Статья на тему «Шапиро. Ученый и артист. Кто он?»
Преподаватель физики колледжа Университета «Дубна» Легович С.И.
Шапиро. Ученый и артист. Кто он?
«Весь мир – театр, мы все актеры поневоле. Всесильная судьба распределяет роли, и небеса следят за нашею игрой», - считал Пьер де Ронсар. Судьба нам дарит свои подмостки, а мы выбираем, какую роль сыграть. Как часто этот выбор настолько сложный, что до конца своего жизненного пути человек не уверен, на ту ли дорогу он свернул на судьбоносном перекрестке. Природа наделяет нас многими талантами, предлагает стать ученым, музыкантом, писателем, полководцем, политиком, но как тут не ошибиться? История знает множество примеров, когда в одном человеке уживаются и музыкант, и инженер, поэт и педагог, певец и повар. А сколько синтезов наук, когда сухие формулы звучат симфонией, а формулы веществ – блистают красками!
Прошло больше двух тысячелетий с той эпохи, когда провидец Демокрит открыл «кирпичики» материи, пора узнать, что в них внутри, какой он этот микромир. И мы пытливо ставим опыты, строим ускорители, реакторы, решаем волновые уравнения. Ученый ощущает себя магом, волшебником и даже Богом, когда природа только с ним делится своими тайнами, а он творит великие открытия.
Какой волшебный и загадочный мир физики. В нем не счесть законов, формул, захватывает дух от всех явлений, опытов, гипотез. Как удивительно, что микромир и макрокосмос устроены так одинаково: по одному сценарию вращаются планеты и галактики, электроны и атомы, как будто гениальный режиссер расставил своих актеров по местам. А в нашей «подлунной» жизни магнитом тянет театра сцена, где бушуют человеческие страсти: дружба и ненависть, пороки и добродетели, предательство и вечная любовь. Как сладко замирает сердце и гневно рвется нерв, когда живешь ты жизнью Гамлета, Отелло, Ромео, Чацкого или Онегина. Я рождаюсь и умираю сотни раз, я парю в облаках счастья и падаю в бездну отчаяния, я – актер! И этот актер – великий физик, который назвал свою науку «драмой идей», и трудно придумать более удивительную развилку судьбы, чем «театр или физика».
Этот ученый-актер физик-ядерщик Иосиф Соломонович Шапиро. В его душе уживались физик-экспериментатор, ученый и актер.
Иосиф Соломонович Шапиро (13.11.1918 – 13.3. 1999). Специалист в области физики ядра и частиц. Член-корреспондент по Отделению ядерной физики с 15 марта 1979 г.
Начиная с довоенных спектаклей на сценах МХАТа, театра МГУ и вплоть до живого театра одного актера, зрители наслаждались каждой встречей с И.С.Шапиро, артистом фантастически реалистичным, поскольку в нем всегда премьерная драма реальной жизни сплавлена с драмой чувствующего и мыслящего человека.
До поступления в Университет у него был немалый опыт школьной театральной самодеятельности, а молодой Шапиро даже попытался поступить в театральную студию, которой руководил К.С.Станиславский. Он побывал в доме самого Станиславского и показал ему отрывки из своих работ, которые достаточно высоко были оценены и отмечены профессиональные способности молодого актера. Потом были роли в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», «Мещане» и в Чеховской «Чайке». Но одной из самых ярких ролей актера была роль Городулина.
Как вспоминает его друг и соратник по работе в театре Борис Григорьевич Ерозолимский, что когда опустился занавес битком набитого зала в клубе МГУ долгие аплодисменты прерывались криками «Ша-пи-ро, браво!». Этот спектакль состоялся 10-го июня 1941 года и был последним. Великая Отечественная война перечеркнула все планы. После демобилизации И.С.Шапиро широкими шагами вошел в науку.
Специалист в области физики ядра и частиц, член-корреспондент Отделения ядерной физики, исследователь космических ливней, впервые в СССР соорудил управляемую камеру Вильсона, в которой был осуществлен поиск электрического заряда нейтрона. Работа И.С.Шапиро стала классическим исследованием фундаментальных свойств этой частицы. Он всю жизнь искал свои подходы к решению проблем физики. Примером тому является его многолетняя деятельность по обоснованию роли барион-антибарионных виртуальных пар в ядре, которые обуславливают ядерные силы, но противоречат общепринятой модели кварков. Анализируя тета-тау проблему в физике частиц, он нашел свое решение, основанное на нарушении пространственной четности, что противоречило тогда общепринятым представлениям. Однако, великий Ландау категорически отклонил такое объяснение. А через несколько месяцев появилась знаменитая работа американских физиков Ли и Янга, основанная на той же идее. Так был упущен уникальный шанс стать первооткрывателем основ современной теории элементарных частиц, которые были отмечены Нобелевской премией.
И.С.Шапиро никогда не принадлежал к какому-либо "клану" физиков-теоретиков, он был сильно обособленной фигурой в науке, «свободным художником» физической картины мира, что несомненно сказывалось на общем климате его взаимоотношений с научным "сообществом" и, как следствие, - на его внешних "карьерных" успехах. Ученый участвовал в открытии эффекта несохранения четности при взаимодействии нейтронов с тяжелыми ядрами в Институте Теоретической и Экспериментальной Физики. В течение нескольких лет И.С.Шапиро доказывал коллегам необходимость поискового эксперимента в выборе конкретного ядра-мишени и предсказал свойства слабого взаимодействия нуклонов. Физики зарубежных лабораторий неоднократно пытались повторить уникальный московский опыт, пока получили подтверждение результатов эксперимента. И тогда работа была представлена на соискание Государственной премии СССР. Но и тут возникли преграды. На сцене его жизни играли драму.
Опять театр. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль», - сказал Жак в комедии «Как Вам это понравится». И в жизни Шапиро была настоящая драма. Нет признания, но есть призвание искать и побеждать в науке, пусть через тернии интриг, поклепов и происки врагов. Но как же сладок плод, добытый в муках, как окрыляет чувство торжества победы знаний и своих трудов. И пусть в душе пылает Гамлет: «Быть иль не быть!», буравит сердце вопрос «А судьи кто?», но закипает кровь от чувства тайны мироздания. Идти вперед, только вперед, навстречу новым открытиям, великим достижениям науки, именно она правит миром и людьми, а их жизни всего лишь сцена, где каждому выпадают разные роли.
Физика, такая незыблемая и фундаментальная наука, но такая многоликая, как лицедей, который до конца спектакля не раскрывает свое истинное лицо, держит интригу до последнего акта, и даже под занавес оставляет тайну недосказанной, чтобы зритель мучительно думал, анализировал и дошел к разгадке своим путем.
Так кто же он, И.С.Шапиро, актер на сцене науки, ученый? – Вам решать.
Используемая литература
1. С.Т. Беляев, В.В. Владимирский, В.Л. Гинзбург и др. «Памяти Иосифа Соломоновича Шапиро» 169 929–930 (1999)
2. Б.Г. Ерозолимский. «Театр или физика?» (Воспоминания об Иосифе Шапиро), Знание-сила, № 6, 2005