Материал к уроку математики в 5 классе «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Методическая разработка урока
«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Автор: Киселева Наталья Александровна, учитель математики МБОУ Верхнесолёновская СОШ.
Урок по математике в 5 классе.
Тип урока: комбинированный
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). | Подготовку учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности, мотивирование учащихся на решение учебных задач, создание положительной атмосферы осуществляю через: вербальный метод поощрения и ожиданию успеха в ходе совместной деятельности; метод создания ситуации успеха. Пример: Под тихую мелодию приветствую детей, используя считалочку: Прозвенел и смолк звонок. Начинаем мы урок. Друг на друга посмотрели И спокойно тихо сели. А затем обращаюсь к учащимся: «Я думая, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!». В результате будут созданы психолого-педагогические условия, в которых и учитель, и учащиеся будут работать на протяжении всего занятия. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу я провожу со следующими целями: Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания каждым учащимся; Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения для того, чтобы через подобранные индивидуальные задания, консультации их ликвидировать; Актуализировать ранее полученные знания по теме «Правильные и неправильные дроби»; Мотивировать, мобилизовать силы, способности учащихся, стимулировать их к успеху; Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Данные цели мною достигаются через фронтальный опрос, индивидуальную работу, работу в группах и коллективную работу. Все задания подбираются, таким образом, чтобы каждый учащийся смог с ними справиться и получить отметку. За каждое задание учащийся получает соответствующие баллы, а затем они суммируются для того, чтобы определить уровень понимания пройденной темы. Пример: Для выполнения индивидуальной работы учащимся предлагаю выполнить задания различной сложности. Высокий уровень сложности (отметка «5»). Учащимся предлагается решить задачу: Учащиеся собрали 720 кг. Макулатуры, выполнив Средний уровень сложности (отметка «4»). Учащимся предлагается такое задание: Найдите три значения n, при которых дробь Низкий уровень сложности (отметка «3»). Учащимся предлагаю записать дроби При организации групповой деятельности создаю группы с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося, т.е. в каждой группе будут и сильные, и слабые для того, чтобы слабые учащиеся могли получить в любое время помощь от сильных. Такая форма опроса позволяет: Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, для усвоения нового материала; Сплотить коллектив для достижения намеченных целей; Развивать у учащихся интеллектуальную, коммуникативную компетентность, умение уважать и слушать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения. В случае, если учащемуся не удается выполнить какое-то задание, то предлагаю ему помощь более сильных учащихся или свою, а после консультаций даю аналогичные задания, для того, чтобы убедится, что учащийся усвоил материал прошлого урока. Критериями оценивания при ответе учащихся для меня являются: активное участие в опросе; полные и развернутые ответы; умение самостоятельно приводить примеры; применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни. В ходе проверки домашнего задания обязательно включаю элементы здоровьесберегающих технологий для эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых с целью сохранения здоровья каждого учащегося. Пример: Прошу выйти к доске и с максимально вытянутой вверх рукой записать ответ; пропеть ответ, но только по желанию самого учащегося; построиться по алфавиту и взять свое задание и т.д. Анализируя деятельность учащихся в ходе опроса, выставляю отметки по балльной системе, разработанная заранее мною, каждому ученику. Так же для оценивания использую словесные поощрения: «Молодец!», «Неплохо», «Замечательно!», «Не торопись, подумай», «Умница!». |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизация новых знаний. Цель моего объяснения нового материала создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности. Для объяснения нового учебного материала использую проблемно - эвристический метод, групповую работу со следующими целями: формирование положительной внутренней мотивации в результате решения проблемных задач; повышение уровня усвоения учебного материала учащимися; обеспечение возможностей самореализации учащихся; формирование навыков творческого подхода к решению задачи; укрепление межличностных отношений; повышения самооценки учащихся. Пример фрагмента данного этапа: У. А теперь, пришло время решать задачи. По ходу их решения вы постарайтесь сформулировать правило к теме нашего урока. Кто был внимательным и сможет напомнить всем её? Итак, послушайте задачу 1. Мама подала к чаю торт, разрезанный на 10 равных кусков. Брат съел 2 куска, а сестра 3. Сколько кусков они съели вместе Д У. Послушайте другую задачу. Мама подала к чаю торт, разрезанный на 10 равных кусков. Брат съел 2 куска, а сестра 3 куска. Какую часть торта дети съели вместе? Чем отличаются две эти задачи? Д. В первой задаче нам не важно, на сколько частей поделен торт, а во второй задаче мы ищем часть от целого торта. У. Как будем решать данную задачу? Д. Найдем, какую часть от целого торта съел брат, а какую – сестра. Затем найдем сумму этих частей. У. На сколько равных частей разделен торт? Д У. Сколько составляет одна часть от торта? Д. 1/10. У. Как записать 2 части, которые съел брат, в виде десятичной дроби? Д. 2/10. У. Как записать 3 части, которые съела сестра, виде десятичной дроби? Д. 3/10. У. Мы узнали какую часть торта съел брат, а какую – сестра. Сколько вместе съели брат и сестра от целого торта? Д. В частях, 2+3=5 , а в дробях 2/10+3/10. У. С какими знаменателями мы получили дроби? Д. 10. У. А можно ли их записать одной дробью? Д. Да. 5/10. У. А как мы получили 5? Д. 2 + 3. У. В дроби, что означает 2+3? Д. Числитель. У. Изменился ли знаменатель? Д. Нет. Знаменатель 10 остался прежним. У. Какой можно сделать вывод о сложении двух дробей с одинаковыми знаменателями? Д. Надо сложить числители, а знаменатель оставить прежним. У. Молодцы! Вы вывели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. В качестве мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала использую информационные технологии (презентацию урока), создаю проблемные ситуации, провожу физкультминутку, привожу примеры использования полученных знаний в своей повседневной жизни, включаясь в беседу, учащиеся уже самостоятельно приводят примеры. В конце данного этапа, с целью здоровьесбережения включаю физкультминутки, продолжительностью 2-3 мин, при этом обращаю внимание на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желание их выполнять. Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу для меня является активность каждого учащегося, предлагаемые ими способы решения проблемных задач, способности отстаивания своего мнения, способность делать выводы после получения результатов решения каждой проблемной задачи. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | На данном этапе урока ставлю перед учащимися цель научиться применять полученные знания, умения и навыки при решении практических задач. Цель учителя: создание условий для систематизации полученных знаний, определения уровня усвоения изученного материала, активизация познавательной деятельности, развитие интереса к математике, стимулирование мыслительной деятельности через беседу, решение разноуровневых заданий, использование игровой технологии (Пример: игра «Поле чудес», игра «Наряди ёлочку», которые придумываю сама), работу в группах, самостоятельную работу, презентацию с ребусами. Критериями уровня усвоения нового учебного материала учащимися является умение решать поставленные задачи, получение результатов и на их основе формулировать выводы, умение работать в группах и находить сообща ответ, умение сплоченно работать в коллективе. Подводя итоги урока, предлагаю учащимся заполнить карточку, в которой записаны следующие фразы: «На уроке я узнал…», «Мне урок понравился…», «У меня хорошо получается…», «Я умею…» для того, чтобы каждый учащийся мог дать самооценку своей деятельности: что получилось, а над чем бы еще поработать. Если я определила, что некоторая часть учащихся не освоила новый материал, то предлагаю им индивидуальные задания, которые выполняют, используя учебный материал, помощь сильных учащихся или свою, предусматриваю дифференцированное домашнее задание. |
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цель учителя: создание условий для осознания учащимися практической значимости изучаемого материала, обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания через выполнения различных видов заданий, повторение нового изученного материала. Для учащихся ставлю цель повторить теоретический материал темы, закрепить знания и умения через выполнение разноуровневых заданий, которые каждый учащийся выбирает себе по силам. Для развития творческих способностей, предлагаю всем желающим найти и решить старинные задачи на изученную тему или составить сканворд, кроссворд, ребусы, используя информационные технологии. Такое дифференцированное домашнее задание мотивирует учащихся на выполнение выбранного им задания. |