Семья – наш главный щит: как предотвратить правонарушения и вырастить достойных детей
Семья – наш главный щит: как предотвратить правонарушения и вырастить достойных детей
Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло
Русская пословица
Семья – это фундамент, на котором строится личность каждого человека, его ценности, мировоззрение и в конечном итоге его поведение. Именно в семье закладываются основы законопослушности и уважения к общественным нормам. Поэтому роль семьи в профилактике правонарушений трудно переоценить.
Какие факторы влияния оказывает семья на ребёнка?
- Первичная социализация. Ребенок учится общаться, понимать правила, отличать добро от зла именно в семье. Родители – первые учителя и примеры для подражания.
- Эмоциональная поддержка. Любовь, принятие и поддержка близких формируют у ребенка чувство безопасности и уверенности в себе. Это снижает вероятность того, что он будет искать одобрения в деструктивных компаниях или совершать рискованные поступки.
- Формирование ценностей. Семья передает ребенку моральные и нравственные ориентиры, учит ответственности, честности, уважению к другим.
- Контроль и наставничество. Родители могут вовремя заметить тревожные сигналы в поведении ребенка, скорректировать его действия и помочь справиться с трудностями.
Современные формы работы с детьми и семьями из «группы риска»
В современном мире, полном информационного шума, соблазнов и стрессов, профилактика девиантного поведения становится еще более актуальной. Традиционные методы воспитания – важные инструменты в формировании личности подростка. Важно заметить, что союз семьи, школы и различных общественных структур в процессе формирования характера, привычек, поведения, убеждений взрослеющего человека – гарантия становления гражданского, правового, гуманистического мировоззрения личности. И, конечно, профилактическая, разъяснительная работа должна вестись не только с детьми из «группы риска», но и с их родителями. Семья должна понимать, что происходит с ребёнком, почему это случилось и как избежать беды или помочь из неё выбраться. Информационное просвещение семьи и практические советы должны стать стимулом для дальнейшего выстраивания родителями правильных отношений с ребёнком, которому нужна помощь любящих взрослых.
Традиционные формы работы
- Индивидуальные консультации. Психологи, педагоги и социальные работники могут проводить беседы с детьми и их родителями, помогая разобраться в конкретных проблемах и найти пути их решения.
- Встречи с сотрудниками правоохранительных структур. Обсуждение актуальных вопросов профилактики со специалистами, знакомство с нормативно-правовой базой.
- Лекции и семинары. Специалисты рассказывают о возрастных особенностях детей и подростков, методах воспитания, профилактике зависимостей и правонарушений, о последствиях необдуманного поведения.
- Круглые столы и дискуссии, клубы общения. Открытое обсуждение проблем, поиск совместных решений их участниками – детьми и взрослыми.
Однако зачастую традиционные методы воспитания оказываются недостаточными, и здесь на помощь приходят новые, более гибкие и эффективные формы работы профилактической направленности. Вот некоторые из них.
Новые формы работы для поддержки семей и детей с отклонениями в поведении
- Онлайн-курсы и вебинары: Доступные в любое время и в любом месте, они позволяют родителям и детям получать актуальную информацию и практические навыки, не выходя из дома.
- Тематические группы поддержки: Семьи, сталкивающиеся с похожими проблемами (например, трудности в общении с подростком, проблемы с успеваемостью), могут общаться, делиться опытом и получать взаимную поддержку.
- Игровые и интерактивные тренинги: Использование ролевых игр, мозговых штурмов для отработки навыков эффективного общения, разрешения конфликтов, установления границ.
- Семейные арт-терапевтические сессии: Творческие занятия, помогающие членам семьи лучше понять друг друга, выразить свои эмоции и укрепить взаимоотношения.
- Создание онлайн-сообществ и форумов: Платформы для обмена информацией, советами и поддержкой между родителями и детьми, где можно задать вопрос и получить ответ от специалистов или других родителей и сверстников.
- Использование мобильных приложений: Приложения с советами по воспитанию, трекерами привычек, возможностью получать напоминания о важных событиях и задачах.
Памятки-советы для родителей,
или Строим крепкий фундамент для будущего ребенка
Воспитание ребенка – это постоянный процесс, требующий терпения, любви и осознанности. Вот несколько ключевых советов, которые помогут вам в профилактике девиантного поведения и формировании у ребенка законопослушной личности.
1. Создайте атмосферу доверия и открытости.
- Говорите с ребенком! Интересуйтесь его жизнью, его мыслями, чувствами, проблемами. Слушайте внимательно, не перебивая и не осуждая. Старайтесь быть в курсе важных для него событий.
- Будьте открыты к диалогу! Ребенок должен знать, что может обратиться к вам с любой проблемой, и вы его выслушаете, дадите совет и поддержите.
- Прислушивайтесь к его мнению! Даже если вы не согласны, дайте ребенку понять, что его точка зрения важна.
2. Установите четкие правила и границы.
- Определите правила! Совместно с ребенком (если он достаточно взрослый) установите правила поведения в семье и вне дома. Объясните, почему соблюдение этих правил важно.
- Будьте последовательны в своих требованиях! Соблюдайте установленные правила сами и требуйте их соблюдения от ребенка. Непоследовательность подрывает авторитет родителей и создает путаницу.
- Объясняйте последствия необдуманных поступков! Ребенок должен понимать, что за нарушение правил следуют определенные последствия, отнюдь не приятные. Они будут закономерными, разумными и соответствующими проступку.
- Ограничивайте время, проводимое ребёнком за гаджетами, и контролируйте его социальные сети! Сделать это непросто, но необходимо, чтобы оградить ребёнка от пагубного влияния интернета, от нежелательной информации, сомнительных подписок и мнимых друзей
- Учите ответственности и милосердию! Позволяйте ребенку принимать решения и нести за них ответственность. Это формирует самостоятельность и зрелость. Сострадание же – к людям, в животным, к природе – избавляет от жестокости, наглости, злобы.
3. Будьте примером для подражания, помните, что вы, ваша личность всегда в поле зрения ребёнка. Значение имеет всё, и в первую очередь следующие факторы:
- Ваше поведение. Слова и поступки родителей – самый сильный урок для ребенка. Демонстрируйте уважение к законам, другим людям, честность, порядочность и ответственность.
- Управление эмоциями. Покажите ребенку, как справляться с гневом, разочарованием и стрессом конструктивными способами, а не агрессией или саморазрушительным поведением.
- Образ жизни. Прививайте ребенку привычки здорового образа жизни, избегая вредных зависимостей. Старайтесь не предаваться депрессии, разочарованию, не будьте агрессивными и мстительными!

4. Развивайте у ребенка позитивные интересы и навыки.
- Поддерживайте увлечения. Помогайте ребенку найти хобби, которое ему интересно – спорт, творчество, наука. Это займет его время и энергию, отвлечет от негативных влияний.
- Развивайте критическое мышление. Учите ребенка анализировать информацию, отличать правду от вымысла, противостоять манипуляциям.
- Формируйте социальные навыки. Учите ребенка дружить, сотрудничать, решать конфликты мирным путем, проявлять эмпатию.
5. Обращайте внимание на тревожные сигналы.
- Изменения в поведении. Резкие перемены в настроении, замкнутость, агрессивность, снижение успеваемости, появление новых подозрительных друзей, уход из дома – все это может быть поводом для беспокойства.
- Не игнорируйте детали и мелочи. Если вы заметили что-то тревожное, не откладывайте разговор с ребенком. Постарайтесь понять причину изменений.
- Обращайтесь за помощью. Не стесняйтесь обращаться к школьному психологу, педагогам, социальным работникам или другим специалистам, если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно.
6. Укрепляйте семейные связи.
- Совместное времяпрепровождение – лучшее лекарство от мрачных помыслов и дурных поступков. Регулярно проводите время вместе – играйте, гуляйте, смотрите фильмы, готовьте еду. Это укрепляет эмоциональную связь и создает позитивные воспоминания.

- Семейные традиции. Создавайте и поддерживайте семейные традиции. Это дает ребенку чувство защищённости и стабильности.
- Позитивное общение. Старайтесь поддерживать позитивный и поддерживающий тон в общении друг с другом.

7. Помните: родители, сталкивающиеся с трудностями, не должны чувствовать себя одинокими или виноватыми. Наоборот, им нужна поддержка и понимание. Создание атмосферы, где открытое обсуждение проблем приветствуется, а обращение за помощью считается признаком силы, а не слабости, является важным шагом на пути к эффективной профилактике. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека.
Заключение
Семья – это место, где ребенок растет, его первая и самая важная школа жизни. Время, затраченные усилия, забота, любовь, которые родители отдают своим детям, - прочный фундамент для счастливого и успешного будущего подрастающего поколения. Современные вызовы требуют от нас гибкости и готовности осваивать новые подходы в воспитании, но главные принципы остаются неизменными: любовь, доверие, последовательность и личный пример. Помните, что каждый ребенок уникален, и ваша роль как родителя – помочь ему раскрыть свой потенциал и стать достойным членом общества. Именно семья – тот самый "главный щит", который может защитить от многих жизненных невзгод. «Семья в куче – не страшны и тучи», - справедливо гласит народная мудрость. Проявляя терпение, любовь и мудрость, мы можем вырастить поколение, способное строить мирное, справедливое общество. Родители должны осознавать свою огромную ответственность и миссию, которую они несут, формируя будущее своих детей и, следовательно, будущее страны.
Список использованной литературы
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое о-во России, 2002.- 190 с.- Библиография: С. 169-181,182-189
- Семья и школа: взаимодействие в условиях реализации новых стандартов / учебно-методическое пособие под общ. ред. О.А. Щекиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. - 90 с.
- Щипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание - СПб, «Речь», 2003.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова