Тема: Составление линейных алгоритмов
Класс: 3.
Цели:
Учебная: на практике обучить составлению линейных алгоритмов;
Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления; формировать умения действовать по алгоритму, применять алгоритмы в повседневной жизни;
Воспитательная: воспитывать сосредоточенность, внимание и наблюдательность.
Тип урока: усвоения новых знаний, формирование умений и навыков
Оборудование: ПК
ПО: Paint
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
Ребята, скажите пожалуйста, что же такое алгоритм?
Какая фигура используется для записи в алгоритмах начала и конца? (овал)
Как называется пошаговое выполнение команд? (алгоритм)
Как называется первая команда в любом алгоритме? (начало)
Как называется последняя команда в любом алгоритме? (конец)
3. Мотивация
На предыдущих уроках мы с Вами узнали, что такое алгоритм, какие бывают виды алгоритмов и кто их исполняет.
Сегодня мы попрактикуемся в составлении алгоритмов. Это очень важные навыки. Мы уже неоднократно отмечали, что составить алгоритм, то есть объяснить другому, как выполнять те или иные задачи так, чтобы это было понятно каждому, - очень тяжело. Наша задача – научиться составлять алгоритмы для различных примеров, чтобы впоследствии, когда вы столкнётесь с необходимостью составлять алгоритмы для написания различных программ, это не составляло для вас особого труда.
Изучение нового материала
Линейный алгоритм - это самый простой алгоритм. Его составление не вызывает особого труда. Однако, навыки составления таких алгоритмов чрезвычайно важны.
Основной принцип составления линейного алгоритма состоит в описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке в котором они следуют.
Пример: Алгоритм «Накрой стол для чаепития»
1. Застелить стол скатертью.
2. Расставить блюдца.
3. На блюдца поставить чашки.
4. На блюдечко положить ложки чайные.
5. В центр стола поставить блюдо с пирогами.
6. Поставить чайник и сахарницу.
7. Разложить салфетки.
8. Поставить вазочку с конфетами.
Данный алгоритм может быть выполнен только в этой последовательности иначе он не может быть выполнен. Ведь поставить блюдца, положить чайные ложки, сахарницу, а потом это все накрыть скатертью.
Пример: Алгоритм «Действий человека при переходе улицы»
Подойти к переходу
Дождаться зеленого цвета
Перейти улицу
Пример: Алгоритма «Включения ПК»
Вкл. источник бесперебойного питания
Вкл. внешние устройства
Вкл. монитор
Вкл. системный блок
Пример: Алгоритма «Выключения ПК»
Закончить работу всех прикладных программах.
Нажать кнопку ПУСК
В открывшемся окне выбрать ВЫКЛЮЧЕНИЕ
В меню выключение выбрать ВЫКЛЮЧЕНИЕ
Закрепление изученного материала
Давайте каждый попробует составить несложный линейный алгоритм. У вас есть три алгоритма на выбор. Ваша задача записать правильный порядок команд линейного алгоритма.
Алгоритм «Мытья рук»
Алгоритм «Создания графического изображения»
Алгоритм «Плетения косы»
Один учащийся работает у доски. Остальные работают самостоятельно в тетради.
(После выполнения задания обсуждаем каждый из них)
Физкультминутка
Раз – понялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Работа на ПК
Давайте попробуем выполнить один из вышеперечисленных алгоритмов «Включение ПК». Освоили?!
Молодцы.
Домашнее задание
Мы с Вами очень хорошо сегодня поработали. Вы справились с практической частью работы. А дома вы составите линейный алгоритм на тему: «Приготовления яичницы».