Согласные звуки: Л - Ль. Слог. Слово
Тема: «Согласные звуки: Л - Ль. Слог. Слово».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Л - Ль, буква Л.
Развитие способности различать звуки: Л - Ль на слух, букву Л
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: Л - Ль, буква Л.
Закрепление способности составлять слоги с данными звуками, слова.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: Л - Ль и с буквой Л, которой обозначаются изучаемые звуки: Л - Ль.
Научить детей правильно произносить звуки: Л - Ль, подбирать слова на звуки: Л - Ль.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Л.
4. Продолжать обучать детей составлению слогов и слов с данными
звуками.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков: Л - Ль в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: Л - Ль. Буквой Л.
4. Подбор слов со звуками: Л - Ль.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы Л синим и зелёным
карандашом (развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы Л вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы Л в тетради.
Методическое оснащение занятия:
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений, конверты.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски). Разрезные картинки.
Простые и цветные карандаши.
Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звука: Л – Ль.
№ занятия | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Психогимнастика. К/упр.: «Раз, два, повернись и в животных превратись». - развивать творческое воображение, способность к звукоподражанию.
К/упр.: «Отгадаем загадки». - развитие слухового внимания, мышления. Ночью светит нам она Желтобокая … Эта ягодка красна Выросла на кустике она. Сама невеличка – Эта сладкая … 3. По реке плывёт бревно. Ох и злющее оно. | Изображают сердитого тигра, ласкового котёнка, любопытного воронёнка. Луна. Клубника. Крокодил. |
| На доску выставляются картинки с отгадками. Детей просят чётко произнести их названия. | |
| - Какой звук слышится в каждом из этих слов? | Дети определяют. |
| Если дети самостоятельно не могут определить звук. Педагог произносит каждое слово, голосом выделяя звук «Л». | |
3.
4. 5. | К/упр.: «Определите место звука в слове». - Произнесите слово: ЛУНА. - Где слышится звук «Л» в этом слове? - Сколько слогов в этом слове? - Произнесите слово: КЛУБНИКА. - Где слышится звук «Л» в этом слове? - Сколько слогов в этом слове? - Произнесите слово: КРОКОДИЛ. - Где слышится звук «Л» в этом слове? - Сколько слогов в этом слове?
Анализ согласного звука: «Л». Что напоминает нам звук: Л-Л-Л-Л-Л? «Л» - песенка самолёта. - Как называют звуки, которые произносят при помощи губ, зубов, языка? - Произнесите звук Л. | Произносят. В начале слова. Два. Произносят. В середине слова. Два. Произносят. В конце слова. Три. Произносят: «Л-Л-Л-Л». Согласными. Произносят. |
Физкультурная минутка с мячом. «Поймай мяч и назови слово на звук Л» | Поймав мяч, ребёнок должен назвать слово на звук «Л». | |
|
Л – согласный звук. Его нельзя крикнуть, произнести громко. Чтобы произнести звук «Л» нужно приоткрыть рот, разомкнуть немножко зубы. Язык поставить вверх за зубы. Края языка не прижимать к коренным зубам, через боковые края языка должен проходить воздух. Звук Л можно произносить твёрдо и мягко. | |
6. | К/упр.: «Как звучит звук «Л» в словах?». - развитие фонематического восприятия и внимания; - умения различать на слух твёрдый и мягкий звук Л – Ль. Предлагаемый материал: самолёт, слон, листья, лев, луна, стол, лодка, лук, белка, молоток, дятел, стул. | Дети работают с картинками, произносят их названия и определяют как звучит звук Л: твёрдо или мягко. Распределяют картинки на две группы. |
7. |
Анализ буквы Л. На письме звуки Л– Ль обозначаются буквой ЭЛ. Звуки произносим коротко: Л- Ль. Букву произносим полно: ЭЛ. - Посмотрите, как выглядит буква ЭЛ. Буква «Л», как дверь со шторой, Приглашает в дом войти. - На что похожа буква ЭЛ? | Произносят. Произносят. Рассматривают изображение печатной буквы Л. Буква похожа на вход в дом. |
| Детям предлагается выложить букву Л из фасоли, лент, верёвок. (По выбору). | |
8. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графомоторных навыков. | Рассматривают книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Л синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Л. На третьей страничке обвести контур буквы Л по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: Л - Ль. |