Систематизация знаний о глаголе

3
0
Материал опубликован 13 September в группе

Тема: систематизация знаний о глаголе

Цели:

повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание глаголов с частицей НЕ;

поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык;

воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам, развивать навыки активной познавательной деятельности в процессе исследовательской парной, групповой работы.



Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем

Ход урока

1. Орг. момент.

- Ребята, пусть сегодня наша работа будет успешной и порадует нас всех.

- Начинаем урок русского языка. Проверьте готовность к уроку (учебник, рабочая тетрадь, дневник, письменные принадлежности).

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Орфограммы выделяет Полина


II. Формулирование темы и цели, актуализация знаний.

на доске буквы логгла
- Как называется подобная загадка? (анаграмма )
- Составьте слово, которое будет ключевым на уроке?
Ответ глагол

-Предположите, какая будет тема урока?

 — А если я скажу, что мы уже закончили изучать все правила по теме «Глагол», что мы должны сегодня сделать? (Повторить тему «Глагол»).

- Давайте сформулируем цели урока. Молодцы! Но по мимо  образовательных целей мы еще должны поставить цели для самих себя, а помогут нам в этом пословицы. Вот только ветер налетел и перемешал их части. Сейчас 4 из вас попробуют восстановить пословицы.

Работа с пословицами у доски 4 учащихся. Карточки.

Собери пословицы индивидуальная работа у доски.

(Не) имей сто рублей, торопись делом.

(Не) спеши языком, а имей сто друзей.

Правда в огне (не) горит, и вода (не) течёт.

Под лежачий камень, и в воде (не) тонет.

3. Работа по теме урока .

В стране Морфология, живет дядюшка Глагол, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. А зашедшие к нему на огонек никогда не будут скучать, ведь Глагол никогда не сидит на месте. Сегодня мы отправимся к нему в гости. А отправляясь к кому бы то ни было в гости, невежливо ничего не знать о хозяине. Поэтому запасемся определенными сведениями распределим, что знаем хорошо, а что нуждается в уточнении, что любит Глагол, а чего совершенно не принимает, какие ловушки расставляет на пути незадачливых учеников. (пока говорю идет индивидуальная работа у доски по пословицам)

1.Настоящие друзья обязательно приходят на помощь.

2.Поменьше говори, побольше делай.

3.Говорится, когда, видя несправедливость, верят в то, что правое дело восторжествует.

4. Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать.

 Чему мы должны научиться на уроке? (находить истинные высказывания, работать в команде, думать и не отсиживаться)

1. Кластер (Работаем в группах)
- Молодцы! Эти правила мы будем помнить работая в группах. У вас на столе лежит 
кластер по теме «Глагол». Ваша задача: дополнить его. Посмотрим, какая группа сможет вспомнить и записать все морфологические и грамматические признаки глаголаВремя на обсуждение не более 3 минут.

- Проверяем. Обсуждаем!
Вспомним, что нам известно о глаголе. Работаем в группах
Вопрос: -Пересмешники говорят о дядюшке, что это часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол и назвалась…? (Глагол)

-Назовите, что делает Глагол? (Поет, бегает, рисует, держит, отбивает, едет, катается…)
- вопросы глагола?
Что относится к постоянным признакам глагола?

Что не к постоянным?

 1 группа у доски

Picture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundPicture backgroundМолодцы, ребята!

2 Устная Игра на внимание Ремонт распределяем карточки на доске

К встрече гостей дядюшка Глагол решил сделать ремонт, но он ужасно суетливый и не знает, за что взяться первым делом. А тут еще в комнату залетел комар, и, конечно же, Глагол принялся (что делать?) ловить комара и (что сделал?) разгромил всю комнату. Теперь ему надо срочно (что делать?) приниматься за ремонт и (что сделать?) привести все в порядок.

Поэтому он (что делает?) старается, (что будет делать?) будет торопиться и (что сделает?) все починит.
– Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики мои, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного.  Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Я читаю список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда я называю глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если называю существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался.  Итак, приготовились!
Дядюшка Глагол при ремонте (карточки ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ в соответствии с ответами детей) ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, , КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК,
ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло, ВЫКРАСИЛ, ПОБЕЛИЛ, НАКЛЕИЛ, РАССТАВИЛ, ПОМЫЛ.

Молодцы! А почему в словах ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло были разногласия?
(это и существительные и глаголы)
Как называются такие слова? (
омонимы)
Молодцы!
3.
Время глагола (Назвать и записать 5 глаголов, мужского рода в тетради)

Глагол, переделал массу дел и устал ужасно. Давайте поднимем настроение Глаголу, поможем ему сделать ремонт. Назовите и запишите 5 глаголов, мужского рода, обозначающих законченное действие при ремонте. (ВЫКРАСИЛ, ПОБЕЛИЛ, НАКЛЕИЛ, РАССТАВИЛ, ПОМЫЛ и др.)

Вопрос. Какого времени получились глаголы, почему? (Глаголы прошедшего времени)

4. сказка
Глаголы изменяются по временам (в тетради образовать формы времени от глаголов ПЕТЬ, СМОТРЕТЬ)

Дядюшка сразу преобразился и решил рассказать вам одну семейную историю.

Однажды страну Морфология напали враги. На защиту своей родины должны были встать части речи. Однако существительные были на столько были заняты магией превращений, в своих волшебных замках (ведь они были волшебники), что ничего не замечали вокруг. Местоимения - разбежались и стали прятаться за замки существительных. Прилагательные схватили свои волшебные краски и кисточки, но что они могли против врагов? И только глаголы мужественно сражались, боролись, защищали и одержали победу. За это правительство Морфологии присвоило им высшую награду – одежду Время. Надевая ее глагол может путешествовать во времени. Благодаря этому о них узнали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.
Какая полезная, нужная  информация есть в этой сказке? (Глаголы изменяются по временам).

Фронтальная работа с записью в тетради по вариантам

Выполните следующую работу по вариантам. От глаголов ПЕТЬ, СМОТРЕТЬ образуйте все формы времени глагола, разберите их по составу.

1 вариант: Петь – пел – пою – буду петь.
2 вариант: Смотреть – смотрел – смотрю- буду смотреть.

5. Неопределенная форма глагола Работа в паре

Молодцы! Глагол любит изменяться по временам. Но как бы он не изменялся, всегда возвращается в свою начальную форму. Как у вас есть форма школьная, у него же есть начальная. В такой форме он отвечаю только на вопросы…что делать? Что сделать?

- Как называется начальная форма глагола?.

Работая в паре, дополните строфы глаголами в неопределённой форме (карточки).

- Назовите суффиксы глаголов.

В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше..............вста
ть


Чтобы чистыми нам быть

Руки и лицо …...................помыть


Чтобы на каток пойти

Надо нам коньки................найти


Посадила мама в печь

Пироги с капустой …........пеЧЬ.


- Определите часть речи печь.

Вывод: глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: ти, ть, и часть корня чь

6. Спряжение

-Для чего нам нужно ставить глаголы в начальную форму?

- Как правильно определить спряжение ?

Памятка «Чтоб определить спряжение» 

Как определить спряжение глагола?

7. Самостоятельная работа

Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)

t1726251043aa.jpg

- Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике.

смотрит , строишь, едем ,думает, красит
бегаешь ,чертит, сияет . ругает, зеленеет


- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так:

t1726251043ab.jpg

9. об правописании глаголов на ться.

Послушайте стихотворение «Надо глаголы заставить»

Надо глаголы заставить

Думать и нам отвечать,

Где Ь нужно ставить,

Где поскорей исключать.

Предположим, ученик

На пятерки учится;

Очень любит он учиться

И от книг не мучится.

Где тут –тся? Где тут –ться?

Надо разобраться.

Что делать? Учиться.

Что делает? Учится.

Превосходный ученик из него получится!

Предположим, ученик

Спит весь день и ленится,

Он учиться не желает,

На «авось» надеется.

Где тут –ться?

Где тут –тся?

Надо разобраться.

Что делать? Лениться.

Что делает? Ленится.

Все равно он от учебы никуда не денется!

Вопрос: Как называются глаголы с суффиксом ся? возвратные
Расскажите об правописании глаголов на ться.

10 Физкультминутка

12, Итог урока:

Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, выполнили мы поставленные цели? Сейчас проверим свои знания, которые мы сегодня обобщили.

Проверка в виде игры «Крестики – нолики».

Глагол – это служебная часть речи.

Глагол – обозначает предмет.

Глагол – отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол – отвечает на вопрос какой?

Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.

Глагол – изменяется по числам.

Глагол – изменяется по падежам.

Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.

Глаголы в предложении являются подлежащим.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.

Карточка взаимопроверки (- - + - + + - + - +)

Кто не испытывал трудностей сегодня на уроке и ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Оцените свою работу на полях.


Д/З Сочинение-миниатюра на тему «Что было бы, если из речи исчезли все глаголы?»


Рефлексия.

Закончите фразы:

Урок привлек меня тем, что...

Урок показался мне интересным…

Оценивание учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.