Урок русского языка «Согласные звуки Х–Хь. Буква Х. Предложение»

3
0
Материал опубликован 12 March 2023

Тема: «Согласные звуки: Х - Хь. Буква Х. Предложение».

Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Х - Хь, буква Х.

Развитие способности различать звуки: Х - Хь на слух, букву Х

зрительно среди множества букв.

Условные обозначения звуков: Х - Хь, буква Х.

Закрепление способности составлять предложения с данными словами.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: Х - Хь,

буквой Х.

2. Научить детей правильно произносить звуки: Х – Хь и подбирать слова на

звуки: Х – Хь.

3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Х.

4. Продолжать обучать детей составлять предложения.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звуков Х - Хь, в трёх позициях: начало, середина и конец слова.

Воспитательная:

1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей со звуками: Х - Хь. Буквой Х.

4. Подбор слов на звуки: Х – Хь.

5. Подготовка руки к письму.

* Закрашивание контурного изображения буквы Х синим и зелёным

карандашом (развитие мелкой моторики).

* Штриховка буквы Х вертикальными, горизонтальными и линиями по

диагонали (формирование графических навыков).

* Прописывание печатной буквы Х в тетради по образцу педагога.

Методическое оснащение занятия:

1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.

2. Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.

3. Картинки предметных изображений. Разрезные картинки

(лисы).

4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и

прописывания.

5. Простые и цветные карандаши.

6. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения

твёрдого и мягкого звуков: Х - Хь.



задания


Педагог:


Дети:


1.





2.


Присоединение.

К/упр.: «Назовите добрые слова».

- развитие внимания, мышления,

памяти.


К/упр.: «Отгадайте загадки».

- развитие слухового внимания,

мышления.


В нашей кухне

Круглый год

Дед Мороз

В шкафу живёт.



Называют: солнце, мама, бабушка, детский сад, папа, доброта и т. д.







Холодильник.


Демонстрируется картинка с изображением холодильника.


Возле леса на опушке.

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …





Мухомор.


Демонстрируется картинка с изображением мухомора.



Сорвала я стручок.

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился…






Горох.


Демонстрируется картинка с изображением гороха.


3.


- Посмотрите на картинки,

внимательно послушайте, как я

произнесу каждое слово:

Холодильник, муХомор, гороХ.


- Какой звук я выделяла голосом?

- Правильно.


- Сегодня мы будем знакомиться со

звуком Х.







Внимательно слушают.

Звук Х.



Анализ звука Х.

Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Х. Этот звук образуется в глубине рта.


- Звук Х нельзя произносить громко. Когда произносим Х, наше горлышко не дрожит, это значит, что согласный звук Х

глухой.



4.


К/упр.: «Определи место звука Х в

слове».

- развитие слухового восприятия и внимания.

- определите место звука Х в словах:

холодильник, мухомор, горох.







Определяют.

5.

Физкультурная минутка.



6.


К/упр.: «Сложите разрезные

картинки».

- развитие зрительного внимания,

мышления, мелкой моторики.





Каждый ребёнок работает с разрезной картинкой.


Предлагаются разрезные картинки с изображением лисы.



- Каждый из вас, какого зверя

сложил?

- Расскажите, какая лиса, если она

всех обманывает?

- Верно.

- Произнесите слово: ХИТРАЯ,

выделяя голосом звук Х.

- Как звук Х звучит в этом слове?


Лису.


Хитрая.




Мягко.


Звук Х может звучать в словах твёрдо и мягко. Если звук звучит твёрдо, мы его обозначаем - синим кружочком, если мягко – зелёным.



К/упр.: «Составьте предложение с

словом лиса».

- развитие мышления, связности

высказывания.



Каждый составляет своё предложение.



7.


Анализ буквы Х.

На письме согласные звуки: Х – Хь

обозначаются буквой Х.

Звуки мы произносим коротко:

Х – Хь, а букву полно ХА.

Буква хохотушка: ХА – ХА – ХА.

Х всё ходит, ходит, ходит –

Места, что ли, не находит?

- Посмотрите, как выглядит буква

ХА.


- С каких элементов она состоит?


- На что похожа буква Х?













Рассматривают букву Х на доске.





Называют.


8.

Детям предлагается нарисовать указательным пальцем правой руки букву Х в воздухе. Потом выложить её из ниток на бархатной бумаге.

9.


К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.


Рассматривают

предложенную

книжечку.



На первой страничке закрасить букву Х синим цветом.

На второй страничке заштриховать три буквы Х.

На третьей страничке обвести контур буквы Х по точкам и закрасить зелёным цветом.

На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук Х – Хь.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.