Эссе «Смысловое чтение»
К чему ведет информационная революция? Человечество пережило четыре информационные революции, связанные с изобретением качественно новых средств накопления, хранения производства информации. В настоящее время мы живем в эпоху создания и развития информационно-коммуникационных технологий. Общество предъявляет к человечеству особые требования. Да и общество называется информационным в связи с тем, что производство информационных продуктов и информационных услуг преобладает над всеми видами деятельности людей. Это значит, что мышление детей такого общества будет качественно отличаться.
Современные дети владеют формальной информацией и «алгоритмами» в качестве инструмента познания. Дети умеют извлекать информацию из текста, но не способный осмыслить и оценить сообщение текста. Данный аспект доказывает снижение уровня читательской грамотности, снижения уровня смыслового чтения. Возникает вопрос, найдется ли в жизни таких детей место «живому» общению, «живой» мысли, «живому» творчеству? Школа несет ответственность за формирование смыслового чтения у детей нового поколения. В связи с этим государственные стандарты определяют важное место системе планируемых результатов в основной образовательной программе. Формированию смыслового чтения уделяется отдельное внимание в рамках формирования познавательных универсальных учебных действий, что в свою очередь является достижением метапредметных результатов освоения учебных предметов.
Уверена, педагоги современной школы смогут сформировать у учащихся стратегию смыслового чтения. Благодаря этому, работа с текстом будет представлять собой не наработку скорости чтения, не формальное занятие чтением, а глубокую переработку и анализ прочитанного, интерпретацию текста с целью самостановления духовного человека. Только четкопостроенная система формирования смыслового чтения сформирует у учащихся к окончанию школы квалифицированного читателя, человека, умеющего осмыслить информацию, данную в тексте, уловить позицию автора.