Технологическая карта урока математики «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 6 September 2017
ФИО: Закирова Миннур Анваровна

Место работы: МБОУ «Гимназия №1 им.Р.Фахретдина» г.Альметьевск РТ

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.: Мнемозина, 2013

Цели урока

Образовательные:

Формировать навыки умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Совершенствовать умения при выполнении действия сложения, вычитания и умножения.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, создание положительной мотивации.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;работать по коллективно составленному плану;оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты урока

Предметные: знать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа; уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число.

Метапредметные

Регулятивные УУД. Уметь:

определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД. Уметь: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные УУД. Уметь:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные УУД. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Педагогические технологии:

по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель-ученик: беседа; относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока.

Доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь.

Опорные понятия, термины: натуральные числа, десятичные дроби, периметр, сумма, произведение.

Новые понятия и связи между ними. Произведение десятичной дроби на натуральное число

Контроль, самоконтроль на уроке

Формы работы :фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах.

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

Мотивация к учебной деятельности.

Цель:создание усло-вий для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг-друга, улыбнулись, пожелаем удачи на уроке. Садитесь.

Создает положительный настрой на продуктивную работу.

Девиз нашего урока:

«Три пути ведут к знаниям:

Путь размышлений- самый благородный,

Путь подражания- самый легкий,

Путь опыта- самый горький

(Конфуций) СЛАЙД

А значит, нам предстоит путем размышлений, может даже подражая чему-либо, на собственном опыте добывать новые знания. В конце урока вы мне скажете, где было размышление, опыт, подражание- помогли ли они вам получить новые знания.

У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:

Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.

Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовность учащихся к обучению.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии, выявление места и причины затруднения.

Цель: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения

1) На слайде 10,3; 71; 321; 10; 3,21; 0,897; 897; 68,5; 0,05; 109 .

Разбейте их на 2 группы

I - натуральные числа;

II – десятичные дроби.

(Презентация. Слайды 2 и 3) Организация повторения правил сложения и вычитания десятичных дробей.

- Ребята, а давайте с вами вспомним всё, что мы знаем о десятичных дробях.

- Какие действия мы с вами умеем выполнять с десятичными дробями? Какие правила вы знаете об этом?

- Давайте выполним некоторые вычисления.

2) Давайте проверим, правильно ли вы выполнили эти действия?(Презентация. Слайд 4). Проверить ответы, слайд 5, поставить оценку.

3)Практические задачи Слайды 6-10

-Найти периметр квадрата со стороной 8 дм

Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых , если одно мороженое стоит 12,65 руб.

-Даны квадраты со стороной 1,42 см. Найти периметр этого квадрата.

1.Как найти периметр квадрата?

2.Какие величины используются в этой задаче?

3.Какое выражение можно составить для решения этой задачи?

Р=1,42+1,42+1,42+1,42 Р = 1,42 * 4

4.Сможем мы найти значение этого выражения?

5.Каких знаний нам не хватает?

Сформулируйте пожалуйста тему урока

1) I - натуральные числа:

71; 321; 10; 897; 109 .

II – десятичные дроби.

10,3; 3,21; 0,897; 68,5; 0,05

2) 0,02+1=

5,25 -5,06=

3,1+2,01=

7,9-3,5=

4,8+5,2=

10 -6,7=

5,43+0,07=

9 -0,9=

2,8 +0,5=

0,7 +0,3=

 

Проверяют по слайду ответы и оценивают себя.

Решают задачу 2 способами.

Отвечают на вопросы

Решая практические задачи, выявляют место затруднения, устанавливают причину затруднения.

Сформулируют тему урока и ставят перед собой цели

Беседа в ходе фронтальной работы.

Постановка задачи.

Регулятивные УУД - -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Познавательные УУД

-Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное УУД

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь анализировать данные.

Уметь выполнять арифметические действия.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока; создать условия совместного плана действий: определить средства достижения цели.

Слайд 11

Запишите в тетрадь дату и тему урока.

Какая цель нашего урока, что каждый из вас должен усвоить и чему научиться к концу урока?

Умножение десятичных дробей на натуральные числа

В тетрадь ученики записывают дату и тему урока.

Изучить правила умножения десятичных дробей на натуральные числа.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Наблюдение, проблемная

ситуация.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать решение в проблемной ситуации. .

Уметь сформулировать тему и цель

4.Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать построенный проект в соответсвии с планом.

Детей разделить на 2 группы (перед уроком дети вытягивают квадратики двух цветов - красного и синего) Даётся задание обеим группам: найти периметр квадрата, предварительно измерив его сторону: 1 группа -синий квадрат - 1,42 см; 2 группа - красный квадрат - 2,6 см.

Как найти периметр такого квадрата? Предлагается учащимся его найти способом сложения длин сторон. Записать результаты на доске.

А как по-другому можно было найти тот же периметр?

Давайте умножим числа, выражающие длины сторон, на 4, не обращая пока внимания на запятые (учащиеся работают на месте)

1,42 · 4 = 568;

2,6 · 4 = 104.

Теперь сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Почему запятая стоит именно на этом месте. Объясните.

(Презентация Слайд 10)

Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей на натуральные числа. Слайд 11

А теперь возвращаемся к первоначальной задаче и решаем её.

Сколько рублей нужно заплатить за 25 мороженых? Слайд 12.

Найти сумму длин сторон.

В тетрадях: 1,42 + 1,42 + 1,42+1,42 = 5,68 (см);

2,6 + 2,6 + 2,6 + 2,6 =10,4 (см)

 

Умножить длину стороны квадрата на 4

В тетрадях:

1,42 · 4 = 568;

2,6 · 4 = 104.

Отличаются только запятой.

Учащиеся замечают, что они перемножили натуральные числа, а потом в ответе поставили запятую, причем запятая поставлена так ,что количество знаков после запятой в произведении совпало с количеством знаков после запятой в десятичной дроби..

- формулируют правило сами.

Делается вывод: чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо её умножить на это число, не обращая внимания на запятую. В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.

Наблюдение, проблемная

ситуация

работа с текстом

(сравнение).

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Уметь самостоятельно сформулировать новые понятия.

5.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи)

Цель: закрепить новые знания в речи; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

 

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

1)Поставьте запятую в ответе. (Презентация Слайд 13)

Задание выполняется в тетради проверяя и проговаривая устно .

(Презентация Слайд 14)

Решить практические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях Слайд 17.

 

Выполняют задание самостоятельно в тетради: самопроверка, проговаривая устно цепочкой.

2) Решают пратические задачи с комментированием у доски – один учащийся, остальные в тетрадях

Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

на Уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке.

Уметь выполнять умножение десятичных дробей натуральные числа.

6. Релаксация (физминутка).

Цель: создать условия для снятия утомления.

Выполнение упражнения для улучшения мозгового кровообращения и снятия напряжения с глаз. (Презентация Слайды 15,16)

     

Снять утомление.

7. Самостоятельная работа по вариантам. Самопроверка по эталону

Цель: создать условия

для выполнения учащимися самостоятельной работы на новые знания; организовать работу над ошибками.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайды18,19.

(Презентация Слайд 9)

Поиск затруднений, исправление ошибок.

Организация самопроверки по эталону.

Выявление места и причины затруднений, организация работы над ошибками.

Выполняют самостоятельную работу.

Затем работа в парах. Обмениваются тетрадями, проверяют решение по эталону слайда 3.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, исправляют ошибки.

Самостоятельная

работа, рефлексия, работа в группах,

взаимоконтроль.

Регулятивные УУД :

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

7. Включение в систему знаний и умений

Цель: закрепить новые знания

Решить №1306;1308 по учебнику

Решают №1306;1308

Самостоятельная

работа, рефлексия.

Самоконтроль

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа.

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности

. Организуеся рефлексия.

– Какую цель вы поставили в начале урока?

– Вы достигли цели урока?

 Что вы использовали для достижения цели?

– Что интересного вы заметили при умножении десятичных дробей на натуральное число?

– Проанализируйте результат своей работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Беседа в ходе фронтальной работы.

Фиксирование нового содержания.

Рефлексия.

Регулятивные УУД :

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности

учебной деятельности .

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Анализ конкретных результатов обучения:

какие получены достижения;

что было удачным на уроке, а что менее удачным;

объяснение причины своих неудач.

9. Информация о домашнем задании Цель: обеспечить понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: прочитать п. 34, выучить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа стр. 204, ответить на вопросы стр. 205;

№ 1330;1331

Творческое задание: придумать оригинальную задачу.

Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник.

Беседа в ходе фронтальной работы.

 

Придумывают задание в соответствии с уровнем развития.

 

Карточка самооценивания.

 

Самостоятельная работа.

І_вариант

1) Выполните :

а) 3,5 × 18 =

б) 2,07 × 37 =

в) 0,486 × 15 =

г) (12,34 – 3,56) × 14

ІІ _вариант

1) Выполните :

а) 4,5 × 16 =

б) 4,07 × 28 =

в) 0,315 × 18 =

г) (8,34 + 12,46) × 21

Ф. И. ____________________________________

 

Задание

Оценка

Устная работа

 

Практическая задача

 

Поставить запятые в произведениях

 

Решение примеров

 

Самостоятельная работа

 

Итого: ваша оценка за урок

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации