Конспект НОД в старшей группе по речевому развитию на тему «Семейные традиции»
«Методическая разработка занятия в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»
Название методической разработки
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию на тему:
«Семейные традиции»
Собянина Александра Васильевна
Занимаемая должность: воспитатель
Пояснительная записка:
Семья — главная ценность нашего общества. Для ребенка это наиважнейший социальный институт, в котором закладываются нравственные и духовные ценности. Воспитание подрастающего поколения в семье строится на любви, взаимопонимании, уважении, а самое главное на примере взрослых. На всех этапах развития ребенка ключевую роль играет семья. НОД направлена на то, чтобы дать детям понять, что такое семейные традиции и ценности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) в старшей группе на тему: «Семейные традиции».
Цель: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
задачи:
Познавательные и развивающие:
• Формировать уважение и интерес к традициям русского народа.
•. Дать детям представление о старинных семейных традициях.
• Учить высказывать свои суждения.
• Активизировать мыслительные процессы.
Воспитательные и речевые:
• Воспитывать уважение к членам семьи и желание заботиться о близких.
• Развивать навык диалогической речи, используя распространенные предложения.
• Развивать эмоциональную сферу.
• Обогащать активный словарь детей (существительные: оберег, традиция; прилагательные: старинный, расписной).
Предварительная работа:
- составление рассказов о своей семье;
- рисование портретов членов семьи;
- разучивание пословиц;
- рассматривание семейных альбомов;
- закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
- чтение стихов о семье.
Формы организации
коллективная, самостоятельная деятельность детей.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Интеграция образовательных областей:
- познание;
- коммуникация;
- социализация;
- чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Ребус, магнитная доска, мр3 проигрыватель, записи русской народной музыки, уголек, зернышки, монетки, полотенце, заготовки из соленого теста «Оберег», каравай, рушник, обруч, музыкальные инструменты, предметные картинки.
Структура Нод
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) Письмо из Финляндии;
б) отгадывание ребуса;
в) диалог, о чем хотят узнать финляндские дети .
II. Основная часть - 25 минут.
а) беседа о семье по примеру воспитателя;
б) рассматривание картин;
в) что такое традиция;
г) рассказывание воспитателем о традициях Руси;
д) игра Петушиные бои;
е) игра на музыкальных инструментах;
ё) оберег-подкова.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 2 минуты.
а) обобщение;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня по электронной почте мне пришло письмо от детей из Финляндии. Они написали, что создают книгу «Традиции народов мира». Но вот проблема – они ничего не знают о русских традициях. Поможем?
- В письме было задание. Отгадайте, что здесь зашифровано?
- О каких традициях хотят узнать финские дети? (о традициях семьи).
- Что такое семья? (ответы детей).
- Назовите членов вашей семьи? А у вас? (развернутые ответы детей по примеру воспитателя: «Моя семья – это муж Константин, сыновья Владимир и Дмитрий, дочь Юлия и я – Александра Васильевна).
- Посмотрите на эти картины внимательно.
- Что изображено на картинах? (семья)
- Скажите, чем эти семьи отличаются друг от друга? (наводящими вопросами воспитатель помогает вывести ответы детей на понятия «современная семья», «старинная семья»).
- Почему вы решили, что это современная семья? (ответы и рассуждения детей)
- Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину? (ответы и рассуждения детей)
Пословица о семье.
Воспитатель:
- Раньше в старину говорили так: «Хорошая семья – традициями крепка».
Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).
Воспитатель:
Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.
(Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.
Показывает картинку с изображением «Хлеб и соль».)
Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси? (ответы детей)
(Воспитатель выносит каравай с солонкой, угощает детей.) Рассказывает:
- Раньше гостей встречали хлебом - солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек хлеба, макал в соль и ел.
( Воспитатель показывает картинку с изображением кошки.)
- А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался? (ответы детей)
- Да, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом или квартиру первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом.
(Показывает картинку с изображением младенца.)
- А какая могла быть традиция на Руси, связанная с ребёнком.
- Это очень интересно: когда ребёнка купали в первый раз, в таз с водой опускали уголёк, зернышко, монетку. Зачем? Попробуйте догадаться? (ответы детей).
Воспитатель:
Опуская предметы в воду приговаривали.
- Уголёк - Пусть всегда в доме будет тепло.
- Зерно - Будь всегда сыт.
- Монета - Будь всегда богат.
(Воспитатель предлагает детям отпустить в тазик предметы.)
Показывает картинку с изображением праздника.
- Думаю, эту традицию вы сразу узнаете. (Ответы детей).
- Праздников на Руси проводилось много.
- Что делали на праздниках? (пели, играли, плясали, хороводы водили). Предлагаю поиграть в интересную русскую народную игру «Петушиный бой».
Игра «Петушиный бой»
(Дети парами встают вовнутрь обруча, руки за спиной. Подскакивая на одной ноге должны вытеснить соперника из круга.)
Воспитатель:
- А еще на праздниках люди играли на разных музыкальных инструментах, которые делали своими руками.
Игра на музыкальных инструментах.
(Воспитатель приглашает детей к столу с музыкальными инструментами.)
- Выберите себе инструмент. Подойдите ко мне (воспитатель расставляет детей).
- Вы – ансамбль русских народных инструментов, а я ваш руководитель. Мы будем играть на русских народных инструментах. Но чтобы у нас получилась красивая мелодия, необходимо смотреть на руководителя и выполнять следующие правила.
- Когда я покажу на задний ряд, играют дети на ложках, когда покажу на вас, ребята, начинаете играть вы, а дети с ложками - не играют. А вот, когда взмахну двумя руками, начинаем играть вместе. Сделаю круг в воздухе – игра закончилась. Понятны правила.
- А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (Воспитатель показывает детям оберег - подкову).
- Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
Воспитатель показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову дома или на следующем занятии в детском саду.
Рефлексия
- Что больше всего вам запомнилась? Почему?
- Помогли мы финским детям?
- Эту подкову я отправлю в Финляндию в подарок детям, а вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.
- И помните, ребята, и дома скажите «Хороша семья – традициями крепка».
Приложение
Ребус семья
Картины современная и старинная семьи
Предметные картинки
«Хлеб да соль»
Картинка с изображением младенца
Картинка с изображением праздника.
Картинка оберег - подкова
Список использованной литературы
1 Кузьмина И.А. Истоковедение. – М.: Истоки, 2011
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336. 2.