Статья «Социальное партнёрство ДОО и семьи в реализации гуманистических принципов ФГОС дошкольного образования»

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чезганова Юлия Николаевна,
Шестиперстова Ирина Викторовна
Россия, Нижегородская область,
Уренский район, с. Большое Карпово
E-mail: karpovo.rodnichok@yandex.ru
Аннотация
В данной статье рассматриваются традиционные и современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Приведены примеры информационно-аналитических, наглядно-информационных, познавательных и досуговых форм. На конкретных примерах доказана эффективность использования таких форм, как «почтовый ящик», занятий в клубе «Родительская академия», работа информационного стенда «Наша жизнь», организация совместных походов на природу, проведение акции «Чистая лопатка».
От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольная образовательная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует...
В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольной образовательной организации большое значение имеет выбор формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Новые, перспективные формы сотрудничества предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашем детском саду мы используем разнообразные современные формы работы с родителями.
Информационно-аналитические:
анкетирование;
опрос;
"почтовый ящик".
Наглядно-информационные:
родительские клубы;
мини-библиотека;
информационные стенды «Маме на ушко»; «Наша жизнь»; «Коротко о разном»;
выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».
Познавательные:
родительские гостиные;
нетрадиционные родительские собрания;
устные журналы;
экскурсии.
Досуговые:
праздники;
совместные досуги;
акции;
участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – «почтовый ящик». Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующему или воспитателю. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или ответы даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и решает дефицит времени, если нет возможности встретиться педагогу с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. В нашем детском саду уже несколько лет действует клуб "Родительская академия". Обычно проходит 4 заседания клуба в год. Мы стараемся, чтобы встречи были интересны родителям, не превращались в скучные лекции, поэтому всегда темы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Волшебный мир театра", "Как сохранить здоровье", "Ребенок с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка" – вот некоторые темы встреч. Кроме того, привлекаем детей к участию в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключение такой встречи каждый родитель получает памятку по рассматриваемой теме.
О жизни группы родителям расскажут информационные стенды: «Маме на ушко»; «Коротко о разном»; «Наша жизнь». Например, информационные материалы стенда «Наша жизнь» отражают наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы. Здесь могут быть размещены продукты коллективного детского творчества, сочинения детей, результаты работы по взаимодействию с социумом. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Например, это организация совместного похода «На природу». Основная цель такого мероприятия - формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Курс молодого бойца», «Моя мама самая…». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями, хочется поделиться и такой формой работы как проведение акций. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, пообщаться друг с другом, понаблюдать за тем, как ребёнок общается со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и села.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольная образовательная организация – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения разнообразных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Библиографический список
1.Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей.// Управление ДОУ 2002 г., № 4.- 66с.
2.Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособия для педагогов и родителей.- М: Мозайка-Синтез, 2007 – 167с.
3.Хабибилина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями»// Дошкольная педагогика 2007г., №7.-70с.