Урок математики в 6 классе «Умножение десятичной дроби на натуральное число»

3
0
Материал опубликован 15 May 2020 в группе

Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде. ЖИТЬ

/data/files/e1589503649.docx (Приложение 5)

/data/files/p1589503627.docx (Приложение 4)

/data/files/t1589503611.docx (Приложение 3)

/data/files/y1589503595.docx (Приложение 1)

 

Гусенкова Екатерина Андреевна – учитель математики.

Урок математики по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Предметная область: математика.

Цели: - создать условия для поиска и восприятия новой информации; ввести алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число; отработать навыки умножения десятичной дроби на однозначное и многозначное натуральное число; показать значимость темы на примере решения практических задач.

Задачи:

Обучающая: Сформировать умения конструировать алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число, иллюстрировать примерами соответствующее правило и вычислять произведение десятичной дроби на натуральное число.

Развивающая: Способствовать развитию математической речи, умению извлекать необходимую информацию из математического текста, навыков сотрудничества со сверстниками. Развитие познавательной активности и интереса к изучению математики.

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе. Формирование патриотизма. Воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого в суровое военное время блокады Ленинграда. Способствовать воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной.

Методическая разработка:

Предмет

Математика

Класс

6

Автор УМК

Е. А. Бунимович

Тема урока

Умножение десятичной дроби на натуральное число.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: умеют грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивают аргументацию, проявляют самостоятельность и личную ответственность, умеют осуществлять самооценку на основе критерия.

Предметные: умеют умножать десятичную дробь на натуральное число, применяют умения для решения практических задач. Умеют анализировать математический текст и извлекать из него необходимую информацию.

Метапредметные:

регулятивные: формулируют цель урока с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, работают по коллективно составленному плану, контролируют и оценивают правильность выполненных действий в соответствии с критериями.

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличают новое знание от уже известного, находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Дают оценку своим действиям и оценивают результат.

коммуникативные: умеют полно и точно выражать свои мысли в устной форме, слушают и понимают партнеров, совместно договариваются о правилах работы в группе и следуют им, согласованно выполняют совместную деятельность.

Технологии обучения

Личностно-ориентированное обучение, проблемный диалог, шкала развития, педагогика сотрудничества.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование.

ПК, проектор, колонки, интерактивная доска, магнитная доска, магниты, учебник, раздаточный материал (рабочий лист ученика, комплект для составления алгоритма, машина «Полуторка» + магнит), кусочки черного хлеба 200 г. и 125 г., завернутых в газету, медаль «За отвагу» (по возможности).

Оформление доски.

На магнитной доске изобразить схематическую карту «Дороги жизни» по Ладожскому озеру.

Распечатка демонстрационной продовольственной карточки,

 

Ход урока

I Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Прошу, присаживайтесь.

II Актуализация знаний.

- Какую тему вы сейчас изучаете? (Сложение, вычитание дробей, умножение и деление на 10, 100, 1000 и т.д.).

- Вспомним правила. (закончить предложение) (СЛАЙД 2)

При сложении десятичных дробей следует…

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно…

Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. надо…

- Следующее задание – выполнить действия.

На экране:

19,41*100 =1941 (10+9,45)*100=1945

220,6:10=22,06 (150,6-60,1):10=9,05 (СЛАЙД 3)

- Вы сегодня будете работать на рабочем листе (приложение 1). В нем есть отведенные для вычислений место.

- После каждого задания обводите количество набранных баллов за его выполнение.

- Оцените свою работу, поставив количество баллов.

Все правильно 1б., решил с подсказкой 0,5б., не решил 0б

III Мотивация к учебной деятельности.

- Посмотрите на получившиеся результаты, нет ли у вас какой-нибудь ассоциации с ними?

- Что символизируют эти числа? (Начало и окончание ВОВ)

- Почему эти даты важны для нас всех? (варианты детей)

- Совершенно верно, наша задача – помнить и чтить память тех людей, благодаря которым у нас мирное небо, и чтобы мы никогда не допускали повторения тех страшных дней.

- И как сказал Михаил Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (СЛАЙД 4)

- Отцы, братья, мужья уходили на фронт, а оставшиеся работали и помогали, как могли.

- Как вы думаете, оставшимся было легко? (нет)

(ПРОСМОТР РОЛИКА) (СЛАЙД 5-6) (приложение 2)

- Где могла произойти подобная ситуация? (варианты детей)

- Во время войны люди старались помогать друг другу. Так, например, когда г. Ленинград попал в блокаду, жителям этого города помогали все, кто мог.

- Что значит блокада? (нет выхода)

- Нехватка хлеба и всех остальных продуктов стала причиной ввода продовольственных карточек. (СЛАЙД 4) (прикрепить демонстрационную карточку магнитом к доске) (приложение 3). По ним люди получали продукты. Нормы выдачи продуктов у населения были разными.

- Посмотрите на таблицу (СЛАЙД 7-8)

Вид населения

Продукты

Рабочие

Хлеб – 0,8 кг

Сахар – 0,8 кг

Служащие

Хлеб – 0,5 кг

Сахар – 0,6 кг

Иждивенцы

Хлеб – 0,4 кг

Сахар – 0,4 кг

Дети до 12 лет

Хлеб – 0,4 кг

Сахар – 0,6 кг


IV Вхождение в тему урока.

- Что видно из таблицы?

- Кто получал продуктов больше?

- Как вы думаете, почему рабочим выдавалось больше?

-Давайте посчитаем, сколько кг продуктов получали люди за неделю (СЛАЙД 9)

- Что для этого нужно сделать? (умножить 0,8 на 7)

- Как называется число 0,8 и 7? (десятичная дробь и натуральное число)

- Умеете ли вы умножать десятичную дробь на натуральное число? Возникает проблема?

- Тогда какая тема нашего урока? (умножение десятичной дроби на натуральное число)

- Какая цель на сегодняшний урок? (научиться умножать десятичную дробь на натуральное число) (СЛАЙД 10)

V Построение проекта выхода из затруднения.

(На магнитной доске шкала достижения результата, учитель прикрепляет заранее распечатанную цель на вершину стрелочки (можно написать)). (приложение 4)

 

ПЛАН

t1589503260aa.gifУмею умнож. дес. дроби на натур. число

Решение задач

Умнож.на многозн.число

Умнож.на однознач.число

Не умею

- Запишите тему урока в рабочий лист.

- Какие числа при умножении десятичной дроби на число могут встретиться? (однозначные, многозначные)

- С каких чисел начнем?

(Прикрепить (написать) на шкале этапы достижения цели).

- А что еще мы должны рассмотреть? (задачи)

(во время обсуждения прикрепить на доску к шкале план)

- Мы составили с вами стратегический план урока, который надо выполнить.

- У вас на партах лежат листочки, на них написаны алгоритмы умножения десятичных дробей. Они перемешаны и есть лишнее. Составьте алгоритм того, как умножить десятичную дробь на натуральное число. (работа в парах). 1 ребенок составляет на интерактивной доске в презентации.

- Поделитесь своим результатом. (спросить несколько пар).

- У кого так же, поднимите руку.

- Где мы можем найти информацию о том, правильно ли мы сделали? (в учебнике).

- Откройте учебник на стр. 69 и найдите слова, подтверждающие вашу правоту.

- Итак, как нужно умножать десятичную дробь на натуральное число?

1) Перемножить числа не обращая внимания на запятую

2) в результате отделить запятой столько знаков, сколько их содержится в множителе, являющимся десятичной дробью. (СЛАЙД 11)

- Оставьте алгоритм на середине парты, он нам пригодится в течении всего урока.

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Теперь вы можете посчитать, сколько килограмм продуктов необходимо на 1 неделю?

- Несколько учеников по очереди выходят к интерактивной доске и записывают ответы прямо на экране.

- Заполните каждый таблицу, и сверим ваши результаты. (СЛАЙД 12)

- Оцените свою работу с таблицей, поставив баллы в табличке.

Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.


 

- Хлеб военного времени отличался от современного. (СЛАЙД 13)

- Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли разные добавки, такие как:

Пищевая целлюлоза – 0,1 части (0,1*700=70гр.)

Ржаная мука – 0,73 части. (0,73*700=511гр.)

Вытряски из мешков – 0,02 части (0,02*700=14гр.)

Кукурузная мука – 0,03 части (0,03*700=21гр)

- Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба, если буханка военного времени весила примерно 700 грамм.

- Что для этого нужно сделать?

- Какое правило нам поможет?

- Как правильно записать эти числа? (с первыми 2мя у доски с объяснением и проговариванием правила работает ученик)

- Остальные компоненты посчитайте сами и запишите результат вычислений в рабочий лист.

- Сверьте результаты и оцените свою работу с таблицей, поставив баллы в табличке.

Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.


 

VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-В блокадном Ленинграде нормы выдачи хлеба снижались 5 раз.

- Посчитайте, сколько граммов хлеба получали жители блокадного города по продовольственной карточке, если получившаяся норма хлеба составляет 0,625 части от 200 г. (СЛАЙД 14)

- Какое правило вам поможет решить эту задачу?

- Результаты вычислений запишите в рабочий лист.

- Сверьте результаты и оцените свою работу.

Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.

-Эти 125 г. хлеба стали символом блокады Ленинграда и называли их тогда «восьмушка».

- Как вы думаете, почему? (показать кусочки 200 г хлеба и 125 г хлеба, сделать акцент на то, что это была суточная норма) (хлеб лучше взять черный, бородинский)

- Продовольствие в осажденный город везли по Ладожскому озеру, которое стали называть «Дорогой жизни». (СЛАЙД 15)

- По льду могли пройти только легкие автомобили, тогда идеальными для этого были ГАЗ-АА. Военная "полуторка" с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию. Как вы думаете, почему их так называли? (масса 1,5 тонны) (СЛАЙД 16)

- Ребята, а если бы вам дали возможность привезти продукты в Ленинград, чтобы вы привезли?

- А теперь представьте, что у вас есть такая возможность. Вы можете загрузить грузовики любым продовольствием и отвезти в блокадный город по «Дороге жизни».

- У вас на партах лежат грузовики– «полуторки» (приложение 5), на каждом из них написано количество грузовиков, которые вы наполняете. Придумайте, какими продуктами вы их будете загружать, напишите их на грузовиках и посчитайте вес этого продовольствия. (работа в паре).

на грузовиках: 15 грузовиков; 12 грузовиков; 23 грузовика; 13 грузовиков; 16 грузовиков (с каждым числом работает 3 пары)

- Как вы будете считать?

(После подсчетов спросить несколько пар)

- Что вы загрузили в свои грузовики?

- Как вы это посчитали? (проговорить правило)

- Сверьте свои результаты. (СЛАЙД 17)

- Поставьте на дорогу свои грузовики, прикрепив их магнитом. (на импровизированную карту прикрепляются все грузовики)

- Оцените свою работу.

Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.

- Ну, вот ребята мы привезли продовольствие и нас наградили медалью (показать медаль на слайде и настоящую медаль «ЗА ОТВАГУ») (СЛАЙД 18).

- Она тяжелая и весит 40 грамм. Скажите, а можно ли отвагу, мужество, терпение и героизм измерить граммами или тоннами?

Конечно же, нет! Это ничем не измерить, оно бесценно!


 

VIII Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.

- Какие цели были на урок? Достигнуты ли они?

- Давайте вернемся к нашему стратегическому плану, посмотрите на него, и скажите, все ли пункты этого плана выполнены вами?

- Возникают ли у вас трудности при умножении десятичной дроби на однозначное натуральное число?

-…на многозначное число?

- Кто испытывает затруднения при решении задач?

- У нас это первый урок на эту тему, и мы еще будем учиться решать задачи.

- Посчитайте количество набранных вами баллов за урок и обведите ту оценку, которую сегодня заработали. Листы сдадите перед выходом из кабинета.

- Домашнее задание стр.69 выучить правило, стр.70 выбрать и решить любые 2 номера. (СЛАЙД 19)

И закончить я хочу такими строками: (СЛАЙД 20)

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли –

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Вы отлично поработали! Спасибо вам за урок! До свидания!

Использованная литература.

Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.

Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.

Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 45(3) с.

Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Сафонов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.

https://histrf.ru/biblioteka/b/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy

https://warspro.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna/period-korennogo-pereloma/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada

https://zen.yandex.ru/media/4traveler/doroga-jizni-glavnyi-blokadnyi-marshrut-5d3b2e2dd7859b00ae3d879f

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации