12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульнара Казкенова112

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В УСЛОВИЯХ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.Е.Казкенова, учитель русского языка и литературы школы-лицея №16

города Павлодара, kazkenova1961@mail.ru

Аннотация

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. В данной статье представлен опыт работы учителя по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся, способствующей саморазвитию личности ученика.


Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одарённость, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми участниками образовательного процесса, обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Использование технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий создания успешной модели выпускника школы. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Поэтому формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры является приоритетным направлением современной системы обучения и воспитания.

Целью данной работы является осуществление проектно-исследовательской деятельности во внеурочной форме учебно-познавательного процесса как одно из возможностей достижения нового качества образования. Достижение цели возможно посредством реализации задач:

теоретическое осмысление проблемы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время;

планирование и организация работы по формированию исследовательских навыков;

создание условий для развития одаренности учащихся различной направленности;

формирование общего развития учащихся, исследовательских умений и навыков.

Ожидаемые результаты: успешное выступление учащихся на научных соревнованиях школьников, научно-практических конференциях, конкурсах; формирование умений и навыков проектно-исследовательской деятельности, личности учащегося, способной к саморазвитию.

Внеурочная образовательная деятельность – это различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников: массовые, групповые и индивидуальные. Так, массовая внеурочная работа может проводить­ся в форме вечеров и спектаклей, викторин и познавательных игр, конкурсов и выставок, конфе­ренций и предметных недель. К групповым внеурочным занятиям можно отне­сти факультативы, школьный совет по учебному предмету, кружки, творческие объединения уча­щихся, клубы, ученическое научное общество. Предметом обсуждения в данной статье является индивидуальная внеурочная учебная деятельность, которая осуществляется в виде ис­следовательских работ, конструирования, проект­ной деятельности, прикладных работ. Условия проектно-исследовательской деятельности наиболее всего способствуют саморазвитию личности ученика. В слове «саморазвитие» выделяется две составляющие: «сам» и «развитие». Первая часть обращена к «Я» личности. В слове «развитие» ясно звучит «развертывание» чего-нибудь, что уже существовало в свернутом виде до начала процесса. В философии под развитием понимают направленное, необратимое и закономерное изменение, приводящее к возникновению нового качества. Значит, саморазвитие личности – это развертывание, раскрытие самой личностью изначально имеющихся у нее свойств, задатков, превращение их в процессе общения, учения, познания в способности, которыми определяется успешность выполнения различных видов деятельности. Это стремление личности к самореализации, к самосовершенствованию. [1]

Исследовательский проект – это способ исследования, изучения выявленной, интересующей субъект проблемы. Проблема может быть стара как мир, но способы, пути ее разрешения и осмысления могут быть самыми разнообразными, оригинальными. Ученическое исследование значимо, прежде всего, для самого исследователя: он не только открывает для себя принципиальную решаемость задач, обозначенных в контексте проблемы, но и убеждается в познаваемости мира и в своих собственных возможностях.

Цель исследовательской деятельности в школе заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Следовательно, самостоятельно получаемые учеником в результате исследовательской или проектно-поисковой деятельности, являются новыми не для человеческой культуры, а для конкретного учащегося, иначе говоря, личностно значимыми.

Под проектно-исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

постановка проблемы;

изучение теории, посвященной данной проблематике;

подбор методик исследования и практическое овладение ими;

сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

собственные выводы.

Исследовательская деятельность предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. [2]

В школе-лицее №16 города Павлодара под руководством директора Мигуновой Т.А. создано и функционирует на протяжении нескольких лет научное общество учащихся, которое призвано решать задачи приобщения школьников к проектно-исследовательской деятельности, направлено на раскрытие творческого потенциала школьника. Школьное НОУ организовано таким образом, что охватывает все ступени обучения учащихся: для 1-4 классов действует подразделение «Зерде», для 5-8 классов – «Жалын» и для 9-11 классов – «Табыс». Также в состав НОУ входят учителя школы, направляющие проектно-исследовательскую деятельность учеников. Председателем НОУ является ученица София М., имеющая опыт исследования в научной области «Лингвистика», дважды победитель республиканских научных соревнований школьников. Координируют деятельность общества заместители директора школы по работе с одаренными. Внутри выделенных структурных подразделений существуют творческие группы по организации поисковой деятельности в рамках учебного предмета. Секция предметов гуманитарного направления является одним из ключевых звеньев школьного научного общества учеников.

На первом заседании секции «Лингвистика» ребята выбирают интересную для себя тему (тема должна носить проблемный характер). Затем идет активное групповое обсуждение всех выбранных тем, выделяются ключевые слова, формируются аспекты научного поиска. Юные исследователи разбивают тему на подтемы, создают картотеку проблемы и изучают ее на основе научной литературы: определяют основные мысли статьи, книги, выписывает тезисы.

Следующим этапом творческого осмысления теоретического материала является составление понятийно-терминологического словаря по теме – глоссария. Выделенные термины и понятия должны быть органичны, естественны в речи исследователя, поэтому они постоянно проговариваются, обсуждаются на занятии секции.

Когда проблема изучена, осмыслена, наступает этап ее описания и оформления. В ходе данной работы уточняется формулировка темы (это повествовательное предложение с ключевым словом-понятием, требующим разрешения), выстраивается гипотеза и определяется цель. Ученики понимают, что цель одна и вбирает в себя все проблемы, обозначенные в работе (обычно это отглагольное существительное), из цели вытекают задачи, их должно быть не меньше трех, но и не больше пяти (используется инфинитив), причем каждая задача предполагает композиционное решение – структурно-обусловленное деление темы (главы). Решение задач предопределяет выводы.

Юные исследователи овладевают способами решения задач, методами и приемами их реализации. Они уже четко представляют и могут обосновать актуальность темы, ее научную новизну и практическую значимость, которая складывается из начитанности ими теоретического материала, знания степени изученности и освещения проблемы в научной литературе. В практической части исследования представляется самостоятельно обработанный фактический материал: показана типология, классификация, система знаний по рассматриваемой проблеме, приведены примеры, результаты социологических исследований. Во время защиты проекта школьники в течение отведенного времени доказывают важность сделанных им выводов, полученных результатов, при этом получают опыт публичного выступления, совершенствуют свои речевые навыки, умение отвечать на вопросы оппонентов, помня, чем больше вопросов, тем интереснее работа. Они понимают, что главный результат исследовательской деятельности – это знания, которые приобретены самостоятельно, осознанно. Никто лучше самих юных исследователей не разбирается в этой проблеме, мало, кто раньше исследовал этот материал (Приложение 1).

Из всего многообразия форм, типов ученических внеурочных работ как индивидуальных, так и групповых, исследовательские проекты являются наиболее активным способом организации познавательной деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность предполагает построение процесса формирования у школьников широкого спектра компетентностей, что является самым актуальным требованием образования на современном этапе. Осваивая формы и способы взаимодействия и сотрудничества в группе, используя разнообразные средства устной и письменной коммуникации, отбирая средства, стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач, школьники развивают коммуникативную компетентность. Определение проблемы исследования, умения ставить цель и определять задачи, планировать и организовывать процесс исследования, отбирать методы и приемы, оценивать свою деятельность и осуществлять рефлексию по ее ходу способствуют формированию компетентности разрешения проблем. Информационная компетентность складывается в процессе работы с информацией по теме исследования, когда ученик самостоятельно находит информацию, критически оценивает ее, интерпретирует, структурирует, применяя при этом логические операции (анализ, синтез, обобщение, доказательство, мысленный эксперимент, моделирование). Ясно, что данный подход способствует, в первую очередь, саморазвитию личности ученика, способной реализовать свои возможности и способности как в школьной, так и во взрослой жизни в дальнейшем.

Ежегодно в апреле в школе проходит школьная научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ «Школьная весна», одной из задач которой является демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся. Конференция организована таким образом, что учащиеся могут представить свои проекты в соответствующих секциях. Секция предметом гуманитарного направления называется «Филология и история». Заранее разрабатывается положение, составляется заявочный список (Приложение 2). Защита проходит согласно положению, в качестве жюри выступают приглашенные ученые, ученики, имеющие опыт участия в научных соревнованиях школьников. Лауреаты конференции награждаются дипломами и памятными призами. Оргкомитет даёт рекомендации по участию в научных конференциях более высокого уровня.

Таким образом, в моей практике сложился определенный опыт по формированию навыков проектно-исследовательской деятельности. В феврале 2019 года по инициативе «Центра занятости и развития детской одаренности «Павлодар дарыны» отдела образования города Павлодара» для учителей города был проведен воркшоп «Из опыта работы по реализации научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время» (Приложение 3).

Результатом работы является творческая активность учащихся, которые представляют свои проекты на научных соревнования школьников различного уровня, среди которых победители городского, областного этапов. Три года подряд учащиеся школы становятся победителями и призерами Республиканских научных соревнований школьников, которые проходят в городе Алматы. Юные исследователи выступают на Международных Сатпаевских чтениях (ПГУ имени С. Торайгырова), Республиканской научно-практической конференции «Малая академия» (ИнЕУ), о чем свидетельствуют их награды и сертификаты. Одним словом, проектно-исследовательская деятельность очень увлекает школьников: кто попробовал один раз успешно создать проект, тот никогда не остановится на достигнутом. Конкурсы, где можно сравнить себя с другими, показать свою состоятельность являются большим стимулом для ученика и педагога. Именно в таких условиях происходит саморазвитие личности ученика, тютором, безусловно, данного процесса выступает учитель-исследователь.

Список использованной литературы

1.Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития. Казань, 2009г, 222с.

2.Гузеев. В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы. Москва, 2010г. С. 49-53



Приложение 1


СТРУКТУРА ПРОЕКТА

1. АБСТРАКТ (НАЗВАНИЕ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, АННОТАЦИЯ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ, НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ)

2. ВВЕДЕНИЕ: ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОЕКТА

3. ДВЕ ГЛАВЫ

ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКАЯ (РАССМОТРЕНИЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ)

ГЛАВА IIПРАКТИЧЕСКАЯ (СОБСТВЕННО ИСЛЕДОВАНИЕ)

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОДЫ ПО ХОДУ ИССЛЕДОВАНИЯ

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (НЕ МЕНЕЕ 10-12 АВТОРОВ)

6. ПРИЛОЖЕНИЕ (ВОПРОСЫ ОПРОСА, ТАБЛИЦЫ, ГРАФИКИ, ДИАГРАММЫ, ФОТОГРАФИИ И Т.П.)

7. ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (ОБЪЕМ - ДО 20 СТРАНИЦ)

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

(ФОРМУЛИРУЕТСЯ В ВИДЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕ КОНСТАТАТИРУЮЩЕГО ХАРАКТЕРА)

(ТЕМОЙ ОБУСЛОВЛЕНА ЦЕЛЬ…)

ЦЕЛЬОТГЛАГОЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ, УСТАНОВЛЕНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ …)

ЗАДАЧИ

(ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:…)

ФОРМУЛИРУЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГЛАГОЛОВ: ИЗУЧИТЬ, ВЫЯСНИТЬ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В …; ВЫЯВИТЬ…; ПОКАЗАТЬ…; ДОКАЗАТЬ, ЧТО …; РАЗАРАБОТАТЬ

ГИПОТЕЗА – ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ-ТЕЗИС ПРОЕКТА, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ДОКАЗАТЬ В ХОДЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ В ВИДЕ УТВЕРДИТЕЛЬНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ УСЛОВНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЕСЛИ…, ТО…

ОБЪЕКТ – ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОЦЕСС, Т.Е. ЧАСТЬ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ – ОБЩЕЕ (НА ЧТО НАПРАВЛЕНО ИССЛЕДОВАНИЕ)

ПРЕДМЕТ – КОНКРЕТНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ (ЧАСТНОЕ)


Приложение 2


ГУ «Школа-лицей №16 города Павлодара»

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении секции «История и филология»

в рамках научно-практической конференции «Школьная весна – 2019»

1. Общие положения

1.1 Конференция проводится один раз в год и призвана активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской работе.

1.2 Организатор Конференции – администрация школы-лицея №16.

2. Цель и задачи Конференции

2.1. Конференция проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования навыков исследования и развития исследовательских способностей.

2.2. Задачи Конференции:

выявление талантливых школьников, проявляющих интерес к научно- исследовательской деятельности, оказание им поддержки;

вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, приобщение к решению задач, имеющих практическое значение для развития науки, культуры;

демонстрация и пропаганда лучших достижений учащихся, опыта работы учителей по организации научно-исследовательской деятельности.

3. Участники Конференции

3.1. В работе Конференции принимают участие учащиеся 1-10 классов, подготовившие рефераты, научно-исследовательские работы, творческие проекты согласно положению.

3.2. Допускается индивидуальное, групповое участие в Конференции.

3.3. В качестве слушателей могут присутствовать учащиеся, учителя и родители.

4. Сроки и место проведения Конференции

Конференция состоится 27 апреля 2019 года. Сроки проведения отражены в плане работы школы, утверждены приказом директора школы-лицея №16.

5. Порядок и условия проведения Конференции

5.1. Работа Конференции предусматривает заочный и финальный (очный) этап, публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях.

5.2. Анкета-заявка и работы предоставляется в назначенное Оргкомитетом время и анализируется членами жюри согласно критериям и требованиям к оформлению работы.

В день защиты доклады представляются в устной форме с использованием компьютерной презентации на секционных заседаниях или же в виде развернутого постера.

5.3 Конкурсные работы должны соответствовать исследовательскому характеру новизне, актуальности; практической значимости.

5.4 Для выступления на Конференции докладчику предоставляется 7 минут.

6. Подведение итогов

6.1 Участники Конференции, занявшие призовые места, награждаются дипломами.

6.2 Лучшие работы могут быть рекомендованы к участию в городских конкурсах и конференциях соответствующей направленности.

7. Жюри секции «История и филология»

1.К.А.А… – доцент кафедры русского языка и литературы ПГПУ, председатель жюри.

2.София М. – победитель Республиканских научных соревнований школьников.

3.Аружан Ж.– призер городского этапа Республиканских научных соревнований школьников.

Модератор секции «История и филология»учитель русского языка и литературы Г.Е.Казкенова.

Место проведения – кабинет №200.


Приложение 3

ГУ «Школа-лицей №16 города Павлодара»

ВОРКШОП

ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Дата проведения: 15.02.2019г.

Ведущий – Казкенова Г.Е., учитель русского языка и литературы

Целевая аудитория: заместители директоров, учителя школ города Павлодара.

ХОД ВОРКШОПА

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕСУРСЫ

1.Организацион-ный момент.

1 минута.

1.Приветствие. 2. Знакомство.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы предлагаем Вам стать участниками воркшопа, по теме «Из опыта реализации научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время».


2. Вызов.

Цель: установить «поле ожиданий».

6 минут


1.Стартовый шеринг. Прием «Облако тегов»

Коллеги, у каждого из нас свои смыслы, свое поле деятельности, которые в совокупности формируют общий собирательный образ конечного результата, сфокусированного в ключевом слове «проект». Я предлагаю вам свои ожидания от нашей встречи представить в Облаке тегов.

Мы вернемся к Облаку тегов в конце нашего воркшопа.

2.Видеоролик «Что прежде: одаренность или человечность?»

Возможна замена ролика на мотивационный мультфильм «О страхе на пути к успеху»

3.Выражение отношения к просмотренному в ходе свободного общения.

4.Объединение в группы. Прием «Репка, Колобок» (сформируются 2 группы: «Репка», «Колобок»).

Проформа «Облако тегов»







Ролик «Что прежде: одаренность или человечность?»

Мультфильм «О страхе на пути к успеху»

3.Основная часть. Цель:

осмысление значений воркшопа.

Итак, сегодня мы все – участники воркшопа Прежде чем перейти к теме события, поговорим о форме – «Что есть воркшоп?».

Воркшоп (дословно: цех, мастерская)– это практический семинар, сжатая (сконцентрированная) модель мастер-класса.

1.Презентация по теме воркшопа.

2. Задание 1. Перед вами перечень предметов: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное. – Придумайте условие, при котором будут полезны два или более этих предметов. Все предложенные гипотезы запишите.

Фразы, помогающие сформулировать гипотезу

1… (Что-то) влияет на … в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование … становится действенным при …

3. … (Что-то) будет …, если...

4. Предполагается, что применение … позволит повысить уровень ….

5. Если…, то… Если…, то…, так как...

6. Мы предполагаем, что ...

7. Допустим, что..., тогда ...

3.Представление результата работы.

4. Задание 2. Даны темы исследовательских проектов (на выбор). Выберите одну из тем, попробуйте сформулировать цель, задачи, гипотезу.

Роль Мышки в русской народной сказке «Репка».

Побег Колобка как способ познания мира (по мотивам русской народной сказки «Колобок»).

Влияние погоды на настроение человека

Репка как символ примирения в русской народной сказке «Репка».

5.Афиширование продукта – постера «Проект».




Презентация Слайд 2.


Презентация.


Приложение с заданием 1.

Лист А4, маркеры.












Тексты сказок «Репка», «Колобок».

Лист А3, маркеры.

4.Заключитель-

ная часть.

Цель: осознание содержательной части тренинга.

Прием «Облако тегов»

Коллеги, вы в начале встречи заполняли Облако тегов; вернемся к нему, впишите новые ассоциаты по следам занятия.


Проформа «Облако тегов»



5.Рефлексия.

Цель:

выражение отношения к деятельности

в рамках воркшопа.

1.Чек-лист Финально-рефлексивный шеринг.

2.Свободный микрофон.

Диалоговая площадка для озвучивания отношения к материалам, организации деятельности, педагогу.

Коллеги, я благодарю вас за работу аудиторию.

Всем нам желаю творческих успехов

Плакат

«Практический рюкзачок»



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.