12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Закирова Миннур Анваровна1364 Окончила Елабужский государственный педагогический институт в 1979 году. Работаю учителем математики МБОУ "СОШ №24" г.Альметьевск РТ. Россия, Татарстан респ., Альметьевск |
Технологическая карта урока «Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Место работы: МБОУ «Гимназия №1 им.Р.Фахретдина» г.Альметьевск РТ
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013
Цели урока Образовательные: Формировать навыки умножения десятичных дробей на натуральные числа. Совершенствовать умения при выполнении действия сложения, вычитания и умножения. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, создание положительной мотивации. Формировать УУД: Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;работать по коллективно составленному плану;оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Планируемые результаты урока Предметные: знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Метапредметные Регулятивные УУД. Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД. Уметь: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им Познавательные УУД. Уметь: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Личностные УУД. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Педагогические технологии: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.Оборудование урока. Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь. Опорные понятия, термины: натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение. Новые понятия и связи между ними. Произведение десятичной дроби на натуральное число Контроль, самоконтроль на уроке Формы работы :фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах. |
Этап урока | Деятельность и действия учителя | Деятельность и действия учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Мотивация к учебной деятельности. Цель:создание усло-вий для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг-друга, улыбнулись, пожелаем удачи на уроке. Садитесь. Создает положительный настрой на продуктивную работу. Девиз нашего урока: «Три пути ведут к знаниям: Путь размышлений- самый благородный, Путь подражания- самый легкий, Путь опыта- самый горький (Конфуций) СЛАЙД А значит, нам предстоит путем размышлений, может даже подражая чему-либо, на собственном опыте добывать новые знания. В конце урока вы мне скажете, где было размышление, опыт, подражание- помогли ли они вам получить новые знания. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: | Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку. Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку, | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Готовность учащихся к обучению. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения | 1) На слайде 10,3; 71; 321; 10; 3,21; 0,897; 897; 68,5; 0,05; 109 . Разбейте их на 2 группы I - натуральные числа; II – десятичные дроби. (Презентация. Слайды 2 и 3) Организация повторения правил сложения и вычитания десятичных дробей. - Ребята, а давайте с вами вспомним всё, что мы знаем о десятичных дробях. - Какие действия мы с вами умеем выполнять с десятичными дробями? Какие правила вы знаете об этом? - Давайте выполним некоторые вычисления. 2) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили эти действия?(Презентация. Слайд 4). Проверить ответы, слайд 5, поставить оценку. 3)Практические задачи Слайды 6-10 -Найти периметр квадрата со стороной 8 дм Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых , если одно мороженое стоит 12,65 руб. -Даны квадраты со стороной 1,42 см. Найти периметр этого квадрата. 1.Как найти периметр квадрата? 2.Какие величины используются в этой задаче? 3.Какое выражение можно составить для решения этой задачи? Р=1,42+1,42+1,42+1,42 Р = 1,42 * 4 4.Сможем мы найти значение этого выражения? 5.Каких знаний нам не хватает? Сформулируйте пожалуйста тему урока | 1) I - натуральные числа: 71; 321; 10; 897; 109 . II – десятичные дроби. 10,3; 3,21; 0,897; 68,5; 0,05 2) 0,02+1= 5,25 -5,06= 3,1+2,01= 7,9-3,5= 4,8+5,2= 10 -6,7= 5,43+0,07= 9 -0,9= 2,8 +0,5= 0,7 +0,3=
Проверяют по слайду ответы и оценивают себя. Решают задачу 2 способами. Отвечают на вопросы Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения. Сформулируют тему урока и ставят перед собой цели | Беседа в ходе фронтальной работы. Постановка задачи. | Регулятивные УУД - -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Познавательные УУД -Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативное УУД - Уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Уметь анализировать данные. Уметь выполнять арифметические действия. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока; создать условия совместного плана действий: определить средства достижения цели. | Слайд 11 Запишите в тетрадь дату и тему урока. Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока? | Умножение десятичных дробей на натуральные числа В тетрадь ученики записывают дату и тему урока. Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа. | Беседа в ходе фронтальной работы. Наблюдение, проблемная ситуация. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. . | Уметь сформулировать тему и цель |
4.Реализация построенного проекта. Цель: реализовать построенный проект в соответсвии с планом. | Детей разделить на 2 группы (перед уроком дети вытягивают квадратики двух цветов - красного и синего) Даётся задание обеим группам: найти периметр квадрата, предварительно измерив его сторону: 1 группа -синий квадрат - 1,42 см; 2 группа - красный квадрат - 2,6 см. Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске. А как по-другому можно было найти тот же периметр? Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте) 1,42 · 4 = 568; 2,6 · 4 = 104. Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните. (Презентация Слайд 10) Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на натуральные числа. Слайд 11 А теперь возвращаемся к первоначальной задаче и решаем её. Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых? Слайд 12. | Найти сумму длин сторон. В тетрадях: 1,42 + 1,42 + 1,42+1,42 = 5,68 (см); 2,6 + 2,6 + 2,6 + 2,6 =10,4 (см)
Умножить длину стороны квадрата на 4 В тетрадях: 1,42 · 4 = 568; 2,6 · 4 = 104. Отличаются только запятой. Учащиеся замечают, что они перемножили натуральные числа, а потом в ответе поставили запятую, причем запятая поставлена так ,что количество знаков после запятой в произведении совпало с количеством знаков после запятой в десятичной дроби.. - формулируют правило сами. Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. | Наблюдение, проблемная ситуация работа с текстом (сравнение). | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия. |
5.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи) Цель: закрепить новые знания в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
| Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально. 1)Поставьте запятую в ответе. (Презентация Слайд 13) Задание выполняется в тетради проверяя и проговаривая устно . (Презентация Слайд 14) Решить практические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях Слайд 17.
| Выполняют задание самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая устно цепочкой. 2) Решают пратические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль. | Регулятивные УУД: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | на Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке. Уметь выполнять умножение десятичных дробей натуральные числа. |
6. Релаксация (физминутка). Цель: создать условия для снятия утомления. | Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Презентация Слайды 15,16) | Снять утомление. | |||
7. Самостоятельная работа по вариантам. Самопроверка по эталону Цель: создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на новые знания; организовать работу над ошибками. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайды18,19. (Презентация Слайд 9) Поиск затруднений, исправление ошибок. Организация самопроверки по эталону. Выявление места и причины затруднений, организация работы над ошибками. | Выполняют самостоятельную работу. Затем работа в парах. Обмениваются тетрадями, проверяют решение по эталону слайда 3. Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки. | Самостоятельная работа, рефлексия, работа в группах, взаимоконтроль. | Регулятивные УУД : Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
7. Включение в систему знаний и умений Цель: закрепить новые знания | Решить №1306;1308 по учебнику | Решают №1306;1308 | Самостоятельная работа, рефлексия. Самоконтроль | Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . | Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. |
8. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности | . Организуеся рефлексия. – Какую цель вы поставили в начале урока? – Вы достигли цели урока? Что вы использовали для достижения цели? – Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей на натуральное число? – Проанализируйте результат своей работы. | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа в ходе фронтальной работы. Фиксирование нового содержания. Рефлексия. | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке . Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности . Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. | Анализ конкретных результатов обучения: какие получены достижения; что было удачным на уроке, а что менее удачным; объяснение причины своих неудач. |
9. Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205; № 1330;1331 Творческое задание: придумать оригинальную задачу. | Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник. | Беседа в ходе фронтальной работы. | Придумывают задание в соответствии с уровнем развития. |
Карточка самооценивания.
Самостоятельная работа. | |
І_вариант 1) Выполните : а) 3,5 × 18 = б) 2,07 × 37 = в) 0,486 × 15 = г) (12,34 – 3,56) × 14 | ІІ _вариант 1) Выполните : а) 4,5 × 16 = б) 4,07 × 28 = в) 0,315 × 18 = г) (8,34 + 12,46) × 21 |