12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Степаненко Валентина Ивановна3076 Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году. Россия, Карелия респ., лахденпохья Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе» |
Индивидуальный маршрут обучения Ц. Анастасии (третий год обучения)
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребенка: Ц. Анастасия
Возраст ребенка: 10 лет
Группа (особые потребности): 1
Класс: Третий год обучения
Краткая характеристика развитияУ Насти значительное нарушение поведения резидуально-органического генеза. Нижний парапарез. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности.
У Насти не сформирована произвольность психических процессов, проявляющаяся в несформированности произвольной регуляции поведения, нарушено восприятие, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Нарушен не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания не развиты. Речь у Насти не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Она относится к так называемым «безречевым» детям. Настя плохо, примитивно понимают чужую речь. Недоразвитие этой функции не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Но она улавливает тон, интонацию, мимику говорящего, отдельные опорные слова, которые связанны с её непосредственными потребностями. Любит, когда её хвалят. Сердится, когда что-то не получается. Понимание речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.
Развитию двигательной активности и обогащению сенсорного опыта ребёнка способствуют занятия по предметно-практической деятельности. В результате этих уроков у Насти происходит непосредственное чувственное знакомство с предметами и явлениями, их свойствами, качествами, цветом, формой, величиной. Выполнение действий с предметами вызывает интерес и радость у Насти. Настя знакома с инструментами и материалами для рисования, лепки, аппликации. С помощью учителя может оставить графический след на бумаге.
Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут обучения для Ц. Анастасии по предметно-практической деятельности и изобразительной деятельности составлен на основе
- примерной программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель НИИ дефектологии АПН, Москва, 1984 год),
- программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи («Центр лечебной педагогики» г. Пскова,2004 г),
- методических рекомендаций по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. (О.А. Ершова, зав.отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО», Е.С. Стангрит, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»)
- закона РК №1168-ЗК от 23 января 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Индивидуальный маршрут обучения содержит обязательный минимум образования и включает в себя два больших блока: предметно – практическую деятельность (5 ч.) и изобразительная деятельность (3ч.).
Содержание обучения направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений с целью дальнейшей реабилитации в обществе.
Индивидуальные занятия проводятся во 2 половине дня. Их продолжительность 35 мин. Отметки не выставляются. Продвижение определяется результатами продуктивной и познавательной деятельности
Предметно-практическая деятельность
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в обучении глубоко умственно отсталых детей.
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование элементарных действий с различными предметами и материалами. В ходе обучения развивается интерес к активной деятельности с предметами, формируются приёмы работы с доступными материалами, предметами и инструментами, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях.
Цель:
- формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами
- развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия),
Задачи:
Развивать представления об окружающих предметах;
Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности;
Формировать приёмы предметной деятельности;
Развивать зрительно-двигательную координацию;
Развивать мелкую моторику;
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Развивать пространственно-топографические представления;
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Восприятие предметов | 16 |
2 | Действия с материалами | 16 |
3 | Действия с предметами | 138 |
Всего | 170 |
Учебно - тематическое планирование уроков
(5 часов в неделю)
№ | Кол- во уроков | Дата | Тема урока |
Восприятие предметов | |||
Фиксация взгляда на объекте | |||
1-2 | 2 | Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога | |
3-6 | 4 | Наблюдение за движущимися заводными игрушками | |
7-10 | 4 | Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря | |
Узнавание предмета (указание рукой, взглядом | |||
11-13 | 3 | Указание рукой на один предмет | |
14-16 | 3 | Выбор одного предмета из двух | |
Действия с материалами | |||
17-18 | 2 | Игра с водой, плескание | |
19-22 | 4 | Пересыпание сыпучих материалов | |
23-25 | 3 | Комкание бумаги | |
26-28 | 3 | Размазывание краски, клейстера | |
29-31 | 3 | Разминание пластилина, глины, теста в руках | |
Действия с предметами | |||
32-33 | 2 | Захват предметов левой и правой рукой | |
34-35 | 2 | Удержание предметов левой и правой рукой | |
36-37 | 2 | Отпускание предметов левой и правой рукой | |
38-39 | 2 | Перекладывание предметов левой и правой рукой | |
40-41 | 2 | Нанизывание колец на стержень левой и правой рукой | |
42-43 | 2 | Закапывание предметов в крупе левой рукой | |
44-45 | 2 | Закапывание предметов в крупе правой рукой | |
46-50 | 5 | Вынимание предметов из коробки, ящика, шкафа и др. | |
51-55 | 5 | Складывание предметов в коробку, на полку, в ящик и др. | |
56-57 | 2 | Поднимание предметов опускание с пола / на пол и др. | |
58-62 | 5 | Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую | |
63-67 | 5 | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др. | |
68-72 | 5 | Вставление стаканчиков, шариков, мозаики и др. | |
73-76 | 4 | Нанизывание колец , шариков на палку, крупных бусин на нить и др. | |
77-81 | 5 | Бросание мячика, воздушного шара и др. | |
82-85 | 4 | Вращение (откручивание / закручивание) | |
86-89 | 4 | Открывание / закрывание банки, двери и др. | |
90-91 | 2 | Нажимание / надавливание на кнопку, выключатель | |
92-93 | 2 | Сжимание предмета (двумя руками | |
94-95 | 2 | Закапывание / откапывание в крупе, в песке и др. | |
96-100 | 5 | Наполнение предметов крупой, песком, водой и др | |
101-104 | 4 | Переливание / пересыпание из одной ёмкости в другую | |
105-106 | 2 | Выдувание мыльных пузырей | |
107-110 | 4 | Заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком | |
111-114 | 4 | Набирание ложкой сахара (крупы) | |
115-116 | 2 | Опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия | |
117-118 | 2 | Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; | |
119-120 | 2 | Собирание пирамид по возрастающей величине. | |
121-122 | 2 | Собирание пирамид по убывающей величине | |
123-124 | 2 | Удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание | |
125-126 | 2 | Собирание и разбивание трех составной матрешки | |
127-128 | 2 | Игры с матрешками, пирамидками. Восстановление правильной последовательности. | |
129-134 | 6 | Складывание простых крупных пазлов | |
135-142 | 8 | Игры с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровки, пуговицы, кнопки, молнии). | |
143-144 | 2 | Использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери. | |
145-149 | 5 | Пальчиковые игры и упражнения (выполнение двумя руками). | |
150-153 | 4 | Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». | |
154-155 | 2 | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов мозаики. | |
156-157 | 2 | Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем» | |
158-159 | 2 | Действия ребенка с погремушкой | |
160-163 | 4 | Действия ребенка с машинкой | |
164-168 | 5 | Действия ребенка с куклой | |
169-170 | 2 | Действия ребенка с резиновой игрушкой |
Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация)
Индивидуальный маршрут обучения изобразительной деятельности направлен на освоение доступных приемов изобразительной деятельности. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами, с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения.
Базовыми для изобразительной деятельности являются сформированные предметно-практические действия, отсутствие которых свойственно учащимся, начинающим обучение в школе. У детей с грубыми интеллектуальными нарушениями отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений и др. Это обусловливает введение пропедевтического (подготовительного) этапа обучения предметов изобразительного искусства. Обучение на данном этапе ведется параллельно с обучением по коррекционному образовательному курсу «Предметно-практическая деятельность»
Изобразительная деятельность глубоко умственно отсталых учащихся характеризуется следующими особенностями:
неумение самостоятельно приступить к выполнению задания;
самостоятельный выбор темы недоступен;
крайняя примитивность изображения;
отсутствие логической связи между изображаемыми объектами;
ограниченное использование ранее усвоенных приемов;
ограниченное использование цвета, контурная раскраска или ее полное отсутствие;
слабая критичность к результатам деятельности или полное ее отсутствие.
Основные задачи изобразительного этапа определены с учетом этих особенностей:
Развивать и обогащать представления учащихся об окружающей действительности;
Формировать устойчивое положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
Целенаправленно обучать приемам работы с карандашом, кистью и неспецифическими материалами; приёмам лепки и аппликации, формировать изобразительные умения;
Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к окружающему миру, развивается восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Рисование | 34 |
2 | Лепка | 34 |
3 | Аппликация | 34 |
Всего | 102 |
Учебно - тематическое планирование
уроков рисования
(1 час в неделю)
№ | Кол- во уроков | Дата | Тема урока | Содержание урока |
1 | 1 | Рисование мелом на доске (учителем на глазах у ребёнка) | Рисование взрослым на глазах у ребёнка мелом на доске. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания | |
2 | 1 | Рисование кистью на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка) | Рисование взрослым на глазах ребёнка кистью на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания | |
3 | 1 | Рисование фломастером на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка) | Рисование взрослым на глазах ребёнка фломастером на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания | |
4 | 1 | Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением. | Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние. | |
5 | 1 | Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением. | Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние. | |
6 | 1 | Рассматривание картинок. Проигрывание изображённых ситуаций. | Рассматривание картинок, на которых изображены деятельность и поведение людей. Проигрывание изображенных ситуаций с помощью образных игрушек с последующей зарисовкой взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги. | |
7-8 | 2 | Размазывание краски по бумаге | Размазывание краски по бумаге | |
9-11 | 3 | Штрихи. Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами | Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (штрихи) | |
12-14 | 3 | Каракули. | Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (каракули) | |
15-18 | 4 | Черкание. | Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (черкание) | |
19-22 | 4 | Вращательные движения. | Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (вращательные движения) | |
23-24 | 2 | Оставление графических следов на бумаге фломастером. | Упражнения, направленные на обучение детей пользоваться фломастером, карандашом в соответствии с их функциональным назначением. Оставление графических следов на бумаге. | |
25-26 | 2 | Оставление графических следов на бумаге кусочком поролона. | Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (кусочки поролона), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге | |
27-28 | 2 | Оставление графических следов на бумаге ватными шариками. | Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (ватные шарики), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. | |
29-30 | 2 | Оставление графических следов на бумаге палочками. | Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (палочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. | |
31-32 | 2 | Оставление графических следов на бумаге трубочками. | Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (трубочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. | |
33-34 | 2 | Оставление графических следов на бумаге пробкой. | Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (пробки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. |
Учебно - тематическое планирование
уроков лепки
(1 час в неделю)
№ | Кол- во уроков | Дата | Тема урока | Содержание урока |
1 | 1 | Знакомство с материалами и подготовка к работе: согревание пластилина в руке, разминание материала | ||
2 | 1 | Палочки | Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках | |
3 | 1 | Колбаски | Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках | |
Палочки | Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске | |||
4 | 1 | Колбаски | Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске | |
5 | 1 | Мяч | Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч) | |
6 | 1 | Шар | Раскатывать кругообразными движениями ладоней (шар) | |
7 | 1 | Яблоко | Вдавливать углубления на поверхность шара | |
8 | 1 | Груша | Вдавливать углубления на поверхность шара | |
9-10 | 2 | Лепёшки | Сплющивать глину между ладонями | |
11-12 | 2 | Блины | Сплющивать глину между ладонями | |
13-14 | 2 | Шляпка гриба | Сплющивать глину между ладонями | |
15-16 | 2 | Гриб со шляпкой | Соединять две части глины | |
17-18 | 2 | Баранки | Соединять две части глины | |
19-20 | 2 | Снеговик | Соединять две части глины | |
21-25 | 5 | Размазывание пластилина по шаблону | Размазывание пластилина по шаблону | |
26-28 | 3 | Торт | Отщипывать кусочки пластилина для украшения торта | |
29-30 | 2 | Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов. | Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов. Обыгрывание. | |
31-32 | 2 | Лепка по сказке «Колобок» | Лепка по сказке «Колобок» учителем. Обыгрывание сюжета. | |
33-34 | 2 | Лепка по сказке «Теремок» | Лепка по сказке «Теремок» учителем. Обыгрывание сюжета. |
Учебно - тематическое планирование уроков
аппликации
(1 час в неделю)
№ | Кол- во уроков | Дата | Тема урока | Содержание урока |
1 | 1 | Знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами | Представление о материалах и инструментах: -знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами | |
2-3 | 2 | Сгибание листа | Работа с бумагой: сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой | |
4-5 | 2 | Разрывание бумаги | Работа с бумагой: разрывание бумаги | |
6 | 1 | Сминание бумаги | Работа с бумагой: сминание бумаги | |
7 | 1 | Работа с клеем | Работа с клеем (клейстером):- открывание клея, -закрывание клея | |
8-9 | 2 | Намазывание поверхности клеем | Работа с клеем (клейстером): -намазывание поверхности клеем (кистью, клеевым карандашом). | |
10 | 1 | Окошко на домик | Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет | |
11 | 1 | Солнышко на небо | Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет | |
12 | 1 | Яблоко на тарелке | Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет | |
13 | 1 | Гриб | Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание шляпки к готовой ножке грибка) | |
14 | 1 | Машина | Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание колёс к машине) | |
15 | 1 | Яблоня | Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание яблоко к дереву) | |
16 | 1 | Домик | Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание крыши к домику) | |
17 | 1 | Рыбки в аквариуме | Приклеивание готовых форм. | |
18 | 1 | Снеговик | Наклеивание круглых форм разного размера. | |
19-20 | 2 | Украсим варежку | Украсим варежку. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
21 | 1 | Неваляшка | Приклеивать округлые формы разной величины | |
22 | 1 | Листья на деревьях | Наклеивать готовые формы на нарисованное дерево. | |
23 | 1 | Ёлочка | Наклеивать треугольные формы по образцу. | |
24 | 1 | Бабочка | Бабочка. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
25 | 1 | Цветок | Цветок. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
26 | 1 | Бусы | Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
27 | 1 | Разноцветные шары | Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
28 | 1 | Открытка для мамы | Наклейка цветка по образцу. | |
29 | 1 | Зайчик | Учить составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине | |
30 | 1 | Скворечник | Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
31-32 | 2 | Нарядный коврик | Составление и приклеивание изображения из двух и более частей | |
33-34 | 2 | На полянке | Сюжетная аппликация. |
Уметь к концу года:
1. Фиксировать взгляд на объекте.
2. По слову взрослого находить и показывать предметы.
3. Координировать движения рук со зрительной координацией.
4. Целенаправленно действовать с предметами
5. Выполнять подражательные действия со сменой вида движений
6. Складывать простые узоры из мозаики с помощью учителя
7. Собирать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками с помощью учителя
6. Проявлять интерес к изготовлению поделок, к рисованию, аппликации.
С индивидуальным маршрутом обучения на 2012/2013 учебный год ознакомлена ______________ Ц. И
Комментарии (1)
