Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию на тему «Семейные традиции»

4
0
Материал опубликован 24 March 2023 в группе

«Методическая разработка занятия в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»


Название методической разработки




Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему:

«Семейные традиции»





Собянина Александра Васильевна


Занимаемая должность: воспитатель







Пояснительная записка:

 

Семья — главная ценность нашего общества. Для ребенка это наиважнейший социальный институт, в котором закладываются нравственные и духовные ценности. Воспитание подрастающего поколения в семье строится на любви, взаимопонимании, уважении, а самое главное на примере взрослых. На всех этапах развития ребенка ключевую роль играет семья. НОД направлена на то, чтобы дать детям понять, что такое семейные традиции и ценности.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе  на тему: «Семейные традиции».


Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

задачи:

Познавательные и развивающие:
• Формировать уважение и интерес к традициям русского народа.
•. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.

Воспитательные и речевые:
• Воспитывать уважение к членам семьи и желание заботиться о близких.
• Развивать навык диалогической речи, используя распространенные предложения.
• Развивать эмоциональную сферу.

Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).


Предварительная работа:

 - составление рассказов о своей семье;

- рисование портретов членов семьи;

- разучивание пословиц;

- рассматривание семейных альбомов;

- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;

- чтение стихов о семье.

Формы организации

 коллективная, самостоятельная деятельность детей.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.

Интеграция образовательных областей:

- познание;

- коммуникация;

- социализация;

- чтение художественной литературы.



Материалы и оборудование:

Ребус, магнитная доска,  мр3 проигрыватель, записи русской народной музыки, уголек, зернышки, монетки,  полотенце, заготовки из соленого теста «Оберег», каравай, рушник, обруч, музыкальные инструменты, предметные картинки.

Структура Нод
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) Письмо из Финляндии;
б) отгадывание ребуса;
в) диалог, о чем хотят узнать финляндские дети .
II. Основная часть - 25 минут.
а) беседа о семье по примеру воспитателя;
б) рассматривание картин;
в) что такое традиция;
г) рассказывание воспитателем о традициях Руси;
д) игра Петушиные бои;
е) игра на музыкальных инструментах;

ё) оберег-подкова.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап)   - 2 минуты.
а) обобщение;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).









Ход занятия.


Воспитатель:

- Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?

- В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?

t1679671368aa.jpg

- О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).

- Что такое семья? (ответы детей).

- Назовите членов вашей семьи? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Константин, сыновья Владимир и Дмитрий, дочь Юлия и я – Александра Васильевна).

t1679671368ab.jpg

t1679671368ac.jpg

- Посмотрите на эти картины внимательно.

- Что изображено на картинах? (семья)

- Скажите,   чем   эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).

- Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)

- Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)

Пословица о семье.

Воспитатель:

- Раньше в старину говорили так:  «Хорошая семья – традициями крепка».

 Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

(Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».)

Какая традиция,  связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)

(Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей.) Рассказывает:

- Раньше гостей встречали хлебом - солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба,  макал в соль и ел.

( Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.)

- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)

- Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.

(Показывает картинку с изображением младенца.)

- А какая могла быть традиция  на Руси, связанная  с ребёнком.

- Это очень интересно:  когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).

Воспитатель: 

Опуская предметы в воду приговаривали.

- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.

- Зерно - Будь всегда сыт.

- Монета -  Будь всегда богат.

(Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.)

Показывает картинку с изображением праздника.

 - Думаю,  эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей).

 - Праздников на Руси проводилось много.

- Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю  поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».

 Игра «Петушиный бой»

(Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.)

Воспитатель: 

- А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.

 Игра на музыкальных инструментах.

(Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.)

- Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).

- Вы – ансамбль русских народных инструментов, а  я  ваш  руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя  и выполнять следующие правила.

- Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками  - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.

- А еще, ребята, раньше в каждом доме  был оберег -  в виде подковы. (Воспитатель показывает детям оберег - подкову).

- Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.

Воспитатель показывает образец  оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову дома или на следующем занятии в детском саду.

Рефлексия

- Что больше всего вам запомнилась? Почему?

- Помогли мы финским детям?

- Эту подкову я отправлю в  Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро. 

 - И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».































Приложение

Ребус семья


t1679671368ad.gif


Картины современная и старинная семьи





t1679671368ab.jpg





t1679671368ac.jpg


Предметные картинки

«Хлеб да соль»







t1679671368ae.jpg


Картинка с изображением младенца



t1679671368ag.jpg




Картинка с изображением праздника.







t1679671368ah.jpg





t1679671368ai.jpg



Картинка оберег - подкова





t1679671368aj.jpg



Список использованной литературы

1 Кузьмина И.А. Истоковедение. – М.: Истоки, 2011

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336. 2.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.