Семья – наш главный щит: как предотвратить правонарушения и вырастить достойных детей
Семья – наш главный щит: как предотвратить правонарушения и вырастить достойных детей
Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло
Русская пословица
Семья – это фундамент, на котором строится личность каждого человека, его ценности, мировоззрение и в конечном итоге его поведение. Именно в семье закладываются основы законопослушности и уважения к общественным нормам. Поэтому роль семьи в профилактике правонарушений трудно переоценить.
Какие факторы влияния оказывает семья на ребёнка?
- Первичная социализация. Ребенок учится общаться, понимать правила, отличать добро от зла именно в семье. Родители – первые учителя и примеры для подражания.
- Эмоциональная поддержка. Любовь, принятие и поддержка близких формируют у ребенка чувство безопасности и уверенности в себе. Это снижает вероятность того, что он будет искать одобрения в деструктивных компаниях или совершать рискованные поступки.
- Формирование ценностей. Семья передает ребенку моральные и нравственные ориентиры, учит ответственности, честности, уважению к другим.
- Контроль и наставничество. Родители могут вовремя заметить тревожные сигналы в поведении ребенка, скорректировать его действия и помочь справиться с трудностями.
Современные формы работы с детьми и семьями из «группы риска»
В современном мире, полном информационного шума, соблазнов и стрессов, профилактика девиантного поведения становится еще более актуальной. Традиционные методы воспитания – важные инструменты в формировании личности подростка. Важно заметить, что союз семьи, школы и различных общественных структур в процессе формирования характера, привычек, поведения, убеждений взрослеющего человека – гарантия становления гражданского, правового, гуманистического мировоззрения личности. И, конечно, профилактическая, разъяснительная работа должна вестись не только с детьми из «группы риска», но и с их родителями. Семья должна понимать, что происходит с ребёнком, почему это случилось и как избежать беды или помочь из неё выбраться. Информационное просвещение семьи и практические советы должны стать стимулом для дальнейшего выстраивания родителями правильных отношений с ребёнком, которому нужна помощь любящих взрослых.
Традиционные формы работы
- Индивидуальные консультации. Психологи, педагоги и социальные работники могут проводить беседы с детьми и их родителями, помогая разобраться в конкретных проблемах и найти пути их решения.
- Встречи с сотрудниками правоохранительных структур. Обсуждение актуальных вопросов профилактики со специалистами, знакомство с нормативно-правовой базой.
- Лекции и семинары. Специалисты рассказывают о возрастных особенностях детей и подростков, методах воспитания, профилактике зависимостей и правонарушений, о последствиях необдуманного поведения.
- Круглые столы и дискуссии, клубы общения. Открытое обсуждение проблем, поиск совместных решений их участниками – детьми и взрослыми.
Однако зачастую традиционные методы воспитания оказываются недостаточными, и здесь на помощь приходят новые, более гибкие и эффективные формы работы профилактической направленности. Вот некоторые из них.
Новые формы работы для поддержки семей и детей с отклонениями в поведении
- Онлайн-курсы и вебинары: Доступные в любое время и в любом месте, они позволяют родителям и детям получать актуальную информацию и практические навыки, не выходя из дома.
- Тематические группы поддержки: Семьи, сталкивающиеся с похожими проблемами (например, трудности в общении с подростком, проблемы с успеваемостью), могут общаться, делиться опытом и получать взаимную поддержку.
- Игровые и интерактивные тренинги: Использование ролевых игр, мозговых штурмов для отработки навыков эффективного общения, разрешения конфликтов, установления границ.
- Семейные арт-терапевтические сессии: Творческие занятия, помогающие членам семьи лучше понять друг друга, выразить свои эмоции и укрепить взаимоотношения.
- Создание онлайн-сообществ и форумов: Платформы для обмена информацией, советами и поддержкой между родителями и детьми, где можно задать вопрос и получить ответ от специалистов или других родителей и сверстников.
- Использование мобильных приложений: Приложения с советами по воспитанию, трекерами привычек, возможностью получать напоминания о важных событиях и задачах.
Памятки-советы для родителей,
или Строим крепкий фундамент для будущего ребенка
Воспитание ребенка – это постоянный процесс, требующий терпения, любви и осознанности. Вот несколько ключевых советов, которые помогут вам в профилактике девиантного поведения и формировании у ребенка законопослушной личности.
1. Создайте атмосферу доверия и открытости.
- Говорите с ребенком! Интересуйтесь его жизнью, его мыслями, чувствами, проблемами. Слушайте внимательно, не перебивая и не осуждая. Старайтесь быть в курсе важных для него событий.
- Будьте открыты к диалогу! Ребенок должен знать, что может обратиться к вам с любой проблемой, и вы его выслушаете, дадите совет и поддержите.
- Прислушивайтесь к его мнению! Даже если вы не согласны, дайте ребенку понять, что его точка зрения важна.
2. Установите четкие правила и границы.
- Определите правила! Совместно с ребенком (если он достаточно взрослый) установите правила поведения в семье и вне дома. Объясните, почему соблюдение этих правил важно.
- Будьте последовательны в своих требованиях! Соблюдайте установленные правила сами и требуйте их соблюдения от ребенка. Непоследовательность подрывает авторитет родителей и создает путаницу.
- Объясняйте последствия необдуманных поступков! Ребенок должен понимать, что за нарушение правил следуют определенные последствия, отнюдь не приятные. Они будут закономерными, разумными и соответствующими проступку.
- Ограничивайте время, проводимое ребёнком за гаджетами, и контролируйте его социальные сети! Сделать это непросто, но необходимо, чтобы оградить ребёнка от пагубного влияния интернета, от нежелательной информации, сомнительных подписок и мнимых друзей
- Учите ответственности и милосердию! Позволяйте ребенку принимать решения и нести за них ответственность. Это формирует самостоятельность и зрелость. Сострадание же – к людям, в животным, к природе – избавляет от жестокости, наглости, злобы.
3. Будьте примером для подражания, помните, что вы, ваша личность всегда в поле зрения ребёнка. Значение имеет всё, и в первую очередь следующие факторы:
- Ваше поведение. Слова и поступки родителей – самый сильный урок для ребенка. Демонстрируйте уважение к законам, другим людям, честность, порядочность и ответственность.
- Управление эмоциями. Покажите ребенку, как справляться с гневом, разочарованием и стрессом конструктивными способами, а не агрессией или саморазрушительным поведением.
- Образ жизни. Прививайте ребенку привычки здорового образа жизни, избегая вредных зависимостей. Старайтесь не предаваться депрессии, разочарованию, не будьте агрессивными и мстительными!

4. Развивайте у ребенка позитивные интересы и навыки.
- Поддерживайте увлечения. Помогайте ребенку найти хобби, которое ему интересно – спорт, творчество, наука. Это займет его время и энергию, отвлечет от негативных влияний.
- Развивайте критическое мышление. Учите ребенка анализировать информацию, отличать правду от вымысла, противостоять манипуляциям.
- Формируйте социальные навыки. Учите ребенка дружить, сотрудничать, решать конфликты мирным путем, проявлять эмпатию.
5. Обращайте внимание на тревожные сигналы.
- Изменения в поведении. Резкие перемены в настроении, замкнутость, агрессивность, снижение успеваемости, появление новых подозрительных друзей, уход из дома – все это может быть поводом для беспокойства.
- Не игнорируйте детали и мелочи. Если вы заметили что-то тревожное, не откладывайте разговор с ребенком. Постарайтесь понять причину изменений.
- Обращайтесь за помощью. Не стесняйтесь обращаться к школьному психологу, педагогам, социальным работникам или другим специалистам, если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно.
6. Укрепляйте семейные связи.
- Совместное времяпрепровождение – лучшее лекарство от мрачных помыслов и дурных поступков. Регулярно проводите время вместе – играйте, гуляйте, смотрите фильмы, готовьте еду. Это укрепляет эмоциональную связь и создает позитивные воспоминания.

- Семейные традиции. Создавайте и поддерживайте семейные традиции. Это дает ребенку чувство защищённости и стабильности.
- Позитивное общение. Старайтесь поддерживать позитивный и поддерживающий тон в общении друг с другом.

7. Помните: родители, сталкивающиеся с трудностями, не должны чувствовать себя одинокими или виноватыми. Наоборот, им нужна поддержка и понимание. Создание атмосферы, где открытое обсуждение проблем приветствуется, а обращение за помощью считается признаком силы, а не слабости, является важным шагом на пути к эффективной профилактике. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека.
Подведём итог
Семья – это место, где ребенок растет, его первая и самая важная школа жизни. Время, затраченные усилия, забота, любовь, которые родители отдают своим детям, - прочная основа для счастливого и успешного будущего подрастающего поколения. Современные вызовы требуют от нас гибкости и готовности осваивать новые подходы в воспитании, но главные принципы остаются неизменными: любовь, доверие, последовательность и личный пример. Помните, что каждый ребенок уникален, и ваша роль как родителя – помочь ему раскрыть свой потенциал и стать достойным членом общества. Именно семья – тот самый "главный щит", который может защитить от многих жизненных невзгод. «Семья в куче – не страшны и тучи», - справедливо гласит народная мудрость. Проявляя терпение, любовь и мудрость, мы можем вырастить поколение, способное строить мирное, справедливое общество. Родители должны осознавать свою огромную ответственность и миссию, которую они несут, формируя будущее своих детей и, следовательно, будущее страны.

Список использованной литературы
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей /В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое о-во России, 2002.- 190 с.- Библиография: С. 169-181,182-189
- Семья и школа: взаимодействие в условиях реализации новых стандартов / учебно-методическое пособие под общ. ред. О.А. Щекиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. - 90 с.
- Щипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание - СПб, «Речь», 2003.
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Колышкина Елена Владимировна
Суслопарова Людмила Юрьевна