Урок русского языка «Согласные звуки Х–Хь. Буква Х. Предложение»
Тема: «Согласные звуки: Х - Хь. Буква Х. Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Х - Хь, буква Х.
Развитие способности различать звуки: Х - Хь на слух, букву Х
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: Х - Хь, буква Х.
Закрепление способности составлять предложения с данными словами.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: Х - Хь,
буквой Х.
2. Научить детей правильно произносить звуки: Х – Хь и подбирать слова на
звуки: Х – Хь.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Х.
4. Продолжать обучать детей составлять предложения.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков Х - Хь, в трёх позициях: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: Х - Хь. Буквой Х.
4. Подбор слов на звуки: Х – Хь.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы Х синим и зелёным
карандашом (развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы Х вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы Х в тетради по образцу педагога.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
3. Картинки предметных изображений. Разрезные картинки
(лисы).
4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и
прописывания.
5. Простые и цветные карандаши.
6. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звуков: Х - Хь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «Назовите добрые слова». - развитие внимания, мышления, памяти. К/упр.: «Отгадайте загадки». - развитие слухового внимания, мышления. В нашей кухне Круглый год Дед Мороз В шкафу живёт. | Называют: солнце, мама, бабушка, детский сад, папа, доброта и т. д. Холодильник. |
| Демонстрируется картинка с изображением холодильника. | |
|
Возле леса на опушке. Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый … | Мухомор. |
| Демонстрируется картинка с изображением мухомора. | |
| Сорвала я стручок. Надавила на бочок. Он раскрылся. Ах! Ох! Покатился… | Горох. |
| Демонстрируется картинка с изображением гороха. | |
3. | - Посмотрите на картинки, внимательно послушайте, как я произнесу каждое слово: Холодильник, муХомор, гороХ. - Какой звук я выделяла голосом? - Правильно. - Сегодня мы будем знакомиться со звуком Х. | Внимательно слушают. Звук Х. |
| Анализ звука Х. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Х. Этот звук образуется в глубине рта. - Звук Х нельзя произносить громко. Когда произносим Х, наше горлышко не дрожит, это значит, что согласный звук Х глухой. | |
4. | К/упр.: «Определи место звука Х в слове». - развитие слухового восприятия и внимания. - определите место звука Х в словах: холодильник, мухомор, горох. | Определяют. |
5. | Физкультурная минутка. | |
6. | К/упр.: «Сложите разрезные картинки». - развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики. | Каждый ребёнок работает с разрезной картинкой. |
| Предлагаются разрезные картинки с изображением лисы. | |
| - Каждый из вас, какого зверя сложил? - Расскажите, какая лиса, если она всех обманывает? - Верно. - Произнесите слово: ХИТРАЯ, выделяя голосом звук Х. - Как звук Х звучит в этом слове?
| Лису. Хитрая. Мягко. |
| Звук Х может звучать в словах твёрдо и мягко. Если звук звучит твёрдо, мы его обозначаем - синим кружочком, если мягко – зелёным. | |
| К/упр.: «Составьте предложение с словом лиса». - развитие мышления, связности высказывания. | Каждый составляет своё предложение. |
7. | Анализ буквы Х. На письме согласные звуки: Х – Хь обозначаются буквой Х. Звуки мы произносим коротко: Х – Хь, а букву полно ХА. Буква хохотушка: ХА – ХА – ХА.
Х всё ходит, ходит, ходит – Места, что ли, не находит?
- Посмотрите, как выглядит буква ХА. - С каких элементов она состоит? - На что похожа буква Х?
| Рассматривают букву Х на доске. Называют. |
8. | Детям предлагается нарисовать указательным пальцем правой руки букву Х в воздухе. Потом выложить её из ниток на бархатной бумаге. | |
9. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Х синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Х. На третьей страничке обвести контур буквы Х по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук Х – Хь. |