Статья «Сетевое взаимодействие — эффективная форма профориентации обучающихся в учреждениях ДО»

1
0
Материал опубликован 17 August 2022 в группе

Сетевое взаимодействие – эффективная форма профориентации обучающихся в учреждениях дополнительного образования.


Автор: педагог дополнительного

образования

Фирсова Дина Викторовна


Профессиональное самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций является одним из наиболее важных направлений современной государственной социальной и образовательной политики государства. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций человека на основе его личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальным становится вопрос оказания помощи обучающимся в выборе профессии.

Особенности социально-экономического развития страны, изменяющиеся требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации обучающихся. При этом профессиональные намерения значительной части выпускников общеобразовательных организаций зачастую не соответствуют потребностям экономики в кадрах определенной профессии и квалификации. Поэтому необходимо подготовить сегодняшних школьников и студентов к жизни и деятельности в условиях новой технологической и социальной реальности, решить проблему кадров для новой российской экономики — экономики знаний.

Ведущие эксперты сегодня говорят о том, что в течение ХХI века, даже в течение ближайших 20–25 лет сформируется новая экономика. Это будет экономика не угля и стали и даже не высокоскоростного Интернета: это будет экономика человеческого капитала: экономика, ориентированная, прежде всего, на интеллектуальную деятельность, информационные технологии. У нее будет совершенно иная инфраструктура и абсолютно новая система ценностей. Она будет ориентирована на робототехнику, аддитивные технологии и т. д. Центр создания добавленной стоимости сместится из производства в инжиниринг и дизайн. Именно эти отрасли будут определять ход экономического развития.

В этих условиях как никогда остро стоит вопрос о качестве человеческого капитала, то есть о его готовности и способности трудиться в этой новой экономике и выигрывать конкуренцию за мировые человеческие ресурсы. Сегодня для России эта проблема особенно актуальна, как, может быть, ни для одной другой страны.

В последние годы в России сложилась ситуация, когда в отдельных отраслях экономики (юриспруденция, государственное управление и др.) появился избыток специалистов и выпускники образовательных организаций высшего образования не могут устроиться на работу по своей специальности. В то же время в других отраслях, связанных с промышленным производством, наблюдается дефицит кадров.

Важнейшим инструментом снижения данного несоответствия является профориентационная работа с обучающимися, а также с их родителями (законными представителями), которая проводится в различных образовательных учреждениях.

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В настоящее время Министерство Просвещения России развивает систему дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров. Значительное внимание уделяется раннему профессиональному самоопределению. Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России развивает механизмы раннего профессионального самоопределения детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями. Формирование гибких компетенций способствует правильному выбору профессионального пути. Правильный выбор профессии позволит реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Российская система дополнительного образования детей является уникальной и не имеет аналогов в международном масштабе. Одной из ключевых особенностей системы является свободное и добровольное решение ребенка (или его родителей) по какой дополнительной общеобразовательной программе он будет (или не будет) обучаться. Широкий спектр подобных программ не ограничен государственными образовательными стандартами, рамками или условностями. В данной ситуации возникает непростая задача выбора, которая сопровождается необходимостью поиска источников информации о том, где и на каких условиях можно получить дополнительное образование, соответствующее потребностям ребенка (семьи).

Целью системы профессионального самоопределения в рамках дополнительного образования является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностных способностей и склонностей учащихся. Иногда выбор основывается на советах родителей, знакомых, друзей. Дети в большей степени не осознают своих индивидуальных способностей, направленности той или иной профессии и требований, предъявляемых к ней. Именно поэтому в современных условиях возрастает роль педагога дополнительного образования в сопровождении профессионального самоопределения учащихся и их профессиональной ориентации.

Профориентация обучающихся в условиях объединения дополнительного образования включает в себя следующие направления, способствующие самоопределению школьников:



t1660711356aa.jpg



Эффективная организация профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования, требует особого ресурсного обеспечения. Для организации качественной профориентационной работы целесообразно объединенное использование ресурсов организаций дополнительного, профессионального и высшего образования, дистанционного образования, центров занятости населения, предприятий и организаций реального сектора экономики.

Одной из форм интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования, организаций других ведомств, а также государственно-частного партнерства является сетевое взаимодействие.

Сеть — это способ совместной деятельности, основой возникновения которой является определенная проблема (профориентация обучающихся), в решении которой заинтересованы все субъекты, вступающие в сеть. При этом они сохраняют независимость своей основной деятельности, взаимодействуя лишь по поводу профориентации обучающихся, объединяя при необходимости ресурсы для ее разрешения. Сетевое взаимодействие позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельной образовательной организации, оно генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия (сетевые проекты и программы, условия обмена образовательными результатами, средства для личностного и профессионального роста и др.).

Партнерами по сети могут быть:

– органы местного самоуправления муниципальных образований Калужской области, осуществляющие управление в сфере образования — реализация муниципальных целевых программ, организация социальных практик для подростков и молодежи и др.;

– общеобразовательные организацииреализация программ дополнительного образования детей, исследовательских проектов; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); организация учебно-исследовательской деятельности и работа с интеллектуально одаренными детьми; проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты); организация занятости обучающихся;

– дошкольные образовательные организации — проведение акций, проектов, конкурсов, фестивалей и др.;

– организации дополнительного образования — организация совместной образовательной деятельности; взаимообучение специалистов, обмен опытом; методическая поддержка и сопровождение программ дополнительного образования; предпрофильная подготовка;

– образовательные организации высшего образования — привлечение профессорско-преподавательского состава к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся; предпрофильная подготовка и профильное обучение; повышение квалификации педагогов;

– профессиональные образовательные организации — привлечение специалистов (педагогов, мастеров производственного обучения) к разработке программ элективных курсов; использование ресурсов мастерских, лабораторий для организации профессиональных проб, проведения уроков технологии;

– организации дополнительного профессионального образования — повышение квалификации педагогов, организация конкурсов профессионального мастерства;

– организации культуры и туризма — совместная социокультурная, досуговая деятельность, использование ресурсов организаций культуры для расширения профессионального и личностного выбора обучающихся;

– управления по делам молодежи — организация профориентации, трудоустройства подростков и молодежи; гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи (акции, митинги, дни различные фестивали, конкурсы и др.); социально-психологическая помощь молодежи, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде (диагностическая, просветительская деятельность профилактической направленности, молодежные акции); организация досуга подростков и молодежи (проекты, конкурсы, акции, направленные на выявление юных дарований, ярких талантов и стимулирование их творческих стремлений);

– организации физической культуры и спорта — совместное проведение соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий; выявление одаренных в спорте обучающихся; формирование здорового образа жизни детей и молодежи;

– средства массовой информации — информационная поддержка профориентационной деятельности;

– общественные организации и фонды — организация совместных профориентационных мероприятий; конкурсов, семинаров для педагогов;

– музеи — организация совместных мероприятий, конкурсов, выставок; ведение работы краеведческой направленности; организация и проведение экскурсий;

– центры занятости населения — совместные мероприятия по профессиональной ориентации подростков (консультированию, диагностике и др.); содействие трудоустройству подростков;

– промышленные предприятия, предприятия малого бизнеса (основные заказчики кадров соответствующего профиля) — мероприятия по популяризации востребованных рабочих профессий и специальностей, содействие в организации временного трудоустройства обучающихся в свободное от учебы время, предоставление материально-технической базы для создания современной образовательной инфраструктуры при организации профориентационной работы с обучающимися;

– организации, осуществляющие информационное обеспечение — информационная поддержка; трансляция web-конференций, мероприятий; техническое оснащение образовательных организаций интернет-ресурсами; обеспечение доступа к информации об образовательных услугах, спросе и предложении на рынке труда, о возможностях карьерного роста;

– родительская общественность — работа родительских комитетов и объединений, встречи с интересными людьми; профориентационные мероприятия в течение года.

Целью системы профессиональной ориентации, построенной на межведомственном взаимодействии общеобразовательных организаций, органов исполнительной власти, работодателей, средств массовой информации и других заинтересованных сторон, должно стать формирование у обучающихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую его личностным особенностям и потребности экономики в конкурентоспособных кадрах.

В современной практике сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:

– обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды организаций;

– расширение круга общения обучающихся, направленного на получение ими социального опыта формирования их мировоззрения;

– расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы дополнительного образования детей;

– объединение образовательных ресурсов школ и организаций дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства;

– мотивирование детей на участие в социальных практиках через сетевое взаимодействие;

– организация творческого взаимодействия с родителями обучающихся и социальными партнерами.

Учитывая важность мнения семьи, их поддержки и совета в выборе подростком сферы будущей профессиональной деятельность, необходимо предусмотреть следующие формы профориентационной работы с родителями (законными представителями) в образовательных организациях:

– проведение родительских собраний с приглашением представителей профессиональных образовательных организаций, вузов региона;

– лектории для родителей (законных представителей), в том числе с выступлениями представителей профессиональных образовательных организаций, вузов;

– индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся;

– анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся;

– привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для выступлений перед школьниками (мастер-классы, беседы, профориентационные игры, тренинги и т.д.);

– привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

– использование родительской помощи в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях, производственных практик;

– помощь родителей (законных представителей) в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.

Реализация различных форм сетевого взаимодействия позволит решать следующие профориентационные задачи:

знакомство обучающихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

информирование обучающихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в регионе;

углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.


Ожидаемый результат от реализации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования: у обучающихся повысится уровень информированности о мире профессий, об особенностях интересующих их профессий, обучающиеся узнают свои интересы, склонности, что позволит им оценить свои профессиональные возможности и построить траекторию обучения, то есть выбрать профиль обучения в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, познакомиться с путями получения интересующей профессии.

Для выпускников школы результатом профориентационной работы должен быть взвешенный и осознанный выбор профессиональной образовательной организации для получения специальности.

Литература:

1. Блинов В.И. Движение WorldSkills Russia как инструмент профориентации: выгоды и риски / В. И. Блинов, И. С. Сергеев // Актуальные проблемы профессионального образования: колл. монография / Авт. — сост.: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. — М.: Экон-Информ, 2016. – с. 239-242.

2. Грецкова С.А., Колганова А.И., Якушева Е.Л. Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Методические комментарии. – СПб.: ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», 2017.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е.А. Климов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.

4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. — М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. — 38 с.

5. Панина С. В. Профессиональная ориентация: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 312 с. — (Профессиональное образование).

6. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. — (Сер. Бакалавриат).

7. Родичев Н.Ф. Профессиональная ориентация, карьерная навигация, поддержка и сопровождение самоопределения: развилки, векторы, пересечения: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2017.: в 2 ч. Ч. 2.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации