Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Самоанализ урока по математике в 5 в классе
. Учитель математики Закирова Миннур Анваровна.
Тема урока « Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Дата проведения: 2.03.2017
В работе используется: Рабочая программа по математике 5 кл.: по программе Н. Я. Виленкина, М.: Мнемозина, 2013. - 64 с. Соответствует ФГОС.
Учебник: Математика, 5 класс. /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 31 - е изд., стер./ М.: Мнемозина, 2013г. Соответствует ФГОС.
Глава II Дробные числа. §7. Умножение и деление десятичных дробей, пункт 34 « Умножение десятичных дробей на натуральные числа», урок - первый.
Количество часов в неделю - 5, год - 175.
Общая характеристика 5в класса.
В классе 25 учеников, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Дети примерно одного возраста. У ребят класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений. Судя по результатам учебные интересы сформированы и разнообразны. Четыре ученика класса имеют высокую степень обучаемости, стремление к лидерству. Дети любознательны, работоспособны, между ними установились дружеские отношения. На уроке свободно высказывают свою точку зрения, к заданиям подходят творчески.
Класс обучается по традиционной общеобразовательной программе, с требованием ФГОС.
Цели урока
Образовательные:
Формировать навыки умножения десятичных дробей на натуральные числа.
Совершенствовать умения при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, создание положительной мотивации.
Формировать УУД:
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;работать по коллективно составленному плану;оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты урока
Предметные: знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.
Метапредметные
Регулятивные УУД. Уметь:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД. Уметь: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные УУД. Уметь:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Личностные УУД. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
На уроке математики в 5в классе по теме « Умножение десятичных дробей на натуральные числа» мною были использованы следующие педагогические технологии:
по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, кроме этого:здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникативные технологии:
компьютерные презентации;
технология деятельностного метода:
построение процесса обучения на основе учебных ситуаций;
Оборудование урока.
Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь.
Опорные понятия, термины: натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.
Новые понятия и связи между ними. Произведение десятичной дроби на натуральное число
Контроль, самоконтроль на уроке
Формы работы :фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.
В начале урока на каждой парте перед учениками лежали карточки самооценивания. По окончании решения каждой задачи, учащиеся оценивали свою работу.
При проведении урока для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично, на различных этапах урока я применяла такие приёмы педагогической техники как:
организационный момент
эмоциональное вхождение в урок;
постановка целей урока, мотивация учебной деятельности
подводящий диалог;
актуализация знаний
повторение
повторяем с контролем;
применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений
рефлексия
домашнее задание
творческое задание
Используемые методы, формы: взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,беседа в ходе фронтальной работы, постановка задачи, наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом (сравнение), самостоятельная работа, самоконтроль, рефлексия.
Данный урок был построен в соответствии с планом. Структура урока соответствует структуре уроков открытия новых знаний и общей цели учебной деятельности.
1 этап: Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создание условий для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность
Урок начинается с создания положительного настроя на продуктивную работу. Для этого использовала девиз урока.
Результат: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе, быстрое включение учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения.
Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения актуализация знаний.
Задача: вспомнить и повторить основные правила при работе с десятичными дробями ( сложение, вычитание). Для достижения этой цели я применила упражнения для устной работы с последующей проверкой.
Результаты: возможность учителя за 5-7 минут установить уровень знаний у большинства учащихся. Возможность скорректировать опорные знания и ликвидировать обнаруженные недостатки. Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения.( Задача с мороженом) Задача: мотивировать учащихся на выведение темы урока.Результат: дети формулируют тему урока.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать постановку цели урока; создать условия совместного плана действий: определить средства достижения цели.
Учащиеся определяют цель, чем они будут заниматься на уроке.
4.Реализация построенного проекта.
Цель: реализовать построенный проект в соответсвии с планом. В ходе решения задач с квадратами учащиеся определяют алгоритм и правило умножения десятичных дробей на натуральные числа и решают ту задачу, в решении которой возникли трудности.
5.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи)
Цель: закрепить новые знания в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения. Выполняют задание с запятыми, задания на умножение десятичных дробей на натуральные числа самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая устно. Решают 4 практические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях. На этом этапе основное внимание уделяла формированию регулятивныехУУД:т.е. уметь проговаривать последовательность действий на уроке; уметь выполнять работу по предложенному плану; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
6. Релаксация (физминутка).
Цель: создать условия для снятия утомления. Выполнение упражнений для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. Результат: напряжение учащихся снято и учащиеся готовы к последующей работе.
7. Самостоятельная работа по вариантам. Самопроверка по эталону
Цель: создать условия
для выполнения учащимися самостоятельной работы на новые знания; организовать работу над ошибками
Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по умножению десятичной дроби на натуральное число. Проверить умения учащихся умножать десятичные дроби на натуральное число. Стимулировать весь класс к повышению скорости счёта.
Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки, конкретизировать их, активность учащихся. Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках.
8. Включение в систему знаний и умений
Цель: закрепить новые знания. Учащиеся решают задания по учебнику. Результат: уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.
9. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности. Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между компонентами умножения, и если необходимо, устранить обнаруженные пробелы.
Проводится анализ конкретных результатов обучения:
какие получены достижения;
что было удачным на уроке, а что менее удачным;
объяснение причины своих неудач. Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности материала большинством средних и слабых учащихся, дать качественную оценку работы класса и каждому отдельно.
10. Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дала на дом повторить п.34; выучить правила, решить №1330,1331 и творческое задание: придумать оригинальную задачу по теме. Результат: правильное выполнение д/з всеми учащимися.
Выводы: я думаю, что урок прошел в достаточно активном режиме, старалась выдержать структуру урока открытия новых знаний и вовлечь в процесс работы всех учащихся, создать на уроке доброжелательную атмосферу и организовать работу так, чтобы повысить познавательный интерес учащихся и достигнуть максимальной результативности. Урок был высокой плотности, дети постоянно были заняты выполнением упражнений, которые были им предложены. Учащиеся на уроке проявляли активность, интерес, старались выполнять упражнения как можно правильнее и лучше. Я думаю, что я на уроке достигла поставленные мной цель и задачи.