12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана Козина64
Россия, Нижегородская обл., Городец

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

"Центр внешкольной работы "Радуга"


Городецкий муниципальный район








Методическая разработка образовательного занятия

районной школы актива "Лидер"


Тема: "Взаимодействие в коллективе"










Разработчик:

методист Козина Оксана Владимировна













г.Городец
2020г.



Районная школа актива "Лидер"

Тема занятия: "Взаимодействие в коллективе"

Цель: Сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия участников районной школы актива "Лидер".

Задачи:

- Способствовать развитию групповой сплочённости и командного взаимодействия участников районной школы актива;

- Развитие навыков Soft skills: коммуникабельность, коммуникативные навыки, работа в команде, управление временем, креативное мышление;

- Создание условий для осознания каждым участником своей роли, функций в группе;

- Способствовать созданию благоприятной дружеской атмосферы.

Целевая аудитория: лидеры и активисты детских общественных организаций. активисты Российского движения школьников.

Возраст участников 13-15 лет.

Количество участников: 7-15 человек, при большем количестве участников их можно разбить на команды/экипажи

Регламент: 45 минут

Форма проведения: беседа, деловая (имитационная) игра «Космическое приключение» - проводится в качестве тренинга по командообразованию.

Игра поможет выявить лидеров группы, оценить уровень взаимодействия в команде, распределение ролей в группе, динамику работы.

Ожидаемые результаты:

- эмоционально-психологическое сближение участников, способствующее дальнейшей эффективной работе группы в рамках районной школы актива "Лидер";

- в ходе игры участники «прокачали» и закрепили коммуникативные навыки, умение находить и принимать совместные решения в условиях ограниченного времени, получили навыки групповой работы;

- выявлены активные участники группы и лидеры мнений.

Техническое задание и оборудование: кабинет, экран, проектор, ноутбук, колонки, столы, составленные для совместной работы, стулья по количеству участников, конструктор LEGO или любой другой конструктор, 2 ручки.

Приложения: презентация, музыкальное оформление, таблички «Плюсы командной работы» и «Минусы работы в одиночку», текст «Состав экипажа космического корабля» (задание «Экипаж») с описание должностей, карточки к заданию «Готовимся к полету».

План проведения:

1. Вводная часть: приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент;

2. Основная часть: деловая - игра, состоящая из 4 этапов/заданий.

3. Заключительная часть: рефлексия

Содержание

Примечания

Регламент

Вводная часть

Приветствие участников, введение в тему, образовательный компонент

10 минут

Друзья, очень рада видеть всех вас на очередном занятии школы актива.
Тема сегодняшнего занятия – «Взаимодействие в коллективе».

Давайте вместе ответим на вопрос: что такое «Коллектив»? Как вы понимаете?
Дети предлагают свои варианты ответов.

Вы совершенно правы.

Коллектив — это группа лиц, объединённых какой-либо общей деятельностью, работой, учёбой, решением определённой общественной задачи. В более широком смысле — люди, объединённые общими идеями, потребностями, интересами.

И вы, ребята, тоже коллектив! Согласны?
- ДА!
Считается, что коллективная или командная работа является более эффективной, нежели работа в одиночку. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, реализовать проект или организовать мероприятие. Согласны?

-ДА!
Ребята, перед вами лежат таблички «Плюсы командной работы» и «Минусы работы в одиночку». За 3 минуты времени я попрошу одну часть ребят написать как можно больше положительных моментов, связанных в работе с командой. А вторую часть ребят, записать почему работать в одиночку сложнее.
Дети приступают к выполнению задания, по готовности или по истечению времени, проговаривают, что у них получилось.
Да, ребята, вы все правильно сделали!
Конечно, работать в команде интереснее и эффективнее! Но чтобы работа «кипела» необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться взоимодействию… посредством общения.

А что значит «Взаимодействие» и «Общение»?

Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы дают ответы:

- умение понять другого,

- умение слушать,

- умение делать дело вместе,

- умение договориться,

- умение уступить,

- уметь общаться с разными людьми,

- уступать, если очевидна правота.

- умение быть вежливым.
Вы все сказали правильно, а теперь я предлагаю вам перейти от слов к делу, и применить все эти умения во второй части нашего занятия.

Основная часть

Деловая - игра

30 минут

Мы с вами отправляемся в настоящее космическое путешествие к далекой планете. В пути вам предстоит преодолеть немало испытаний, с которыми справится только дружный и слаженный экипаж! Ведь самое главное в космосе — быть в команде, поддерживать, помогать и выручать друг друга. Я уверена, что у вас все получится!

Вы готовы отправиться в путешествии?

Дети отвечают – ДА!

Тогда мы начинаем!

Ребята, по легенде, ваша команда получила сигнал бедствия с далекой планеты Сульбакан. Никто кроме вас не может отреагировать на этот сигнал.
Что делать?

Дети отвечают: лететь! Собираться в путь! И т.д.

Да, нам надо помочь сульбаканцам!

1 задание - «Космолет»

Чтобы добраться до далекой планеты, необходим космический корабль!
Первое задание, которое вам предстоит выполнить сообща – это построить макет космолета.
Перед вами набор конструктора
Lego, вы можете использовать любое количество деталей, но помните: нужно торопиться!
У вас есть всего 3 минуты, чтобы сконструировать корабль.

Время пошло! (ребята строят макет космического корабля)

Как здорово у вас получилось! Молодцы!

В момент работы в кабинете звучит космическая музыка, вожатый засекает время на выполнение задания, периодически оповещает, об оставшемся времени

5 минут

2 задание - «Экипаж»

Ни один корабль не сможет взлететь без опытного капитана и его дружного экипажа.
Ребята, согласны?

Дети отвечают – ДА!
Посмотрите на слайд презентации: здесь вы можете увидеть какие должности есть у экипажа космического корабля.

Как вы думаете:

- какую функцию выполняет капитан корабля? - штурман?
- инженер-радист?

- космонавт-исследователь?
- бортинженеры?

Отлично! Вы изучили состав экипажа.
Пришло время распределить обязанности и на нашем космолете!
Ребята, у вас есть буквально пару минут, чтобы посовещавшись определить капитана корабля, штурмана, радиста, исследователя и бортинженеров – это их может быть несколько. Приступаем к обсуждению. У вас есть 2 минуты.

Закончили обсуждение! Ребята, кого вы назначили капитаном?
Дети называют имя

Отлично, _______ (имя), представь нам остальных членов экипажа.
(капитан представляет экипаж)
Экипаж готов к полету!

Участники команды должны самостоятельно дать характеристику каждой должности – какими качествами обладает капитан, штурман и т.д. Какую работу выполняют.



Если ребята не особо активные, вожатый самостоятельно проговаривает обязанности членов экипажа. Так же их можно вывести на отдельный слайд презентации, чтобы он был перед глазами ребят в момент обсуждения ролей
(приложение 1)

7 минут

3 задание - «Готовимся к полету»

Ребята, перед тем как мы взлетим, я озвучу вам еще одно условие нашего приключения!
На борт космолета команда может взять только 5! Предметов.

В этом конверте вы найдете карточки с предметами, их 20. Посовещайтесь и выберете только 5 вещей.

У вас есть всего 2 минуты, чтобы справиться с заданием.
Приступайте!
(команда совещается и выбирает вещи, который возьмут с собой)

Время вышло! Капитан, назовите предметы, которые вы берете с собой?

Отлично! Мы начинаем стартовать с планеты Земля — третьей планеты Солнечной системы к планете Сульбакан.

Итак, начинаем отсчет (вместе с детьми): 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! 
(Звучит космическая музыка)

Карточки с предметами
(приложение 2)

5 минут

4 задание - «На далекой планете»


Наш космолет приближается к планете Сульбакан.

Ребята, послушайте легенду:

«Вы высадились на планете Сульбакан. Вас сразу же окружили сульбаканцы. Они не знают кто вы: с миром прилетели или с войной.
Ваша задача, жестами объяснить, что вы не желаете сульбаканцам зла и прилетели на их призыв о помощи.
Но чтобы сульбаканцы вам поверили, вы должны преподнести им подарок – один из предметов, которые взяли с собой»

У вас есть 2 минуты, чтобы выбрать предмет, который вы готовы подарить сульбаканцам, и придумать систему жестов и знаков, которыми опишите цель своего визита.
Представить выполненное задание может любой член экипажа. Приступайте!

Время вышло! Кто из членов экипажа представит задание?

Отлично! Сульбаканцы приняли ваш подарок и очень надеются на вашу помощь. Но что произошло на этой плане?

«По легенде на Сульбакане потух действующий вулкан, который обеспечивал тепло планете, и теперь сульбаканцы замерзают. На их планете нет растительности, от Солнца они далеко, других способов обогрева нет»

Вам необходимо придумать, как вы поможете сульбаканцам. Использовать можно только те предметы, что у вас остались.

Время на обсуждение 5 минут. Проявите фантазию и изобретательность!

Команда готова? Кто представит решение?

Молодцы! Сульбаканцы безмерно счастливы! Вы спасли их планету. Межгалактическая дружба установлена!
Ребята, я очень вами горжусь. Вы прошли все испытания! Пора возвращаться домой!

Космонавты, приготовиться к запуску: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! 
(Звучит космическая музыка.)


10 минут

Рефлексия

Вот мы и дома!

Я думаю, что во время путешествия наш коллектив сумел стать дружной и сплоченной командой.

Давайте обсудим наше занятие:

Вам понравилась игра?
Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии?

Чему научились?
Что было сложным?
Почему?
Как оцениваете свое участие/роль в игре?
Кого из ребят вы бы хотели выделить/ отметить по результатам игры?

Что бы я хотел сделать по-другому?
Чего не хватило?

(Ребята отвечают на вопросы.
На основании полученных ответов педагог составляет психологический портрет группы, дорабатывает и корректирует занятие при необходимости)


Благодарю всех за обратную связь и за ваше активное участие в игре!
До следующей встречи, друзья!

Космическая музыка
MP3 / 6.43 Мб

/data/files/x1612690029.mp3 (Космическая музыка)
/data/files/s1612690000.pdf (Презентация к занятию)
/data/files/y1612690196.docx (Состав экипажа космического корабля (описание))​​​​​​​/data/files/l1612690303.docx (Таблички "+ командной работы", "- работы в одиночку")/data/files/y1612690098.docx (Карточки к заданию "Готовимся в полет")

Отвечают на вопросы, делятся мнениями и впечатлениями.

5 минут


Опубликовано


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 07.02.21 в 14:04 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за активные ссылки, в том числе и на музыку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.