12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3574
Россия, Орловская обл., Орел

Синквейн на уроках литературы как метод систематизации знаний и контроля результатов обучения (из опыта работы)


Современный образовательный процесс требует современных креативных методов обучения, технологий проверки и контроля знаний. В наш век быстро меняющихся информационных технологий обучающемуся сложно и неинтересно писать сочинения, отвечать на простые вопросы и решать тесты. Поэтому сегодняшнему преподавателю приходится искать новые методы и подходы к обучению.

Одним из способов систематизации и контроля знаний на уроках литературы является составление синквейна.

Слово «синквейн» пришло в употребление в начале XX века благодаря американской поэтессе Аделаиде Крэпси, которая придумала форму стихотворения из пяти строк, восходящую к японской поэзии.

Итак, синквейн – это стихотворение из пяти нерифмованных строк, составленное по определенным правилам.

На уроках литературы мы не заставляем обучающихся писать стихотворения. Мы, учителя XIX века, позаимствовали только форму синквейна для других целей. Синквейн на определенную тему представляет собой характеристику этой темы, составленную по строгим правилам. Синквейн состоит их пяти строк, каждая из которых построена по следующим канонам:

1. Тема, суть которой надо раскрыть

2. Два прилагательных, описывающих тему и выражающих основную мысль.

3. Три глагола, изображающие действие в рамках темы.

4. Фраза (желательно, но необязательно из 4 слов), характеризующая тему: цитата из художественного текста или созданное автором предложение-характеристика.

5. Слово или словосочетание, резюмирующее тему; синоним к теме, вывод.

Синквейны обладают обоюдосторонним положительным эффектом и для преподавателя, и для студента / ученика. Во-первых, преподаватель проверяет таким образом знание художественного текста, уровень его осмысления учащимися; умение систематизировать и классифицировать материал; способность делать выводы по теме и обобщать изученное. Во-вторых, учащийся вовлечен в креативный образовательный процесс, даже новое иностранное слово «синквейн» действует на современного обучающегося положительно, а составление синквейна по правилам рождает соревновательным интерес.

На уроках литературы синквейны можно использовать для характеристики образа героя (на этапе обобщения материала или контроля знаний). Например, изучая роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» предлагаем создать синквейн на тему «Базаров»:

1. Базаров

2. Умный, волосатый

3. Отрицает, изучает, лечит

4. Базаров полон внутренних противоречий

5. Нигилист

Иногда синквейн помогает увидеть антитетичные черты героев произведения. Так, синквейны на темы «Обломов» и «Штольц» будут во многом состоять из антонимичных слов и станут способом систематизации противоположных принципов жизни героев:

1. Обломов

2. Ленивый, добрый

3. Лежит, мечтает, думает

4. Лежит, сохраняя свое человеческое достоинство

5. Барин


1. Штольц

2. Активный, целеустремленный

3. Работает, путешествует, действует

4. Труд – цель его жизни.

5. Друг

Синквейны помогают сравнивать как отдельных героев художественного произведения, так и одного героя на разных этапах жизни. Так, синквейн по образу Пьера Бузухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» поможет увидеть эволюцию взглядов героя, итог его душевных исканий:

1. Пьер

2. Неуклюжий, смешной

3. Веселится, кутит, разочаровывается

4. Пьер увлекается идеями Наполеона

5. Внебрачный сын


1. Пьер Безухов

2. Серьезный, прагматичный

3. Планирует, любит, действует

4. Мечтает о счастье народа

5. Будущий декабрист

Можно использовать синквейн для характеристики города, местности, определенного дома или другого места. Например, показательным будет составление синквейна по образу Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»:

1. Петербург

2. Красивый, богатый

3. Строится, расцветает, шумит

4. «Люблю тебя, Петра творенье!»

5.  Новая столица

Мой опыт показывает, что трудности с составлением синквейнов бывают только на первых занятиях, когда учащиеся только начинают систематизировать свои знания по определенным правилам, а не просто делают вывод об образе героя или по теме урока. Постепенно синквейн становится неотъемлемой частью учебного процесса, и обучающиеся сами с удовольствием составляют его, ждут этого задания от педагога.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.