Социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования
Социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОВНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УРОВНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.4.ст.10, п.1. ст. 63) .
Преемственность между дошкольным образованием и начальным общим образованием обеспечивает систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников; создает благоприятные условия в ДОО и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка; увлекает дошкольников перспективой школьного обучения, вызывает желание учиться в школе; способствует успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Известный ученый, психолог, учитель и философ, Лев Семёнович Выготский в книге «Избранные психологические исследования», рассматривая проблему обучения и умственного развития в школьном возрасте, писал:
«…..школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком до поступления в школу…..».
В свете реализации ФГОС ДО «определенная стадия детского развития» - это достижение ребенком целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 4.7 раздела IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры ООП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДО целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. ЦЕЛЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 4.3 раздела IV. Требования к результатам освоения ООП ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, п. 3.2.3 раздела III. Требования к условиям реализации ООП ДО «…Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей …». При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. О МОНИТОРИНГЕ В ФГОС ДО
МОНИТОРИНГ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ДОО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ООП ДО ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО, РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ (В СООТВЕТСТВИИ С СЕНЗИТИВНЫМ ПЕРИОДОМ РАЗВИТИЯ), ДОПОЛНЕННЫЕ ОРИЕНТИРАМИ, СВЯЗАННЫМИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО (С УЧЕТОМ ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ) И ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, ПРЕДЛАГАЕМЫМИ АВТОРАМИ ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОО
Ребёнок овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
… участвует в совместных играх. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми..
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Проблема преемственности может и должна успешно решаться только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Фокина Лидия Петровна