Содержательный раздел календарно-тематического планирования по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Месяц
Неделя
Лексическая тема
Развитие лексики.
Совершенствование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Старшая группа
Подготовительная группа
Сентябрь
1-2 неделя
Диагностика
Комплексная диагностика состояния речи воспитанников, заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов.
Комплексная диагностика состояния речи воспитанников, заполнение речевых карт, написание индивидуальных образовательных маршрутов.
3 неделя
Овощи. Огород
Актуализация лексики. Ответы на вопросы педагога. Игра «Волшебный мешочек». Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Образование родительного падежа существительных
Упражнение «Чего не стало».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»
Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок.
Игра «В огороде у козы Лизы».
Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»
Составление рассказа-описания по плану по теме «Овощи»
4 неделя
Фрукты. Сад
Расширение словаря. Игра «Узнай фрукт».
Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Образование родительного падежа существительных
Упражнение «Чего не стало».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково» Составление предложений по вопросам педагога.
Игра «Волшебный мешочек» (фрукты)
Актуализация словаря по теме. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково»
Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар».
Составление загадок-описаний о фруктах с опорой на картинки.
Октябрь
1 неделя
Осень. Приметы осени
Формирование понятия осень. Познакомить с признаками осени. Формирование умения употреблять определения. Формировать понимание и умение использовать предлоги НА, С.
Игра «Посмотри и объясни», игра «Послушай и найди», игра Рисуем осень», Игра «Скажи куда (где, откуда)»
Уточнить и расширить словарь по теме «Осень». Закрепить навыки понимания и употребления предлогов НА, С. Формировать навык пересказа по стимульным картинкам.
Игра «Посмотри и объясни», игра «Послушай и найди», игра Рисуем осень», Игра «Скажи куда (где, откуда)», упражнение «Перескажи по плану»
2 неделя
Деревья. Лес
Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково».
Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Активизация словаря по теме.
Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными.
Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). Игра «Разноцветные листья».
Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке.
3 неделя
Лес. Грибы
Расширение лексики.
Ответы на вопросы. Диалог «За грибами». Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».
Образование родительного падежа существительных
Упражнение «Чего не стало».
Обучение отгадыванию загадок о грибах.
Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «За грибами». Загадки. Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме.
Игра «Веселый повар».
Составление рассказа-описания по теме «Грибы»
4 неделя
Игрушки
Формирование глагольного словаря по теме «Игрушки». Активизировать употребление предлогов В, НА, С, ИЗ в предложно-падежных конструкциях. Игра «Наводим порядок», Игра «В игровой», Игра «какое слово я пропустила».
Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Игрушки». Уточнять и закреплять употребление предлогов В, НА, С, ИЗ в предложно-падежных конструкциях. Уточнить и закрепить навык образовывания относительных прилагательных. Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану.
5 неделя
Посуда
Расширение словаря по теме «Посуда». Загадки.
Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.
Расширение словаря по теме. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда; мучные, молочные, мясные продукты питания.
Образование множественного числа существительных по теме.
Игра «Один – много».
Согласование прилагательных с сущ. «Какой? Какая? Какое?»
Составление рассказа-описания о посуде по плану.
Ноябрь
1 неделя
Зимующие птицы
Рассматривание картины «У кормушки». (Кого не стало?
Кто прилетел? и т.п.) Беседа. Формирование словаря по теме. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки»
Составление рассказа-описания о снегире по вопросам.
Рассматривание картины «У кормушки». Беседа. Употребление в речи простых предлогов.
Игра «У кормушки»
Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы» Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?»
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много»
Составление рассказа-описания о синице.
2 неделя
Человек
Актуализация и расширение словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково» по теме Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».
Упражнение в употреблении простых распространенных предложений с предлогами. (У Вани во рту конфета.)
Расширение активного словаря многозначными словами: кисть (руки, рябины, маляра), нос (ребенка, лодки), спинка (дивана, ребенка, стула).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме.
Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».
Составление рассказа «Расскажи о своем любимом друге»
3 неделя
Профессии
4 неделя
Одежда
Уточнение и расширение словаря семантического поля «одежда». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
Уточнение и расширение словаря семантического поля «одежда». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи.
Игры «Наше ателье», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?»
Декабрь
1 неделя
Обувь
Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои»
Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи.
Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?»
2 неделя
Головные уборы
Уточнение и расширение словаря семантического поля «головные уборы». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными.
Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои»
Уточнение и расширение словаря семантического поля «обувь». Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Изменение существительных по числам. Согласовать и использовать в речи местоимения «мой», «моя», «мое», «мои» с существительными. Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса ИН и использование их в речи.
Игры «В магазине», «Сравни, назови ласково», «Подбери словечко», «Мой, моя, мое, мои», «Что зимой, что летом?»
3 неделя
Зима. Приметы зимы
Актуализация словаря по теме. Рассматривание картины «Первый снег». Беседа по картине «Наступила зима».
Подбор определений к существительным: снег, лед, снежинка. Формировать понятие «времена года»
Составлять рассказ с опорой на картинный план и вопросы. Игры «Скажи, какое время года?», «В гости к нам пришла зима»
Расширение словаря по теме «Зима». Приметы, зимние месяцы. Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? (по теме «Зима»)
Развивать умение использовать предлоги В, НА, С (СО), ИЗ с существительными множественного числа в родительном, винительном и предложном падежах. Использовать предложно-падежные конструкции с предлогами НА, С, ИЗ, В в рассказе.
Игры «Скажи, какое время года?», «В гости к нам пришла зима», «Послушай, посмотри, ответь», «Скажи, куда» «Скажи, откуда»
4 неделя
Новый год. Зимние забавы
Расширение словаря по теме «Зимние забавы».
Рассматривание картинок по теме. Употребление в речи простых предлогов. Упражнение «На горке»
Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам.
Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Ответы на вопросы.
Отгадывание загадок про зимний вид спорта.
Образование относительных прилагательных от существительных.
Составление рассказа-описания о зиме и зимних забавах по опорным картинкам.
Январь
1-2 неделя
Диагностика
Промежуточная диагностика
Промежуточная диагностика
3 неделя
Дикие животные наших лесов
Рассматривание фигурок диких животных. Актуализация словаря по теме. Беседа.
Обучение отгадыванию загадок. Употребление существительных в винительном и творительном падеже.
Игра «Угостим животных».
Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-.
Игра «Мамы и детеныши».
Составление рассказа-описания о зайце.
Беседа о диких животных (с опорой на картинки).
Расширение словаря по теме.
Отгадывание и придумывание загадок-описаний о диких животных. Игра «Волшебный мешочек»
Притяжательные прилагательные.
Игра «Кто за деревом?»
Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Кто чем питается?». Составление рассказа-описания о лисе.
4 неделя
Домашние животные
Рассматривание фигурок домашних животных. Актуализация словаря по теме. Беседа.
Образование существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Найди маму». Употребление предлогов: НА, С, В, ИЗ. Игра «Котенок и кресло». Составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку.
Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-.
Игра «Найди маму».
Употребление притяжательных прилагательных
Игра «Кто за забором».
Составление рассказа-описания о домашних животных по плану.
Февраль
1 неделя
Домашние птицы
Рассматривание картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.
Коллективный рассказ – описание о петушке
Беседа о домашних птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме.
Употребление притяжательных прилагательных. Игра «Чей, чья?» - яйцо, клюв, лапы, хвост и т.д.Составление рассказа-описания о домашних птицах.
2 неделя
Животные холодных и жарких стран
Рассматривание фигурок животных зоопарка. Актуализация словаря по теме. Беседа.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» по теме.
Коллективный рассказ – описание о животном Зоопарка.
Беседа о животных Севера и жарких стран с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-.
Игра «Найди маму»
Употребление предлогов. Игра «Кто спрятался в Зоопарке?»
Рассказы-описания о животных Севера и жарких стран
3 неделя
День защитника Отечества
Расширение словаря по теме.
Беседа о защитниках Родины.
Чтение педагогом стихотворения «Наша Родина»
Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно»
Составление предложений по картинкам. Игра «Кто знает, пусть продолжает». (Кто чем управляет)
Расширение словаря по теме.
Беседа о военных профессиях с рассматриванием картинок.
Отгадывание загадок.
Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Кто чем управляет».
Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно»
Составление рассказа-описания о защитниках Родины.
4 неделя
Инструменты
Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа.
Глагольный словарь. Игра «Кто что делает?»
Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Кто чем пользуется».
Составление предложений по картинкам «Шофер водит машину»
Беседа о профессиях и инструментах с рассматриванием картинок.
Расширение словаря по теме. Рассказы детей о профессии родителей.
Отгадывание загадок.
Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Кто чем пользуется». Образование относительных прилагательных от существительных. Игра «Из чего, какой?»
Составление рассказа о работниках детского сада.
Март
1 неделя
Семья. Женский день
Рассматривание картинки «Поздравляем маму». Актуализация словаря по теме. Беседа.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»).
Составление предложений о семье с опорой на картинки.
Беседа о семье с рассматриванием картинок.
Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» (по теме «Семья»)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»)
2 неделя
Весна. Приметы весны
Рассматривание картинок «Вена наступила». Расширение словаря. Беседа. Закрепление знания признаков осени, зимы, весны. Игра «Разноцветные круги».
Употребление простых предлогов.
Составление предложений о весне с опорой на картинки.
Беседа о весне с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» - по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково»- по теме.
Рассказы-описания о весне по опорным картинкам.
3 неделя
Мебель
Расширение словаря по теме. Обучение отгадыванию загадок о мебели.
Беседа с рассматриванием картинок.
Игра «Наша квартира»
Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ. Игра «Куклина комната»
Повторение за педагогом рассказа-описания о стуле.
Расширение словаря по теме «Мебель». Беседа «Моя комната» с рассматриванием картинок. Отгадывание и толкование загадок о мебели.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.
Образование относительных прилагательных.
Игра «Из чего – какой?» по теме.
Составление рассказа-описания о мебели по плану.
4 неделя
Перелетные птицы
Беседа о перелетных птицах. Рассматриванием картины «Грачи прилетели».
Формирование словаря по теме.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме.
Образование родительного падежа существительных.
Игра «Кого не хватает?» по теме.
Составление предложений о перелетных птицах.
Беседа о перелетных птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» - по теме
Образование притяжательный прилагательных. Игра «Чей?, Чья?, Чьи?,»
Составление рассказа-описания о перелетной птице.
Апрель
1 неделя
Транспорт
Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме. Актуализация словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» - по теме.
Составление предложений о транспорте.
Беседа о транспорте с рассматриванием картинок «Виды транспорта».
Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» (по теме «Транспорт»)
Употребление в речи предлогов.
Игра с машинами (с комментарием действий).
Составление рассказа-описания о транспорте по плану.
2 неделя
Космос
Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль.
Употребление антонимов.
Игра «Скажи наоборот»
(далеко - близко, высоко-низко…).
Употребление предлогов.
Игра «Ракета и космос».
Составление предложений о космосе по картинкам.
Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Игра «Полетим на луну».
Отгадывание загадок.
Употребление предлогов.
Игра «Ракета и космос».
Употребление предложно-падежных формы существительных единственного и множественного числа.
Игра «Сосчитай до пяти»
(Одна большая звезда..., одна космическая станция …)
Пересказ рассказа «Юрий Гагарин».
3 неделя
Электроприборы
Рассматривание картинок по теме. Беседа. Актуализация и расширение словаря по теме. Образование множественного числа существительных по теме.
Игра «Один – много».
Повторение за педагогом рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки.
Игра «Магазин»
Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об электроприборах.
Образование множественного числа существительных. Игра «Один – много» - по теме «Электроприборы»
Составление рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки. Игра «Магазин»
4 неделя
Насекомые
Рассматривание картинок. Формирование словаря. Беседа. Отгадывание, толкование загадок о насекомых.
Употребление в речи простых предлогов. Игра «Бабочка и цветы».
Составление предложений о насекомых по картинкам.
Беседа о насекомых с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много»
Употребление в речи предлогов: на, под, за, в, из, из-за, из-под. Игра «На лесной полянке» - насекомые.
Составление рассказа о насекомых по плану.
Май
1 неделя
День Победы
Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много».
Составление предложений о праздничном салюте по картинкам.
Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много»
Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по теме «День Победы» Составление рассказа по картинке «День Победы» - возложение цветов к памятнику.
2 неделя
Ягоды
Расширение лексики.
Ответы на вопросы.
Диалог «За ягодами».
Игра «Собери в корзинку».
Образование множественного числа существительных.
Игра «Один – много».
Образование родительного падежа существительных
Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о ягодах.
Актуализация словаря по теме. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы.
Образование относительных прилагательных. Игра «Веселый повар» (по теме «Ягоды»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар».
Составление загадок-описаний о ягодах с опорой на картинки.
3 неделя
Цветы
Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много» - по теме.
Использование в речи простых и сложных предлогов.
Составление рассказа-описания о цветах по образцу.
Беседа о цветах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» - по теме.
Использование в речи простых и сложных предлогов.
Составление рассказа-описания о цветах по плану (с опорой на картинки). Игра «Маленькие художники».
4 неделя
Школьные принадлежности
Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много».
Составление предложений о школьных принадлежностях по картинкам.
Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.
Отгадывание загадок.
Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
Игра «Один – много»
Образование относительных прилагательных от существительных «Из чего, какой?»
Составление рассказа по серии картинок «Почему учитель ругает мальчика?».
5 неделя
Лето. Приметы лета
Расширять и активизировать словарь семантического поля «лето». Закрепление предложно-падежных конструкций. Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Расширять и активизировать словарь семантического поля «лето». Закрепление предложно-падежных конструкций. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Игра «Послушай и перескажи»