12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна2846
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
5

Индивидуальный маршрут обучения Ц. Анастасии (третий год обучения)

Общие сведения об обучающемся

Имя, фамилия ребенка: Ц. Анастасия

Возраст ребенка: 10 лет

Группа (особые потребности): 1

Класс: Третий год обучения

Краткая характеристика развития

У Насти значительное нарушение поведения резидуально-органического генеза. Нижний парапарез. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности.

У Насти не сформирована произвольность психических процессов, проявляющаяся в несформированности произвольной регуляции поведения, наруше­но восприятие, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Нарушен не только интел­лект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания не разви­ты. Речь у Насти не возникает и почти не развивается в тече­ние ряда лет. Она относится к так называемым «безречевым» детям. Настя плохо, при­митивно понимают чужую речь. Недоразвитие этой функции не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Но она улавливает тон, интонацию, мимику говорящего, отдельные опорные слова, которые связанны с её непосредственными потребностями. Любит, когда её хвалят. Сердится, когда что-то не получается. Понимание речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.

Развитию двигательной активности и обогащению сенсорного опыта ребёнка способствуют занятия по предметно-практической деятельности. В результате этих уроков у Насти происходит непосредственное чувственное знакомство с предметами и явлениями, их свойствами, качествами, цветом, формой, величиной. Выполнение действий с предметами вызывает интерес и радость у Насти. Настя знакома с инструментами и материалами для рисования, лепки, аппликации. С помощью учителя может оставить графический след на бумаге.

Пояснительная записка

Индивидуальный маршрут обучения для Ц. Анастасии по предметно-практической деятельности и изобразительной деятельности составлен на основе

- примерной программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель НИИ дефектологии АПН, Москва, 1984 год),

- программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи («Центр лечебной педагогики» г. Пскова,2004 г),

- методических рекомендаций по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. (О.А. Ершова, зав.отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО», Е.С. Стангрит, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»)

- закона РК №1168-ЗК от 23 января 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Индивидуальный маршрут обучения содержит обязательный минимум образования и включает в себя два больших блока: предметно – практическую деятельность (5 ч.) и изобразительная деятельность (3ч.).

Содержание обучения направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений с целью дальнейшей реабилитации в обществе.

Индивидуальные занятия проводятся во 2 половине дня. Их продолжительность 35 мин. Отметки не выставляются. Продвижение определя­ется результатами продуктивной и познавательной деятельности

Предметно-практическая деятельность

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в обучении глубоко умственно отсталых детей.

Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование элементарных действий с различными предметами и материалами. В ходе обучения развивается интерес к активной деятельности с предметами, формируются приёмы работы с доступными материалами, предметами и инструментами, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях.

Цель:
- формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами

- развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия),

Задачи:

Развивать представления об окружающих предметах;

Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности;

Формировать приёмы предметной деятельности;

Развивать зрительно-двигательную координацию;

Развивать мелкую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание;

Развивать пространственно-топографические представления;

 

Разделы

Количество часов

1

Восприятие предметов

16

2

Действия с материалами

16

3

Действия с предметами

138

Всего

170

Учебно - тематическое планирование уроков

(5 часов в неделю)

Кол- во уроков

Дата

Тема урока

     

Восприятие предметов

      Фиксация взгляда на объекте

1-2

2

 

Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога

3-6

4

 

Наблюдение за движущимися заводными игрушками

7-10

4

 

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря

     

Узнавание предмета (указание рукой, взглядом

11-13

3

 

Указание рукой на один предмет

14-16

3

 

Выбор одного предмета из двух

     

Действия с материалами

17-18

2

 

Игра с водой, плескание

19-22

4

 

Пересыпание сыпучих материалов

23-25

3

 

Комкание бумаги

26-28

3

 

Размазывание краски, клейстера

29-31

3

 

Разминание пластилина, глины, теста в руках

     

Действия с предметами

32-33

2

 

Захват предметов левой и правой рукой

34-35

2

 

Удержание предметов левой и правой рукой

36-37

2

 

Отпускание предметов левой и правой рукой

38-39

2

 

Перекладывание предметов левой и правой рукой

40-41

2

 

Нанизывание колец на стержень левой и правой рукой

42-43

2

 

Закапывание предметов в крупе левой рукой

44-45

2

 

Закапывание предметов в крупе правой рукой

46-50

5

 

Вынимание предметов из коробки, ящика, шкафа и др.

51-55

5

 

Складывание предметов в коробку, на полку, в ящик и др.

56-57

2

 

Поднимание предметов опускание с пола / на пол и др.

58-62

5

 

Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую

63-67

5

 

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др.

68-72

5

 

Вставление стаканчиков, шариков, мозаики и др.


 

73-76

4

 

Нанизывание колец , шариков на палку, крупных бусин на нить и др.

77-81

5

 

Бросание мячика, воздушного шара и др.


 

82-85

4

 

Вращение (откручивание / закручивание)

86-89

4

 

Открывание / закрывание банки, двери и др.

90-91

2

 

Нажимание / надавливание на кнопку, выключатель

92-93

2

 

Сжимание предмета (двумя руками

94-95

2

 

Закапывание / откапывание в крупе, в песке и др.

96-100

5

 

Наполнение предметов крупой, песком, водой и др


 

101-104

4

 

Переливание / пересыпание из одной ёмкости в другую

105-106

2

 

Выдувание мыльных пузырей

107-110

4

 

Заполнение мелкими предметами сосудов с широким и уз­ким горлышком

111-114

4

 

Набирание ложкой сахара (крупы)

115-116

2

 

Опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия

117-118

2

 

Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета;

119-120

2

 

Собирание пирамид по возрастающей величине.

121-122

2

 

Собирание пирамид по убывающей величине

123-124

2

 

Удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание

125-126

2

 

Собирание и разбивание трех составной матрешки

127-128

2

 

Игры с матрешками, пирамидками. Восстановление правильной последовательности.

129-134

6

 

Складывание простых крупных пазлов


 

135-142

8

 

Игры с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровки, пуговицы, кнопки, молнии).

143-144

2

 

Использование ключа (задвижки) для закрывания, открыва­ния двери.

145-149

5

 

Пальчиковые игры и упражнения (выполнение двумя руками).

150-153

4

 

Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор».

154-155

2

 

Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов мозаики.

156-157

2

 

Выполнение подражательных действий со сменой вида движе­ний: «стучим — прячем»

158-159

2

 

Действия ребенка с погремушкой

160-163

4

 

Действия ребенка с машинкой

164-168

5

 

Действия ребенка с куклой

169-170

2

 

Действия ребенка с резиновой игрушкой


 

Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация)

Индивидуальный маршрут обучения изобразительной деятельности направлен на освоение доступных приемов изобразительной деятельности. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами, с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения.

Базовыми для изобразительной деятельности являются сформированные предметно-практические действия, отсутствие которых свойственно учащимся, начинающим обучение в школе. У детей с грубыми интеллектуальными нарушениями отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений и др. Это обусловливает введение пропедевтического (подготовительного) этапа обучения предметов изобразительного искусства. Обучение на данном этапе ведется параллельно с обучением по коррекционному образовательному курсу «Предметно-практическая деятельность»

Изобразительная деятельность глубоко умственно отсталых учащихся характеризуется следующими особенностями:

неумение самостоятельно приступить к выполнению задания;

самостоятельный выбор темы недоступен;

крайняя примитивность изображения;

отсутствие логической связи между изображаемыми объектами;

ограниченное использование ранее усвоенных приемов;

ограниченное использование цвета, контурная раскраска или ее полное отсутствие;

слабая критичность к результатам деятельности или полное ее отсутствие.

Основные задачи изобразительного этапа определены с учетом этих особенностей:

Развивать и обогащать представления учащихся об окружающей действительности;

Формировать устойчивое положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

Целенаправленно обучать приемам работы с карандашом, кистью и неспецифическими материалами; приёмам лепки и аппликации, формировать изобразительные умения;

Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к окружающему миру, развивается восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.

Разделы

Количество часов

1

Рисование

34

2

Лепка

34

3

Аппликация

34

Всего

102


Учебно - тематическое планирование

уроков рисования

(1 час в неделю)

Кол- во уроков

Дата

Тема урока

Содержание урока

1

1

 

Рисование мелом на доске (учителем на глазах у ребёнка)

Рисование взрослым на глазах у ребёнка мелом на доске. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания

2

1

 

Рисование кистью на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка)

Рисование взрослым на глазах ребёнка кистью на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания

3

1

 

Рисование фломастером на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка)

Рисование взрослым на глазах ребёнка фломастером на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания

4

1

 

Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние.

5

1

 

Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением.

Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние.

6

1

 

Рассматривание картинок. Проигрывание изображённых ситуаций.

Рассматривание картинок, на которых изображены деятельность и поведение людей. Проигрывание изображенных ситуаций с помощью образных игрушек с последующей зарисовкой взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги.

7-8

2

  Размазывание краски по бумаге Размазывание краски по бумаге

9-11

3

 

Штрихи. Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами

Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (штрихи)

12-14

3

 

Каракули.

Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (каракули)

15-18

4

 

Черкание.

Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (черкание)

19-22

4

 

Вращательные движения.

Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (вращательные движения)

23-24

2

 

Оставление графических следов на бумаге фломастером.

Упражнения, направленные на обучение детей пользоваться фломастером, карандашом в соответствии с их функциональным назначением. Оставление графических следов на бумаге.

25-26

2

 

Оставление графических следов на бумаге кусочком поролона.

Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (кусочки поролона), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге

27-28

2

 

Оставление графических следов на бумаге ватными шариками.

Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (ватные шарики), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге.

29-30

2

 

Оставление графических следов на бумаге палочками.

Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (палочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге.

31-32

2

 

Оставление графических следов на бумаге трубочками.

Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (трубочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге.

33-34

2

 

Оставление графических следов на бумаге пробкой.

Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (пробки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге.


Учебно - тематическое планирование

уроков лепки

(1 час в неделю)

Кол- во уроков

Дата

Тема урока

Содержание урока

1

1

   

Знакомство с материалами и подготовка к работе: согревание пластилина в руке, разминание материала

2

1

 

Палочки

Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках

3

1

 

Колбаски

Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках
     

Палочки

Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске

4

1

 

Колбаски

Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске

5

1

 

Мяч

Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч)

6

1

 

Шар

Раскатывать кругообразными движениями ладоней (шар)

7

1

 

Яблоко

Вдавливать углубления на поверхность шара

8

1

 

Груша

Вдавливать углубления на поверхность шара

9-10

2

 

Лепёшки

Сплющивать глину между ладонями

11-12

2

 

Блины

Сплющивать глину между ладонями

13-14

2

 

Шляпка гриба

Сплющивать глину между ладонями

15-16

2

 

Гриб со шляпкой

Соединять две части глины

17-18

2

 

Баранки

Соединять две части глины

19-20

2

 

Снеговик

Соединять две части глины

21-25

5

 

Размазывание пластилина по шаблону

Размазывание пластилина по шаблону

26-28

3

 

Торт

Отщипывать кусочки пластилина для украшения торта

29-30

2

 

Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов.

Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов. Обыгрывание.

31-32

2

 

Лепка по сказке «Колобок»

Лепка по сказке «Колобок» учителем. Обыгрывание сюжета.

33-34

2

 

Лепка по сказке «Теремок»

Лепка по сказке «Теремок» учителем. Обыгрывание сюжета.

 

 

Учебно - тематическое планирование уроков

аппликации

(1 час в неделю)

Кол- во уроков

Дата

Тема урока

Содержание урока

1

1

 

Знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами

Представление о материалах и инструментах:

-знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами

2-3

2

 

Сгибание листа

Работа с бумагой: сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой

4-5

2

 

Разрывание бумаги

Работа с бумагой: разрывание бумаги

6

1

 

Сминание бумаги

Работа с бумагой: сминание бумаги

7

1

 

Работа с клеем

Работа с клеем (клейстером):- открывание клея, -закрывание клея

8-9

2

 

Намазывание поверхности клеем

Работа с клеем (клейстером):

-намазывание поверхности клеем (кистью, клеевым карандашом).

10

1

 

Окошко на домик

Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет

11

1

 

Солнышко на небо

Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет

12

1

 

Яблоко на тарелке

Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет

13

1

 

Гриб

Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание шляпки к готовой ножке грибка)

14

1

 

Машина

Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание колёс к машине)

15

1

 

Яблоня

Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание яблоко к дереву)

16

1

 

Домик

Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание крыши к домику)

17

1

 

Рыбки в аквариуме

Приклеивание готовых форм.

18

1

 

Снеговик

Наклеивание круглых форм разного размера.

19-20

2

 

Украсим варежку

Украсим варежку. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

21

1

 

Неваляшка

Приклеивать округлые формы разной величины

22

1

 

Листья на деревьях

Наклеивать готовые формы на нарисованное дерево.

23

1

 

Ёлочка

Наклеивать треугольные формы по образцу.

24

1

 

Бабочка

Бабочка. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

25

1

 

Цветок

Цветок. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

26

1

 

Бусы

Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

27

1

 

Разноцветные шары

Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

28

1

 

Открытка для мамы

Наклейка цветка по образцу.

29

1

 

Зайчик

Учить составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине

30

1

 

Скворечник

Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

31-32

2

 

Нарядный коврик

Составление и приклеивание изображения из двух и более частей

33-34

2

 

На полянке

Сюжетная аппликация.

Уметь к концу года:

1. Фиксировать взгляд на объекте.

2. По слову взрослого находить и показывать предметы.

3. Координировать движения рук со зрительной координацией.

4. Целенаправленно действовать с предметами

5. Выполнять подражательные действия со сменой вида движений

6. Складывать простые узоры из мозаики с помощью учителя

7. Собирать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками с помощью учителя

6. Проявлять интерес к изготовлению поделок, к рисованию, аппликации.

С индивидуальным маршрутом обучения на 2012/2013 учебный год ознакомлена ______________ Ц. И

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (1)

Туголукова Елена Николаевна, 26.01.16 в 08:32 0 Ответить Пожаловаться
Очень важная работа! В этом году взялась за индивидуальные маршруты для подростков "группы риска" и одарённых детей. Сложно...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.