Систематизация знаний о глаголе
Тема: систематизация знаний о глаголе
Цели:
повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание глаголов с частицей НЕ;
поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык;
воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам, развивать навыки активной познавательной деятельности в процессе исследовательской парной, групповой работы.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:
Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.
Метапредметные УУД:
1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.
2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем
Ход урока
1. Орг. момент.
- Ребята, пусть сегодня наша работа будет успешной и порадует нас всех.
- Начинаем урок русского языка. Проверьте готовность к уроку (учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности).
Открываем тетради, записываем число, классная работа. Орфограммы выделяет Полина
II. Формулирование темы и цели, актуализация знаний.
на доске буквы логгла
- Как называется подобная загадка? (анаграмма )
- Составьте слово, которое будет ключевым на уроке?
Ответ глагол
-Предположите, какая будет тема урока?
— А если я скажу, что мы уже закончили изучать все правила по теме «Глагол», что мы должны сегодня сделать? (Повторить тему «Глагол»).
- Давайте сформулируем цели урока. Молодцы! Но по мимо образовательных целей мы еще должны поставить цели для самих себя, а помогут нам в этом пословицы. Вот только ветер налетел и перемешал их части. Сейчас 4 из вас попробуют восстановить пословицы.
Работа с пословицами у доски 4 учащихся. Карточки.
Собери пословицы индивидуальная работа у доски.
(Не) имей сто рублей, торопись делом.
(Не) спеши языком, а имей сто друзей.
Правда в огне (не) горит, и вода (не) течёт.
Под лежачий камень, и в воде (не) тонет.
3. Работа по теме урока .
В стране Морфология, живет дядюшка Глагол, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать, ведь Глагол никогда не сидит на месте. Сегодня мы отправимся к нему в гости. А отправляясь к кому бы то ни было в гости, невежливо ничего не знать о хозяине. Поэтому запасемся определенными сведениями распределим, что знаем хорошо, а что нуждается в уточнении, что любит Глагол, а чего совершенно не принимает, какие ловушки расставляет на пути незадачливых учеников. (пока говорю идет индивидуальная работа у доски по пословицам)
1.Настоящие друзья обязательно приходят на помощь.
2.Поменьше говори, побольше делай.
3.Говорится, когда, видя несправедливость, верят в то, что правое дело восторжествует.
4. Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать.
Чему мы должны научиться на уроке? (находить истинные высказывания, работать в команде, думать и не отсиживаться)
1. Кластер (Работаем в группах)
- Молодцы! Эти правила мы будем помнить работая в группах. У вас на столе лежит кластер по теме «Глагол». Ваша задача: дополнить его. Посмотрим, какая группа сможет вспомнить и записать все морфологические и грамматические признаки глагола. Время на обсуждение не более 3 минут.
- Проверяем. Обсуждаем!
Вспомним, что нам известно о глаголе. Работаем в группах
Вопрос: -Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась…? (Глагол)
-Назовите, что делает Глагол? (Поет, бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается…)
- вопросы глагола?
Что относится к постоянным признакам глагола?
Что не к постоянным?
1 группа у доски
Молодцы, ребята!
2 Устная Игра на внимание Ремонт распределяем карточки на доске
– К встрече гостей дядюшка Глагол решил сделать ремонт, но он ужасно суетливый и не знает, за что взяться первым делом. А тут еще в комнату залетел комар, и, конечно же, Глагол принялся (что делать?) ловить комара и (что сделал?) разгромил всю комнату. Теперь ему надо срочно (что делать?) приниматься за ремонт и (что сделать?) привести все в порядок.
Поэтому он (что делает?) старается, (что будет делать?) будет торопиться и (что сделает?) все починит.
– Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики мои, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного. Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Я читаю список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда я называю глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если называю существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились!
Дядюшка Глагол при ремонте (карточки ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ в соответствии с ответами детей) ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, , КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК, ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло, ВЫКРАСИЛ, ПОБЕЛИЛ, НАКЛЕИЛ, РАССТАВИЛ, ПОМЫЛ.
– Молодцы! А почему в словах ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло были разногласия?
(это и существительные и глаголы)
Как называются такие слова? (омонимы)
Молодцы!
3. Время глагола (Назвать и записать 5 глаголов, мужского рода в тетради)
Глагол, переделал массу дел и устал ужасно. Давайте поднимем настроение Глаголу, поможем ему сделать ремонт. Назовите и запишите 5 глаголов, мужского рода, обозначающих законченное действие при ремонте. (ВЫКРАСИЛ, ПОБЕЛИЛ, НАКЛЕИЛ, РАССТАВИЛ, ПОМЫЛ и др.)
Вопрос. Какого времени получились глаголы, почему? (Глаголы прошедшего времени)
4. сказка Глаголы изменяются по временам (в тетради образовать формы времени от глаголов ПЕТЬ, СМОТРЕТЬ)
Дядюшка сразу преобразился и решил рассказать вам одну семейную историю.
Однажды страну Морфология напали враги. На защиту своей родины должны были встать части речи. Однако существительные были на столько были заняты магией превращений, в своих волшебных замках (ведь они были волшебники), что ничего не замечали вокруг. Местоимения - разбежались и стали прятаться за замки существительных. Прилагательные схватили свои волшебные краски и кисточки, но что они могли против врагов? И только глаголы мужественно сражались, боролись, защищали и одержали победу. За это правительство Морфологии присвоило им высшую награду – одежду Время. Надевая ее глагол может путешествовать во времени. Благодаря этому о них узнали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
Какая полезная, нужная информация есть в этой сказке? (Глаголы изменяются по временам).
Фронтальная работа с записью в тетради по вариантам
Выполните следующую работу по вариантам. От глаголов ПЕТЬ, СМОТРЕТЬ образуйте все формы времени глагола, разберите их по составу.
1 вариант: Петь – пел – пою – буду петь.
2 вариант: Смотреть – смотрел – смотрю- буду смотреть.
5. Неопределенная форма глагола Работа в паре
Молодцы! Глагол любит изменяться по временам. Но как бы он не изменялся, всегда возвращается в свою начальную форму. Как у вас есть форма школьная, у него же есть начальная. В такой форме он отвечаю только на вопросы…что делать? Что сделать?
- Как называется начальная форма глагола?.
Работая в паре, дополните строфы глаголами в неопределённой форме (карточки).
- Назовите суффиксы глаголов.
В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …...................помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки................найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …........пеЧЬ.
- Определите часть речи печь.
Вывод: глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: ти, ть, и часть корня чь
6. Спряжение
-Для чего нам нужно ставить глаголы в начальную форму?
- Как правильно определить спряжение ?
Памятка «Чтоб определить спряжение»
Как определить спряжение глагола?
7. Самостоятельная работа
Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)
- Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике.
смотрит , строишь, едем ,думает, красит | |
- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так:
9. об правописании глаголов на ться.
Послушайте стихотворение «Надо глаголы заставить»
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать,
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Предположим, ученик
На пятерки учится;
Очень любит он учиться
И от книг не мучится.
Где тут –тся? Где тут –ться?
Надо разобраться.
Что делать? Учиться.
Что делает? Учится.
Превосходный ученик из него получится!
Предположим, ученик
Спит весь день и ленится,
Он учиться не желает,
На «авось» надеется.
Где тут –ться?
Где тут –тся?
Надо разобраться.
Что делать? Лениться.
Что делает? Ленится.
Все равно он от учебы никуда не денется!
Вопрос: Как называются глаголы с суффиксом ся? возвратные
Расскажите об правописании глаголов на ться.
10 Физкультминутка
12, Итог урока:
Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, выполнили мы поставленные цели? Сейчас проверим свои знания, которые мы сегодня обобщили.
Проверка в виде игры «Крестики – нолики».
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы в предложении являются подлежащим.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Карточка взаимопроверки (- - + - + + - + - +)
Кто не испытывал трудностей сегодня на уроке и ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Оцените свою работу на полях.
Д/З Сочинение-миниатюра на тему «Что было бы, если из речи исчезли все глаголы?»
Рефлексия.
– Закончите фразы:
– Урок привлек меня тем, что...
– Урок показался мне интересным…
Оценивание учащихся.