Сообщение на педагогическом совете «Практическая направленность уроков развития речи и делового письма»

3
0
Материал опубликован 11 January 2021 в группе


                                                                            ГКОУКО

«БЕТЛИЦКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»










Сообщение на педагогическом совете

«Практическая направленность уроков

развития речи и делового письма»




Гуськова Л.В.,

учитель русского языка и

чтения, высшая квалификационная

категория




 





Практическая направленность уроков развития речи


Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин. В процессе обучения русскому языку обеспечивается коррекция высших психических процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность.

Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, обучающиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков.
Работа по развитию речи продолжается на всех других уроках русского языка (см программу).
Программные задачи преподавания русского языка:
1.    Научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст.
2.    Выработать достаточно прочные навыки письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике или правописанию.
3.    Повысить уровень общего развития детей.
4.    Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.    Развивать нравственные качества.

Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Развитие речи как средства общения является, на наш взгляд, первостепенной задачей уроков русского языка в специальной (коррекционной) школе.

Решение этой задачи предполагает формирование речевых и коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам с интеллектуальной недостаточностью более успешную социальную адаптацию. В свою очередь, принцип коммуникативной направленности обучения языку может быть успешно реализован только в том случае, если познание законов языка будет подчинено развитию речи детей.

В качестве центральной дидактической единицы такой взаимосвязи выступают предложение и текст, позволяющие вести обучение языку на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме. Систематизированная работа над предложением и текстом создает условия, когда грамматические категории языка утрачивают доминантность и становятся средством овладения коммуникативными умениями.

Сформулируем основные требования к организации заданий по развитию речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями:

1. Создание соответствующих условий для возникновения у обучающихся потребность говорить. Важный фактор повышения мотивации – заинтересованность детей в изучаемом материале. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их изображений, сведений о них должно затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Интерес к теме может быть вызван у детей с помощью различных средств. Во-первых, манерой педагога вести урок, заинтересованностью учителя в том, о чем он спрашивает или рассказывает. Во-вторых, поощрительными мерами, которыми он стимулирует ученика к продолжению речи: оценкой, одобрением, вручением фишек, звездочек, подсчетом баллов и др. В-третьих, организацией разнообразных видов деятельности на уроке (в том числе игровой): отгадыванием недостающих элементов в картине, работой со скрытой картинкой, ролевой игрой, определением последовательности в серии картинок при соревновании класса по рядам и др. В-четвертых, новой информацией об одном-двух интересных признаках, присущих изучаемому предмету или явлению, которая по ходу изучения темы берется из рассказа учителя или прочитанного текста.

2. Работа над логикой высказывания. В младших классах она должна быть результатом четкой организации предметной деятельности школьников (рассматривание предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или словесного плана.

На уроках чтения и развития письменной речи как в младших, так и в старших классах последовательность изложения мыслей, логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере перехода обучающихся из класса в класс словесный план становится доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей.

3. Организация языковой основы для высказывания. Решение этой задачи предполагает, что школьники, во-первых, приобретают необходимый словарь и осваивают синтаксические структуры для выражения мыслей по теме и, во-вторых, овладевают специальными языковыми средствами, которые обеспечивают объединение синтаксических единиц в целое. Это требование реализуется с помощью словарной работы, построения предложений с усвоенными словами, ответов на вопросы двумя-тремя предложениями, которые по образцу или напоминаниями, местоименными наречиями, одними и теми же видовременными формами глагола и др.

4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет направление, по которому должен строиться рассказ. Например, учитель не просто предлагает учащимся воспроизвести содержание картины Ф.Г.Решетникова «Опять двойка», а требует рассказать, какими средствами художник показывает раскаяние мальчика.

5. Организация самого высказывания. Она осуществляется с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы. При этом учитель сводит да минимума собственную речевую деятельность, молча указывая на признак предмета или его символическое (несколько цветных полосок на листе бумаги или несколько различных геометрических фигур могут подсказать ученику, что необходимо упомянуть цвет предмета, его форму и т.д.) либо на пункт плана, по поводу которого обучающийся должен говорить в данный момент. При необходимости учитель прибегает к помощи других школьников для дополнения, исправления речи ребенка. Важно, чтобы речевой поток детей не прерывался часто репликами учителя.

6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, одной картине, опорным словам, предложенной теме, заданному началу и т.д.

Руководство выполнением любого вида упражнений в связной речи обязательно состоит из следующих этапов: подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивация речи детей), планирование изучаемого материала и, наконец, его оформление (лексическое, морфологическое, синтаксическое).

Курс “Деловое письмо” представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у детей с ОВЗ умения составлять деловые бумаги. При этом развивается речь, мышление, личность ребёнка в целом.

Тема "Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные обучающимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Обучающиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

Необходимость составлять различные деловые бумаги возникнет у обучающихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовых конвертах, письма, поздравительные открытки, заполнять анкеты, бланки, телеграммы. Программа коррекционной школы требует, чтобы учитель познакомил учеников с формой составления вышеуказанных документов.

Деловое письмо отличается краткостью и точностью. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает умственно отсталых детей писать точно, ясно, коротко.

Надо отметить, что в большинстве учреждений в настоящее время вывешены образцы заполнения деловых бумаг. Однако без специальной тренировки в их оформлении умственно отсталые обучающиеся оказываются недостаточно подготовленными к правильному выбору нужного бланка, его заполнению. Вот почему работа с деловыми документами остаётся одним из направлений уроков по развитию письменной речи детей.


Деловые бумаги по их практическому назначению можно условно разделить на две группы:

1. Стандартные бумаги

Их основные черты: ясность, точность, краткость.

К ним относятся различные бланки (на периодическую печать, за коммунальные услуги), доверенность, расписка, заявление об увольнении и приеме на работу, заявление о материальной помощи.

2. Деловые бумаги с элементами использования художественного стиля

Их основные черты: достоверность изложения, присутствие творческого начала. К ним относятся:

автобиография,

поздравительные открытки,

письма,

заметки в стенгазету и т.д.

Вторая группа вызывает большую трудность для детей с нарушением интеллекта, так как предполагает индивидуальное творчество.

Обучение деловому письму обучающихся с ОВЗ осуществляется по двум основным направлениям:

- формирование умения оформлять деловые бумаги по образцу (заполнение бланков, квитанций);

- формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Обучение составлению деловых бумаг обычно объединяется с определёнными грамматическими темами или событиями. Например, обучение написанию объявлений – с именем существительным, глаголами на –тся, -ться; телеграммы – с простым предложением; письма – с обращением, местоимением и т.д. Поздравительную открытку - к празднику; к объявлению стоит вернуться, когда класс является ответственным за проведение мероприятия.

С оформлением некоторых видов деловых бумаг обучающиеся знакомятся с 5 класса, т.к. в коррекционной школе особенностью программы по русскому языку является её концентричность. От класса к классу возрастает не только количество деловых бумаг, но и степень сложности их оформления. Содержание делового письма предусматривает степень нарастания сложности познавательного материала; от работы над текстами – трафаретами, содержащими языковые формулы (заявление) к микросочинениям, требующим творческого подхода, самостоятельности высказываний в письменной форме своих мыслей (заметка, отзыв о книге).

Наблюдения за письменной речью школьников показывают, что, помимо орфографических ошибок, дети допускают многочисленные лексические ошибки (неправильно употребляют слова), синтаксические (неправильно строят предложения). А, кроме того, нарушают логику, последовательность изложения и т.п.

Все творческие работы являются обучающими. Школьники пишут творческую работу (изложение) по готовому или коллективно составленному плану, сочинения по опорным словам, на основе наблюдений. В процессе подготовки к самостоятельному написанию текстов творческого характера отрабатывается содержательная сторона, расширяется круг слов для отражения темы в речи, подбираются выразительные средства языка, синонимы для предупреждения тавтологии, используются различные конструкции предложений. Также осуществляется подбор словаря, анализ орфограмм; выполняются упражнения в составлении словосочетаний, предложений.

Контроль со стороны учителя играет большую роль, так как в процессе письменной речи необходимо решать многоаспектность задач (обдумать содержание, отобрать нужные слова, наметить определённую последовательность изложения, правильно построить предложения, связать их в единое целое, орфографически верно записать слова).

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), работа по обучению деловому письму предполагает реализацию следующих задач работы над словарем: обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоенных, но употребляемых не вполне верно, активизация словаря.

В качестве центральной дидактической единицы выступают предложение и текст, так как именно они являются единицами коммуникативного уровня, позволяющие вести обучение деловому письму на основе построения речевого высказывания в устной и письменной форме.

При работе над предложением нужно обращать внимание обучающихся на его содержательную сторону (смысловую законченность и коммуникативную целесообразность), на правильное соединение слов, правильное их размещение в предложении. В привитии навыка правильного построения предложения очень помогают работы с деформированным текстом.

При работе над текстом внимание нужно уделять последовательности и логики развития темы, её смысловой законченности. Что обеспечивается работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры.

Каждый вид деловой бумаги имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без которых он не сможет выполнить своего назначения. Для документов официального характера общим является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими ГОСТами и стандартами, в том числе употребление слов только в их прямом значении, ясность и точность деловой речи, краткость изложения.

На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития обучающихся.

Следует признать, что количество часов на такие уроки отводится незначительное и предлагаемые виды делового письма носят обобщённый характер. Однако, в жизни выпускникам приходится сталкиваться с его различными модификациями, что приводит к затруднениям. Целесообразно раз в неделю предлагать обучающимся написать один из изученных документов, будь то объяснительная или заявление, расписка или письмо. Постепенно они усваивают основные требования к написанию деловых бумаг и успешно применяют их в жизни. По мере взросления они начинают осмысливать, что образцы делового письма, используемые на уроках, отличаются от документов, которые им приходится заполнять вне школы. К примеру, обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, при получении паспорта заполняют совсем другую форму заявления, что является для них новым видом документа. Таким образом, для приближения учебного процесса к реальности, целесообразно использовать официальные бланки заявления на получение паспорта. И, как следствие, можно надеяться, что обучающиеся, при получении паспорта, не будут испытывать больших трудностей, особенно при помощи взрослых.

Кроме того, на мой взгляд, положительных результатов можно достичь, если предлагать обучающимся заполнять официальные бланки - образцы заявлений различных организаций, с которыми чаще всего сталкиваются выпускники школы (образцы заявлений, связанных с поступлением в учебные заведения профессионального обучения, работой и трудоустройством, поучением и сменой паспорта, оформлением прописки, оформлением социальных пособий). Для того, чтобы заполнить те или иные бумаги, необходимо ориентироваться в различных документах взрослого человека, поэтому считаю необходимым учить детей ориентироваться в паспортных данных, ИНН, СНИЛС. Полученные знания закрепляются на уроках, основой которых является деловая игра. Так, например, можно разыграть «Прием на работу», «В приемной комиссии» и т.п. Кроме игры обучающимся с интеллектуальной недостаточностью необходимы практические занятия в реальных условиях. С этой целью необходимо организовывать экскурсии на почту, в профессионально-технические училища, в Центр занятости населения (уроки домоводства, внеурочная деятельность). Составление и отправление телеграмм, писем; заполнение бланков почтовых переводов и их отправление; написание объяснительных, расписок, заявлений дают позитивные результаты: выпускники СКОШ ориентируются в современных деловых бумагах, могут самостоятельно (с незначительной помощью) оформить их, что помогает им на жизненном пути.


В работе над любым видом деловых бумаг можно выделить следующие этапы:

1. Твёрдое уяснение, в каких случаях данная деловая бумага применяется.

2. Анализ стандартного образца, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.

3. Подражание образцу. Эта работа имеет несколько вариантов:

а) анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;

б) коллективное составление документа после разбора образца;

в) составление документов самостоятельно (на темы, данные учителем или предложенные учениками).

На этом этапе работы мною используются упражнения различной степени сложности, которые помогают формированию навыков связной письменной и устной речи:

по плану разделить текст документа на части

составление документа из деформированного текста

исправление неправильно составленных документов

переделка одного вида деловой корреспонденции в другой

самостоятельное составление документа на заданную тему

распространение текста документа

ответы на вопросы по прочитанному тексту

Обучающиеся должны учиться отвечать точно по смыслу, но своими словами; отвечать на вопросы не к одному предложению, а к небольшим частям текста. И отвечать не одним, а несколькими предложениями.

Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением обучающихся правильно построить фразу, обосновать вывод.

Важно учить ребят не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками – одна из форм выражения речевой активности.

На уроках делового письма использую элементы сюжетно-ролевых игр на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков делового общения. При знакомстве с требованиями к составлению деловых бумаг обучающиеся знакомятся со стилями речи, манерой изложения деловой речи

Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, в процессе беседы они применяют усвоенные ими знания и приёмы. Например, при обращении надо учесть, с кем ты говоришь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься. При этом учителю следует избегать прямых указаний, как поступать в той или иной ситуации, и стараться ставить обучающихся перед необходимостью самостоятельно принимать решения. Главное, в данном случае, научить ребят соблюдать речевой этикет – признак культурного человека, даже если не уважаешь человека

Большую роль в развитии речи играет работа над ошибками, допущенными обучающимися при самостоятельной работе. Обычно ученикам предлагается текст-модель, заранее приготовленный, который является основой для всестороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить.

Для работы по деловому письму ведутся особые тетради, в которых обучающиеся записывают план изучаемого документа, его образец, выполняют самостоятельную работу по составлению деловой бумаги. Такая тетрадь в дальнейшем станет для них своеобразным справочником.

Работа над деловым документом не только обогащает письменную речь обучающихся, но и является своеобразной формой их подготовки к жизни.

Специфика интеллектуального дефекта ограничивает возможность усвоения учебного материала и умения осознанно им пользоваться, поэтому при изучении тем используется широкий комплекс практических упражнений, учитывающих поэтапное развитие возможностей в самостоятельных операциях: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых образцов, выполнение упражнений репродуктивного характера, создание устных и письменных высказываний по образцу, конструирование связных высказываний из готовых элементов и лишь потом самостоятельное выполнение творческих работ.
Работа над деловым письмом осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап - постановка проблемной задачи. Моделирова­ние различных, реально существующих ситуаций, анализ которых поз­воляет уяснить необходимость использования той или иной бумаги, её целевое назначение.
Основной этап - композиционный, лексический, стилистический ана­лиз готового образца. Выполнение учащимися лексико-стилистических, синтаксических, логических упражнений. Редактирование готовых текстов. Составление под руководством учителя деловых и твор­ческих бумаг.
Заключительный этап - самостоятельное выполнение различных ра­бот, имеющих практическое значение для каждого ребенка. Совер­шенствование написанного.
На уроках делового письма решаются
задачи социальной адаптации и профориентации.
     
Средства связи. Уметь пользоваться услугами различных сервисных служб и служб быта. Уметь вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
     
Культура общения. Уметь регулировать меру и тип  взаимоотношений, уметь выделять сверстников и общаться с ними, развивать чувство любви и дружбы.
     
Профориентация. Трудоустройство. Формировать навыки, связанные с возможностью получить работу; уметь делать выбор и объяснять его; уметь понять информацию и действовать в соответствии с предъявленными требованиями.
     
Заполнение анкет.
     
Объявление. Подходящая работа. Неподходящая работа. Заработная плата.
Заявление (о приеме на работу, об увольнении, об очередном отпуске, по повестке в суд, по семейным обстоятельствам
Раздел программы нацелен не на элементарное воспроизводство суммы знаний, а на социальное развитие личности, т.е. на повышение компетентности ученика при  работе с деловыми бумагами, что помогает подростку успешно пройти социальную адаптацию и, безусловно, снимает излишнее напряжение и возможный дискомфорт в определённых жизненных ситуациях, связанных с оформлением или использованием деловых бумаг.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации