Самоанализ урока письма и развития речи в 8 классе Учитель: Колосова Ольга Валерьевна
Самоанализ урока письма и развития речи в 8 классе
Учитель: Колосова Ольга Валерьевна
Тема самообразования: «Формирование и развитие устной и письменной речи на уроках письма и чтения»
Авторы – составители учебника: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.
Тема урока: «Правописание глаголов 2 лица единственного числа»
Тип урока: Урок закрепления знаний
Цель: Создание условий для формирования у учащихся навыков правописания глаголов 2 лица единственного числа.
На уроке решались следующие задачи:
1. Закрепить понятие глагола, способствовать отработке навыков написания глаголов 2 лица единственного числа. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление глаголов 2 л. ед.ч.).
2. Корригировать мышление учащихся на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
3. Воспитывать культуру учебного труда.
Использовалось следующие оборудование: Интерактивная доска, проектор, презентация powerpoint, иллюстрации для проверки усвоения домашнего задания, наглядная опора, карточки, подвижная наглядность, видеофильм «Профилактика коронавируса. 7 простых шагов», видео отрывок для физминутки, аудио отрывки для музыкального диктанта.
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Организационный момент (организация начала урока).
Опрос учащихся по заданному на дом материалу (проверка домашнего задания)
Актуализация опорных знаний, представлений.
Постановка цели и задач урока
Закрепление и повторение изученного материала
Итоги урока и оценка знаний учащихся.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На уроке были использованы методы
По виду источника информации:
Словесные (беседа на организационном этапе, при постановке цели и задач урока и рефлексии деятельности, инструктаж учителя перед каждым заданием)
Наглядные (на всех этапах урока - как сопровождение)
Практические (коррекционные упражнения и задания, устные ответы, чтение схемы определения глагола, классификация слов по частям речи, нахождение общего корня)
По виду учебной деятельности:
Самостоятельная работа: (решение поставленных задач, работа по карточкам) Самостоятельной работе на уроке отводилось достаточное количество упражнений и заданий. Учащиеся освоили навыки нахождения глаголов в тексте, определения грамматических категорий глаголов, поэтому с решением орфографических задач способны работать самостоятельно под контролем учителя и при систематической проверке путём проговаривания, взаимной проверки, с помощью специальных слайдов и т.д.
С целью формирования интереса к учению использовано эмоциональное стимулирование (использование игровых ситуаций на уроке, просмотр тематического видеоролика, нестандартные упражнения, музыкальная физминутка, информационное сопровождение по актуальной проблеме профилактики covid -19). Так же использовались метод аналогии (при работе с карточками на основе предварительно выполненного задания, чтение схемы определения глагола, начиная с более сильного учащегося) и методы контроля и самоконтроля (при сопоставлении с образцами, работой друг друга).
Организация учебной деятельности: групповая (работа в группах), фронтальная, индивидуальная (работа по карточкам, работа по учебнику), работа в парах.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация, содержащая яркие, подвижные слайды с коррекционными заданиями. На протяжении всех этапов урока была задействована интерактивная доска, что позволило значительно ускорить выполнение коррекционных упражнений, разнообразить ход стандартных заданий, повысить эмоциональный фон урока.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены здоровьесберегающие технологии: физкультурная пауза, игровые моменты.
Все эти методы, формы и средства помогли осуществлению цели и задач урока.
Образовательные задачи на уроке решались на всех этапах урока.
Для решения коррекционных задач использовались упражнения:
Коррекционное упражнение, которое использовалось на этапе постановки цели и задач урока, позволило не только сформулировать цель и задачи, но и выявить уровень способностей находить аналогию в представленных словах, оценить навыки нахождения общих корней, повторить правило написания глаголов 2 лица единственного числа.
Упражнение «Классификация» способствовало корригированию внимания и мышления. Ребята не просто распределяли глаголы по группам, но и повторили правила безопасности во время пандемии и вспомнили простые меры профилактики, соблюдая которые возможно снизить риск заражения и передачи вируса.
Коррекционное упражнение «Музыкальный диктант» в интересной для учащихся форме помогало корригировать слуховое восприятие. Материал для музыкального диктанта был отобран согласно возрастным предпочтениям класса, что усилило мотивацию к выполнению и создало ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Коррекционное упражнение «Противоположное значение» использовалось с целью коррекции мышления, зрительного восприятия.
Упражнения позволили развивать и корригировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении и сопоставлении.
Наглядный материал, использованный на уроке, служил для решения задач урока и эмоциональной поддержки.
Урок строился с использованием информационно- коммуникативных технологий, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности, развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи урока решались также на всех этапах.
В классе 14 человек. Присутствовали 13. По степени обученности класс дифференцируется на 3 группы. По объему выполнения заданий делятся на 2 группы. На уроке дифференциацию можно было наблюдать на этапах организации начала урока и при закреплении учебного материала.
При планировании и проведении урока придерживалась основных общедидактических принципов. Так на уроке реализовывались научный принцип (оперирование терминами, владение теоретическими знаниями курса письма и развития речи, аргументирование), принцип наглядности ( слайды, музыкальные файлы, видеоролик), принцип последовательности и систематичности ( Во-первых, это занимаемое место темы урока в учебной программе, во-вторых, в изложении материала урока).
Урок целей достиг.