Конспект занятия на тему «Согласные звуки: [Т]–[Т']. Буква Т. Закрепление слога, слов»
Тема: «Согласные звуки: Т - Ть. Буква Т. Закрепление слог, слово».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Т - Ть, буква Т.
Развитие способности различать звуки: Т - Ть на слух,
букву Т - зрительно среди других букв.
Условные обозначения звуков: Т - Ть, буква Т.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить детей с твёрдым и мягким согласным звуком Т – Ть, с буквой Т.
2. Закрепить умение детей правильно произносить звуки: Т - Ть, подбирать
слова на звуки: Т - Ть.
3. Научить детей узнавать и прописывать букву Т.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука в словах: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Задание на развитие внимания, мышления и связной речи.
3. Развитие слухового и речевого восприятия.
4. Знакомство с согласными звуками: Т – Ть, буквой Т.
3. Подбор слов на звуки:Т – Ть.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Т синим карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Т вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание буквы Т.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты).
Индивидуальные разрезные азбуки с согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и прописывания.
Простые и цветные карандаши.
Стихи и загадки.
Конверты для раздаточного материала.
№ занятия | Педагог: | Дети: |
1. 2. 3. | Присоединение. К/упр.: «Расскажите о настроении погоды». - развитие памяти, мышления, связности высказываний. К/упр.: «Доскажите слова». - закрепление понятий: слог, слово. Па…, бу…, ды…, ва…, фо…, ду… . | Рассказы детей. Досказывают. Парта, булка, дым, вата, фокус, дупло. |
Можно устроить соревнование, кто больше придумает слов на данный педагогом слог – получает фишку за каждое слово. Победит тот, у кого больше всего будет фишек. | ||
- Сегодня мы с вами выучим новый звук, а какой именно вы узнаете, отгадав загадку: Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом под столом, А ночью под кроватью. | Тапочки. | |
| Если дети не могут самостоятельно отгадать загадку, показывается картинка с изображением. | |
| - Произнесите слово ТАПОЧКИ, выделяя голосом первый звук. - Какой первый звук мы слышим? - Сегодня мы будем работать со звуком Т. - Интересно, этот звук гласный или согласный? | Произносят: Т – Т – Тапочки Т. Согласный. |
4. | Анализ звука Т. Педагог демонстрирует правильную артикуляцию твёрдого согласного звука Предлагает произнести звук Т несколько раз: Т – Т – Т. |
Делают вывод: Т – согласный, глухой. Произносится тихо, без голоса. |
| Губы раскрыты. Широкий кончик языка касается верхних зубов, а боковые края языка – подняты вверх. Детям демонстрируется условное обозначение твёрдого звука Т – кружок синего цвета. Языком, передним краем, В верхнюю десну ударим. - Т! – и выдохнем сильнее, Чтобы было всем слышнее: Т – не звонкий, Т – глухой, Т – короткий, Т – взрывной! | |
5. | Физкультурная минутка.
| |
6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | К/упр.: «Конвертики». - Раскройте конверты и покажите, что в них? - Назовите, каждый свою картинку. - Будьте внимательны в слове ТРУБА, Где слышится звук Т? - В слове УТКА? - В слове КИТ? | Картинки. Называют: Труба Утка Кит В начале слова. В середине слова. В конце слова. |
Произнесём ещё раз эти слова, голосом выделяя согласный звук Т: ТРУБА, УТКА, КИТ. Как мы произносим звук Т – мягко или твёрдо? Согласный звук Т в этих словах – твёрдый! | ||
К/упр.: «Найдите отгадки к загадкам». - развитие слухового внимания, мышления. Маленький, полосатенький. Похож он на котёнка. Встречаем в зоопарке Задорного …. 2. Чтоб не мёрзли ножки У нашей Иринки. Купили ей на рынке - Зимние …. 3. В доме нашем ящик есть. Он расскажет и покажет Сказку мне или мультфильм. Папе бокс, а маме фильм. 4. На клумбе у Оксаны Цветут разные … - Произнесите эти слова ещё раз: ТИГРЁНОК, БОТИНКИ, ТЕЛЕВИЗОР ТЮЛЬПАНЫ. - Как мы произносим согласный звук Т в этих словах твёрдо или мягко? - Кружком, какого цвета мы обозначаем мягкие согласные звуки? |
Тигрёнка. Ботинки. Телевизор. Тюльпаны. Мягко. Зелёным. | |
Значит согласный звук Т – может произноситься твёрдо и мягко. | ||
-Произнесите согласный звук Т твёрдо. -Произнесите согласный звук Ть мягко. | Произносят. | |
Анализ буквы Т. На письме согласные звуки: Т - Ть обозначаются буквой ТЭ. Звук мы произносим коротко, а букву полно.
| ||
- Посмотрите, какая это буква и на что она похожа? | Дети рассматривают печатную букву Т на доске, дают ответы. | |
Т – в антенну превратилась И на крыше очутилась. Всё увидит, всё услышит. Всё покажет, всё расскажет. Телевизоры включаем, У экранов не скучаем. | Рассматривают иллюстрации. | |
- Пропишите указательным пальцем правой руки букву Т в воздухе. - Из скольких частей состоит буква Т, посмотрите внимательно? | Прописывают. Из двух палочек. | |
Детям предлагается построить букву Т: - сначала из пальцев; - затем из верёвочек (сами подбирают длину каждого элемента буквы); - из фасоли. Закрепление понятий слог – слово. - ТА, это слог или слово? - Придумайте слова на слог ТА. (по аналогии даются остальные слоги). |
Выкладывают по желанию. Слог. Тапки, танк, тачка, тарелка. | |
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков.
| Дети рассматривают книжечку.
| |
| На первой страничке закрасить букву Т синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Т. На третьей страничке обвести контур буквы Т по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звук Т - Ть. |
Домашнее задание:
Выучить стихотворение: «Буква Т».
Т – в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Всё увидит, всё услышит.
Всё покажет, всё расскажет.
Телевизоры включаем
У экранов не скучаем.
2. На четвёртой страничке книжки нарисовать или наклеить изображения
предметов на звук Т - Ть.
Прописать букву Т в тетради.
4. Закрепить способность определять место звука в словах: туфли,
бегемот, патрон, котик, тумбочка, салат, тюльпаны, стулья, плотва.