Сборник коррекционно-развивающих упражнений для развития техники чтения
Сборник
коррекционно-развивающих упражнений для развития техники чтения.
Автор-составитель: Титова Светлана Александровна,
учитель-дефектолог.
г. Кировград, 2017 год
Введение
Данное пособие предназначено для логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, родителей.
Сборник состоит из коррекционно-развивающих упражнений и заданий, предназначенных для целенаправленного воздействия на причины, тормозящие скорость чтения. Представлены специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания, памяти, скорость мыслительных процессов, что немаловажно для хорошей техники чтения и общего развития ребёнка.
Предлагаемый материал можно использовать для организации фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися как на уроках чтения и логопедии, так и на дополнительных коррекционных занятиях.
Уважаемые педагоги и родители!
Чтобы научить ребенка читать, вы должны помнить об особенностях поэтапного формирования навыка и необходимости прохождения всех этапов в пределах каждой букварной темы.
Вопрос формирования навыка чтения далеко не так прост, как может показаться некоторым родителям и педагогам. Навык чтения является одним из сложнейших навыков человеческой деятельности. Поэтому, прежде чем приступить к занятиям, советуем внимательно прочитать информацию, которая познакомит вас с основными этапами формирования этого навыка у детей.
Естественно, что это длительный процесс. Он распадается на ряд этапов (вряд ли вы встречали ребенка, который после знакомства с буквами сразу же начинал читать и понимать тексты). До этого момента ребенку придется преодолеть несколько этапов:
1 этап - Учим и запоминаем буквы;
2 этап - Учимся читать слоги разной степени трудности;
3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;
4 этап - Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.
Успехов вам и вашим детям!
Содержание
Введение 2
Артикуляционная гимнастика 4-5
Учим и запоминаем буквы ..6-26
Учимся читать слоги разной степени трудности 27-50
Читаем и понимаем смысл прочитанного слова………………………………...51-82
Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста…….83-104
Артикуляционная гимнастика
Учим и запоминаем буквы.
Первое, чему необходимо научить ребенка, это умению отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Целесообразно не давать детям названий согласных букв в том виде, как они приняты в алфавите, а называть согласную букву так, как она читается (не «ЭС» , а «С»; не «КА», а «К»).На этом этапе обучения будут очень полезны следующие комплексы упражнений.
«Пляшущие буквы»
Какие буквы видишь, назови?
№ 1. № 2.
№ 3.
№ 4.
№ 5 . № 6 .
№ 7 .
Узнай и назови заштрихованные буквы.
№ 1. № 2.
Назови недописанные буквы.
№ 1. № 2.
Допиши буквы.
№ 1. № 2.
№ 3. № 4.
№ 5. № 6.
№ 7. № 8.
Подчеркни такую же букву, как внизу.
№1 № 2
№ 3 № 4
№ 5 № 6
№ 7 № 8
№ 9 № 10
Обведи в кружок все буквы А.
Обведи в кружок все буквы С.
Обведи в кружок все буквы Щ.
Обведи в кружок все буквы Щ.
Обведи в кружок все буквы З.
Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
№ 1
Б Б Б Б Б Б Б Б В Б
№ 2
Ы Ы Ы Ь Ы Ы Ы Ы
№ 3
Э Э Э Э Э Э С Э Э
№ 4
Ю О Ю Ю Ю Ю Ю
№ 5
Ё Ё Е Ё Ё Ё Ё Ё Ё
№ 6
И И И Н И И И И
№ 7
К К К К К К К Х К
№ 8
Найди и раскрась букву А. Найди и раскрась букву Е.
Найди и раскрась букву Г. Найди и раскрась букву В.
Найди и раскрась букву О. Найди и раскрась букву К.
Найди и раскрась букву Д. Найди и раскрась букву Ё.
Найди и раскрась букву Д. Найди и раскрась букву Ё.
Найди и раскрась букву Д. Найди и раскрась букву Ё.
Чем отличаются квадраты?
№ 1 № 2
№ 3 № 4
№ 5 № 6
№ 7 № 8
№ 9 № 10
№ 11 № 12
№ 13 № 14
№ 15 № 16
Сделай квадраты одинаковыми.
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
Сделай фигуры одинаковыми.
№ 5
№ 6
№ 7
Сделай фигуры одинаковыми.
№ 8
№ 9
№ 10
Сложи фигуру из семи палочек. Убери две палочки так, чтобы получилась буква Е.
Сложи фигуру из семи палочек. Убери две палочки так, чтобы получилась буква Н.
Сложи фигуру из семи палочек. Убери две палочки так, чтобы получилась буква П.
Догони и поймай букву.
№ 1. Найди букву «н» и подчеркни.
м н г щ з а н н в ч я ы н о л н д ж н н э х ъ и т н ф й ё я ь ю н ъ н
№ 2. Найди в тексте две буквы (е, э). Букву «е» зачеркни, а букву «э» обведи в кружок.
п р е н ё в с т е е с я в ё л ё ж е е щ з ъ ё э х э ю ё ч ф э ы е э б
№ 3. Зачеркни каждую встретившуюся тебе букву Р, подчеркни одной чертой каждую встретившуюся букву С.
Р А Ю К А С П Л Н Е Ф А Р С Ы А П Г Ш Л П ВА Ы Ц Р С К Г Щ Х С Ф Ы О Г Р А В У К Н Р В Ц Е Ш З М И С А Е Г О Р Ы УШ Т Ь Л Н С Р Г Ш Л О К В В А П Р О Л Т С М И Т Ь Б ЮЩ У К В Ы Ц Ф Я Ч С П Н Г Р Л Д Ж Э Ю Б Ь Т И С М И Р Н А П А А
№ 4. Вычеркни У, а букву Д обведи в кружок.
Г К У Ш Д Т И Е У А В У Д С М Д Д Щ У Ш Г О Д У Т Б Л
Д О У Н Х У Б А Д К У Ч Д Ы У И Д А В У Л Д О Д Р У П У
У О Р Н Е К У В А Ы Ц Ч С М В А П Д О Т И Р У Ь Щ Х Э
С М О Ш В Щ У Ь Б У А В Е Д Б Д С О У Р О Ш Д Я Ч Е Ы
Главная конечная цель данного этапа – закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Именно здесь, на этом этапе, рождается большинство трудностей, с которыми ребенок иногда не в состоянии справиться на протяжении всей жизни. Эту трудную для детей работу следует сделать наиболее доступной и понятной.
В методике насчитывается несколько приемов, специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков (слияние – это прочтение слогов, типа СА, РУ, ТИ, т.е. слогов, в которых за согласной идет гласная буква). Однако самым эффективным является способ обучения прочтению слияний по подражанию.
Ребенок овладевает этим не теоретически, а практически: он видит, как читает другой, и подражает ему. Затем путём упражнений овладевает механизмом прочтения слогов любой сложности.
Чтобы сделать этот процесс наиболее легким, в материалы для чтения вводятся подсказки для детей: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки).
Суть в следующем: читая, ребенок одновременно проводит рукой по дугам и точкам. Дуги подсказывают ребенку, что две буквы нужно прочитать вместе, плавно (этому соответствует плавное движение руки); точки говорят о кратком прочтении названий букв.
Подобный способ обучения избавляет ребёнка от так называемых «мук слияния». Можно с большой долей убеждённости говорить о том, что этот приём является наиболее простым и эффективным. Как только ребенок усвоит несколько букв (например, А. О, Н, С,), взрослый предлагает ему упражнение «Катаемся с горки».
Обучающий, проводя указкой по дугам, читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки,» — быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую букву.
«Бежим» от одной буквы к другой»
А У АУ
М А МА
О С ОС
Р Е РЕ
Упражнения "Катаемся на горке"
Это комплекс упражнений, которые выполняются на этапе обучения слиянию звуков и прочтению слогов.
Еще раз напомните ребенку, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую (гласную) букву.
Слоги надо читать, проводя рукой по дугам: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки», — быстро. Сначала это делаем взрослый. Затем ребенок копирует все действия взрослого (плавное движение рукой по дугам будет соответствовать плавному произнесению прямого слога и помогать детям на первоначальном этапе).
Несколько раз дети «катаются на горке» вместе со взрослым, потом — без него.
Упр. № 1
Упр. № 2
Упр. № 3
Упр. № 4
Упр. № 5
Упр. № 6
Упр. № 7
Упр. № 8
Упр. № 9
Упр. № 10
Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками № 1
(для развития правильного произношения, совершенствования
навыка чтения)
Эти упражнения можно предлагать ребенку, начиная со второго этапа обучения чтению. Таблицы и слоговые цепочки могут быть использованы на протяжении длительного времени. Вначале они будут хорошим подспорьем в преодолении трудностей слияния согласного с гласным, помогут детям быстро находить и узнавать буквы.
С помощью таблиц и слоговых цепочек (если регулярно по ним заниматься) взрослый сможет воспитать у ребенка устойчивую тенденцию тщательно воспринимать звукобуквенный состав слов, что будет способствовать правильному развитию навыка чтения и письма.
№ 1
са | со | су | сы | си |
на | но | ну | ны | ни |
ба | бо | бу | бы | би |
ва | во | ву | вы | ви |
га | го | гу | гы | ги |
да | до | ду | ды | ди |
за | зо | зу | зы | зи |
ла | ло | лу | лы | ли |
ма | мо | му | мы | ми |
па | по | пу | пы | пи |
ра | ро | ру | ры | ри |
та | то | ту | ты | ти |
фа | фо | фу | фы | фи |
№ 2
бе | бё | бя | бю | бь |
ве | вё | вя | вю | вь |
ге | гё | гя | гю | гь |
де | дё | дя | дю | дь |
зе | зё | зя | зю | зь |
ке | кё | кя | кю | кь |
ле | лё | ля | лю | ль |
ме | мё | мя | мю | мь |
не | нё | ня | ню | нь |
пе | пё | пя | пю | пь |
ре | рё | ря | рю | рь |
се | сё | ся | сю | сь |
те | тё | тя | тю | ть |
фе | фё | фя | фю | фь |
хе | хё | хя | хю | хь |
« Чтение слоговых таблиц» № 2
Очень эффективное упражнение для автоматизации прочтения слогов разной трудности
Этот вид работы избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
Известно, что чем большую нагрузку испытывают при чтении органы речи, тем больше получаемый эффект. Кроме того, отрабатывая чтение слоговых цепочек разной структуры, мы готовим детей к прочтению слов разной степени трудности.
Как работать с таблицами?
• При знакомстве с каждой таблицей первым её читает взрослый. При чтении нужно плавно проводить указкой по дугам, акцентировать остановку движения руки на точках. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и по столбикам).
• Затем ребенок читает таблицу вместе со взрослым (взрослый громко, а ребенок шепотом, но при этом проводит пальцем по дугам и точкам), и только после этого - самостоятельно (шепотом или громко, по своему желанию).
• Затем взрослый простым карандашом проставляет ударение в некоторых слогах. Читает сам, а затем – ребенок.
• Место ударения меняется, и слоги читаются вновь.
• Усложнение! После того, как ребенок научится хорошо читать слоги по слоговой таблице, взрослый дает следующее задание: « Закрой глаза и представь то место в таблице, которое я сейчас прочитаю. Открой глаза и покажи, где я читала».
Слоговые цепочки
№ 1
е е ме ме е е не не е е ве ве е е се се |
е е ене ене ене е е еве еве еве е е есе есе |
я я мя мя я я ня ня я я вя вя я я ся ся |
я ямя яма ямя я яня яна я явя ява яся яса |
ё ё мё мё ё ё нё нё ё ё вё вё ё ё сё сё |
ё ёмё ёмо ё ёнё ёно ё ёвё ёво ё ёсё ё ёсо |
ю мю мю ю ю ню ню ю ю вю вю ю сю сю |
ю юмю юму ю юню юну ю ювю юву юсю юсу |
№ 2
е е зе зе е е бе бе е е те те е е ле ле е е ке |
е е езе е е ебе е ете ете е еле еле е еке еке |
я я зя зя я я бя бя я я тя тя я я ля ля я кя |
я язя яза я ябя яба я ятя ята я яля яла якя |
№ 3
ё ё зё зё ё ё бё бё ё ё тё тё ё ё лё лё ё ё кё |
ё ёзё ёзо ё ёбё ёбо ё ётё ёто ё ёлё ёло ёкё ёко |
ю ю зю зю ю ю бю бю ю ю тю тю ю ю лю |
ю юзю юзу ю юбю юбу ю ютю юту юлю юлу |
№ 4
е е фе фе е е де де е е ре ре е е пе пе е е ге |
е ефе ефе е еде еде е ере ере е епе епе еге еге |
я я фя фя я я дя дя я я ря ря я я пя пя я гя |
я яфя яфа я ядя яда я яря яра я япя япа яга |
№ 5
ё ё фё фё ё ё дё дё ё ё рё рё ё ё пё пё ё ё ге |
ё ёфё ёфо ё ёдё ёдо ё ёрё ёро ё ёпё ёпо ёгё ёго |
ю ю фю фю ю ю дю дю рю рю ю ю пю пю ю |
ю юфю юфу ю юдю юду ю юрю юру юпю юпу |
«Слоговое лото»
Послушай слоги, найди их и закрой фишками.
ма | мы | мя | му | ми |
мё | мэ | ме | мо | мю |
та | лы | ся | ку | пи |
вё | ши | не | го | рю |
Послушай слоги, найди их и закрой фишками. Какой слог повторялся?
фа | ро | дэ | мы | жи |
кё | пэ | мы | бо | лу |
мы | те | чу | ща | хе |
«Две половинки» № 1
Соедини слоги, подобрав половинки фигурок. Проведи линии. Прочитай получившиеся слова.
«Две половинки» № 2
Разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали. Дать ребенку верхнюю часть слога, назвать слог, и просить найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.
в а ро не фы ду
"Марсианские" стихотворения
Это очень эффективный вид работы. Он избавит детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Дети не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным.
Очень важно, что при этом отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
Читаем и понимаем смысл прочитанного слова.
На первых двух этапах путем специальных упражнений мы поднимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становится возможным усвоение смысла читаемых слов.
Это становится возможным лишь тогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова в обычной живой речи.
При слишком большой растянутости во времени слогов читаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадки даже в том случае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятся в нужной последовательности (ребенок, дочитывая последний слог слова, забывает, какой же слог он прочитал первым?).
В связи с этим становится понятным огромное значение 2 этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочных упражнений взрослому удается достичь его главной цели (научить ребенка быстро узнавать слоги «в лицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у него больших затруднений.
Таким образом, читая слово, одновременно ребенок будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придется многократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображение приведет к увеличению скорости и эффективности чтения.
Соедини с буквой А только те предметы, названия которых начинаются со звука А.
Соедини с буквой Б только те предметы, названия которых начинаются со звуков Б.
Соедини с буквой В только те предметы, названия которых начинаются со звуков В.
Соедини с буквой Г только те предметы, названия которых начинаются со звуков Г.
Соедини с буквой Д только те предметы, названия которых начинаются со звуков Д.
Соедини с буквой Е только те предметы, названия которых с неё начинаются.
«Чтение слов с пропущенной буквой»
№ 1. № 2
№ 3
Задание № 9. Задание №10
Задание № 11. Задание № 12.
Задание № 13. Задание № 14.
Задание № 15. Задание № 16.
Задание № 17. Задание № 18.
Задание № 19. Задание № 20.
Задание № 21. Задание № 22.
Задание № 23. Задание № 24.
«Чтение пар слов, отличающихся одной буквой»
козы – косы трава – травы
ветер – вечер взбежал – вбежал
«Найди лишнее слово»
Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой.
Дом дом дом ком
Мыл мил мал мял мел
Стол столб стол стол
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
Мишка Мишка Миска Мишка
Прямо прямо прямо криво прямо
Кинула скинула кивнула
Предложила подложила переложила
Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник – подлесок
гора – горный – подгору
Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.
За – швы – ря - ли зашвыряли
Раз – ли – ва – лось разливалось
Пу –те -шест–во–вать путешествовать
Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи
взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ
ПРОкриЧАли
ПРЕкраСНое
ВСТаЛ
книЖеЧКИ
грУППА
воЗВРащаЕТСя
ПыЛесос СнЕгиРи
МЕвеДь КАниКУЛы
ПОсуДА АВТобуС
ДЕКАбрь СНегоВИк
ВоРоБьИ ЛаСтОЧКа
Упражнение "Слово закружилось"
Это упражнение сложное. Оно требует достаточно высокого уровня в развитии навыка чтения и устойчивой концентрации внимания (конец 3 – начало 4 этапа обучения чтению по букварю). Одновременно следует предлагать ребенку не более 2-4 слов. Исключения допустимы в том случае, если он легко справляется с заданием. «Кружиться» слово может как по часовой стрелке, так и против. Правильное направление подскажут стрелки. После того, как слово прочитано (чтение должно быть орфографическим), ребенок должен записать его в тетрадь письменными буквами. Это упражнение поможет детям не только научиться хорошо читать, но и грамотно, без ошибок, писать.
Упр. № 33 Упр. № 35
Упр. № 34 Упр. № 36
Упр. № 37 Упр. № 39
Упр. № 38 Упр. № 40
Упр. № 41 Упр. № 43
Упр. № 42 Упр. № 44
Упр. № 45 Упр. № 46
Упр. № 45 Упр. № 46
Упражнение "Разорви цепочку букв"
Буквы соседних слов расположились так, что одни и те же могут быть последними в одном слове и первыми в следующем за этим. Задача ребенка - навести порядок, найти слова, прочитать их и напечатать на листе с заданием или в тетради.
Это упражнение способствует развитию скоростных навыков чтения, тренирует зрительное восприятие, поможет детям в формировании навыка грамотного письма.
Взрослый: «Вначале цепочку прочитаю я, затем – ты (от начала до конца на одном дыхании). А теперь я буду произносить слова, а ты отыскивать их в цепочке. Чтобы слова легче читались, соседние с данным словом буквы можно закрывать полосками бумаги».
№ 1
УКОРЫТОПОРТРЕТАМАРАБОТАНКИСТОРИЯ
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
ВОЛНАЧАЛОПАТАСЯБЛОКОНЬКИСЛАЯМА
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
№ 2
ТЕРМОМЕТРОЩАВЕЛЬВЕТЕРУНДАЧАЛМАШИНА
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
№ 3
КАПУСТАКАНЯГОДАПТЕКАРАРАСИРЕНЬ
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
№ 4
МОКРОКОДИЛОШАДЬРЕСНИЦАПЛЯСУНВЕТКА
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
_______________________ _________________________
№ 5
«Найди среди букв слова и подчеркни их»
№ 6
Бсолнцеинтранстолюдживеокнощщтьбмашина
Дьтслонооритцапляхэюбцыплёнокхждцветокюя
Мишкажнешишкасфйэхорнекжщшапкаябютим
Нйзужмзаяцэьитмбелкаыпвлэцналисатьячволк
Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку.
Это упражнение является одним из самых эффективных в период обучения навыку правильного чтения.
Упражнение № 15 Упражнение № 16
Упражнение № 17 Упражнение № 18
Упражнение № 19 Упражнение № 20
Упражнение № 21 Упражнение № 22
Упражнение № 23 Упражнение № 24
«Вторая половинка»
При чтении произнеси только вторую половину слова.
№ 1
Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, берёза, кричал, рисовал, думала, статуя, столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, граница, битвы, открою, увидели, купить, ошибки, чернее, достанут.
№2
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке, рада встрече, остановлюсь недалеко, листья на деревьях, гуляю в парке, подойдём к берегу, прыгать с вышки, красный шарф, белее снега, в тёплой воде, тесных ботинках, доброй ночи.
№3
Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц столбиком постоит на полянке. Послушает и побежит в лес.
«Прочитай слово по его половинке»
Упражнения, аналогичные узнаванию букв и чтению слогов по их половинкам, способствуют профилактике различных ошибок при письме.
Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова).
№ 1
Прочитай слова наоборот.
№1
Акабос йылеб тител
Овтстед йынся тичров
Кинсел йылтевс тижел
Копилиф йынрёч теателу
Акчовед йичярог титселб
Абжурд йижевс теумиз
Окшиьборов йынрим тиртомс
№ 2
АКШИМ, ВОШ, АКШУБЗИ, АКШЕП,
ТУШ, АКШУДОП, АКШЕПС
№ 3
АЗОР, АЩОР, РОВД, АРАТИГ
АМАР, АНАР, РОПС, РОХ, АРАП
предложения и текста.
На этом этапе детей больше не затрудняют процессы восприятия, и они могут уделить основное внимание осмысливанию содержания. Постепенно смогут понять содержание рассказа. Последний этап самый длительный.
Но и здесь взрослые должны постоянно контролировать детей и понимать, с какими трудностями им предстоит столкнуться.
Упражнения "Читаем словосочетания"
Эти упражнения помогут детям в совершенствовании навыка чтения, а также грамотного письма.
Для чтения ребенку предлагаются наборы словосочетаний. Каждая группа представлена в 4 вариантах:
1 вариант - словосочетания напечатаны привычным для ребенка шрифтом;
2 вариант - эти же словосочетания, но напечатаны стилизованным шрифтом;
3,4 варианты - эти же словосочетания, но изменился порядок их следования и вид стилизованного шрифта.
текст для чтения
Антиципация
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.
Чтение с пропущенными окончаниями.
Родился зай… в лесу и всё боял… Треснет где – ниб… сучок, вспорхн… пти…, упадёт с дере… ком снега- у зайчи… душа в пят…
Чтение текста с пропущенным словом.
(используются при повторном чтении).
Над городом низко повисли снеговые ________. Вечером началась __________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл, как дикий _________.
На конце пустынной и глухой _________ вдруг показалась какая-то девочка.
Чтение с помощью «Решетки».
При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Дети, должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут. Использую при повторном чтении.
«Чтение с окошечком».
Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.
Чтение скороговорок.
Текст для чтения.
Упр. № 1.
Читать только чёрные буквы.
Упр. № 2.
Слитное чтение.
Упр. № 3.
Чтение верхней части букв.
Упр. № 4.
Чтение нижней части букв.
Упр. № 5.
Чтение вверх тормашками.
Упр. № 6.
Чтение задом наперёд.
Упр. № 7.
Перемешанные буквы.
Упр. № 8.
Чтение без гласных букв.
«Зрительные диктанты»
Зрительные диктанты способствуют развитию оперативной памяти, совершенствуют навык беглого чтения и орфографическую грамотность. При систематическом использовании они дают ощутимый результат. При проведении детям даётся установка, что нужно запомнить не только фразу дословно, но и как правильно пишутся слова. Ребёнку даётся предложение и при этом определённое время на запоминание. Затем предложение закрывается. И дети называют это предложение или записывают его в тетрадь.
№ 1
Тает снег.
Идёт дождь.
Небо хмурое.
Коля заболел.
Запели птицы.
Поле опустело.
№ 2
Трещат морозы.
Я ищу землянику.
В лесу росла ель.
Наступила осень.
Дни стали короче.
В лесу много берез.
№ 3
Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.
Весело бегут ручьи.
Подул резкий ветер.
Зоя прилежно учится.
№ 4
Дятел долбил дерево.
Я хочу посадить цветы.
Иней запушил деревья.
Без воды цветы завянут.
Пролетело жаркое лето.
Возле дома посадили ель.
№ 5
Солнышко светит и греет.
Федя решал задачу у доски.
Загорелась в небе зорька.
На деревьях сверкал иней.
Город Москва стоит на реке.
В лесу собирают землянику.
№ 6
Зимой река покрылась льдом.
Мальчик подарил маме цветы.
Дежурные стёрли пыль с доски.
Оленеводы работают в тундре.
На огород забрались цыплята.
Мы жили возле берёзовой рощи.
№ 7
Небо покрылось серыми тучами.
Дети посадили во дворе акацию.
Бабушка купила внуку букварь.
Землю согрело тёплое солнышко.
Моя сестра работает на фабрике.
Ласково грело весеннее солнце.
№ 8
Идёт дождик.
Мы любим Амгуэму.
Береги учебные вещи.
У Андрея чистая тетрадь.
Помогай своему товарищу.
Солнце осветило всю землю.
№ 9
Вода в море солёная на вкус.
Наша страна борется за мир.
Началась большая перемена.
Дети ходили в лес за грибами.
Руки надо мыть водой с мылом.
Красивы улицы нашего города.
№ 10
Москва – столица нашей Родины.
Школьники поливают саженцы.
Депутаты съехались на съезд.
Надо быть честным и правдивым.
Звёзды сияют на башнях Кремля.
Летом наша семья жила на Волге.
№ 11
Весело колосится густая рожь.
Поля запорошило белым снегом.
Мы читали интересный рассказ.
Мичурин много и упорно работал.
Новые дома растут очень быстро.
Из машины вышел наш учитель.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб изд-во Союз, 2001. - 218
2.Бурина Е. Д. Игровые приёмы в логопедической работе с младшими школьниками,
имеющими нарушения чтения и письма: Журнал «Дефектология» № 3, 1996.
3. Гавриа Н. В, Кутявкина С. М. «Учимся читать» /рабочая тетрадь/, 1998.
4. Нагаева Л. Г., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – Москва, 1999.
5. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002.
6. Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. – С-Петербург, Дельта, 2000.
7. Рудченко Л. И. Коррекционно-развивающие занятия.- Волгоград: Учитель, 2007.
Анжелика Константиновна
Титова Светлана Александровна