Индивидуальный маршрут обучения Ц. Анастасии (третий год обучения)
Общие сведения об обучающемся
Имя, фамилия ребенка: Ц. Анастасия
Возраст ребенка: 10 лет
Группа (особые потребности): 1
Класс: Третий год обучения
Краткая характеристика развитияУ Насти значительное нарушение поведения резидуально-органического генеза. Нижний парапарез. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности.
У Насти не сформирована произвольность психических процессов, проявляющаяся в несформированности произвольной регуляции поведения, нарушено восприятие, неустойчивость внимания, повышенная истощаемость нервной системы. Отмечаются грубые нарушения внимания в виде недостаточной устойчивости, трудностях концентрации, своеобразное изменение поведения и снижение работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. Нарушен не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, процессы познания не развиты. Речь у Насти не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Она относится к так называемым «безречевым» детям. Настя плохо, примитивно понимают чужую речь. Недоразвитие этой функции не компенсируется и другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Но она улавливает тон, интонацию, мимику говорящего, отдельные опорные слова, которые связанны с её непосредственными потребностями. Любит, когда её хвалят. Сердится, когда что-то не получается. Понимание речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб.
Развитию двигательной активности и обогащению сенсорного опыта ребёнка способствуют занятия по предметно-практической деятельности. В результате этих уроков у Насти происходит непосредственное чувственное знакомство с предметами и явлениями, их свойствами, качествами, цветом, формой, величиной. Выполнение действий с предметами вызывает интерес и радость у Насти. Настя знакома с инструментами и материалами для рисования, лепки, аппликации. С помощью учителя может оставить графический след на бумаге.
Пояснительная записка
Индивидуальный маршрут обучения для Ц. Анастасии по предметно-практической деятельности и изобразительной деятельности составлен на основе
- примерной программы обучения глубоко умственно отсталых детей (составитель НИИ дефектологии АПН, Москва, 1984 год),
- программы обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, разработанной коллективом педагогов муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи («Центр лечебной педагогики» г. Пскова,2004 г),
- методических рекомендаций по обучению и сопровождению детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. (О.А. Ершова, зав.отделом коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО», Е.С. Стангрит, методист отдела коррекционной педагогики и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»)
- закона РК №1168-ЗК от 23 января 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Карелия в части обеспечения социальной поддержки и социального обслуживания детей-инвалидов со сложной структурой нарушений, не обслуживающих себя самостоятельно, обучающихся и воспитываемых в муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
Индивидуальный маршрут обучения содержит обязательный минимум образования и включает в себя два больших блока: предметно – практическую деятельность (5 ч.) и изобразительная деятельность (3ч.).
Содержание обучения направленно на восполнение недоразвития предметных действий и коррекцию их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации и пространственных представлений с целью дальнейшей реабилитации в обществе.
Индивидуальные занятия проводятся во 2 половине дня. Их продолжительность 35 мин. Отметки не выставляются. Продвижение определяется результатами продуктивной и познавательной деятельности
Предметно-практическая деятельность
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в обучении глубоко умственно отсталых детей.
Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование элементарных действий с различными предметами и материалами. В ходе обучения развивается интерес к активной деятельности с предметами, формируются приёмы работы с доступными материалами, предметами и инструментами, которые в дальнейшем могут использоваться на других занятиях.
Цель:
- формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами
- развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятия),
Задачи:
Развивать представления об окружающих предметах;
Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности;
Формировать приёмы предметной деятельности;
Развивать зрительно-двигательную координацию;
Развивать мелкую моторику;
Развивать зрительное и слуховое внимание;
Развивать пространственно-топографические представления;
№ |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Восприятие предметов |
16 |
2 |
Действия с материалами |
16 |
3 |
Действия с предметами |
138 |
Всего |
170 |
Учебно - тематическое планирование уроков
(5 часов в неделю)
№ |
Кол- во уроков |
Дата |
Тема урока |
Восприятие предметов |
|||
Фиксация взгляда на объекте | |||
1-2 |
2 |
Фиксирование взора на предметно – манипулятивной деятельности педагога |
|
3-6 |
4 |
Наблюдение за движущимися заводными игрушками |
|
7-10 |
4 |
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря |
|
Узнавание предмета (указание рукой, взглядом |
|||
11-13 |
3 |
Указание рукой на один предмет |
|
14-16 |
3 |
Выбор одного предмета из двух |
|
Действия с материалами |
|||
17-18 |
2 |
Игра с водой, плескание |
|
19-22 |
4 |
Пересыпание сыпучих материалов |
|
23-25 |
3 |
Комкание бумаги |
|
26-28 |
3 |
Размазывание краски, клейстера |
|
29-31 |
3 |
Разминание пластилина, глины, теста в руках |
|
Действия с предметами |
|||
32-33 |
2 |
Захват предметов левой и правой рукой |
|
34-35 |
2 |
Удержание предметов левой и правой рукой |
|
36-37 |
2 |
Отпускание предметов левой и правой рукой |
|
38-39 |
2 |
Перекладывание предметов левой и правой рукой |
|
40-41 |
2 |
Нанизывание колец на стержень левой и правой рукой |
|
42-43 |
2 |
Закапывание предметов в крупе левой рукой |
|
44-45 |
2 |
Закапывание предметов в крупе правой рукой |
|
46-50 |
5 |
Вынимание предметов из коробки, ящика, шкафа и др. |
|
51-55 |
5 |
Складывание предметов в коробку, на полку, в ящик и др. |
|
56-57 |
2 |
Поднимание предметов опускание с пола / на пол и др. |
|
58-62 |
5 |
Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую |
|
63-67 |
5 |
Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками или крупой и др. |
|
68-72 |
5 |
Вставление стаканчиков, шариков, мозаики и др.
|
|
73-76 |
4 |
Нанизывание колец , шариков на палку, крупных бусин на нить и др. |
|
77-81 |
5 |
Бросание мячика, воздушного шара и др.
|
|
82-85 |
4 |
Вращение (откручивание / закручивание) |
|
86-89 |
4 |
Открывание / закрывание банки, двери и др. |
|
90-91 |
2 |
Нажимание / надавливание на кнопку, выключатель |
|
92-93 |
2 |
Сжимание предмета (двумя руками |
|
94-95 |
2 |
Закапывание / откапывание в крупе, в песке и др. |
|
96-100 |
5 |
Наполнение предметов крупой, песком, водой и др
|
|
101-104 |
4 |
Переливание / пересыпание из одной ёмкости в другую |
|
105-106 |
2 |
Выдувание мыльных пузырей |
|
107-110 |
4 |
Заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком |
|
111-114 |
4 |
Набирание ложкой сахара (крупы) |
|
115-116 |
2 |
Опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия |
|
117-118 |
2 |
Нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; |
|
119-120 |
2 |
Собирание пирамид по возрастающей величине. |
|
121-122 |
2 |
Собирание пирамид по убывающей величине |
|
123-124 |
2 |
Удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание |
|
125-126 |
2 |
Собирание и разбивание трех составной матрешки |
|
127-128 |
2 |
Игры с матрешками, пирамидками. Восстановление правильной последовательности. |
|
129-134 |
6 |
Складывание простых крупных пазлов
|
|
135-142 |
8 |
Игры с тренажерами на развитие ручной умелости (шнуровки, пуговицы, кнопки, молнии). |
|
143-144 |
2 |
Использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери. |
|
145-149 |
5 |
Пальчиковые игры и упражнения (выполнение двумя руками). |
|
150-153 |
4 |
Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». |
|
154-155 |
2 |
Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов мозаики. |
|
156-157 |
2 |
Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем» |
|
158-159 |
2 |
Действия ребенка с погремушкой |
|
160-163 |
4 |
Действия ребенка с машинкой |
|
164-168 |
5 |
Действия ребенка с куклой |
|
169-170 |
2 |
Действия ребенка с резиновой игрушкой |
Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация)
Индивидуальный маршрут обучения изобразительной деятельности направлен на освоение доступных приемов изобразительной деятельности. Содержание обучения направлено на решение следующих задач: знакомство с материалами и инструментами, с помощью которых дети учатся получать простейшие изображения.
Базовыми для изобразительной деятельности являются сформированные предметно-практические действия, отсутствие которых свойственно учащимся, начинающим обучение в школе. У детей с грубыми интеллектуальными нарушениями отмечается несформированность предпосылок к изобразительной деятельности: крайне низкий уровень развития сенсорно-перцептивной сферы и аналитико-синтетической деятельности, представление о себе и окружающем мире; отсутствие интереса к деятельности и потребности в ней; несформированность предметной деятельности самых элементарных изобразительных операционно-технических умений и др. Это обусловливает введение пропедевтического (подготовительного) этапа обучения предметов изобразительного искусства. Обучение на данном этапе ведется параллельно с обучением по коррекционному образовательному курсу «Предметно-практическая деятельность»
Изобразительная деятельность глубоко умственно отсталых учащихся характеризуется следующими особенностями:
неумение самостоятельно приступить к выполнению задания;
самостоятельный выбор темы недоступен;
крайняя примитивность изображения;
отсутствие логической связи между изображаемыми объектами;
ограниченное использование ранее усвоенных приемов;
ограниченное использование цвета, контурная раскраска или ее полное отсутствие;
слабая критичность к результатам деятельности или полное ее отсутствие.
Основные задачи изобразительного этапа определены с учетом этих особенностей:
Развивать и обогащать представления учащихся об окружающей действительности;
Формировать устойчивое положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
Целенаправленно обучать приемам работы с карандашом, кистью и неспецифическими материалами; приёмам лепки и аппликации, формировать изобразительные умения;
Вместе с формированием навыков изобразительной деятельности у учащихся воспитывается эмоциональное отношение к окружающему миру, развивается восприятие, зрительно-двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки.
№ |
Разделы |
Количество часов |
1 |
Рисование |
34 |
2 |
Лепка |
34 |
3 |
Аппликация |
34 |
Всего |
102 |
Учебно - тематическое планирование
уроков рисования
(1 час в неделю)
№ |
Кол- во уроков |
Дата |
Тема урока |
Содержание урока |
1 |
1 |
Рисование мелом на доске (учителем на глазах у ребёнка) |
Рисование взрослым на глазах у ребёнка мелом на доске. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания |
|
2 |
1 |
Рисование кистью на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка) |
Рисование взрослым на глазах ребёнка кистью на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания | |
3 |
1 |
Рисование фломастером на большом листе бумаги (учителем на глазах у ребёнка) |
Рисование взрослым на глазах ребёнка фломастером на большом листе бумаги. Схематическое, эмоциональное, быстрое, сопровождаемое речью изображение простого, понятного детям содержания | |
4 |
1 |
Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением. |
Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние. | |
5 |
1 |
Игры на соотнесение реальных предметов с их изображением. |
Игры на соотнесение реальных предметов, простых игровых и бытовых действий с их изображениями: демонстрация предметов, действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние. | |
6 |
1 |
Рассматривание картинок. Проигрывание изображённых ситуаций. |
Рассматривание картинок, на которых изображены деятельность и поведение людей. Проигрывание изображенных ситуаций с помощью образных игрушек с последующей зарисовкой взрослым мелом на доске, фломастером на большом листе бумаги. | |
7-8 |
2 |
Размазывание краски по бумаге | Размазывание краски по бумаге | |
9-11 |
3 |
Штрихи. Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами |
Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (штрихи) | |
12-14 |
3 |
Каракули. |
Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (каракули) | |
15-18 |
4 |
Черкание. |
Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (черкание) |
|
19-22 |
4 |
Вращательные движения. |
Совместное с педагогом рисование фломастером, карандашами (вращательные движения) |
|
23-24 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге фломастером. |
Упражнения, направленные на обучение детей пользоваться фломастером, карандашом в соответствии с их функциональным назначением. Оставление графических следов на бумаге. |
|
25-26 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге кусочком поролона. |
Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (кусочки поролона), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге |
|
27-28 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге ватными шариками. |
Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (ватные шарики), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. |
|
29-30 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге палочками. |
Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (палочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. |
|
31-32 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге трубочками. |
Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (трубочки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. |
|
33-34 |
2 |
Оставление графических следов на бумаге пробкой. |
Знакомство с неспецифическими материалами для рисования (пробки), способами их использования. Оставление графических следов на бумаге. |
Учебно - тематическое планирование
уроков лепки
(1 час в неделю)
№ |
Кол- во уроков |
Дата |
Тема урока |
Содержание урока |
1 |
1 |
Знакомство с материалами и подготовка к работе: согревание пластилина в руке, разминание материала |
||
2 |
1 |
Палочки |
Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках | |
3 |
1 |
Колбаски |
Раскатывать прямыми движениями ладоней в руках | |
Палочки |
Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске | |||
4 |
1 |
Колбаски |
Раскатывать прямыми движениями ладоней на подкладной доске | |
5 |
1 |
Мяч |
Раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч) | |
6 |
1 |
Шар |
Раскатывать кругообразными движениями ладоней (шар) | |
7 |
1 |
Яблоко |
Вдавливать углубления на поверхность шара | |
8 |
1 |
Груша |
Вдавливать углубления на поверхность шара |
|
9-10 |
2 |
Лепёшки |
Сплющивать глину между ладонями | |
11-12 |
2 |
Блины |
Сплющивать глину между ладонями | |
13-14 |
2 |
Шляпка гриба |
Сплющивать глину между ладонями | |
15-16 |
2 |
Гриб со шляпкой |
Соединять две части глины |
|
17-18 |
2 |
Баранки |
Соединять две части глины |
|
19-20 |
2 |
Снеговик |
Соединять две части глины |
|
21-25 |
5 |
Размазывание пластилина по шаблону |
Размазывание пластилина по шаблону |
|
26-28 |
3 |
Торт |
Отщипывать кусочки пластилина для украшения торта |
|
29-30 |
2 |
Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов. |
Лепка знакомых предметов учителем. Узнавание предметов. Обыгрывание. |
|
31-32 |
2 |
Лепка по сказке «Колобок» |
Лепка по сказке «Колобок» учителем. Обыгрывание сюжета. |
|
33-34 |
2 |
Лепка по сказке «Теремок» |
Лепка по сказке «Теремок» учителем. Обыгрывание сюжета. |
Учебно - тематическое планирование уроков
аппликации
(1 час в неделю)
№ |
Кол- во уроков |
Дата |
Тема урока |
Содержание урока |
1 |
1 |
Знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами |
Представление о материалах и инструментах: -знакомство с материалами, инструментами, скрепляющими материалами |
|
2-3 |
2 |
Сгибание листа |
Работа с бумагой: сгибание листа (пополам, вчетверо, по диагонали) и приглаживание рукой |
|
4-5 |
2 |
Разрывание бумаги |
Работа с бумагой: разрывание бумаги |
|
6 |
1 |
Сминание бумаги |
Работа с бумагой: сминание бумаги |
|
7 |
1 |
Работа с клеем |
Работа с клеем (клейстером):- открывание клея, -закрывание клея |
|
8-9 |
2 |
Намазывание поверхности клеем |
Работа с клеем (клейстером): -намазывание поверхности клеем (кистью, клеевым карандашом). |
|
10 |
1 |
Окошко на домик |
Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет |
|
11 |
1 |
Солнышко на небо |
Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет |
|
12 |
1 |
Яблоко на тарелке |
Накладывание и приклеивание детали к фону: накладывание и приклеивание детали на трафарет |
|
13 |
1 |
Гриб |
Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание шляпки к готовой ножке грибка) |
|
14 |
1 |
Машина |
Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание колёс к машине) |
|
15 |
1 |
Яблоня |
Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание яблоко к дереву) |
|
16 |
1 |
Домик |
Накладывание и приклеивание одной детали к другой (приклеивание крыши к домику) |
|
17 |
1 |
Рыбки в аквариуме |
Приклеивание готовых форм. |
|
18 |
1 |
Снеговик |
Наклеивание круглых форм разного размера. |
|
19-20 |
2 |
Украсим варежку |
Украсим варежку. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
21 |
1 |
Неваляшка |
Приклеивать округлые формы разной величины |
|
22 |
1 |
Листья на деревьях |
Наклеивать готовые формы на нарисованное дерево. |
|
23 |
1 |
Ёлочка |
Наклеивать треугольные формы по образцу. |
|
24 |
1 |
Бабочка |
Бабочка. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
25 |
1 |
Цветок |
Цветок. Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
26 |
1 |
Бусы |
Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
27 |
1 |
Разноцветные шары |
Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
28 |
1 |
Открытка для мамы |
Наклейка цветка по образцу. |
|
29 |
1 |
Зайчик |
Учить составлять силуэт предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине |
|
30 |
1 |
Скворечник |
Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
31-32 |
2 |
Нарядный коврик |
Составление и приклеивание изображения из двух и более частей |
|
33-34 |
2 |
На полянке |
Сюжетная аппликация. |
Уметь к концу года:
1. Фиксировать взгляд на объекте.
2. По слову взрослого находить и показывать предметы.
3. Координировать движения рук со зрительной координацией.
4. Целенаправленно действовать с предметами
5. Выполнять подражательные действия со сменой вида движений
6. Складывать простые узоры из мозаики с помощью учителя
7. Собирать разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками с помощью учителя
6. Проявлять интерес к изготовлению поделок, к рисованию, аппликации.
С индивидуальным маршрутом обучения на 2012/2013 учебный год ознакомлена ______________ Ц. И
Туголукова Елена Николаевна