Урок русского языка в 5 классе «Синтаксическая пятиминутка. Часть 5»
Синтаксическая пятиминутка - 5 (5 класс)
Синтаксическая пятиминутка помогает развивать логическое мышление, зрительную память, внимание.
* * *
Прочитайте строфу из известного стихотворения Сергея Есенина, выполнив задания. Составьте одно предложение из 11 слов.
1. Найдите в первом предложении обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом. Выпишите его.
Каждое утро она гуляла по лугу со своей подругой.
2. Во втором предложении также найдите обстоятельство. Выпишите его.
Тяжёлая дверь открывалась со скрипом.
3. Определите, какое слово в третьем предложении является сказуемым. Выпишите его.
От ворот тянется небольшая лужайка, покрытая яркой зеленью, лютиками и одуванчиками.
4. Выпишите подлежащее из четвёртого предложения.
По зимней дороге через нашу деревню в тайгу прошёл длинный обоз*.
5. Выпишите из пятого предложения определение, употребив его в творительном падеже.
Под копытами опять шелестит суховатая трава.
6. Найдите в шестом предложении дополнение, выраженное существительным женского рода. Добавьте в своё предложение.
Вера аккуратно налила из термоса горячего чая, который пах липой и чабрецом.
7. Выпишите сказуемое из седьмого предложения.
Пахнет лесом, влагой, грибами и сладостной прелью опадающих листьев.
8. Выпишите из восьмого предложения слово, которое может быть и дополнением, и определением. Употребите его с предлогом «от».
Шум колес раздался из-за угла, погрохотал рядом и замер где-то вдали.
Запишите получившееся предложение. Попробуйте определить, сколько в нём грамматических основ.
* Обоз — вереница (цепочка) подвод, повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие-либо грузы или людей.
Ключ
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колёс.
(С. Есенин)
Предложение сложное, состоит из двух простых предложений.
Использованные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обоз
Пролубщикова Наталья Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева
Галина Владимировна
Юлия Васильевна Воробьева