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, опросы, викторины). Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: взаимоконтроль, самоконтроль (рефлексии, карта самооценки качеств личности) и др., педагогический анализ творческого продукта (проектного продукта), участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: анализ творческого продукта, карты самооценки личности (автор − М.П. Нечаев).

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения, анкетирования. По итогам первого полугодия и по итогам года заполняется «Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения программы каждым учащимся объединения.

2.4. Оценочные материалы

Входящий контроль: опрос «Карта интересов» (Приложение 2)

Промежуточный контроль: Карта самооценки качеств личности (Приложение 3)

Итоговый контроль: учащимся предлагается самостоятельно разработать социальный проект и презентовать его.

2.5. Методическое обеспечение

Программа разработана на основе концептуальных положений Указа Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», проекта «Социальное развитие» национального проекта «Образование».

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы, беседы с наводящими вопросами, чтобы учащиеся могли актуализировать свои знания или заинтересовались поиском ответов на поставленные вопросы.

Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, инфографических плакатов, презентаций по теме.

Практический: практикумы по закреплению полученных умений, мастер-классы, совместная продуктивная деятельность, выполнение учащимися определенных исследовательских заданий, моделирование и реализация проектов.

Интерактивный: дискуссии, тренинги, деловые игры, разбор кейсов по теме занятия, КТД.

Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход.

Технологии:

Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающем жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятельности».

Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.

Технология имитационно-игрового моделирования − воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе. Данная технология способствует доверительным, позитивным отношениям между обучающим и обучающимися; демократическому стилю преподавания; сотрудничеству в процессе общения педагога и детей, опоре на личный опыт учащихся, включению в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразию форм и методов представления информации, видов деятельности обучающихся, их мобильности.

Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

Проектная технология предлагает практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

 

Методически рекомендации

Самоутверждение детей в социально полезной деятельности происходит более эффективно в детских объединениях под руководством педагога, который сам разделяет взгляды добровольчества, имеет опыт волонтерской работы. В таком объединении дети будут чувствовать себя более комфортно, могут найти понимание, поделиться своими тревогами и радостями. Доверяя педагогу, они охотно реализуют свой потенциал, получают возможность для проявления и развития лидерских качеств, выражения инициатив, формирования чувства собственного достоинства. Необходимо способствовать проявлению самостоятельности, ответственности в принятии решений, независимости суждений, способности к свободному выбору сфер своей жизнедеятельности. Поэтому следует как можно чаще предоставлять подросткам возможность высказать свое мнение, идеи, не перебивать, даже, если детские предложения кажутся наивными. Нужно показать, как именно идеи воплощаются в проекты и реальные общественно значимые дела. Большие проекты следует разбивать на модули (соцопрос, разработка идеи, сценария, поиск деловых партнеров, контроль выполнение плана, презентация проекта, общение с СМИ и д.т.) и обязательно закреплять за конкретным модулем определенных детей, учитывая их желания и личностные особенности.

Что такое волонтерство сегодня? Волонтерство – это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Волонтерство (добровольчество) – это единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Волонтерство – это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра. Хочется подчеркнуть, что педагог действительно должен разделять и демонстрировать веру в данные нравственные ценности, увлекать детей и подростков добрыми делами, направленными на помощь нуждающимся в ней.

2.6. Список литературы

Нормативно-правовые акты и документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

Литература для педагога

Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение. − М.: Россия, 1995.

Вараева Н.В. Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации. М.: Педагогика, 2013.

Волонтёр и общество. Волонтёр и власть: научно-практический сборник /Сост. С.В. Тетерский /Под редакцией Л.Е. Никитиной/. - М.: ACADEMIA, 2000.

Волохов А.В. Социализация ребёнка в детских общественных организациях. − Ярославль, 1999.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами/ Под ред. Г.Н. Тростанецкой. – М., 2009.

Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учебно-метод. пособие. − М.: ВЛАДОС, 2004.

Куприянова Г.В. Молодёжные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития. // Сборник докладов и выступлений «Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований».− М.: Логос, 2016.

Куркович А.О. Здоровый образ жизни, - Москва: Овал, 2002.

Ломако Е. Организация учебного процесса в работе с волонтерами.  Минск: 2012.

Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров.  М., 2001.

Нечаев М.П. Методика воспитательной работы в новом классном коллективе. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2010.

Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2008.

Образовательные технологии новых стандартов. Ч.3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей. – Петрозаводск: Verso, 2012.

Решетников О.В. Работа добровольцев с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. - М.: ООО «Ритм», 2004.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. Методическое пособие. − М.: ВЛАДОС, 2002.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

Улицкая Л.Е.* Детство 45-53: а завтра будет счастье. – М.: Редакция Елены Шубиной, 2013.

Фопель Клаус Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Перевод с немецкого. − М.: Генезис, 2002.

Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой.− СПб., 2001.

Сайт «Волонтеры  детям» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.kaluga-detyam.ru/

Сайт Добровольцы России [электронный ресурс] – режим доступа: https://добровольцыроссии.рф

Сайт Молодежь40 [электронный ресурс] – режим доступа: http://molodezh40.ru/volonterstvo

Список литературы для родителей

Исаева Виктория. Как научиться понимать своего ребенка.− М.: Эксмо, 2010.

Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. − М.: Педагогический поиск, 2004.

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. − М.: Знание, 1978.

Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. − М., 2003.

Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2016.

. Список литературы для детей

Енгалычева Екатерина. Закулисье Олимпийских игр или записки олимпийского волонтера. – М.: Эксмо, 2014.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: ИТРК, 2003.

Масленников Роман Дневник волонтера, М.: Эксмо, 2014.

Островок безопасности /Под ред. О.А. Минич, О.А. Хаткевич. − Минск, 2004.

Правдивые истории о чудесах и надежде. – М.: АСТ, 2014.

Сайт Добровольцы России [электронный ресурс] – режим доступа: https://добровольцыроссии.рф

Сайт всероссийского проекта «Карта Добра» [электронный ресурс] – режим доступа: https://kartadobra.ru

Приложение 2

Входящий контроль

Тест «Карта интересов»

(для учащихся 13-16 лет)

Инструкция:

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «−»; если нравится − «+»; если очень нравится, ставьте «++».

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов.

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного

творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________ Фамилия, имя_________________

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

• гуманитарная сфера (2-й столбик);

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Обработка результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и, особенно при формулировке выводов, следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.


Промежуточный и итоговый контроль

Карта педагогического наблюдения

/п

Имя

Входящая

Диагностика

Промежуточ-ная диагностика

Итоговая диагностика

1

       

2

       

3+

       
 

Итого в %

Н

С

В

 

Н

С

В

Результативность отслеживается с помощью карты наблюдений, разработанных педагогом для каждого года обучения, анализа участия детей в конкурсах и выставках. Усвоение программы возможно по 3-м уровням: низкий (Н), средний (С), высокий (В).

 

Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.