12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириллова Надежда Михайловна125
Россия, Татарстан респ., Набережные Челны
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Кириллова Н.М.

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУДО «Детская художественная школа №1»




Сотрудничество педагога с родителями - дополнительный багаж знаний ученика.


«Я рисую мир» Я рисую зверей, Я рисую траву, Я рисую всё то, Что вокруг, наяву... (С. Гарифуллин). Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, образование. Сегодня в Детской художественной школе есть все возможности для развития мышления, формирования общей культуры, духовно-нравственного самосовершенствования обучающихся, развитие творческих способностей, самобытности, созданы необходимых условий для самореализации. Для того, чтобы воспитать в ребенке полноценное отношение к творчеству, к труду, раскрыть его внутреннее Я, чтобы вдохновение сопровождало творческие идеи. Помочь реализовать его мечты. Большую роль в этом процессе играет сотрудничество педагога с родителями.

Изобразительное искусство в ДХШ является базовым предметом. Содержание рабочей программы направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, приобщение к искусству, как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Обучающееся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства. Это заслуга педагога профессионала.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучающегося с произведениями искусства, что позволяет освоить выразительные возможности художественных материалов, анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учится активно использовать художественные термины и понятия.

На помощь обучающемуся приходят кроме педагога и родители. Используются различные формы - игровая, образная форма приобщения к искусству. В задачу обучения входит понимание огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей преподавателя является обучение детей первичному опыту владения материалом, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение родителей, используя их жизненный опыт, также опыт детей и их примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Художественная деятельность на уроках искусства находит разнообразные формы выражения, восприятие явлений действительности и произведений искусства, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – урокам, проводятся экскурсии в краеведческие музеи, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Здесь на помощь приходят родители, которые помогают сопровождать детей на экскурсиях. Например, картинную галерею, музей боевой славы, экскурсия к Вечному огню. Родители, посещая места культурного отдыха и досуга, обращают внимание детей на то, что они должны извлечь полезного из увиденного.

Основные межпредметные связи истории изобразительного искусства осуществляются с уроками живописи, рисунка, композиции, дизайна. При прохождении отдельных тем используются связи с окружающим миром: скульптура, моделирование (геометрические фигуры и объемы), ДПИ (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Изучение окружающего мира неотъемлемая часть процесса познания и творческих начал, опять же, как обойтись без родителей! Прогулки на природе семьей, в выходные дни, принесут пользу и поддержат начинания преподавателя.

Можно выделить в рабочей программе по изобразительному искусству три основные содержательные линии, что дает возможность постепенно расширять и усложнять их с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью», «Искусство в твоём доме», «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Изобразительные предметы – живопись, графика; конструктивные – скульптура, архитектура, дизайн, декоративные - декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства. Реальность и жизнь. Педагог и родители.

Три способа освоения художественной действительности представлены на начальном этапе обучения в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство и ее роль, которую прививают с детства, начиная дом - детский сад, школа, предпрофессиональное обучение – Детская художественная школа.

Изобразительное искусство в ДХШ, направлено на то, чтобы ученик не просто с ним ознакомился, но и пропустил через свои чувства, окружение. Ведь когда знания и умения по искусству, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей среде, к родителям, к социуму. Познания разделов по предмету «Беседы об искусстве»: «Истоки искусства твоего народа»; «Древние города нашей Земли»; «Каждый народ – художник»; «Искусство объединяет народы» систематизируют, поэтому является необходимой основой для интеграции видов искусства в единую систему. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, совершенствование эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений. Это задача и для родителей и педагога. Совместно можно достигнуть положительного результата.

Одна из главных задач – развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания, чувства, которые прививают родители, педагог. А это возможно лишь, в форме личного творческого опыта, личного примера, проживания художественного образа в форме художественных действий - основа эстетической отзывчивости. Для реализации рабочей программы по предмету «Беседы об искусстве» предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, работа педагога, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы, чем и как работает художник, о чём говорит искусство, реальность и фантазия, отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего, видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках, воспринимать окружающий мир и произведения искусства, развивать наблюдательность, умение жить в гармонии с природой - «Искусство вокруг нас». Большую роль играют личные беседы родителей с детьми и индивидуальная работа педагога.

Один из способов развития большего интереса к искусству - это проект, который может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, ребенка и родителя. Развитие творческих способностей, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, часто раскрывающих жизнь в семье, социуме. Проект позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация - результаты работы. В ходе презентации автор рассказывает и показывает ее результаты: изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира, общения с людьми, обществом и природой, о человеке и его месте в природе и в обществе, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родителям, к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуре, патриотические чувства, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, отношения к миру природы и культуры в их единстве, представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах, чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий, истории и культуре других народов, ценности и чувства, установка на здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, педагогам, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Обогащает чувственный опыт обучающегося, его реальные представления об окружающем мире и природе. Родители, в общении с детьми должны помнить, что все это с любовью закладывается с детства.

Желательно, чтобы родители присутствовали на внеурочные занятия: беседы, конкурсы, мастер-классы, акции, участие в общешкольных мероприятиях патриотического воспитания, праздники, внеклассные мероприятия «День Здоровья», «Папа, мама, я – художников семья», тестирование, викторины, игры, беседы, экскурсии, практические работы, дискуссии, пленэры, фестивали - «Фестиваль цветов», фотовыставки, защита проектов. Напоминания необходимые для проведения занятий: памятки, инструкции, таблицы, плакаты, листовки - пропаганда знаний, выставки рисунков. На помощь приходят родители, помогая в выборе декораций, костюмов. Поездки - экскурсии, заочные путешествия, которые проходят под девизом: «Будь природе другом», «Край мой васильковый…», «Постижение любовью», «Сбережем свою планету», «Твори добро». Все это совместная работа в воспитании достойной творческой личности педагога и родителей. «Я рисую мир» Я рисую облако, Птицу в вышине, Я рисую бабочку В летней тишине… (С. Гарифуллин).

Список литературы:

1. Неменская, Л.А. Учебник по изобразительному искусству «Искусство вокруг нас» / под редакцией Б.М. Неменского. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2014.



Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.