План-конспект урока по предмету «Речевая практика» в 4 классе на тему «Сочиняем сказку сами»
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету: «Речевая практика»
4 класс
тема: Сочиняем сказку сами.
Составила: Сергеева Ирина Михайловна:
учитель начальных классов
Тема урока: « Сочиняем сказу сами»
Цель урока: - Развивать внимание, воображение учащихся по написанию сказки.
Задачи урока: - учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
- - формировать умения работать в группах, ставить общие цели, планировать совместную деятельность, слушать друг друга;
- - развивать фантазию, воображение, творческие способности, речь, память, мышление; - воспитывать любовь к чтению, сказкам, природе.
- Планируемые результаты урока:
- - проявлять интерес к сказке и её героям, позитивное отношение к чтению сказок, желание создать (написать) собственную сказку.
- Метапредметные:
- Познавательные умения:
- - определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - определять виды сказок и обосновывать своё мнение;
- - определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
- - использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки. Регулятивные умения:
- - выполнять учебное задание, используя алгоритм;
- - осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении задания. Коммуникативные умения:
- - излагать понятно основное содержание сказки, используя план;
- - учитывать разные мнения и стремиться к учебному диалогу;
- Предметные:
- - выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
- - характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков; Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок, структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Оборудование: - иллюстрации сказок, выставка книг со сказками, герои сказок, план сказки. сказочных персонажей - портреты писателей – сказочников: А.С.Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.И.Чуковского, С.Я. Маршака и т.д. - музыкальное сопровождение из кинофильма «Красная шапочка »,
Форма проведения урока: комбинированный.
Урок проведен по технологии развивающего обучения.
1. Организационный момент - Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в страну, где…. (звучит музыка, учитель читает стихотворение)
Мы с хорошей сказкой неразлучны, Ну, а песен в сказке — до небес! Вы представляете, как бы было скучно, Если б не было ни песен, ни чудес.
- Мы отправимся в страну, где живут сказки. Но не простые сказки, а сказки, которые вы сами сочините, поэтому нам нужно подготовиться к творческому процессу создания сказки.
2. Актуализация знаний - Как вы думаете, от какого слова образовалось слово «сказка»? (Помощь детям в ответе. От существительного «складка» (вымысел), от глагола «складывать»).
- Вы любите сказки? Какие? Вы любите больше их читать, слушать, смотреть? Что их объединяет сказки? (Ответы детей: фантазия)
- Что такое фантазия? Это воображение, причуда, вымысел, то, чего нет на самом деле в жизни.
- На какие жанры делятся сказки? Назовите главных героев сказок о животных? - Назовите героев бытовых сказок? - Приведите примеры этих сказок? - Назовите героев волшебных сказок?
- Чем сказки отличаются от рассказов?
(Ответы детей: волшебство, превращения)
- Как вы думаете, почему сказочные существа помогают героям?
Если дети затрудняются ответить учитель приводит пример из сказок. (по щучьему велению, гуси - лебеди)
- В сказках есть положительные и отрицательные герои. Назовите их. (Ответы детей.) В сказках также присутствуют и волшебные предметы, которые помогают героям. Это одно из магических средств передвижения по воздуху. (Дети отвечают: Ковёр самолёт) Эта вещь, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто её надевает. ( Шапка – невидимка). Надевший эту вещь получает способность передвигаться семимильными шагами. ( сапоги – скороходы) Эта вещь способна накормить и напоить. (Скатерть самобранка) Это оружие магического действия, придававшая владельцу непобедимость (меч – кладинец)
- Как вы понимаете слова А.С. Пушкина о волшебной сказке: « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) - Какие приёмы объединяют известные вам сказки? (Повторы, магические числа, многие герои совершают ошибки, а потом их исправляют)
3. Физкультминутка. - Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку!
Солнце глянуло в окошко, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться, три — четыре, И на месте поскакать — пять.
4 . Выявление места и причины затруднения - Вы любите слушать, читать, смотреть, а сочинять сказки вы пробовали? А как это делать вы знаете? - Оказывается, учёные, изучающие устное народное творчество, открыли законы построения сказок. Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет, («Не пей из лужицы, козленочком станешь»). Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует. Законов построения сказки много. Существует более 30 моментов, которые составили определенную схему. - Сейчас мы построим «терем - сказку» из « брусочков». Это будут названия частей сказки. Учитель вывешивает названия частей сказки на доске в форме прямоугольников. Сказка: 1.Отлучка 2.Запрет 3.Нарушение запрета 4.Герой покидает дом 5.Приключение героя 6.Спасение героя 7.Волшебные превращения 8. Счастливый (или неожиданный конец) - за едой, к соседке, - не выглядывать из гнезда, - не находится на краю гнезда, - самостоятельно - по желанию - по глупости - улетает - выпадает, - уносят - улетает от кошки - страдает от рогатки хулигана - ученики 3 –б класса - просто ребята - превращение в человека - возвращение домой, - учёба в школе.
5. Реализация построенного проекта.
1). Коллективное составление сказки.
- Героем нашей сказки будет птичка - воробышек. Вот как он выглядит (рисунок). Он живёт в вашем городе. Учащиеся по каждой части сказки предлагают свои варианты развития событий. Учитель всё это записывает на доске против каждой части «брусочек». Примерный текст. « Жила-была мама-воробьиха. Вывелись у неё птенцы. Каждый день она улетала за кормом, а птенцы оставались одни. Однажды воробушек Андрюша ( Чив и т.д.) захотел посмотреть из гнезда на мир, высунулся на самый краешек и выпал из гнезда. Внизу его караулил коварный рыжий кот Васька. Наш птенец чудом уцелел. Его спасли ребята из 3 –б класса. Они прогнали кота. В другой раз ему поранил крыло мальчишка-хулиган из соседнего двора. Он целился в воробья из рогатки. Девочка Алёна отнесла воробышка к себе домой. Вылечила его и отпустила на волю. Питался он в птичьей столовой, которую смастерили ученики. Как - то воробей прилетел на подоконник школы. Ему понравилось, о чём говорили дети на уроках. Так, постигая школьную грамоту, узнал, что в слове «воробей» есть сочетание –оро-, что птицы, кроме хлебных зёрен и крошек, могут питаться и букашками, червяками, семенами. Но однажды его заметил директор. « Непорядок!»- воскликнул он. Затем, взмахнув указкой трижды, произнёс волшебные (магические) слова: Чики-чики-брик! Садись за парту! Прыг! И наш воробей превратился в ученика Воробьёва Андрея. Учился хорошо, только непослушный вихрастый чуб и задиристый характер напоминали о его прошлом…» Вам понравилась сказка?
2). Работа в группах - А теперь поработайте в группах. Сочините сказку о тех предметах, которые вас окружают. Сейчас они лежат на парте. Это ручка, карандаш, книга, дневник, линейка. Представители групп выходят к доске и рассказывают. Совет. Поддержать каждого аплодисментами. Оценивание ребят за смелость, активность, интересные творческие находки.
6. Подведение итогов - Понравились ли вам сказки, ваших товарищей? Чем? - Чтобы вы советовали изменить в сочиненных сказках? - Легко ли сочинять сказки? – Чему научились? – Как вы думаете, нужны ли сказки в наше время? Спасибо всем за интересную работу!
7. Рефлексия «Букет настроения»
- Давайте составим букет из цветов и поставим его в вазочку. Каждый ребенок выбирает на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо). Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.
8. Домашнее задание
- Написать сказку об овощах: лук, картофель, свекла, капуста, помидор, морковь.