УДК
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧУВАШЕЙ
Архипова Алена Анатольевна
ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»
Минобразования Чувашии, Чебоксары
E-mail: allenzuk@yandex.ru
Аннотация. В статье выявлен педагогический потенциал семейных ценностей чувашей, их гуманистический характер как основа современного воспитания подрастающего поколения. Установлено, что к семейным ценностям чувашей относятся любовь и взаимопонимание в семье, доверие друг к другу, желание и потребность иметь детей, уважение, поддержка и забота. Одной из главных целей чуваша в жизни было благополучие его семьи, родителей, детей как основы продолжения рода.
Ключевые слова: чуваши, традиция, ценности, обычаи, уважение, чувашская семья.
Summary. The article reveals the pedagogical potential of Chuvash family values, their humanistic character as the basis of modern education of the younger generation. It has been established that the family values of the Chuvash include love and mutual understanding in the family, trust in each other, the desire and need to have children, respect, support and care. One of the main goals of the Chuvash in life was the well-being of his family, parents, and children as the basis for procreation.
Key words: Chuvashes, tradition, values, customs, respect, Chuvash family.
Семья всегда рассматривалась педагогической наукой в качестве главного социального института воспитания детей, подготовки их к жизни на основе выработанных и проверенных временем духовно-нравственных ценностей. По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать за стариками, вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя [1, с. 51].
Чуваши, проживающие в основном в Чувашской Республике, гордятся своим богатым наследием, передаваемым из поколения в поколение. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.
В традиционной чувашской семье три поколения жили вместе: дедушка-бабушка, отец-мать и дети. К старшим членам семьи — родителям и отцу-матери — относились с глубоким уважением и любовью. Чувашские народные песни часто воспевают любовь к родителям, родственникам и родной земле, что говорит о ценности семейных устоев в культуре чувашей. Некоторые песни выражают скорбь потери родителей, подчеркивая их важность в жизни человека [2, с. 78].
Мать занимала особое место в семье. Для чувашей это понятие было священным и никогда не использовалось в грубой речи или насмешках. Они верили, что материнская любовь неповторима и что ее проклятье — самое страшное.
Муж и жена в чувашской семье были равноправны. Разводы были редкими, а сами супруги уважали друг друга. Старики говорили: «Женщина - божество в доме, мужчина - царь в доме». Если не было сыновей, то отец получал помощь от старшей дочери, а если не было дочерей, то младший сын помогал матери. Любой труд считался ценным, и мужчины и женщины могли выполнять как мужские, так и женские обязанности [3, с. 214].
Главной задачей семьи было воспитание детей. Радовались любому ребенку, как мальчику, так и девочке. В молитвах всегда просили богов о многочисленных детях — сыновьях и дочерях. Позднее, с появлением практики распределения земли по количеству мужчин в семье (XVIII век), появилось предпочтение к сыновьям. Однако, воспитание дочерей и снабжение их достойным приданым считалось престижным, так как богатые семьи могли позволить себе украсить невесту дорогими серебряными украшениями.
После рождения первого ребенка супруги начинали звать друг друга «отец» и «мать», а соседи обращались к ним по имени этого первенца, например: «Мать Ивана», «Отец Анны» [4, с. 98].
В чувашских селениях никогда не оставляли детей без присмотра. Сиротами опекали родственники или соседи, которые воспитывали их как своих собственных.
Старшее поколение — бабушки и дедушки — играли важную роль в воспитании детей. Традиционно, девушка после замужества переезжала к мужу, поэтому дети жили с родителями и дедушкой с бабушкой. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, а младшие проводили много времени с бабушкой и дедушкой [4, с. 113].
Важные семейные решения принимались сообща, с учетом мнения старших. Во главе домашнего хозяйства стояла старшая женщина, а вопросы, выходящие за рамки дома, решал старший мужчина.
Изучая научные источники, можно заключить, что ключевые семейные ценности, присущие чувашскому народу, такие как любовь и взаимное понимание, уважение к старшим, заботливое отношение к женщинам и воспитание детей, играют важную роль в благополучии и стабильности семьи. Эти аспекты помогают обеспечить преемственность и продолжение рода.
Семья является важным социальным институтом, который всегда выполнял основную функцию в передаче основных ценностей молодому поколению, так как именно в семье формируется внутренний мир человека. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что семья - это среда, где человек должен учиться быть добрым и делать добрые дела.
Библиографический список:
1. Акутина С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 2. – 112 с..
2. Арестова В. Ю., Кузнецова Л. В. Основные тенденции этнокультурного воспитания на современном этапе: региональный аспект // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - 102 с..
3. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика : очерки. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. - 260 с.
4. Долгашева М. В., Долгашев К. А. Использование методов поощрения и наказания в чувашской этнопедагогике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). – 186 с.
Медведева Татьяна Петровна