Социально-психологическое занятие с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Мы — волшебники!»

Управление образования администрации Копейского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Социально-психологическое занятие с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Мы - волшебники!»
Подготовила: педагог-психолог
ДО МОУ СОШ №13
Артёмова Марина Викторовна
Копейск, 2020г
Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения.
Задачи:
-позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
- формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;
- способствовать снятию мышечного напряжения.
Оборудование: розовые очки, волшебные палочки, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый (радостный) - без воды.
Участники: дошкольники подготовительной группы (6-7 лет)
Ход занятия
1 этап. Организационный.
Психолог и дети стоят в кругу.
Психолог: - « Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Как у вас дела? Как настроение?».
Ребята по кругу отвечают.
2 этап. Мотивационный этап
Психолог: - «Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорим о волшебстве. Как вы думаете, что такое волшебство? А вы когда-нибудь видели чудо? А кто может создавать чудеса?
Ребята отвечают.
Психолог: - «Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну.
Жил в той стране добрый волшебник, очень могущественный волшебник. Все, кто его встречал, становился добрыми и отзывчивыми, вежливыми и трудолюбивыми. Но появился в той стране злой колдун, он только и делал, что доставляет всем неприятности. Тот, кто с ним рядом находился, превращался в грубияна и драчуна. Всем жителям станы принёс много бед и слёз. Так долго и много плакали они, что совсем разучились, смесятся и улыбаться.
- Смог он лишить сил доброго волшебника, забрал его волшебную палочку и очки, а без них наш волшебник плохо видит и не может колдовать.
- Друзья, я предлагаю вам спасти доброго волшебника и вернуть ему его палочку и очки! Поможем?
- Ну что ж, мои волшебники! Отправляемся в путь!!!».
Ребята закрывают глаза и произносят волшебные слова.
3 этап. Практический
Упражнение «Группы по числу»
Психолог: - «Волшебную палочку злой волшебник спрятал в сейфе, чтобы его открыть, нужен код. А получим мы его так!
Мы с вами под музыку будем передвигаться по всему залу, как только музыка затихнет, нам нужно соединиться в группы по столько человек, сколько прозвучит хлопков. Готовы? Отлично!
- Кто вспомнит, какие числа и в каком порядке прозвучали? Верно!!! Молодцы! Сейф открыли! Держите волшебную палочку!».
Игра «Розовые очки»
Психолог: - «Что ж, нам осталось вернуть волшебнику его очки. Посмотрите, у нас как раз есть очки, но как их сделать волшебными?».
Педагог-психолог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты.
Психолог может предложить психологический прием снятия напряжения в конфликтных ситуациях – если ребенок зол, рассержен на кого-либо, можно мысленно представить, как надеваешь на глаза розовые очки, и мир преображается, неприятный человек предстает в другом свете.
Психолог: - «Ура! У нас есть всё, что нужно! Теперь добрый волшебник быстро прогонит колдуна!».
Игра «Сосуд слез».
Психолог: - «Ребята, посмотрите, это же кувшин слёз тех людей, которых обидел злой колдун. Посмотрите, как много в нём слёз! Вы, наверное, тоже иногда плачете и на ваших глазах появляются слёзы?».
Ребята, по желанию, рассказывают когда плачут.
Психолог: - «В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости. Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».
Ребята встают друг за другом, психолог наливает воду из сосуда «слез и печали», затем передаёт стаканчик со «слезами», стараясь не пролить ни капли, дети передают стаканчик друг другу и «наполняют» его чем-то хорошим, например улыбаются, обнимают, целуют, гладят по голове, берут за руку, говорят комплимент и т.д. последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад.
Психолог: - «Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение».
4 этап. Рефлексивный
Психолог: - «Ну что ж мы молодцы, помогли прогнать злого колдуна и спасти жителей волшебной страны от грусти и печали».
- Оказалось, что все мы можем совершать волшебство, благодаря дружбе и доброте.
- Я предлагаю вам сеть в круг, и подумать, можно ли без волшебной палочки совершать волшебство. Сейчас мы с вами играли в волшебников, но так ли сложно совершать волшебство на самом деле.
А если бы у вас была волшебная палочка, которая исполняет только одно желание, чтобы вы пожелали?
Литература:
Микляева Н.В. Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Сфера, 2018г.
Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Литагент «Владос» 2013г.