Сборник заданий в технике оригами, направленных на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса на уроках технологии
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник заданий в технике оригами, направленных на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса на уроках технологии
Камышлов,2023
Сборник заданий в технике оригами, направленных на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса на уроках технологии/ сост. У.Е. Насонова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Руководитель: Е. Ю. Болотова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензент: Е.В. Пьянкова, преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензент ОО: И.А. Сорокина, учитель начальных классов МОУ «Знаменская СОШ» с. Знаменское.
Сборник заданий в технике оригами предназначен для учителей начальных классов и студентов специальности «Преподавание в начальных классах».
Задания, представленные в сборнике, направлены на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса. Данные задания составлены по программе Е.А Лутцевой, Т.П Зуевой УМК «Школа России». Могут реализовываться на уроках технологии.
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023
Содержание
Пояснительная запискаРаздел 1. «Обитатели пруда»
Тема 1.1 «Рыба»
Тема 1.2 «Лягушка»
Тема 1.3 «Бабочка»
Тема 1.4 «Лебедь-шипун»
Тема 1.5 «Краб»
Тема 1.6 «Ворона»
Тема 1.7 «Жаба»
Тема 1.8 «Утка»
Раздел 2. «Животные зоопарка»
2.1 «Жираф»
2.2 «Пингвин»
2.3 «Морж»
2.4 «Тюлень»
2.5 «Поросенок»
2.6 «Заяц»
2.7 «Львенок»
2.8 «Лиса»
2.9 «Цыпленок»
2.10 «Кит»
2.11 «Касатка»
2.12 «Страус»
Раздел 3. «Наша родная армия
3.1 «Двухтрубный пароход»
3.2 «Флажок»
3.3 «Лодочка»
3.4 «Ракета»
3.5 «Истребитель»
Пояснительная записка
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.
Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур.
Развитие пространственных представлений является важнейшей частью интеллектуального развития ребёнка в целом, поскольку играет большую роль при изучении не только учебных дисциплин, но и в развитии личности. Без сформированных пространственных представлений невозможно эффективное изучение изобразительной деятельности, технологии, математики и ряда других школьных предметов. Кроме того, закладывается психологическая основа, которая способствует развитию фантазии, мышления; воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициативность; формируются потребности, лежащие в основе творческого труда.
Развивающий потенциал оригами высок. Ведь такая деятельность оригами принесут особую радость и пользу детям, так как они направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие, а также развитие пространственных представлений детей.
Рабочая программа Е.А Лутцевой по предмету «Технология» от 25 августа 2022 г. № 5/22носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета "Технология" обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости пространственного мышления, воображения.
Программа Е.А Лутцевой способствует развитию социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), развитие пространственных представлений, воображения, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений, проектной деятельности.
Таким образом, решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного представления, воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Роль пространственного представления в общем интеллектуальном развитии ребёнка в младшем школьном возрасте имеет дольно весомое значение. Поскольку именно на начальном этапе обучения такой вид представления, который выступает в качестве доминирующего базового интеллектуального фактора, который необходим для успешного освоения основных школьных навыков: чтения, письма и счёт
Основу работы пространственного представления составляют наши органы чувств - восприятие. Пространственное представление-это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка; основой ориентации человека в окружающем мире и обществе.
Согласно примерной рабочей программе начального общего образования занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника.
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленных в содержании учебного предмета.
Таким образом, решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного представления, воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Сборник заданий – учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся, развития и закрепления у них определенных умений и навыков. Это пособие является дополнительным к учебнику.
Целью сборника заданий является разработка и систематизация заданий в технике оригами, направленных на развитие пространственных представлений, обучающихся 1 класса на уроках технологии.
Задачи сборника:
формировать опыт самостоятельной образовательной деятельности;
развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождении способов их решения;
развивать пространственное представление, коммуникативные навыки и умения.
Содержание сборника соответствует рабочей программе УМК «Школа России» 1 класса.
Интересные и увлекательные задания удовлетворяют любознательность детей, а помимо развития учебных действий и воображения, воспитывает нравственные качества ребенка. Урок технологии – некий ключ к внутреннему миру ребенка, однако, чтобы этим ключом овладеть, необходима кропотливая и тонкая работа.
Ключевыми задачами учебного предмета «Технологии» являются:
формирование активно мыслящей, нацеленной на самостоятельную деятельность личности, готовой к активному взаимодействию с окружающим миром;
формирование первоначальных основ технологического образования, готовности к преобразовательной деятельности;
развитие у обучающихся основ культуры труда, технологических (основ ручной обработки материалов) и художественно-конструкторских знаний и умений;
развитие у обучающихся технологического мышления, творческих (художественно- конструкторских) способностей на уровне умения открывать с помощью учителя доступные технико- технологические знания и умения и использовать их в самостоятельной деятельности;
формирование уважительного и бережного отношения к культуре своего края, к труду его мастеров.
В содержании сборника представлено 60 заданий, направленных
на развитие пространственных представлений у обучающихся 1 класса посредством оригами на уроках технологии.
Данные задания разработаны для проведения во время занятий на уроках технологии.
Раздел 1. «Обитатели пруда»
Тема 1.1 «Рыба»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «двойной треугольник», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор квадратных заготовок одного размера (10 x 10 см) из цветной бумаги.
Ход работы: Складываем заготовку пополам в вертикальном направлении и раскрываем. Сгибаем левый верхний угол к центру, затем правый. Теперь боковые стороны складываем к серединной линии. Сгибаем заготовку пополам вверх. Получаем квадрат. Нижние углы сложим к центральной линии. Вновь разворачиваем. Теперь раскроем фигуру и заложим только что обозначенные складки внутрь. Верхний слой сгибаем вниз пополам. Внешние углы получившегося прямоугольника складываем к центру. Переворачиваем рыбку и декорируем ее.
Тема 1.2 «Лягушка»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «двойной треугольник», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор прямоугольных заготовок одного размера (14 x 14 см) из цветной бумаги.
Ход работы: складываем прямоугольник вдвое по вертикали. Раскрываем. Сгибаем правый угол по диагонали к центральной оси. Разворачиваем. Сгибаем аналогичным образом левый угол. Раскрываем все сгибы. Переворачиваем заготовку на лицевую сторону. Опускаем верхний край, сгибая прямоугольник по отметке пересечения диагоналей. Раскрываем. Обе стороны складываем к центру, пока они не «встретятся». Прижимаем верхнюю часть. Получаем «Двойной треугольник». Боковые углы треугольника поднимаем к его вершине. Левый край складываем к центральной оси. Повторяем тот же шаг справа. Сгибаем два клапана в верхней части треугольника пополам, разворачивая изнутри наружу. Нижний край поднимаем к вершине. А затем отгибаем в исходное положение.
Тема 1.3 «Бабочка»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «двойной треугольник», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор квадратных заготовок одного размера (14 x 14 см) из цветной бумаги.
Ход работы: складываем квадрат по диагонали. Распрямляем заготовку. Кладем одной из граней к себе и сгибаем слева направо. Вновь раскрываем, а затем заводим намеченные при последнем складывании крайние точки внутрь. Получаем так называемый «двойной треугольник». Теперь поворачиваем к себе и у верхнего треугольника загибаем боковины, немного не доходя до центральной линии. Это будут крылья. Переворачиваем. Нижний треугольник, складываем пополам таким образом, чтобы его вершина оказалась на обратной стороне. Снова переворачиваем заготовку и очень тщательно прижимаем «хвостик» загнутого треугольника. Складываем модель пополам.
Тема 1.4 «Лебедь-шипун»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «двойной квадрат», развитие представления.
Оборудование: набор цветной пространственного бумаги, набор прямоугольных заготовок одного размера (14 x 14 см) из цветной бумаги
Ход работы: путём сгиба, намечаем середину треугольника. Правую сторону поднимаем вертикально и прижимаем. Переворачиваем заготовку. Складываем стороны квадрата сначала вправо, а затем влево. Раскрываем и расплющиваем. Получаем «Двойной квадрат». Поворачиваем фигуру открытым краем к себе. Правый и левый угол первого слоя сгибаем к центральной линии. Опускаем верхний треугольный клапан. Тщательно проглаживаем все складки. Раскрываем сгибы. Нижнюю точку первого слоя поднимаем вверх. Сгибаем заготовку по линии. Боковые стороны разглаживаем. Получился ромб. Переворачиваем фигуру. Складываем нижний край к центру. Поворачиваем. Раскрываем оба подогнутых края. Нижнюю часть складываем. Верхнюю – закрываем «долиной» так, чтобы острый угол оказался между двумя половинами. Раскрываем боковые стороны. Узкая часть между ними – это «шея» птицы. Её конец.
Тема 1.5 «Краб»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «двойной квадрат», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор квадратных заготовок одного размера (10 x 10 см) из цветной бумаги, ножницы.
Ход работы: сначала намечаем центр на красном квадрате. Для этого выполняем поперечные сгибы. Затем нам нужно сделать сгиб по диагонали, но выполняем его так, чтобы сгиб был направлен в другую сторону. Потом делаем второй диагональный сгиб. Такой «двойной квадрат» для создания будущего краба у нас получился. Складываем его в двойной треугольник, основание которого обращено вверх. Далее будем формировать лапки краба. Для этого с двух сторон прихватываем верхний слой заготовки и загибаем в виде небольших треугольников под углом. Затем эти же уголки требуется заправить внутрь. Так мы сформировали передние лапы крабу. Переворачиваем заготовку. Загибаем нижний угол заготовки.
Далее загибаем боковые уголки вниз. Добавляем не достающиеся элементы нашему крабу.
Тема 1.6 «Ворона»
Цель: формирование умений складывать ворону, используя работать с базовой формой оригами «рыба», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор квадратных заготовок одного размера (10 x 10 см) из цветной бумаги, карандаши цветные.
Ход работы: Квадрат располагаем вершиной к себе. Складываем пополам сверху вниз и раскрываем. Правую и левую сторону нижней части сгибаем к серединной линии. Повторяем то же для верхней части.
Раскрываем образовавшиеся карманы. Получаем базовую форму «Рыба».
Внутренние уголки треугольного клапана отгибаем наружу, как показано на рисунке. Верхнюю половину фигуры убираем назад. Переворачиваем изделие. Верхний слой поднимаем вверх по линии, указанной на рисунке.
Складываем заготовку пополам «горой». Верхний угол наклоняем вниз по диагонали и «расплющиваем» в ромб. Оформляем голову птицы. Делаем зигзаг, подчёркивая массивный вороний клюв. Затем немного сгибаем «голову» по центру, придавая ей объём, рисуем глаза.
Тема 1.7 «Утенок»
Цель: формирование умений работать с базовой формой оригами «воздушный змей», «двойной треугольник», развитие пространственного представления.
Оборудование: набор цветной бумаги, набор квадратных заготовок одного размера (10 x 10 см) из цветной бумаги, простые карандаши, клей.
Ход работы: нижний край верхнего слоя немного загибаем вверх. По бокам загибаем уголки. Затем сгибаем по диагонали. Загибаем верхние уголки заготовки. Раскрашиваем клюв и рисуем глазки-это голова утки. Берем еще один квадрат и сгибаем его пополам. Загибаем верхние боковые углы к середине. Повторяем сгибы этих сторон. Нижние выступающие уголки загнем вверх и немного в стороны. Соединяем его с головой, для этого пользуемся клеевым карандашом.
Раздел 2. «Животные зоопарка»
Камышлов,2023