Сетевой проект «Память о вашей победе храним!» как средство развития ценностных ориентиров учащихся
Куликова Ирина Геннадьевна
СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «ПАМЯТЬ О ВАШЕЙ ПОБЕДЕ ХРАНИМ!»
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: В статье рассмотрены особенности проведения сетевых проектов, проанализирован потенциал применения технологии сетевого проектирования для максимального раскрытия возможностей и способностей обучающихся на примере разработки и реализации дистанционного сетевого Добровольческого интернет-проекта «Память о Вашей Победе храним!»
Ключевые слова: сетевой проект, дистанционные образовательные технологии, платформа Padlet
Отличительной чертой современного образовательного процесса является факт формирования его в эпоху информационного подъема, характеризующегося тем, что поколения идей и технологий сменяются мобильней поколения людей. Движущей силой развития современного информационного общества становится разработка и производство не материального продукта, а информационного. Материальный продукт остается, но превращается в намного более информационно емкий.
Требования, предъявляемые к образованию в этой связи, заключаются в создании условий для воспитания высокообразованных, предприимчивых, коммуникабельных молодых людей, мобильных и конкурентоспособных, с развитым чувством ответственности за судьбу страны, способных к решению задач, поставленных временем.
Очевидно, что формирование данных качеств личности реализуется разными методами и в разном возрасте: одних - в школьном возрасте, других - в студенческие годы, что требует системного и непрерывного довузовского и вузовского координирования, интеграции традиционных и инновационных технологий в школьном и вузовском образовании с целью создания единой информационной образовательной среды, привлечении инновационных активных методов и подходов к обучению и воспитанию в системе школа – вуз. Инновационность, интерактивность технологии в том, что обучающий вместо информатора принимает на себя роль направляющего, а сама информация не цель, а средство для освоения действий. Особую актуальность приобретают интерактивные подходы, обеспечивающие систематическое включения обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, способствующие развитию личности в процессе этой деятельности.
В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных методов обучения, обеспечивающих решение обозначенных задач, среди которых наиболее эффективной технологией признается технология сетевой проектной деятельности. Сетевой учебный проект позволяет получить в разы более высокий педагогический результат. Он представляет собой свободную творческую деятельность, включающую в себя цель, мотив, способы, условия, результат, позволяет в совместной познавательной деятельности школьников и студентов выстроить коллективное образовательное пространство, способствующее максимальному раскрытию творческого потенциала и личностной самореализации участников,
В основе проектирования лежит освоение новой информации способом активного включения каждого участника проекта в процесс решения возникающих проблем. Технология сетевого проектирования как инновационная педагогическая технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Следует признать, что сетевые проекты удачно вписываются в современную образовательную парадигму, наиболее значимым содержанием которой является индивидуализация, личностно-ориентированное образование, расширение способов творческой самореализации, сотворчество педагога и обучающихся. Большим достоинством реализации сетевых проектов является то, что у обучающихся формируются коммуникативные качества и компетентности, необходимые человеку 21-го века и заложенные во ФГОС как результаты обучения. Сетевые проекты можно рассматривать также как инструмент развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся. А это, в свою очередь, влияет на формирование универсальных учебных действий, таких как способность самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать нужные средства и способы их достижения. Сетевой проект способствует формированию навыков коллективной работы по принятию согласованного комплексного решения поставленных проблем, получению универсальных социальных компетенций взаимодействия, формированию личности как субъекта собственной жизни.
В чем привлекательность сетевого проекта для его участников? Во-первых, организация взаимодействия в рамках сетевого проекта в полной мере удовлетворяет требованиям эффективной самостоятельной деятельности, причем как индивидуальной, так и групповой ее форм. Коллективная деятельность в рамках сетевого проекта развивает ответственность каждого участника, как за собственные результаты, так и за общий результат взаимодействия.
К преимуществам использования сетевого проекта можно отнести то, что участники имеют возможность обсуждать решение проблемы в реальных условиях. Рассмотрение одной проблемы с разных сторон позволяет достичь большей глубины размышлений и аргументированности выводов. В ходе реализации проекта обучающиеся примеряют на себя разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.). В результате работа в Сети становится более осмысленной и действенной.
Важной причиной целесообразности сетевой деятельности является также следующая. Современные молодые люди, особенно школьники, большое количество времени проводят в сети, смотрят фильмы, скачивают музыку, играют в компьютерные игры. Если есть возможность отслеживать время проживания обучающегося в компьютере, это хорошо. Однако, чаще случается, что этот процесс неконтролируем. Очевидно, что «оторвать» обучающегося от монитора невозможно, но возможно перенаправить вектор его интересов, сделать нахождение в Интернете продуктивным, а главное, безопасным.
Условия успешного и безопасного вхождения в Интернет заключаются:
- в положительной мотивации участников сетевого образовательного проекта,
- в решении личностных задач, стоящих перед личностью в отдельности и перед всей группой участников проекта,
- в расширении коммуникативных навыков,
- в реальной возможности получить конечный сетевой продукт своей деятельности.
Сетевой проект, таким образом, это путь, обеспечивающий осмысленное, продуктивное вхождение молодого человека в Сеть.
Добровольческий социальный проект «Память о Вашей Победе храним!», координируемый автором статьи в течение нескольких лет, посвящен организации заботы о ветеранах войны и сохранению исторической памяти. Участие в реализации проекта принимает несколько образовательных учреждений. Суть педагогической идеи в создании коллективного образовательного пространства силами обучающихся высшего профессионального, общего и дополнительного образование, как составной части общего образования. В воспитательном отношении данный подход позволил помимо реализации цели проекта – сохранении исторической памяти, обеспечить продвижение идей добровольчества и наставничества по отношению к школьникам со стороны студенчества.
Итогом деятельности явился интернет-проект «Память о Вашей Победе храним!», в полном соответствии с требованиями времени выложенный в Сеть, включенный в банк данных проектов, отражающий результаты поисково-исследовательской и социальной деятельности обучающихся по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Идея проекта принадлежала студентам, преподаватель выступал в роли координатора, консультанта и наблюдателя. На первом этапе была выдвинута гипотеза, сформулированы цели и задачи добровольческого проекта, разработаны его основные положения.
Следующим этапом работы над сетевым проектом явился выбор платформы для его размещения. Проанализировав возможности каждой из платформ, было принято решение разместить сетевой учебный проект «Память о Вашей Победе храним!» на платформе Padlet. Какими аргументами обосновывается данный выбор?
Padlet–это достаточно популярный веб-сайт, который позволяет общаться с другими пользователями с помощью текстовых сообщений, фотографий, ссылок и многого другого. Место, отведенное для общения в сети, называется «стеной». Padlet–простой и удобный инструмент, с помощью которого можно создавать интерактивные «стены» самых разнообразных форм: от подборок фотографий до полноценных коллекций. Чтобы создать доску на Padlet, регистрации не требуется. Новая стена организовывается очень просто, простым нажатием на иконку «Создать стену» на панели задач.
Достоинство ресурса в том, что в ходе применения участникам проекта доступно совместное редактирование. Добавлять в проект можно разные элементы – фото, видео, аудио, ссылки, текстовые файлы. В разделе «Модифицировать» обозначено то, что можно изменить.
Достоинством является также и то, что «доски» легко вставляются на сайт или в блог в виде HTML-кода, а также экспортируются в форматах JPEG, PDF, Excel, CSV. Данный сервис русифицирован, в помощь пользователям предлагаются грамотные и подробные инструкции.
Сегодня онлайн-доска Padlet претерпела позитивные перемены и заметно обновилась не только внешне, но и в порядке предоставления услуг. В сервисе включен дополнительный функционал, изменения произошли в дизайне стен – увеличилось число стильных фонов. В проект теперь можно загрузить карту, в случае проекта «Память о Вашей Победе храним!» это карта маршрута посещения ветеранов Самарской области на дому с поздравлениями к 9 мая. Padlet, таким образом, позволяет эффективно провести мероприятия по организации проектной деятельности обучающихся для оперативного размещения материалов различных форматов, для организации архива документов по отдельно взятой теме, размещения интерактивной презентации, видео-, аудио- и фотоматериалов или вопросов для проведения опроса участников. Все это позволяет педагогу активно использовать данную платформу для разработки сетевых проектов. Поэтому решение выявленной в ходе диагностических исследований проблемы сохранения исторической памяти произведено именно с помощью возможностей, предоставляемых данным ресурсом.
Результатом реализации данного интернет-проекта для обучающихся явилось то, что созданные в ходе поисково-исследовательской и социальной деятельности и выложенные на страничке проекта аудио- и видеоматериалы, иллюстрации, фотографии, карты, документы позволили им не только узнать и запомнить много новой информации о трагических днях войны, но и пробудить чувства сострадания, глубокого эмоционального переживания и, как следствие, нравственного осмысления. Результатом реализации сетевого интернет-проекта «Память о Вашей Победе храним!» явилось также получение стойких цифровых навыков и качественное освоение сетевых ресурсов всеми, без исключения, участниками сетевого проекта.
Опыт по разработке и реализации проекта представлен в докладе на XI Международной научно-практической конференции «Инфо-стратегия 2019: Общество. Государство. Образование», в Материалах студенческих конференций.
Технология сетевого проектирования, таким образом, представляет собой систему организационных, корректирующих и контролирующих действий педагога по созданию особых педагогических условий для приобретения обучающимися нового личного опыта. Участие в сетевом проекте позволяет участникам проявлять инициативу, выдвигать проблему и находить пути ее решения, анализировать собранный материал и успешно реализовывать замысел, эффективно развивать исследовательские навыки для решения практических, жизненно важных задач, которые в будущем поставит перед ними жизнь.
Литература
Плешакова Л. А. Образование в условиях глобального информационного пространства [Текст] / Л. А Плешакова, И. Г. Куликова // «Инфо-стратегия-2015: Общество. Государство. Образование: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, 30 июня–3 июля 2015 года.– Самара, 2015.– С. 318-321.
И. Г. Куликова. Потенциал дистанционного сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства [Текст] / И. Г. Куликова // «Инфо-стратегия-2019: Общество. Государство. Образование: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, 1 – 4 июля 2019 года.– Самара, 2019.– С. 347-352.
Колышкина Елена Владимировна
Куликова Ирина Геннадьевна