12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Трунтаева Светлана Юрьевна1360
Россия, Липецкая обл.
17

Сила – как физическая величина и проявление духовности человека



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой

Технологическая карта интегрированного урока

«Сила - как физическая величина и проявление духовности человека. »

Учитель физики МБОУ им. Л. Н. Толстого :

Трунтаева Светлана Юрьевна

2016 год

 

Конспект урока: учителя физики МБОУ им. Л. Н. Толстого п. Лев Толстой, Липецкой обл., Трунтаевой Светланы Юрьевны

Предмет: физика, литература

Уровень образования: общеобразовательный 7 класс

Тема: «Сила.»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: интегрированный урок

Время проведения: ноябрь

Участники: учащиеся 7 класса

Цель: сформировать понятие силы, как физической величины; формирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, определение числового значения ускорения свободного падения через практическую деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Межпредметные связи: литература, математика.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.

Лабораторное: на каждую парту: динамометр, весы с разновесами, металлический шарик, кусочек пластилина.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Организационный момент

Включение в урок: Здравствуйте, садитесь. Проверка готовности учащихся к уроку.


 


 


 


 


 


 

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку (наличие тетради, учебника, технических средств).


 


 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Постановка проблемы

Учащимся предлагается послушать рассказ

Родился 25 декабря 1642 года в Англия, в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...

Подумайте и закончите это предложение.

Предположения и высказывания….

выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.

Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь — это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл:

знаменитый закон всемирного тяготения;

сформулировал основные законы механики;

впервые объяснил движения и формы планет;

пути комет, приливы и отливы океана;

первый исследовал разнообразие световых лучей;

сконструировал один из первых термометров;

впервые построил отражательный телескоп...

Скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? Предположения и высказывания..

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.

Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Как называется тема урока?

Логическое завершение этапа: формулирование темы и целей урока.

Анализируя рассказ учащиеся высказывают свои предположения.

Формулируют тему и цели урока.

Тема « Сила - как физическая величина и проявление духовности человека. »


 

.

Цели урока: сформировать понятие силы, как физической величины; формирование научного – мировоззрения, духовности человека, через физические понятия.


 


 


 


 


 


 

Высказывают свои предположения

Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:

духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;

сила ума;

сила воли;

нравственная сила;

силою разума постигать, заключать и изобретать.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Открытие нового знания

Итак, как сказал Бернард Шоу: Деятельность – это единственный путь к знанию. Я предлагаю вам на уроке активно действовать, но не бездействовать.

Перед вами лежат физические тела и рабочие карты. Посмотрите на шарик.

В каком состоянии он сейчас находится?

Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас происходит?

В этом опыте, тело под действием другого тела (вашей руки) приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения и изменения направления движения.


 

2.Возьмите в руки пластилин и сожмите его. Что произошло? Изменилась его скорость?

В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Виды деформации:

Упругая – тело принимает первоначальную форму после внешних воздействий

сдвиг;

кручение;

изгиб;

деформация сжатия.

Пластическая – тело не принимает первоначальную форму после внешнего воздействия


 

Подведем итог выше сказанному. Назовите признаки, показывающие, что на тело действует сила?

Четыре признака действия на тело силы:

изменение скорости;

изменение направления движения тела;

изменение формы тела;

изменение размеров тела.


 

Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.


 

Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить


 

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].

За единицу силы 1 Н принята сила, которая за время 1 с изменяет скорость тела массой 1 кг на 1 м/с.

Демонстрация на рабочем столе:

Перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.

Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

Эксперимент: вызывается к доске ребенок и ему предлагается открыть входную дверь. Но сначала приложив усилие возле ручки, а затем около дверных петель. Результат разный.

Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

Прибор позволяющий определить числовое значение силы называется динамометр.

(Устройство на слайде)

Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.

А для этого я предлагаю послушать филиппинскую сказку Цапля и буйвол:

Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.

«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начался отлив!

-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.

Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.

- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.

Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »

Кто выпил больше воды?

Кто оказался сильнее?

В чем сила цапли? (сила разума)

Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.

В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)

Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле.

Вывод 7:

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.

Обозначается: Fтяж = mg

Вывод 8:

Из формулы видно, что сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела.

Назовите мне основные способы познания окр. Мира. (Наблюдения и опыт)

Какой наиболее простой? ( наблюдения)

Наиболее эффективный? (опыт)

Я предлагаю вам выполнить практическую работу по определению числового значения постоянной g.

Самостоятельная работа учащихся с оборудованием. Рассмотрение действия силы на тела. Отвечают на вопросы учителя .


 

На основе проведенных опытов делают выводы о признаках проявления силы на тела.

Вывод 1:


 

Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой взаимодействия тел.

Вывод 2: Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Наблюдают за опытом и делают выводы о том, что сила векторная величина, которая сонаправлена со скоростью.

Работа с интерактивной доской. ( решение задачи)


 

Выполнение опыта. Делают вывод о том, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.


 


 


 


 


 


 

Анализируют филиппинскую сказку. Отвечают на вопросы.

Вводят понятие разновидности силы – сила тяжести.


 


 


 


 


 

Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Отвечают на вопросы.

Выполняют практическую работу

Практическая работа по нахождению ускорения свободного падения.

Цель работы: определить числовое значение ускорения свободного падения.

Приборы и материалы: динамометр, весы с разновесами, гиря.

Ход работы:

определяем массу тел

с помощью динамометра измеряем силу тяжести

рассчитайте ускорение свободного падения используя формулу g = Fтяж /m

Вывод.

Познавательные: установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление признаков; синтез как составление целого из частей;

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка. соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;


 

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Первичное закрепление

Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.

Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.

Задача 1.

Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"

Когда в товарищах согласия нет,

на лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там?

Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?

Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку.

Задача 2. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас –

Так за Слоном толпы зевак ходили.

Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

Увидевши Слона, ну на него метаться,

И лаять, и визжать, и рваться,

Ну, так и лезет в драку с ним.

"Соседка, перестань срамиться,-

Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет

Вперед

И лаю твоего совсем не примечает".-

"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-

Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

Пускай же говорят собаки:

"Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!"

Кто из животных обладает большей силой тяжести?

В чем заключается жизненный смысл?

Как вы понимаете слова:

Иной раз силе приходится поклониться мудрости.

Рик Риордан

Отвечают на вопросы.

Анализируют басню Крылова. Делают вывод о том, что очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляют физическую силу.


 


 

Отвечают на вопрос. Анализируют сказку репка.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов.

Рефлексия

Совместная деятельность учителя и учащихся.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодняшний урок показал мне….

Самым трудным для меня было…

Самым интересным мне показалось…

Познавательные:

осуществление анализа содержания учебного материала и формулирование выводов.

Коммуникативные:

умение строить высказыва­ния и воспринимать их.

Подведение итогов, домашнее задание

Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,

путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»

Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.

Анализ работы ребят.

Домашнее задание: п. 23,24 записать 5 пословиц со словом сила.

 

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы на основе оценки и учета сделанных ошибок

 

Информационные источники:

  1. Учебник. А.В. Перышкина– М.: Дрофа, 2010
  2. http://school-collection.edu.ru
  3. http://fcior.edu.ru

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1460575566.ppt (презентация к уроку)

Опубликовано


Комментарии (4)

Шубина Ольга Владимировна, 22.05.16 в 19:55 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за идею. Воспользуюсь ей на уроке в 10 классе.
Семяшкина Ирина Васильевна, 17.07.17 в 09:40 5Ответить Пожаловаться
Здорово, оказывается можно совместить совершенно несовместимые предметы...
Филонова Надежда Владимировна, 21.07.17 в 13:49 4Ответить Пожаловаться
Великолепная разработка! Спасибо за ваш труд! Дальнейших успехов в творчестве!
Трунтаева Светлана Юрьевна, 22.07.17 в 08:37 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Надежда Владимировна! Очень приятно.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.