Урок математики в 6 классе «Умножение десятичной дроби на натуральное число»
Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде. ЖИТЬ
/data/files/e1589503649.docx (Приложение 5)
/data/files/p1589503627.docx (Приложение 4)
/data/files/t1589503611.docx (Приложение 3)
/data/files/y1589503595.docx (Приложение 1)
Гусенкова Екатерина Андреевна – учитель математики.
Урок математики по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Предметная область: математика.
Цели: - создать условия для поиска и восприятия новой информации; ввести алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число; отработать навыки умножения десятичной дроби на однозначное и многозначное натуральное число; показать значимость темы на примере решения практических задач.
Задачи:
Обучающая: Сформировать умения конструировать алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число, иллюстрировать примерами соответствующее правило и вычислять произведение десятичной дроби на натуральное число.
Развивающая: Способствовать развитию математической речи, умению извлекать необходимую информацию из математического текста, навыков сотрудничества со сверстниками. Развитие познавательной активности и интереса к изучению математики.
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и парной работе. Формирование патриотизма. Воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого в суровое военное время блокады Ленинграда. Способствовать воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной.
Методическая разработка:
|
Предмет |
Математика |
|
Класс |
6 |
|
Автор УМК |
Е. А. Бунимович |
|
Тема урока |
Умножение десятичной дроби на натуральное число. |
|
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
|
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: умеют грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивают аргументацию, проявляют самостоятельность и личную ответственность, умеют осуществлять самооценку на основе критерия. Предметные: умеют умножать десятичную дробь на натуральное число, применяют умения для решения практических задач. Умеют анализировать математический текст и извлекать из него необходимую информацию. Метапредметные: регулятивные: формулируют цель урока с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, работают по коллективно составленному плану, контролируют и оценивают правильность выполненных действий в соответствии с критериями. познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличают новое знание от уже известного, находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Дают оценку своим действиям и оценивают результат. коммуникативные: умеют полно и точно выражать свои мысли в устной форме, слушают и понимают партнеров, совместно договариваются о правилах работы в группе и следуют им, согласованно выполняют совместную деятельность. |
|
Технологии обучения |
Личностно-ориентированное обучение, проблемный диалог, шкала развития, педагогика сотрудничества. |
|
Методы и формы обучения |
Частично-поисковый, фронтальная, групповая, индивидуальная. |
|
Оборудование. |
ПК, проектор, колонки, интерактивная доска, магнитная доска, магниты, учебник, раздаточный материал (рабочий лист ученика, комплект для составления алгоритма, машина «Полуторка» + магнит), кусочки черного хлеба 200 г. и 125 г., завернутых в газету, медаль «За отвагу» (по возможности). |
|
Оформление доски. |
На магнитной доске изобразить схематическую карту «Дороги жизни» по Ладожскому озеру. Распечатка демонстрационной продовольственной карточки, |
Ход урока
I Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, очень рада вас видеть. Прошу, присаживайтесь.
II Актуализация знаний.
- Какую тему вы сейчас изучаете? (Сложение, вычитание дробей, умножение и деление на 10, 100, 1000 и т.д.).
- Вспомним правила. (закончить предложение) (СЛАЙД 2)
При сложении десятичных дробей следует…
Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. нужно…
Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д. надо…
- Следующее задание – выполнить действия.
На экране:
19,41*100 =1941 (10+9,45)*100=1945
220,6:10=22,06 (150,6-60,1):10=9,05 (СЛАЙД 3)
- Вы сегодня будете работать на рабочем листе (приложение 1). В нем есть отведенные для вычислений место.
- После каждого задания обводите количество набранных баллов за его выполнение.
- Оцените свою работу, поставив количество баллов.
Все правильно 1б., решил с подсказкой 0,5б., не решил 0б
III Мотивация к учебной деятельности.
- Посмотрите на получившиеся результаты, нет ли у вас какой-нибудь ассоциации с ними?
- Что символизируют эти числа? (Начало и окончание ВОВ)
- Почему эти даты важны для нас всех? (варианты детей)
- Совершенно верно, наша задача – помнить и чтить память тех людей, благодаря которым у нас мирное небо, и чтобы мы никогда не допускали повторения тех страшных дней.
- И как сказал Михаил Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» (СЛАЙД 4)
- Отцы, братья, мужья уходили на фронт, а оставшиеся работали и помогали, как могли.
- Как вы думаете, оставшимся было легко? (нет)
(ПРОСМОТР РОЛИКА) (СЛАЙД 5-6) (приложение 2)
- Где могла произойти подобная ситуация? (варианты детей)
- Во время войны люди старались помогать друг другу. Так, например, когда г. Ленинград попал в блокаду, жителям этого города помогали все, кто мог.
- Что значит блокада? (нет выхода)
- Нехватка хлеба и всех остальных продуктов стала причиной ввода продовольственных карточек. (СЛАЙД 4) (прикрепить демонстрационную карточку магнитом к доске) (приложение 3). По ним люди получали продукты. Нормы выдачи продуктов у населения были разными.
- Посмотрите на таблицу (СЛАЙД 7-8)
|
Вид населения |
Продукты |
|
Рабочие |
Хлеб – 0,8 кг Сахар – 0,8 кг |
|
Служащие |
Хлеб – 0,5 кг Сахар – 0,6 кг |
|
Иждивенцы |
Хлеб – 0,4 кг Сахар – 0,4 кг |
|
Дети до 12 лет |
Хлеб – 0,4 кг Сахар – 0,6 кг |
IV Вхождение в тему урока.
- Что видно из таблицы?
- Кто получал продуктов больше?
- Как вы думаете, почему рабочим выдавалось больше?
-Давайте посчитаем, сколько кг продуктов получали люди за неделю (СЛАЙД 9)
- Что для этого нужно сделать? (умножить 0,8 на 7)
- Как называется число 0,8 и 7? (десятичная дробь и натуральное число)
- Умеете ли вы умножать десятичную дробь на натуральное число? Возникает проблема?
- Тогда какая тема нашего урока? (умножение десятичной дроби на натуральное число)
- Какая цель на сегодняшний урок? (научиться умножать десятичную дробь на натуральное число) (СЛАЙД 10)
V Построение проекта выхода из затруднения.
(На магнитной доске шкала достижения результата, учитель прикрепляет заранее распечатанную цель на вершину стрелочки (можно написать)). (приложение 4)
|
ПЛАН
Решение задач Умнож.на многозн.число Умнож.на однознач.число Не умею |
- Запишите тему урока в рабочий лист.
- Какие числа при умножении десятичной дроби на число могут встретиться? (однозначные, многозначные)
- С каких чисел начнем?
(Прикрепить (написать) на шкале этапы достижения цели).
- А что еще мы должны рассмотреть? (задачи)
(во время обсуждения прикрепить на доску к шкале план)
- Мы составили с вами стратегический план урока, который надо выполнить.
- У вас на партах лежат листочки, на них написаны алгоритмы умножения десятичных дробей. Они перемешаны и есть лишнее. Составьте алгоритм того, как умножить десятичную дробь на натуральное число. (работа в парах). 1 ребенок составляет на интерактивной доске в презентации.
- Поделитесь своим результатом. (спросить несколько пар).
- У кого так же, поднимите руку.
- Где мы можем найти информацию о том, правильно ли мы сделали? (в учебнике).
- Откройте учебник на стр. 69 и найдите слова, подтверждающие вашу правоту.
- Итак, как нужно умножать десятичную дробь на натуральное число?
1) Перемножить числа не обращая внимания на запятую
2) в результате отделить запятой столько знаков, сколько их содержится в множителе, являющимся десятичной дробью. (СЛАЙД 11)
- Оставьте алгоритм на середине парты, он нам пригодится в течении всего урока.
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Теперь вы можете посчитать, сколько килограмм продуктов необходимо на 1 неделю?
- Несколько учеников по очереди выходят к интерактивной доске и записывают ответы прямо на экране.
- Заполните каждый таблицу, и сверим ваши результаты. (СЛАЙД 12)
- Оцените свою работу с таблицей, поставив баллы в табличке.
Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.
- Хлеб военного времени отличался от современного. (СЛАЙД 13)
- Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф «секретно». Муки не хватало, в хлеб добавляли разные добавки, такие как:
Пищевая целлюлоза – 0,1 части (0,1*700=70гр.)
Ржаная мука – 0,73 части. (0,73*700=511гр.)
Вытряски из мешков – 0,02 части (0,02*700=14гр.)
Кукурузная мука – 0,03 части (0,03*700=21гр)
- Вычислите, сколько граммов составляет каждый компонент хлеба, если буханка военного времени весила примерно 700 грамм.
- Что для этого нужно сделать?
- Какое правило нам поможет?
- Как правильно записать эти числа? (с первыми 2мя у доски с объяснением и проговариванием правила работает ученик)
- Остальные компоненты посчитайте сами и запишите результат вычислений в рабочий лист.
- Сверьте результаты и оцените свою работу с таблицей, поставив баллы в табличке.
Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.
VII Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-В блокадном Ленинграде нормы выдачи хлеба снижались 5 раз.
- Посчитайте, сколько граммов хлеба получали жители блокадного города по продовольственной карточке, если получившаяся норма хлеба составляет 0,625 части от 200 г. (СЛАЙД 14)
- Какое правило вам поможет решить эту задачу?
- Результаты вычислений запишите в рабочий лист.
- Сверьте результаты и оцените свою работу.
Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.
-Эти 125 г. хлеба стали символом блокады Ленинграда и называли их тогда «восьмушка».
- Как вы думаете, почему? (показать кусочки 200 г хлеба и 125 г хлеба, сделать акцент на то, что это была суточная норма) (хлеб лучше взять черный, бородинский)
- Продовольствие в осажденный город везли по Ладожскому озеру, которое стали называть «Дорогой жизни». (СЛАЙД 15)
- По льду могли пройти только легкие автомобили, тогда идеальными для этого были ГАЗ-АА. Военная "полуторка" с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию. Как вы думаете, почему их так называли? (масса 1,5 тонны) (СЛАЙД 16)
- Ребята, а если бы вам дали возможность привезти продукты в Ленинград, чтобы вы привезли?
- А теперь представьте, что у вас есть такая возможность. Вы можете загрузить грузовики любым продовольствием и отвезти в блокадный город по «Дороге жизни».
- У вас на партах лежат грузовики– «полуторки» (приложение 5), на каждом из них написано количество грузовиков, которые вы наполняете. Придумайте, какими продуктами вы их будете загружать, напишите их на грузовиках и посчитайте вес этого продовольствия. (работа в паре).
на грузовиках: 15 грузовиков; 12 грузовиков; 23 грузовика; 13 грузовиков; 16 грузовиков (с каждым числом работает 3 пары)
- Как вы будете считать?
(После подсчетов спросить несколько пар)
- Что вы загрузили в свои грузовики?
- Как вы это посчитали? (проговорить правило)
- Сверьте свои результаты. (СЛАЙД 17)
- Поставьте на дорогу свои грузовики, прикрепив их магнитом. (на импровизированную карту прикрепляются все грузовики)
- Оцените свою работу.
Решил правильно 1б, решил с подсказкой 0,5б., не решил 0 б.
- Ну, вот ребята мы привезли продовольствие и нас наградили медалью (показать медаль на слайде и настоящую медаль «ЗА ОТВАГУ») (СЛАЙД 18).
- Она тяжелая и весит 40 грамм. Скажите, а можно ли отвагу, мужество, терпение и героизм измерить граммами или тоннами?
Конечно же, нет! Это ничем не измерить, оно бесценно!
VIII Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подходит к концу и нам пора подводить итоги.
- Какие цели были на урок? Достигнуты ли они?
- Давайте вернемся к нашему стратегическому плану, посмотрите на него, и скажите, все ли пункты этого плана выполнены вами?
- Возникают ли у вас трудности при умножении десятичной дроби на однозначное натуральное число?
-…на многозначное число?
- Кто испытывает затруднения при решении задач?
- У нас это первый урок на эту тему, и мы еще будем учиться решать задачи.
- Посчитайте количество набранных вами баллов за урок и обведите ту оценку, которую сегодня заработали. Листы сдадите перед выходом из кабинета.
- Домашнее задание стр.69 выучить правило, стр.70 выбрать и решить любые 2 номера. (СЛАЙД 19)
И закончить я хочу такими строками: (СЛАЙД 20)
Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли –
Нам нужен мир навеки! Навсегда!
Вы отлично поработали! Спасибо вам за урок! До свидания!
Использованная литература.
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 240 с.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы: проект. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова, С.Б. Суворова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 45(3) с.
Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Сафонов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
https://histrf.ru/biblioteka/b/blokadnyi-khlieb-simvol-zhizni-i-nadiezhdy
Умею умнож. дес. дроби на натур. число