Месяц | Неделя | Лексическая тема | Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. |
Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | 1-2 неделя | Диагностика | Комплексная диагностика состояния речи воспитанников, заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов. | Комплексная диагностика состояния речи воспитанников, заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов. |
| 3 неделя | Овощи. Огород | Актуализация лексики. Ответы на вопросы педагога. Игра «Волшебный мешочек». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»
| Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок. Игра «В огороде у козы Лизы». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Составление рассказа-описания по плану по теме «Овощи»
|
| 4 неделя | Фрукты. Сад | Расширение словаря. Игра «Узнай фрукт». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Составление предложений по вопросам педагога. Игра «Волшебный мешочек» (фрукты)
| Актуализация словаря по теме. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление загадок-описаний о фруктах с опорой на картинки. |
Октябрь | 1 неделя | Осень. Приметы осени | Формирование понятия осень. Познакомить с признаками осени. Формирование умения употреблять определения. Формировать понимание и умение использовать предлоги НА, С. Игра «Посмотри и объясни», игра «Послушай и найди», игра Рисуем осень», Игра «Скажи куда (где, откуда)» | Уточнить и расширить словарь по теме «Осень». Закрепить навыки понимания и употребления предлогов НА, С. Формировать навык пересказа по стимульным картинкам. Игра «Посмотри и объясни», игра «Послушай и найди», игра Рисуем осень», Игра «Скажи куда (где, откуда)», упражнение «Перескажи по плану» |
| 2 неделя | Деревья. Лес | Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». | Активизация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными. Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). Игра «Разноцветные листья». Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке.
|
| 3 неделя | Лес. Грибы | Расширение лексики. Ответы на вопросы. Диалог «За грибами». Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о грибах. | Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «За грибами». Загадки. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление рассказа-описания по теме «Грибы» |
| 4 неделя | Игрушки | Формирование глагольного словаря по теме «Игрушки». Активизировать употребление предлогов В, НА, С, ИЗ в предложно-падежных конструкциях. Игра «Наводим порядок», Игра «В игровой», Игра «какое слово я пропустила». | Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Игрушки». Уточнять и закреплять употребление предлогов В, НА, С, ИЗ в предложно-падежных конструкциях. Уточнить и закрепить навык образовывания относительных прилагательных. Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану. |
| 5 неделя | Посуда | Расширение словаря по теме «Посуда». Загадки. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.
| Расширение словаря по теме. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда; мучные, молочные, мясные продукты питания. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Согласование прилагательных с сущ. «Какой? Какая? Какое?» Составление рассказа-описания о посуде по плану.
|
Ноябрь | 1 неделя | Зимующие птицы | Рассматривание картины «У кормушки». (Кого не стало? Кто прилетел? и т.п.) Беседа. Формирование словаря по теме. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки» Составление рассказа-описания о снегире по вопросам. | Рассматривание картины «У кормушки». Беседа. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки» Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы» Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?» Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Составление рассказа-описания о синице. |
| 2 неделя | Человек | Актуализация и расширение словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Упражнение в употреблении простых распространенных предложений с предлогами. (У Вани во рту конфета.) | Расширение активного словаря многозначными словами: кисть (руки, рябины, маляра), нос (ребенка, лодки), спинка (дивана, ребенка, стула). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Составление рассказа «Расскажи о своем любимом друге» |
| 3 неделя | Профессии |
|
|
| 4 неделя | Одежда | Уточнение и расширение словаря семантического поля «одежда». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Игры «Наше ателье», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои» | Уточнение и расширение словаря семантического поля «одежда». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи. Игры «Наше ателье», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?» |
Декабрь | 1 неделя | Обувь | Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои» | Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи. Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?» |
| 2 неделя | Головные уборы | Уточнение и расширение словаря семантического поля «головные уборы». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои» | Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи. Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?» |
| 3 неделя | Зима. Приметы зимы | Актуализация словаря по теме. Рассматривание картины «Первый снег». Беседа по картине «Наступила зима». Подбор определений к существительным: снег, лед, снежинка. Формировать понятие «времена года» Составлять рассказ с опорой на картинный план и вопросы. Игры «Скажи, какое время года?», «В гости к нам пришла зима» | Расширение словаря по теме «Зима». Приметы, зимние месяцы. Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? (по теме «Зима») Развивать умение использовать предлоги В, НА, С (СО), ИЗ с существительными множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. Использовать предложно-падежные конструкции с предлогами НА, С, ИЗ, В в рассказе. Игры «Скажи, какое время года?», «В гости к нам пришла зима», «Послушай, посмотри, ответь», «Скажи, куда» «Скажи, откуда» |
| 4 неделя | Новый год. Зимние забавы | Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Употребление в речи простых предлогов. Упражнение «На горке» Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам.
| Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Ответы на вопросы. Отгадывание загадок про зимний вид спорта. Образование относительных прилагательных от существительных. Составление рассказа-описания о зиме и зимних забавах по опорным картинкам.
|
Январь | 1-2 неделя | Диагностика | Промежуточная диагностика | Промежуточная диагностика |
| 3 неделя | Дикие животные наших лесов | Рассматривание фигурок диких животных. Актуализация словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок. Употребление существительных в винительном и творительном падеже. Игра «Угостим животных». Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Мамы и детеныши». Составление рассказа-описания о зайце. | Беседа о диких животных (с опорой на картинки). Расширение словаря по теме. Отгадывание и придумывание загадок-описаний о диких животных. Игра «Волшебный мешочек» Притяжательные прилагательные. Игра «Кто за деревом?» Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем питается?». Составление рассказа-описания о лисе. |
| 4 неделя | Домашние животные | Рассматривание фигурок домашних животных. Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Найди маму». Употребление предлогов: НА, С, В, ИЗ. Игра «Котенок и кресло». Составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку. | Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-. Игра «Найди маму». Употребление притяжательных прилагательных Игра «Кто за забором». Составление рассказа-описания о домашних животных по плану. |
Февраль | 1 неделя | Домашние птицы | Рассматривание картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме. Коллективный рассказ – описание о петушке | Беседа о домашних птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме. Употребление притяжательных прилагательных. Игра «Чей, чья?» - яйцо, клюв, лапы, хвост и т.д.Составление рассказа-описания о домашних птицах. |
| 2 неделя | Животные холодных и жарких стран | Рассматривание фигурок животных зоопарка. Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме. Коллективный рассказ – описание о животном Зоопарка. | Беседа о животных Севера и жарких стран с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-. Игра «Найди маму» Употребление предлогов. Игра «Кто спрятался в Зоопарке?» Рассказы-описания о животных Севера и жарких стран |
| 3 неделя | День защитника Отечества | Расширение словаря по теме. Беседа о защитниках Родины. Чтение педагогом стихотворения «Наша Родина» Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно» Составление предложений по картинкам. Игра «Кто знает, пусть продолжает». (Кто чем управляет) | Расширение словаря по теме. Беседа о военных профессиях с рассматриванием картинок. Отгадывание загадок. Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем управляет». Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно» Составление рассказа-описания о защитниках Родины.
|
| 4 неделя | Инструменты | Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Глагольный словарь. Игра «Кто что делает?» Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем пользуется». Составление предложений по картинкам «Шофер водит машину» | Беседа о профессиях и инструментах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Рассказы детей о профессии родителей. Отгадывание загадок. Употребление существительных в творительном падеже. Игра «Кто чем пользуется». Образование относительных прилагательных от существительных. Игра «Из чего, какой?» Составление рассказа о работниках детского сада. |
Март | 1 неделя | Семья. Женский день | Рассматривание картинки «Поздравляем маму». Актуализация словаря по теме. Беседа. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»). Составление предложений о семье с опорой на картинки. | Беседа о семье с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» (по теме «Семья») Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»)
|
| 2 неделя | Весна. Приметы весны | Рассматривание картинок «Вена наступила». Расширение словаря. Беседа. Закрепление знания признаков осени, зимы, весны. Игра «Разноцветные круги». Употребление простых предлогов. Составление предложений о весне с опорой на картинки. | Беседа о весне с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»- по теме. Рассказы-описания о весне по опорным картинкам.
|
| 3 неделя | Мебель | Расширение словаря по теме. Обучение отгадыванию загадок о мебели. Беседа с рассматриванием картинок. Игра «Наша квартира» Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ. Игра «Куклина комната» Повторение за педагогом рассказа-описания о стуле. | Расширение словаря по теме «Мебель». Беседа «Моя комната» с рассматриванием картинок. Отгадывание и толкование загадок о мебели. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме. Образование относительных прилагательных. Игра «Из чего – какой?» по теме. Составление рассказа-описания о мебели по плану. |
| 4 неделя | Перелетные птицы | Беседа о перелетных птицах. Рассматриванием картины «Грачи прилетели». Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме. Образование родительного падежа существительных. Игра «Кого не хватает?» по теме. Составление предложений о перелетных птицах.
| Беседа о перелетных птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме Образование притяжательный прилагательных. Игра «Чей?, Чья?, Чьи?,» Составление рассказа-описания о перелетной птице.
|
Апрель | 1 неделя | Транспорт | Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме. Актуализация словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме. Составление предложений о транспорте. | Беседа о транспорте с рассматриванием картинок «Виды транспорта». Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» (по теме «Транспорт») Употребление в речи предлогов. Игра с машинами (с комментарием действий). Составление рассказа-описания о транспорте по плану.
|
| 2 неделя | Космос | Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль. Употребление антонимов. Игра «Скажи наоборот» (далеко - близко, высоко-низко…). Употребление предлогов. Игра «Ракета и космос». Составление предложений о космосе по картинкам.
| Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Игра «Полетим на луну». Отгадывание загадок. Употребление предлогов. Игра «Ракета и космос». Употребление предложно-падежных формы существительных единственного и множественного числа. Игра «Сосчитай до пяти» (Одна большая звезда..., одна космическая станция …) Пересказ рассказа «Юрий Гагарин».
|
| 3 неделя | Электроприборы | Рассматривание картинок по теме. Беседа. Актуализация и расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много». Повторение за педагогом рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки. Игра «Магазин» | Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об электроприборах. Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» - по теме «Электроприборы» Составление рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки. Игра «Магазин»
|
| 4 неделя | Насекомые | Рассматривание картинок. Формирование словаря. Беседа. Отгадывание, толкование загадок о насекомых. Употребление в речи простых предлогов. Игра «Бабочка и цветы». Составление предложений о насекомых по картинкам. | Беседа о насекомых с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Употребление в речи предлогов: на, под, за, в, из, из-за, из-под. Игра «На лесной полянке» - насекомые. Составление рассказа о насекомых по плану. |
Май | 1 неделя | День Победы | Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много». Составление предложений о праздничном салюте по картинкам.
| Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по теме «День Победы» Составление рассказа по картинке «День Победы» - возложение цветов к памятнику. |
| 2 неделя | Ягоды | Расширение лексики. Ответы на вопросы. Диалог «За ягодами». Игра «Собери в корзинку». Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много». Образование родительного падежа существительных Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о ягодах. | Актуализация словаря по теме. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы. Образование относительных прилагательных. Игра «Веселый повар» (по теме «Ягоды»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар». Составление загадок-описаний о ягодах с опорой на картинки. |
| 3 неделя | Цветы | Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о цветах по образцу.
| Беседа о цветах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме. Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о цветах по плану (с опорой на картинки). Игра «Маленькие художники». |
| 4 неделя | Школьные принадлежности | Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много». Составление предложений о школьных принадлежностях по картинкам.
| Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» Образование относительных прилагательных от существительных «Из чего, какой?» Составление рассказа по серии картинок «Почему учитель ругает мальчика?».
|
| 5 неделя | Лето. Приметы лета | Расширять и активизировать словарь семантического поля «лето». Закрепление предложно-падежных конструкций. Составлять рассказ по сюжетной картинке. | Расширять и активизировать словарь семантического поля «лето». Закрепление предложно-падежных конструкций. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Игра «Послушай и перескажи» |
Июнь | 1-2 неделя | Диагностика | Итоговая диагностика | Итоговая диагностика |