Статья «Сила созвучия или аккордовый эффект»

0
0
Материал опубликован 1 October

Статья «Сила созвучия или аккордовый эффект»

Автор: Михайлова Марина Сергеевна

 

Задумывались ли вы о глубине и силе звучания музыкальных аккордов?...

Мы живем в мире, где преобладают высокие темпы обновления научных знаний и технических систем. Каждый из нас гонится за техническим прогрессом, совершенно забывая, что мы живем в городе, где должны царить мораль и культура. В связи с этим была разработана Конвенция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, откуда следует, что школа должна обеспечить не только глубокое усвоение учащимися знаний, но и повышение уровня нравственной и эстетической культуры обучающихся.

В основных направлениях Конвенции прямо сказано о необходимости «развивать чувство прекрасного, формировать высокий эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, имеющего большую познавательную и воспитательную силу». А это значит, что необходимо развивать предметы художественно-эстетического цикла.

Одним из таких предметов является музыка. Цель музыкального воспитания – формирование в человеке способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное. Именно школа, дает возможность приобщить к музыке всех детей, сделать музыкальное воспитание подлинно массовым.

Поэтому тема моей педагогической инициативы – «сила созвучия или аккордовый эффект».

Что же скрывается под этим названием? В первую очередь это интеграция.

Конечно, следует заметить, что тема интеграции школьных предметов рассматривается уже достаточно давно и впервые упоминание о ней появляется еще в 20-х годах XX века.

Но, на мой взгляд, в наше время интеграция и межпредметные связи ничуть не потеряли своей актуальности, а может даже усилили ее. Ведь отдельные науки изучают отдельные области нашего огромного мира. В школе же мы должны сделать обратное – из тех знаний, которые ученик получает в различных областях он должен представить себе гармоничную картину действительности и научиться пользоваться этой картиной в своей жизни.

Если рассматривать урок музыки, то это не только отдельная учебная дисциплина. Музыка – это синтетический жанр, состоящий из множества научных дисциплин перекликающихся с другими школьными предметами.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» Сухомлинский В.

Мы уже давно привыкли к связи музыки с предметами художественно-эстетического цикла.

Но у нас возникает вопрос. Как можно соединить урок музыки с техническими предметами? Они же никак не пересекаются.

Но на самом деле у этих предметов много общего.

Вначале этого учебного года, мы с преподавателями нашей школы организовали небольшую инициативную группу, которая стала работать над реализацией проекта интеграции уроков эстетического и технического циклов.

Конечно, в мировой педагогике эта идея и не является большой новизной, но для нашей школы это оказалось достаточно интересным и продуктивным проектом.

Приведу несколько примеров:

На уроке физики в 8 классе по теме «Звуковые колебания» мы проводили интегрированный урок физики и музыки.

Учащиеся работали с большим интересом и удивительно легко освоили новую, сложную тему. Разобрали такие понятия как: динамика, тембр, обертон, диапазон, частота и чистый тон.

Таким образом, на уроке осуществляется эстетическое воспитание, через использование музыкальных фрагментов. Используется принцип наглядности, т.к. ученики не только слышат звук, но и видят источник звука. Развивается логическое мышление учеников. Используется принцип новизны.

На уроке химии в 9 классе рассматривалась тема «Строение вещества и гармония в музыке». Учащиеся рассматривали строение вещества и валентность атомов на примере построения музыкальных произведений.

На уроке математики в 5 классе мы рассматривали связь натуральных дробей и ритма музыки. На уроке не требовались лишние объяснения, так как ребята изучали новую математическую тему на примере уже знакомого материала из урока музыки. Они с удовольствием выполняли все задания, которые были заранее для них подготовлены.

А при интеграции музыки и информатики можно не только узнавать новые программы и возможности музыкальных ридеров, но и создавать электронную музыку самим. Что особенно актуально в наше время.

Через неделю после проведения таких уроков, мы совместно с учителями провели тестирование в тех классах, которые участвовали в проекте. Оказалось, что ребята, которые изучали материал с помощью ассоциаций и опоре на ранее полученные знания на уроках музыки, усвоили и помнят материал на 45% лучше, чем ученики, которые изучали материал на простых уроках.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что проведение таких уроков возбуждает непроизвольное внимание, интерес, а также непроизвольную память, основанную на чувственном восприятии, которая сохраняется гораздо дольше произвольной памяти.

Мы можем взять одну клавишу, звучание этой клавиши само по себе прекрасно, но одиноко и ограниченно, тоже самое можно сказать и о школьных дисциплинах, которые преподаются монопредметно.

Но давайте вместе с этой клавишей одновременно возьмем еще одну. Здесь мы услышим звучание интервала. А потом можно добавить еще один звук, и мы получим уже не просто интервал, состоящий из двух звуков, а настоящий аккорд – трезвучие. Это значит, что мы услышим новые звуковые краски, нам станет интереснее. Такого же результата можно достичь синтезируя музыку с другими предметами художественно-эстетического цикла такими как: литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура… Но образовательный процесс это не только ограниченная группа дисциплин, так полноценной картины мира не увидишь. И нам очень быстро надоест слушать однообразные интервалы и трезвучия. Чем больше звуков из других гармоний мы будем добавлять в наш аккорд, тем полнее, интереснее и красочнее он будет звучать. И не важно, что эти звуки сами по себе могут существовать отдельно от аккорда, может показаться, что они не могут быть связаны между собой, но они объединены одной идеей, они дополняют друг друга и помогают друг другу. И только когда аккорд звучит Tutti, замирает дыхание и постигается мощь и сила звука. И только тогда, когда все школьные предметы будут перекликаться и находить для себя поддержку и общие темы, ученик сможет открыть для себя симфонию знаний и гармонию культуры, с которыми он сможет войти во взрослую жизнь.


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.