12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Серкова Наталья Александровна71
2

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».


Методическая разработка урока

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Автор: Киселева Наталья Александровна, учитель математики МБОУ Верхнесолёновская СОШ.

Урок по математике в 5 классе.

Тип урока: комбинированный


п/п

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Подготовку учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности, мотивирование учащихся на решение учебных задач, создание положительной атмосферы осуществляю через:

вербальный метод поощрения и ожиданию успеха в ходе совместной деятельности;

метод создания ситуации успеха.

Пример: Под тихую мелодию приветствую детей, используя считалочку:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно тихо сели.

А затем обращаюсь к учащимся: «Я думая, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!».

В результате будут созданы психолого-педагогические условия, в которых и учитель, и учащиеся будут работать на протяжении всего занятия.


2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу я провожу со следующими целями:

Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания каждым учащимся;

Выявить пробелы в знаниях и определить причины их возникновения для того, чтобы через подобранные индивидуальные задания, консультации их ликвидировать;

Актуализировать ранее полученные знания по теме «Правильные и неправильные дроби»;

Мотивировать, мобилизовать силы, способности учащихся, стимулировать их к успеху;

Подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Данные цели мною достигаются через фронтальный опрос, индивидуальную работу, работу в группах и коллективную работу.

Все задания подбираются, таким образом, чтобы каждый учащийся смог с ними справиться и получить отметку. За каждое задание учащийся получает соответствующие баллы, а затем они суммируются для того, чтобы определить уровень понимания пройденной темы.

Пример: Для выполнения индивидуальной работы учащимся предлагаю выполнить задания различной сложности.

Высокий уровень сложности (отметка «5»). Учащимся предлагается решить задачу: Учащиеся собрали 720 кг. Макулатуры, выполнив t1673707345aa.gif задания. Сколько килограммов макулатуры нужно было собрать учащимся?

Средний уровень сложности (отметка «4»).

Учащимся предлагается такое задание: Найдите три значения n, при которых дробь t1673707345ab.gif будет неправильной и меньше t1673707345ac.gif .

Низкий уровень сложности (отметка «3»).

Учащимся предлагаю записать дроби t1673707345ad.gif и подчеркнуть одной линией правильные дроби, а двумя – неправильные дроби.

При организации групповой деятельности создаю группы с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося, т.е. в каждой группе будут и сильные, и слабые для того, чтобы слабые учащиеся могли получить в любое время помощь от сильных.

Такая форма опроса позволяет:

Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, для усвоения нового материала;

Сплотить коллектив для достижения намеченных целей;

Развивать у учащихся интеллектуальную, коммуникативную компетентность, умение уважать и слушать друг друга, высказывать и отстаивать свою точку зрения.

В случае, если учащемуся не удается выполнить какое-то задание, то предлагаю ему помощь более сильных учащихся или свою, а после консультаций даю аналогичные задания, для того, чтобы убедится, что учащийся усвоил материал прошлого урока.

Критериями оценивания при ответе учащихся для меня являются: активное участие в опросе; полные и развернутые ответы; умение самостоятельно приводить примеры; применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.

В ходе проверки домашнего задания обязательно включаю элементы здоровьесберегающих технологий для эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых с целью сохранения здоровья каждого учащегося.

Пример: Прошу выйти к доске и с максимально вытянутой вверх рукой записать ответ; пропеть ответ, но только по желанию самого учащегося; построиться по алфавиту и взять свое задание и т.д.

Анализируя деятельность учащихся в ходе опроса, выставляю отметки по балльной системе, разработанная заранее мною, каждому ученику. Так же для оценивания использую словесные поощрения: «Молодец!», «Неплохо», «Замечательно!», «Не торопись, подумай», «Умница!».

3.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.

Перед учащимися стоит цель адекватного восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизация новых знаний.

Цель моего объяснения нового материала создать условия для активизации учебно-познавательной деятельности.

Для объяснения нового учебного материала использую проблемно - эвристический метод, групповую работу со следующими целями:

формирование положительной внутренней мотивации в результате решения проблемных задач;

повышение уровня усвоения учебного материала учащимися;

обеспечение возможностей самореализации учащихся;

формирование навыков творческого подхода к решению задачи;

укрепление межличностных отношений;

повышения самооценки учащихся.

Пример фрагмента данного этапа:

У. А теперь, пришло время решать задачи. По ходу их решения вы постарайтесь сформулировать правило к теме нашего урока. Кто был внимательным и сможет напомнить всем её?

t1673707345ae.pngД. Тема нашего урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Итак, послушайте задачу 1.

Мама подала к чаю торт, разрезанный на 10 равных кусков. Брат съел 2 куска, а сестра 3. Сколько кусков они съели вместе

Дt1673707345af.png . 2+3=5 (к) – съели вместе брат и сестра.

У. Послушайте другую задачу. Мама подала к чаю торт, разрезанный на 10 равных кусков. Брат съел 2 куска, а сестра 3 куска. Какую часть торта дети съели вместе? Чем отличаются две эти задачи?

Д. В первой задаче нам не важно, на сколько частей поделен торт, а во второй задаче мы ищем часть от целого торта.

У. Как будем решать данную задачу?

Д. Найдем, какую часть от целого торта съел брат, а какую – сестра. Затем найдем сумму этих частей.

У. На сколько равных частей разделен торт?

Дt1673707345ag.png . На 10 равных частей.

У. Сколько составляет одна часть от торта?

Д. 1/10.

t1673707345ah.gif

У. Как записать 2 части, которые съел брат, в виде десятичной дроби?

Д. 2/10.

У. Как записать 3 части, которые съела сестра, виде десятичной дроби?

Д. 3/10.

У. Мы узнали какую часть торта съел брат, а какую – сестра. Сколько вместе съели брат и сестра от целого торта?

Д. В частях, 2+3=5 , а в дробях 2/10+3/10.

У. С какими знаменателями мы получили дроби?

Д. 10.

У. А можно ли их записать одной дробью?

Д. Да. 5/10.

У. А как мы получили 5?

Д. 2 + 3.

У. В дроби, что означает 2+3?

Д. Числитель.

У. Изменился ли знаменатель?

Д. Нет. Знаменатель 10 остался прежним.

У. Какой можно сделать вывод о сложении двух дробей с одинаковыми знаменателями?

Д. Надо сложить числители, а знаменатель оставить прежним.

У. Молодцы! Вы вывели правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

В качестве мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала использую информационные технологии (презентацию урока), создаю проблемные ситуации, провожу физкультминутку, привожу примеры использования полученных знаний в своей повседневной жизни, включаясь в беседу, учащиеся уже самостоятельно приводят примеры.

В конце данного этапа, с целью здоровьесбережения включаю физкультминутки, продолжительностью 2-3 мин, при этом обращаю внимание на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желание их выполнять.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу для меня является активность каждого учащегося, предлагаемые ими способы решения проблемных задач, способности отстаивания своего мнения, способность делать выводы после получения результатов решения каждой проблемной задачи.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

На данном этапе урока ставлю перед учащимися цель научиться применять полученные знания, умения и навыки при решении практических задач.

Цель учителя: создание условий для систематизации полученных знаний, определения уровня усвоения изученного материала, активизация познавательной деятельности, развитие интереса к математике, стимулирование мыслительной деятельности через беседу, решение разноуровневых заданий, использование игровой технологии (Пример: игра «Поле чудес», игра «Наряди ёлочку», которые придумываю сама), работу в группах, самостоятельную работу, презентацию с ребусами.

Критериями уровня усвоения нового учебного материала учащимися является умение решать поставленные задачи, получение результатов и на их основе формулировать выводы, умение работать в группах и находить сообща ответ, умение сплоченно работать в коллективе.

Подводя итоги урока, предлагаю учащимся заполнить карточку, в которой записаны следующие фразы: «На уроке я узнал…», «Мне урок понравился…», «У меня хорошо получается…», «Я умею…» для того, чтобы каждый учащийся мог дать самооценку своей деятельности: что получилось, а над чем бы еще поработать.

Если я определила, что некоторая часть учащихся не освоила новый материал, то предлагаю им индивидуальные задания, которые выполняют, используя учебный материал, помощь сильных учащихся или свою, предусматриваю дифференцированное домашнее задание.

5.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель учителя: создание условий для осознания учащимися практической значимости изучаемого материала, обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания через выполнения различных видов заданий, повторение нового изученного материала.

Для учащихся ставлю цель повторить теоретический материал темы, закрепить знания и умения через выполнение разноуровневых заданий, которые каждый учащийся выбирает себе по силам. Для развития творческих способностей, предлагаю всем желающим найти и решить старинные задачи на изученную тему или составить сканворд, кроссворд, ребусы, используя информационные технологии.

Такое дифференцированное домашнее задание мотивирует учащихся на выполнение выбранного им задания.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.