Социально –психологическое занятие для детей «группы риска» (с элементами психологического тренинга)

0
0
Материал опубликован 11 June



Сафиуллина Римма Шаукатовна,

МКУ «Управление образование»ИК МО «ЛМР» Республики Татарстан

 

 

Социально –психологическое занятие для детей «группы риска»

(с элементами психологического тренинга)

 

 

«Мы источник веселья – и скорби рудник.

Мы вместилище скверни – и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир – многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!»

Омар Хайям.

 

Цель: формирование здорового жизненного стиля, профилактика употребления ПАВ.

Задачи:

1)    Создать условия для открытого доверительного общения, творческой атмосферы работы;

2)    Сформировать личностные ресурсы, препятствующие употреблению ПАВ;

3)    Информировать о последствиях употребления ПАВ;

4)    Внедрить стратегии и навыки поведения, ведущие к здоровому образу жизни.

Форма работы: групповое коррекционно-развивающее занятие с элементами психологического тренинга.

Методы работы: дискуссия, мозговой штурм, беседа, элементы психологического тренинга.

Продолжительность: 1,5 часа.

 

Упражнение «Разминка».

Цель: создание предпосылок для конструктивного взаимодействия с группой.

Материалы: лист бумаги каждому участнику.

Описание: разделить лист на 5 колонок, подписать название колонок (на характер какого животного похож мой собственный; мои любимые словечки-«паразиты»; моя типичная поза при разговоре сидя; выслушиваю ли я во время диалога своего собеседника (в %); моя манера и поза при разговорах стоя). Дать свой листок для заполнения трем участникам группы (желательно друзьям), автор не должен видеть, что пишут о нем друзья. Через 10-15 минут  листки возвращаются к их владельцам, которые заполняют эти же пять колонок, но уже со своей точки зрения. Участникам предлагается обсудить в группе причины сходства и различия взглядов на себя «изнутри» и «со стороны».

 

Упражнение – мозговой штурм «Зачем люди употребляют ПАВ?».

Цель: профилактика употребления ПАВ.

Материалы: бумага/ватман, фломастеры/маркеры

Описание: участники делятся на группы, обсуждают проблему в группе между собой, представляют свою точку зрения  в виде плаката-проекта. Педагог-психолог и социальный педагог подводит итог, представляя (задавая тон серьезного и открытого разговора) объективную информацию о действии и последствиях ПАВ на человека, демонстрируя презентацию/слайды/фотографии или видеоролик.

 

Упражнение «Адвокаты и судьи».

Цель: профилактика употребления ПАВ.

Описание: участники делятся на 3 группы («адвокаты наркотиков», «обвинители наркотиков» и «судьи»). Доска делится на две части («плюсы» и «минусы» наркотиков). В ходе судебного процесса каждая группа в соответствии со своей ролью высказывается о наркотиках, судьи подводят итог (по ходу игры ведутся записи на доске « + » и « - »). Подводя итоги, педагог-психолог и социальный педагог предлагают учащимся описать свои действия в следующих ситуациях: «Ты попал в компанию курящих ребят», «Ты оказался на дне рождения в незнакомой компании ребят, начинающих употреблять токсические вещества»; подумать и обсудить, какие могут быть отдаленные последствия наркотизации.

 

Упражнение «Путаница».

Цель: уменьшение стрессогенного восприятия, формирование конструктивных форм взаимодействия с группой.

Описание: все встают в круг, сближаются, вытянув руки, и сцепляются. Необходимо распутаться, не разжимая рук.

 

Упражнение «Хвастовство».

Цель: формирование позитивной самооценки, осознание ценности собственной личности.

Описание: каждый из участников по очереди произносит следующую фразу, заканчивая ее положительным высказыванием о себе: «Не хочу хвастаться, но…». Хвастовство должно носить положительный характер и не должно принижать других учеников или их достижения. Перед выполнением упражнения учащимся объясняется, что традиционно в большинстве общественных систем хвастаться не принято, но сегодня мы собираемся хвастаться. Сегодня, во время занятия, хвастовство вполне допустимо.

 

Упражнение «Снежинки».

Цель: осознание своих стереотипов отношений к другим, поведения.

Материалы: лист бумаги каждому участнику.

Описание: учащимся предлагается взять листок бумаги, сложить его вдвое, оторвать верхний правый угол, снова сложить бумагу вдвое, оторвать верхний правый угол и т.д. Затем учащимся предлагается развернуть листки бумаги и сравнить полученные результаты. Обсуждение: «Можно ли сказать, что бумага у кого-то надорвана неправильно? Почему?», «Почему листы надорваны так по-разному?», «Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как и мы?», «Каким был бы мир, если бы люди видели все совершенно одинаково?»

 

 

Упражнение «Мои проблемы».

Цель: формирование представлений о границах личной ответственности за принятия решения человеком.

Описание: стул (аллегория проблемы). Учащемуся предлагается перешагнуть через стул (решить проблему) с помощью наркотика. Тем не менее проблема не решается, и к ней прибавляются все новые и новые трудности (количество стульев, через которые надо перешагнуть, увеличивается). Обсуждение.

 

Упражнение «То, что я ценю в жизни».

Цель: осознание ценностей собственной жизни.

Материалы: по шесть небольших листов бумаги каждому участнику.

Описание: учащимся раздается по шесть листочков и предлагается на каждом из них написать то, что для них важно и ценно в жизни. Затем листочки ранжируются таким образом, чтобы самое ценное оказалось на последнем листочке. Предлагается представить себе, что что-то случилось и вы потеряли ту ценность, которая написана на первом листочке. Предлагается смять и бросить бумажку на пол. Затем так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем объявляется, что появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Затем предлагается осознать, что произошло, может, добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Обсуждение.

 

Упражнение  «Рассерженные шарики».

Цель: обучение адекватному способу выражения чувств.

Описание: Попросить детей вспомнить ситуацию, когда они чувствовали раздражение, злость, гнев.  Попросить надуть воздушный шарик и завязать его (при необходимости помочь).  Маркером на шарике можно нарисовать злую «рожицу». Предложить детям прыгнуть на шарик, чтобы он взорвался, лопнул. Спросить детей, может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

Рефлексия.

Литература:

1.     Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: сб. программ/ под ред.Л.М. Шипицыной.- СПб.: изд-во «Образование – Культура», 2013.

2.     Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: Школа, 2002.

3.     Подростки и наркотики: опыт исследования./ под ред. Е.Л. Омельченко. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2003.

4.     Адлер Альфред. Наука о характерах: понять природу человека. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2014.

 

 

 

 



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации