Урок чтения в 3 классе: Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача»
Литературное чтение, 3 класс
Тема: «Самостоятельное чтение. Н.Носов. Трудная задача.»
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Педагогические цели: изучить произведение Н.Н. Носова «Трудная задача»
Планируемые результаты (предметные): обучающиеся ознакомятся с произведением Н.Н. Носова «Трудная задача»; обучатся приемам смыслового чтения, проанализируют рассказ, сформулируют выводы, основную мысль рассказа определят предназначение юмора в тексте Носова Н.Н.
Планируемые результаты (метапредметные):
Познавательные УУД:
- развивать творческое и критичное мышление;
- ориентироваться в тексте при поиске фрагментов произведения для подтверждения своего мнения;
- проводить анализ текста под руководством учителя, конкретизировать основную мысль произведения.
Коммуникативные УУД:
-сформировать умение работать в группе, в парах;
- проявить активную позицию при участии в дискуссии, терпимо относится к мнению одноклассников.
Регулятивные УУД:
-обучить навыкам смыслового чтения, умению осознавать прочитанный текст;
- грамотно выражать свою точку зрения по заданной теме;
- формулировать учебную задачу урока, проводить рефлексию собственной работы на уроке.
Личностные УУД:
- развитие навыка самоконтроля в деятельности;
-воспитание нравственных качеств личности;
- формирование потребности в дополнительном чтении произведений детских писателей;
-усвоить критичность позиции автора, выделить из юмористического текста аналогию с реальной жизнью, сделать необходимые выводы.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданием, учебник с текстом произведения, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Педагог(П.): Добрый день ребята, сегодня мы продолжаем нашу работу по разделу «Жизнь дана на добрые дела». Сегодня нас снова ждет увлекательная история от одного вашего любимого автора, но обо всем по порядку.
Проверка домашнего задания
Пересказ понравившейся части рассказа М. Зощенко «Через тридцать лет»
Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 1
П. Ребята, кто прочитает на доске эпиграф урока:
Обучающиеся (УЧ.) «Всем лучшим я обязан книгам…»
М. Горький
П. Такие поучительные слова великого русского писателя Максима Горького будут девизом нашего сегодняшнего урока.
Формулирование темы урока, постановка цели
П. Кто прочтет записи на доске?
-Что их объединяет? СЛАЙД 2
УЧ. «Замазка»
«На горке»
«Огородники»
«Саша»
«Карасик»
«Заплатка»
«Автомобиль»
«Фантазёры» «Телефон»
«И я помогаю»
«Метро»
«Огурцы»
Уч.___
П. Конечно, это названия произведений, которые написал Николай Носов. О его чудесных рассказах будем сегодня говорить. СЛАЙДЫ 3-4
Почему произведения Н.Носова мы отнесли к рассказам – одному из (жанров) художественных произведений?
УЧ._______
П. Верно, потому что здесь говорится о каком-то событии, происшествии из жизни героя, которые могли случиться в реальной жизни.
А вы читали «Приключения Незнайки и его друзей»? А повесть «Витя Малеев в школе и дома»? Не зря я завела этот разговор - ведь автор этих любимых детских книг - Николай Носов.
Краткая биография автора (СЛАЙД 5)
П. Я предлагаю вам посмотреть на экран: на образовательной платформе «Учи.ру» мы уже с вами использовали раздел: «Литературный кружок». (Комбинированное чтение учителем заранее подготовленного текста и учениками с доски раздела «Биография»). Вы сейчас прочитаете интересные факты, а я дополню сведения из этого раздела.
П. Родился Николай Николаевич Носов много лет назад в городе Киеве в семье актёра. В детстве мечтал стать музыкантом и сам научился играть на мандолине.
УЧ. Потом он увлёкся химией и устроил на чердаке своего дома лабораторию для проведения опытов. Будущий писатель отлично играл в шахматы, серьёзно занимался радиотехникой, фотографией и даже сконструировал и собрал фотоаппарат. Семье жилось трудно, и сразу после 7 класса Николай пошёл работать. Кем только он не был: и чернорабочим, и землекопом, и продавцом газет. Программу средней школы осваивал самостоятельно. Поступил в институт и получил профессию режиссёра.
П. Был режиссёром «Мосфильма». Большой вклад внес в развитие мультипликации, снимал обучающие фильмы, во время войны – фильмы на военные темы.
УЧ. Писать как автор Никой Николаевич Носов начал в 30 лет (СЛАЙД 6) благодаря своему сыну Пете, который каждый вечер ждал новых папиных рассказов. Один из них Николай Николаевич записал и отнёс в редакцию журнала «Мурзилка». С тех пор почти в каждом номере дети читали короткие юмористические истории про своих сверстников: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Мишкина каша», «Фантазёры» и другие. А за повесть «Витя Малеев в школе и дома» писатель получил даже государственную премию.
П. Самую большую известность принесли писателю романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
УЧ. Интересно, что коротышек — героев трилогии про Незнайку — Николай Носов придумал в детстве. В его фантазиях они были размером с мизинец и жили в цветочной клумбе. А характеры своих героев — жителей Цветочного города — Носов позаимствовал у детей своих друзей.
Интересные факты
— Николай Носов был человеком с большим, добрым сердцем. Он часто отправлял по почте свои книги тем маленьким читателям, у родителей которых не было денег, чтобы их купить.
— Николай Носов написал около 80 различных произведений.
П. А теперь давайте проверим, как вы запомнили биографию. Разработчики сайта вам предлагают 2 вопроса. Обсудите их в паре с соседом и будем проверять.
Как Николай Николаевич Носов стал писателем?
УЧ. Стал писать для своего сына разные рассказы, которые тот очень любил.
Почему рассказы, повести и сказки Николая Носова интересно читать детям?
Уч.Они описывают жизнь обычных ребятишек или через сказочные образы (как коротышки из Цветочного города ) .
4. Знакомство с новым материалом:
СЛАЙД 7
П. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся зашифрован в анаграмме Ачадаз яандурт.
Кто напомнит что такое анаграмма?
УЧ. - Анаграмма это слова наоборот. Чтобы разгадать анаграмму нужно прочитать все буквы с конца.
П. Верно, теперь используя вашу подсказку, кто сможет назвать рассказ? Догадались, правильно, сегодня мы изучим произведение «Трудная задача». Интересно, что в некоторых источниках дан еще один, более известный вариант названия: «Федина задача»
Словарная работа. СЛАЙД 8
П. В тексте встретятся устаревшие слова, лексическое значение которых вы возможно не знаете, поэтому поясним их заранее.
УЧ.
Чурбан – обрубок бревна; в переносном значении неповоротливый человек, болван.
Рокочущим басом – низким мужским голосом.
Репродуктор- устройство для громкого воспроизведения звука. СЛАЙД 9
Титулярный советник – гражданский чин 9 класса (должность чиновника)
Кафтан – старинная мужская длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
Борзая – быстрая.
П. Надеюсь, теперь эти слова понятны.
Перед чтением посмотрите пожалуйста на иллюстрацию на экране, как вы думаете, о чем этот рассказ?
УЧ. ___________
П. Мы начинаем чтение, а вы по тексту помечайте те слова, которые еще возможно будут не знакомы вам, мы их разберем в парах. Вдумайтесь, что зашифровал «между строк» автор, попробуйте определить главную мысль. СЛАЙДЫ 10-14
Чтение произведения обучающимися.
5. Проверка первичного восприятия.
П. Понравился вам рассказ, ребята?
УЧ.___
Узнали себя в Феде?
УЧ._____________
Вы тоже делаете домашнее задание и одновременно слушаете радио или смотрите телевизор?
УЧ._____________________
6. Работа по содержанию. Смысловой анализ текста.
СЛАЙД 15
П. Давайте разберемся, а почему же Федя не справился? Для этого ответим на несколько вопросов. Повернитесь для работы в группах.
П. Подумайте, почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?
УЧ. Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.
П. Догадайтесь, а почему Федя не мог решить задачу?
УЧ. Потому что, он отвлекался и мысли в голове стали путаться, а нужно было просто вдуматься, вчитаться и все понять.
П. Очень поучительно заканчивается рассказ: Федя пошёл к другу, он сдался - показал, что сам не может решить простую задачу.
Ребята, а часто с вами такое происходило?
УЧ.______________
П. Я думаю, многие дети сталкивались с тем, что какое-то задание не получается выполнить.
Давайте подумаем какие варианты решения? (Фронтальный опрос)
УЧ. Во-первых, внимательно прочитать, попробовать вдуматься.
Если не поможет, но хотим сами решить - отложить в сторону и решить на следующий день, как говорят, «на свежую голову».
И в-третьих, - спросить родителей или учителя, они точно смогут помочь.
7. Оценивание
П. На образовательной платформе «Учи. ру» в разделе «Литературный кружок» есть еще и тест по этому произведению. Давайте пройдем его для проверки ваших знаний. Откройте пожалуйста рабочую тетрадь. Записываем заголовок:
Тест
Трудная (Федина) задача Н.Н.Носова
Вам понадобятся ручка, красный и зеленый карандаш. Я буду выводить вопросы на экран. Вы отвечаете, а потом проверяем получившиеся ответы цветными карандашами.
ТЕСТ:
О каком насекомом упоминалось в тексте? (блоха)
о бабочке | о стрекозе | о блохе | о мухе |
Милее кого была блоха для короля (родного брата)
чужого дяди | родного отца | младшего сына | родного брата |
Что король просил сшить для блохи? (кафтан)
шапку | платье | кафтан | шубу |
Кто и что упоминается в текстах песен.
Здесь я предлагаю вам записать все слова, а ненужные потом зачеркнуть:
таракан | король | принцесса | богатырь | волшебник |
портной | тройка | осёл | колокольчик | блоха |
Что просили сосчитать в песне:
жемчужины | алмазы |
Почему Федя не смог решить задачу сам?
не мог сосредоточиться | отвлекался | мешал телевизор |
П. Наш тест завершен, осталось проверить качество ваших ответов. А чтобы выставить оценку нужно определить баллы.
УЧ. ЗА 6 баллов-«5»
5баллов –«4»
4-3 балла- «3»
Меньше 3 баллов- 2
П. Я согласна с вами, как раз если половина тестового задания выполнена верно, значит оценка выставляется «3».Проставьте себе предварительные баллы.
Думаю, будет справедливо учитывать эту оценку при выставлении итоговой, но стоит дополнить её результатом всей работы на уроке.
СЛАЙД 16
П. Ребята, чтобы проверить не только знание, но и понимание текста давайте выберем пословицы и поговорки, которые подходят к рассказу «Федина задача».
Дурная голова ногам покоя не дает.
Дело мастера боится.
Делу время, потехе час.
Кончил дело, гуляй смело.
Не спеши языком, спеши делом.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Всему своё время.
Работа не волк, в лес не убежит. СЛАЙД 17
8. Итог урока.
П. Скажите, какие пословицы вы выбрали?
УЧ.
3. Делу время, потехе час.
4. Кончил дело, гуляй смело.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Всему своё время.
П. Давайте подведем итог
УЧ. Сегодня на уроке мы изучили произведение Н. Н. Носова «Трудная (Федина) задача». Этот рассказ научил нас, что очень важно уметь ставить перед собой цель, к которой вы стремитесь. Когда сталкиваешься с трудностями, можно вспомнить рассказ «Федина задача». Николай Носов очень красочно описал, как мы можем сами себе помочь или помешать. А нам теперь нужно научиться достигать своих целей и покорять новые вершины на жизненном пути.
П. Скажите пожалуйста, чему вы научились на сегодняшнем уроке?
УЧ.________
П. Учитывая вашу работу на уроке проставьте в тетрадях оценку за все задания и обведите ее в кружок.
П. Просигнализируйте мне кому понравился урок и главное его произведение.
Кто узнал себя или своих знакомых в несчастном Феде?
После этого урока попробуйте сочинить рассказ «Федя у друга», в котором опишете, смогли ли Федя Рыбкин и Юра Сорокин решить задачу. СЛАЙД 18
А главное, я вам рекомендую прочитать другие произведения детского писателя Николая Носова: цикл книг о Незнайке, Витя Малеев в школе и дома. СЛАЙД 19
Спасибо за работу! Наш урок подошел к концу. До новых встреч! СЛАЙД 20
7