Урок математики «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» (5 класс)
Технологическая карта занятия
Предмет: математика
Класс: 5-3 УМК: Мерзляк, А. Г. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М.: Вентана-Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС)
Время проведения: 25.02.2021 (ориентировочно)
Тема урока (занятия): «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Место данного урока (занятия) в системе уроков: урок проводится в системе изучения раздела «Дробные числа и действия над ними» главы «Обыкновенные дроби», на изучение которой в тематическом планировании отводится 18 часов.
Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок систематизации и обобщения знаний и умений).
Цель урока (занятия): совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, учить применять полученные знания при решении текстовых задач, уравнений, а также расширить кругозор учащихся в области биологии.
Планируемые результаты:
Личностные: умение работать в парах, группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; развитие логического и критического мышления, уважение мнения товарищей, развитие интереса к математическому творчеству, поисковой деятельности.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: обобщение навыков сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применение полученных знаний при решении задач, уравнений, в смежных дисциплинах.
Коммуникативные: воспитывать любовь к математике и смежным дисциплинам, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные: понимание учебной задачи урока, осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, определение цели учебного задания, контроль своих действий в процессе его выполнения, умение обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Предметные: выполнение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; умение применять правила к решению различных заданий, а также в смежных дисциплинах.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, деятельностный, аналитический, проблемный, эвристический.
Используемые технологии (в т.ч. ИКТ): мультимедийная презентация, цифровая образовательная онлайн-платформа Учи.ру.
Опорные понятия, термины: обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Новые понятия: интересные факты о пчёлах.
Дидактический материал: учебник, индивидуальные разноуровневые карточки, математическое лото, листы самооценивания.
Оборудование: учебная доска, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Способы контроля предметных результатов обучения: организация парной, индивидуальной, групповой и самостоятельной работы обучающихся.
Этапы урока (время, мин) | Содержание и деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые метапредметные и личностные результаты | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности. Мотивация. Цель: включение в деловой ритм (2 мин.) | Создает условия для положительной мотивации учащихся. - Здравствуйте, ребята! Садитесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу прекрасного настроения. Я желаю вам хорошей работы. На своих рабочих местах вы найдёте оценочные листы. Я прошу заполнять их на каждом этапе нашего занятия. Начинаем урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 1. Ребятам предлагается разгадать ребус и узнать ключевые слова темы урока. - Верно. Тема нашего урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Запишите в тетрадь. Ребята, какие цели и задачи мы должны поставить на нашем уроке? (слайд 2). | Настраиваются на работу-закрепление полученных знаний. Включаются в деловой ритм. Отгадывают ребус, записывают дату, тему урока. Называют предполагаемые цели урока: отработать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, применять полученные знания при решении заданий. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Регулятивные: формулировка темы, целеполагание. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания. Личностные: Самоопределение. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование мотивации и ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся к применению имеющихся знаний в изменённой ситуации (5 мин.) | - Итак, совсем недавно вы познакомились с новыми числами и уже многое узнали о них. Чтобы успешно справиться со всеми заданиями, давайте вспомним правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. А поможет нам в этом задание на платформе Учи.ру. Учитель выводит задания платформы на экран и отмечает ответы детей на компьютере (смотреть примечание) - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами не только будем выполнять математические задания, но и узнаем много интересного из другой не менее важной науки. А о ком же сегодня пойдёт речь, расшифруем, решив следующие примеры. Слайд 3. Устный счёт. - Вычислите и впишите букву, соответствующую ответу, в таблицу:
Учитель выслушивает ответы детей. Для каждого ответа вписывает соответствующую букву в таблице на интерактивной доске. 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) ; 7) ; 8) . Слайд 4. Таблица проверки
- Какое слово получилось? Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня будем говорить о пчёлах? Что вы знаете о пчёлах? Какие интересные факты вам известны? Чем они похожи на людей? Слайд 5. - Самые трудолюбивые существа на планете – это пчёлы. В своем усердии они обгоняют даже муравьев, с которыми их часто сравнивают, несмотря на внешние и внутренние различия этих насекомых. И те и те старательно работают изо дня в день, создавая целые цивилизации. Но если польза от муравьев не так велика, то пчелы дают людям мед, обладающий массой полезных свойств, и процесс его создания впечатляет. - Я надеюсь, что мы сегодня будем с вами трудиться как пчёлки и успешно справимся со всеми заданиями. | Ребята устно решают предложенные задания, отвечают по поднятой руке, формулируют правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Вычисляют примеры, говорят ответы учителю. Учащиеся работают устно по поднятой руке. Соблюдают правила: не перебивают друг друга, не выкрикивают с места. Ребята называют полученное слово. Отвечают на вопросы учителя. Делятся информацией, которую знают о пчёлах. Заполняют листы самооценивания. | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Межпредметная связь. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
| ( предмет: математика 5 класс, тема: «Арифметика с дробями» «Сложение дробей с равными знаменателями» «Сумма дробей. Формула», затем: «Вычитание дробей с равными знаменателями» «Разность дробей. Формула»). | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: закрепить полученные знания в ходе решения задач. Физминутка (промежуточный этап). Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся (2 мин.) 3. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи (обобщение и систематизация знаний). Цель: закрепить полученные знания в ходе решения задач (20 мин.) | Ребята, а кто из животных любит мёд? В какой известной сказке медведь охотился за мёдом? Я предлагаю проверить, как вы усвоили правила, решим задачу. Слайд 6. Задача: Винни-Пух на дне рождения Кролика съел 8/19 кг мёда, а Пятачок на 5/19 кг мёда меньше. Сколько кг мёда съели Винни-Пух и Пятачок вместе? Слайд 7. Проверка решения: В – кг мёда ? кг П - ? на кг меньше 1) - = (кг) – съел Пятачок 2) + = (кг) – съели вместе Ответ: кг мёда съели Пятачок и Винни-Пух. (Если кто-то из учеников решает задачу быстрее, учитель выдаёт им индивидуальные карточки). Слайд 8. Интересный факт: - А вы знали, что одна семья пчёл за лето производит 100 кг мёда, и только часть этого мёда человек у них может взять. Сколько это, кстати? Слайд 9. - Узнаем еще несколько интересных фактов о пчёлах, решив уравнения. Учебник, с. 189-190, № 745 (1, 3) (уравнения в одно действие). - За каждым правильным ответом зашифровано слово или число, связанное с интересным фактом о пчёлах. - Результат первого уравнения даст ответ на вопрос, сколько глаз у пчелы. - Результат второго – какое вещество по данным исследований улучшает память пчёл. На слайде предложены следующие варианты ответов: 1) - 2 2) - ванилин - 3 - кофеин - 5 Слайд 10 (картинка с увеличенным изображением глаз пчелы). - Итак, вы узнали, что каждый крылатый труженик имеет аж 5 глаз, 3 – сверху, 2 – снизу. И состоят, на минуточку, примерно из 30 000 шестиугольников. А ещё по данным исследований именно кофеин улучшает память пчёл. Слайд 11. А результат третьего более сложного уравнения подскажет, сколько мёда производят медоноски за пол года? (х + ) - = После решения выводится ответ: и интересный факт: - Медоноски живут 1-6 месяцев. За это время они производят часть ложки мёда. А одна чайная ложка мёда это результат всей жизни 3-10 пчёл. (Если кто-то из учеников решает задачу быстрее, учитель выдаёт им индивидуальные карточки). - Были ли у вас затруднения при решении? - Вы нашли причины затруднений? Слайд 12. Математическая физминутка. Немного отдохнём, применяя математические знания. Ребята, если я буду называть правильную дробь – вы поднимаете руки вверх, если неправильную – вперёд. Дроби на слайде: ; ; ; ; . Следующее задание: на слайде неравенства. Если оно верно – присесть, неверно - наклоны в стороны. ; ; ; . Слайд 13. Математическое лото - Проверим, как вы работаете в команде. Я предлагаю вам решить поиграть в математическое лото. Работа будет проходить в группах по 4 человека. Для этого вам нужно развернуться друг к другу. На каждую парту раскладываются конверты с карточками до начала урока. - У вас на партах конверты. В нём одна карточка с заданиями
и 15 карточек с предполагаемыми ответами, из которых 10 верных, а 5 неверных. - Ваша задача: быстрее всех выполнить вычисления в тетрадях, найти карточки с ответами и положить на соответствующий пример. Затем карточки с ответами перевернуть и получить слово. Та группа, которая справится быстрее всех, поднимает руки и называет полученное слово. Слайд 14. Если учащиеся выполнили задание верно, то у них получатся следующие ответы:
А слово:
- Как вы думаете, ребята, как связана математика с пчёлами? Слайд 15. Пчёлы-математики. - Чем больше узнаёшь пчёл, тем больше восхищаешься их дружбой с царицей наук - математикой. Именно пчёлы начали использовать полярную систему координат для указания места сбора нектара. Своими танцами они указывают не только расстояние, но и направление, используя воображаемую прямую Солнце-Улей как полярную ось. Мало того, при посещении цветов пчёлы очень успешно решают достаточно сложную задачу даже для компьютеров - облететь максимальное количество цветов за минимальное время и потратив при этом минимальные усилия. - Восхищаться пчёлами можно бесконечно, поэтому все, кто пожелает, могут дома найти ещё что-нибудь интересное об этих насекомых и связать это с математикой. | Ребята отвечают на вопросы учителя. Решение задачи на доске и в тетрадях (1 ученик у доски, остальные в тетрадях). Объясняют решение задачи возможными способами, делают краткую запись. Ребята решают уравнения на доске. № 745 выполняют одновременно два человека, остальные в тетрадях. Проговаривают свои действия. Третье уравнение (с двумя действиями) решает один учащийся на доске, остальная часть класса работает самостоятельно в тетрадях. Ученик у доски комментирует свои действия. Сверяются ответы. Ребята выслушивают интересные факты о пчёлах. Высказывают свои мнения по этому поводу. На всём этапе ребята проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование. Ребята, выполняющие задания быстрее тех, кто работает у доски, получает у учителя индивидуальные карточки разного уровня (на выбор). Ребята выполняют физические упражнения. Смена деятельности и полная готовность продолжить работу. Учащиеся в группах по 4 человека, как сидят, решают на скорость математическое лото, поднимают руку и называют полученное слово. Если ребята догадаются, то разделят примеры между собой и выполнят работу быстрее. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делятся своими мнениями по поводу связи математики с пчёлами. Заполняют листы самооценивания. | Коммуникативные: принимать участие в общеклассной работе; следить за действиями других участников учебной деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений). Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, преобразовывать информацию из одной формы в другую), знаково-символическое моделирование (построение схемы краткой записи к задаче, запись формул), понимание текста задач, посторенние логической цепи рассуждений, выведение следствий. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Активизация условий, способствующих созданию здоровье сберегающей среды в школе посредством физических пауз. | Лото, индивидуальные карточки (приложения 1, 2). | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Контроль усвоения и коррекция знаний. Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции (7 мин.) | Слайд 16. - А теперь проверьте себя, как вы усвоили материал по теме урока. Проверочная работа с последующей взаимопроверкой:
- Ну как справились? А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте карандашом его работу по ответам на слайде. За каждое правильное задание ставится 1 балл. - 3 балла – оценка «5» 2 балла – оценка «4» 1 балл – оценка «3» 0 баллов – оценка «2» Слайд 17. Ответы к проверочной работе
| Выполняют работу самостоятельно на заранее приготовленных листочках, затем обмениваются с соседом по парте. Выполняют взаимопроверку карандашом по ответам на слайде. Объективно оценивают соседа. Заполняют листы самооценивания. | Коммуникативные: поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих действий, саморегуляция деятельности. Познавательные: анализ, синтез, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний. Личностные: развитие инициативы и самостоятельности, смыслообразование. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап включения изученного в систему знаний. Цель: оценить работу отдельных учащихся и работу класса в целом (2 мин.) | - Итак, ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились, как пчёлки. Вспомните тему урока, какие цели ставили на уроке? Вы достигли цели? - Давайте вместе еще раз вспомним то, что применяли сегодня при решении заданий. - Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями? - Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Что ещё нового вы узнали сегодня? Что вас удивило? Как вы думаете, нужна ли математика для исследования природы? Поощрение оценками самых активных учеников. | Учащиеся отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Межпредметная связь. Личностные: формирование готовности к самообразованию. | | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Постановка домашнего задания. Цель: выявить качество усвоения знаний, а также выявить недостатки в знаниях, установить причины выявленных недостатков. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (2 мин.) | Слайд 18. - А теперь я попрошу вас ответить на следующие вопросы, отвечаем честно: 1. Доволен (а) ли ты своей работой на уроке? 2. При выполнении каких заданий ты ошибся? Почему? 3. Укажи причины успехов и неудач своей деятельности на уроке. - Оцените свою работу на уроке. Посчитайте ваши баллы в листе самооценивания. Слайд 19. Домашнее задание: - найти информацию о том, как еще связаны между собой пчёлы и математика (по желанию); - выполнить самостоятельную работу на платформе Учи.ру в заданиях от учителя. Слайд 20. - Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что вам понравился урок! Спасибо за внимание! Всем хорошего дня! | Ученики по очереди отвечают на вопросы учителя, оценивая свою работу на уроке, исходя из личных ощущений. Ребята заполняют листы самооценивания. Записывают домашнее задание в дневник. | Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно. Регулятивные: оценка своих достижений на уроке. Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности. Личностные: самоопределение, следование с поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Листы самооценивания (приложение 3) |
Приложение
Приложение 1. Математическое лото
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
е | т | л | с | а | о | м | т | м | а | и | к | н | п | а |
Приложение 2. Карточки разного уровня
Уровень 2. Туристы за три дня прошли 64 км. В первый день они прошли всего пути, а во второй - всего пути. Сколько километров туристы прошли в третий день?
Уровень 2. Найдите площадь прямоугольника, если его длин равна 28 см и составляет его ширины.
Уровень 3. Протяжённость построенной дороги составляет 92 км. За первый месяц построили дороги, а за второй месяц - . Сколько километров дороги было построено за два месяца?
Приложение 3. Лист самооценивания
Задания | Критерии | Баллы |
1. Фронтальный опрос (правила, устный счёт – отгадывание слова) | - работал активно: 2 балла - допускал ошибки: 1 балл - был не активен: 0 баллов |
|
2. Применение знаний и умений на практике (решение текстовых задач, уравнений) | Правильно выполненное задание оценивается 1 баллом | |
3. Математическое лото (работа в группах) | Оцените свою работу в группе: - работал активно: 2 балла - допускал ошибки: 1 балл - был не активен: 0 баллов |
|
4. Индивидуальная работа (работа с карточками разного уровня) | Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом |
|
5. Проверочная работа (самостоятельно с последующей взаимопроверкой в паре с соседом) | 3 балла – «5» 2 балла – «4» 1 балл – «3» | Проверочная работа оценивается отдельно |
Оценка за урок | 10-11 баллов – «5» 8-9 баллов - «4» 5-7 баллов - «3» | |
особ действий с проговариванием алгоритма решения в