12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Загарских Дарья Александровна59

План-конспект психологического занятия для детей старшей группы

«Приключения в джунглях с обезьянкой Пату»

  

Подготовила: Загарских Д.А.,

педагог-психолог

 

Братск 2018

Цель: развитие у детей слухового и зрительного внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, контроль двигательной активности; формирование представлений об окружающем мире.

Задачи:

o   активизировать внимание;

o   повышать уровень развития логического мышления;

o   формировать основы навыков саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей;

o   совершенствовать социально – коммуникативные способности и навыки конструктивного сотрудничества;

o   снятие мышечного напряжения.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое и физическое развитие, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

Предварительная работа:беседа о джунглях, их обитателях, рассматривание иллюстраций

Материал: колокольчик, глобус, плотные толстые нитки для тропы, атрибуты для создания джунглей, маленькие подушки, слайды для сказки, карта, бланки для заданий (Бусы, Корректурная проба), песочница, деревянные палочки, шнурки на каждого ребёнка, деревянные бусины (фигурки животных), картинки животных жарких стран, сундучок.

Ход занятия:

Зал оформлен под джунгли

1.      «Давайте поздороваемся!»

П-П:Я рада Вас видеть. Давайте встанем и поздороваемся, дотрагиваясь друг до друга руками, спинами, лбами, коленями, плечами.

П-П: Замечательно! У нас ещё лежит снег, холодно, солнце светит, но не греет. Зима… А ведь   есть страны, где солнце   светит и греет круглый год.   Как бы хотелось там побывать! А вам?

Дети. Да!

П-П: Какие качества характера нужны в путешествии, какими нам нужно быть, чтобы преодолеть все приключения, препятствия(дети перечисляют качества, которые помогут преодолеть трудности: смелость, ловкость, выносливость, дружба, взаимопомощь).

П-П: Посмотрите на глобус. Вот здесь (показывает) находимся мы. Это северное полушарие. А где сейчас лето? Дети отвечают.

Действительно, когда в Северном полушарии зима, в Южном – лето. Давайте ещё раз посмотрим на глобус. В каких странах сейчас лето?

Ищут на глобусе, называют несколько стран.

П-П: Правильно, вот здесь, в Южной Америке, в Бразилии, сейчас жаркое лето. Хотите туда отправиться? (Ответы детей)

На чём можно это сделать? Дети выбирают вид транспорта: летят самолётами и плывут на кораблях, имитируя движение под музыку.

Давайте пока плывёт наш корабль  выполним волшебные упражнения, которые придадут нам силы, помогут лучше всё увидеть, услышать и почувствовать «заряд бодрости».

Дети садятся свободно на ковёр, им нужно вытянуть вперёд два пальца (большой и указательный).Выполняют упражнения.

1. Возьмитесь пальцами правой и левой руки за мочки ушей, помассируйте ушки, приговаривая «Ушки, ушки слышат всё» (2-3 раза).

Опустите руки.

2. Указательный палец поставьте между бровями, помассируйте, приговаривая «Просыпайся, просыпайся» (2-3 раза).

Опустите руки.

П-П:Вот мы и в джунглях.

Очень много солнечного света!

Над землёй стоит голубизна.

Кажется, в сиянье разодета,

Изнутри земля освещена!

В джунглях есть поляна. На ней можно поиграть, потанцевать. Давайте пойдём туда? Согласны? Тогда в путь!

Давайте потренируемся перед путешествием.В джунглях не погуляешь как в нашем лесу. Могут путешествовать только сильные, смелые и знающие.

2.      Физкультминутка «Обитатели джунглей»

Это - лев. Он царь зверей,

В мире нет его сильней.

 Он шагает очень важно,

Он красивый и отважный.

(Ходьба по кругу.

Дети идут неторопливо, размеренно)

 А смешные обезьяны

Раскачали так лианы,

 (Наклоны в стороны)

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

 (Прыжки с хлопками над головой)

А вот добрый, умный слон

(Дети ставят ноги на ширине плеч,

 руки сгибают в локтях,

приподнимают и разводят их в стороны)

 Посылает всем поклон.

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

Кенгуру так быстро скачет,

Словно мой любимый мячик.

(Дети сгибают руки в локтях и

 начинают выполнять легкие

прыжковые движения вперед-назад)

П-П: А теперь давайте пройдём волшебный туннель из лиан, чтобы попасть на полянку. Дети под волшебную музыку идут по туннелю из ниток (лианы), массажным дорожкам которые расположены на полу.

Предлагаю поднять руки вверх, вниз, на уровне груди, а теперь встанем и пройдем вправо и влево. Старайтесь идти так, чтобы наш волшебный туннель не разрушился.

Отлично, мы с вами аккуратно прошли по туннелю и никто не упал и не оступился.  Значит, мы команда!

На полянке нас встречает обезьянка Пату (игрушка или изображение на экране - 1 слайд), которая расскажет о джунглях.

Дети рассаживаются в полукруг на подушки, которые оказались рядом.

3.                  Вступительная беседа

- Как вы считаете, кто такой внимательный человек?

- Что это значит – быть внимательным человеком?

- Как это выглядит в поведении, в каких ситуациях мы видим проявления внимания? Как видно, что человек внимательный?

 - Что такое внимание, что это значит, если человек внимательный?

  - Об этом мы узнаем, послушав историю мудрой обезьянки.

4.  Рассказывание сказки про невнимательного слонёнка(Приложение) сопровождается демонстрацией иллюстраций на мультимедиа.

5. «Танец по словесной инструкции»

П-П: Посмотрите, стулья стоят в кругу, встаньте, пожалуйста, внутрь круга. (Звучит музыка, дети начинают движение по кругу, взявшись за руки)

- Идём вправо, начиная с правой ноги, восемь шагов.

-Поворачиваемся влево и идём восемь шагов с левой ноги.

- Останавливаемся, опускаем руки. С правой ноги делаем два шага в круг и три притопа. (2 раза)

- Идём назад с левой ноги – два шага, три притопа.

- Стоя на месте, хлопаем три раза в ладоши, три хлопка по коленям, кружимся вокруг себя.(2 раза)

П-П: У нас отлично получилось!

6.                  Этюд «Слон и бабочки»

П-П:А теперь я предлагаю Вам превратиться в маленьких слоников, почувствуйте радость и лёгкость.

Двигаясь по комнате, слоны кивают головой и при встрече общаются друг с другом прикосновением хобота. Когда звучит лёгкая весёлая музыка,  вокруг слонов порхают бабочки легко и ласково. А слоны поднимают хоботы вверх и от удовольствия громко трубят.

Вопросы для обсуждения:

- Почему слонёнок не слушал Обезьянку?

- Что помогло Слонёнку победить рассеянность, почему?

- Что случилось со Слонёнком, почему, ведь в начале он был невнимательным и всё путал?

- Какую силу помогла развить обезьянка Слонёнку?

- Как он тренировал ее?

П-П:Смогли бы вы пройти волшебные игры-забавы, Проверим. Давайте скажем «Я всё слышу, я всё вижу, я всё чувствую».

Под музыку дети плавно кружатся по залу. По окончании музыки дети садятся на свои места.

Итак, вокруг лианы, пальмы, красота! Посмотрите на картинку. Это Слонёнок и Обезьянка. Опишите, что вы видите. Давайте перевоплотимся в обезьянок и слоников, поиграем в игры, которые помогут нам быть внимательными.

Посмотрите, у меня есть карта (Приложение 4) с изображением всех забав, которые необходимо выполнить и в конце мы найдем что-то интересное. Как Вы думаете, что? Да, сокровище. Ну что, начали.

Кто первым покажет нам первое задание? (Далее перед началом каждого упражнения 1 ребенок подходит к карте и проводит пальчиком по линии, отыскивая следующее задание).

Слонёнок и обезьянка  перед играми выполняют специальное упражнение с палочками, чтобы удача им улыбнулась и было много силы для игр. А у нас тоже есть палочки. А что нужно делать? Да, надо тереть палочку в руках.

Упражнение «Энергия успеха»

Инструкция: Возьмите деревянные палочки (ребристые и с гладкой поверхностью). Возьмите палочки и зажмите их между ладоней.Крутите их сначала медленно, а затем быстро.

Упражнение «Бусы»

Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.

П-П: на листе бумаге нарисованы 5 больших бусин разного диаметра и цвета. Посмотрите на картинку в течение 1 мин. Потом я соберу листы с нарисованными бусинами и дам вам чистые листы. Вспомните, нарисуйте и раскрасить бусины (см. Приложение 2).

«Будь внимательным»

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.

П-П: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Инструкция.

1 вариант.Дети закрывают глаза. Кто-то из детей тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку психолога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

 «Угощение для обезьянки»

Инструкция. Предлагаются бланки с изображениями фруктов (приложение 3), расположенных по шесть в каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / груши / ананасы;

б)/ подчеркни яблоки / бананы;

в)/ подчеркни яблоки / груши зачеркни крест на крест/бананы и ананасы зачеркни одной линией.

Задания усложняются постепенно: а/б/в/.

Упражнение «Подарок»

П-П: Ребята, а давайте сделаем бусы, помните, слонёнок тоже мастерил бусы для мамы и бабушки.

Инструкция. Детям раздается нить (шнурок) длиной 1,5 м и деревянные бусины или фигурки животных жарких стран. Дети должны нанизать бусины/фигурки на нитку или шнурок.

П-П: А теперь, когда мы сделали настоящие бусы, как у слонёнка, давайте покажем их друг другу.

Упражнение «Внимательные обезьянки и слоники»

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Сейчас я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Есть одно условие – отвечать на них можно будет только тогда, когда скажу «Гороври».

o   Летом всегда падает снег?

o   Собака летает в небе?

o   Ворона сидит на дереве?

o   На сосне растет орех?

o   Зебра не полосатая?

o   Слон боится мышей?

o   Дочерей и сыновей учит хрюкать воробей?

o   С пальмы на пальму прыгает корова?

А теперь можно отправляться дальше.

Игра «Страус, жираф, черепаха»

П-П: А теперь предлагаю Вам ходить по залу в свободном направлении. Как только вы услышите, что звенит колокольчик, Вам нужно замереть в ожидании сигнала. Сигналы будут 3 видов:

«Страус» - дети сгибают одну ногу в колене и приподнимают её, расставляют руки в стороны, имитируя крылья и замереть;

«Жираф» - дети стоят на месте, слегка наклонив корпус вперёд и вытягивая шею;

«Черепаха» - дети легко и бесшумно шагают вперёд и назад;

П-П: Супер! Вы справились со всеми заданиями. Вы очень внимательные и дружные ребята.

Игра «Загадочные прятки»

В песочнице психолог заранее прячет отгадки на предлагаемые загадки. А это необычное задание. Сейчас кто-то из-вас будет разведчиком: нужно с помощью словесных команд довести своих друзей до песочницы и заранее спрятанных в ней картинок. Когда Вы придёте к песочнице, погрузите руки в песок.Найдете по 2предмета и спрячете их в кулачок. Если Вы решите, что ответ на загадку вас, покажите свой предмет-отгадку.

  Он огромен и велик,
У него огромный рот,
Он в Африке живет.
И зовется (Бегемот)

Царь зверей, его мы знаем,

И, конечно, уважаем.

Всем опасен его гнев.

Догадались, это (Лев)

Он выше, чем парта,

И выше, чем шкаф.

Его вы узнали,

Ведь это…(Жираф)

Он медлителен, велик.

К хоботу давно привык.

Всех зверей сильнее он.

Крепкий, мощный,

Сильный  (Слон)

Полосатые, с усами,

Малыши играют сами.

Сотрясают клетку в играх –

Подрастают быстро (Тигры)

По тропинке едет дом.

И хозяйка едет в нём.

Нет, вернее на хозяйке

На тропинке едет дом!

 (Черепаха)

Я в пижамкеполосатой,

Очень тёплой, волосатой.

Не лошадка я, но все же

На лошадку я похожа.

(Зебра)

Этот зверь какой-то странный:

Шея как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится (Жираф)

П-П: Вот и пришли мы к сокровищу.

Заранее психолог прячет сундучок с конфетами в песочнице.

Дети должны откопать конфеты.

Прощание. Рефлексия.

Игра «Всем-всем до свидания!»

Давайте поставим  свои кулачки «столбиком», громко скажем: «Всем-всем, до свидания!».

Вопросы для беседы:

o   Посмотрите на нашего Слонёнка. Как вы считаете, мы помогли ему? Какой он стал? (аккуратный, внимательный, вежливый). Молодцы, Мы с вами помогли нашему герою быть внимательным. Он стал уже не таким рассеянным.

o   А сами мы чему научились? И вместе с нашим героем мы сами учились быть внимательными. Тяжело было помогать герою?

o   Скажите, что вам больше всего понравилось, что не понравилось?

 

Все благодарят друг друга. Прощаются до следующей встречи.

 

Литература

Загадки про африканских животных. Режим доступа: [http:// kidsclever.ru/content/zagadki-pro-afrikanskih-zhivotnyh ]

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Режим доступа: [ https://docviewer.yandex.ru/view/21133005 ]

Каюмов Д.Д., Каюмова Е.А. «Психокоррекционная помощь воспитанникам с диагнозом СДВГ при подготовке к школе», // Справочник педагога-психолога №11, 2015. – 34 с.

Коробицына Е.В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет»: диагностика, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель, 2013. -133 с.

Красавцева Н.В. Сказка про обезьянку и детей/ Режим доступа: [http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vasilevna-krasavceva/avtorskaja-skazka-mudraja-obezjana.html]

Крюкова С.В., Донскова Н.И. «Удивляюсь, злюсь, боюсь…». Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014. – 272 с.

Монина Г.Б. Технология формирования у детей инициативности, самостоятельности, ответственности.- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 176 с.

Руководства, инструкции, бланки. Бланк «Корректурная проба для дошкольников»/ Режим доступа: [http://polymer-m.ru/fileid-1867.html]

Самикова Е. Кинезиологические игры и упражнения. Режим доступа: [http://www.maam.ru/users/Lenacam]

Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М.  Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2017. – 176 с.

Чугурян О. Физкультминутки. [https://www.babyblog.ru/community/post/sistemno-vectornaya-/1829709]

 

Приложение 1

 

Сказка про невнимательного Слонёнка и мудрую Обезьянку (Модификация сказки Красавцевой Н.В.)

 

В джунглях жила мудрая обезьянка. Она была самая умная. Все звери из джунглей приходили к ней за советом.И тут случилось чудо: в джунгли пришла зима.Звери не знали, что такое зима, Новый год и как его праздновать. Они побежали за советом к мудрой обезьяне.Обезьяна любила читать книги и рассказывала своим друзьям, о том, что прочитала сама.

- Зима - это время года, когда выпадает снег. Некоторые звери ложатся в спячку. Ещё зимой празднуют Новый год. Все звери наряжают ёлку. Обезьяна объяснила, что у них ёлки нет. Тогда звери решили, что  нарядят пальму фруктами: бананами, кокосами, ананасами, грейпфрутами.

Пока обезьянка рассказывала, то все звери слушали её рассказ. Только маленький слоненок рассматривал лианы, качал хоботом и считал муравьёв. Когда обезьянка закончила рассказ, то спросила слонёнка, что он запомнил из её рассказа. Слонёнок посмотрел по сторонам и смущенно сказал: «Я, я ничего не знаю, что вы рассказывали. Смотрел по сторонам и считал муравьёв».Слонёнок всегда все забывал. Ему скажут: «Принеси, пожалуйста, воды для бабушки». А Слонёнок приносил яблоко. Вот такой был рассеянный!

Все его за это ругали, учили-учили разуму, да не научили. Слонёнок от этого внимательнее не стал, зато стал злым-презлым. Бабушке с мамой грубил, на папины слова обзывался.

Во дворе со всеми дрался и ругался. И никто не хотел с ним дружить.

Мудрая обезьянка спросила зверей: Ну скажите, как можно помочь слонёнку, что же делать? Как помочь ему быть внимательным? Давайте придумаем, как можно помочь ему. Стали звери думать и собрали Совет.

Стали смотреть в Интернете, как всё слушать, быть внимательным и запоминать; открыли энциклопедию игр для малышей. И нашли там игры заморские, да не простые, а для слонёнка, чтобы ему помочь перестать быть рассеянным. Стала обезьянка игры-забавы готовить для слонёнка. Спросила его: «Слонёнок, хочешь ли ты всё запоминать и поручения мамы и бабушки выполнять?» Ему очень хотелось. Стал слонёнок с обезьянкой внимание тренировать, в игры-забавы разные играть.

Прибежали другие ребята-зверята и стали на них смотреть. А Слонёнок поздоровался с ними и  предложил им поиграть... Все очень удивились и обрадовались. А Слонёнку понравилось удивлять и радовать других.

Он пришел домой. И когда бабушка попросила его принести ей апельсин, он принес его, а не стакан воды. Все дома очень удивились.

Стал Слонёнок с родителями готовиться к Новому году, они вместе составили список покупок, которые нужно купить в магазине. А в магазине купили всё что нужно и Слонёнок ничего не забыл. Стал Слонёнок ждать нового года, нарядил ёлку, смастерил подарки для мамы, бабушки и папы. Когда часы пробили полночь, Дед Мороз положил подарки под пальму, а утром Слонёнок получил свой подарок, и подарил бусы для мамы и бабушки, картину для папы.

Оказалось, что Слонёнок все может запоминать и быть внимательным: он не перепутал подарки, игры с мудрой обезьянкой  помогли Слонёнку научиться быть внимательным. Главное, что он хотел оказывать это внимание и чувствовал, как оно важно для других. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.