12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кириллова Надежда Михайловна125 Россия, Татарстан респ., Набережные Челны Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования» |
Сотрудничество педагога с родителями - дополнительный багаж знаний ученика.
Кириллова Н.М.
преподаватель высшей квалификационной категории
МАУДО «Детская художественная школа №1»
Сотрудничество педагога с родителями - дополнительный багаж знаний ученика.
«Я рисую мир» Я рисую зверей, Я рисую траву, Я рисую всё то, Что вокруг, наяву... (С. Гарифуллин). Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь, образование. Сегодня в Детской художественной школе есть все возможности для развития мышления, формирования общей культуры, духовно-нравственного самосовершенствования обучающихся, развитие творческих способностей, самобытности, созданы необходимых условий для самореализации. Для того, чтобы воспитать в ребенке полноценное отношение к творчеству, к труду, раскрыть его внутреннее Я, чтобы вдохновение сопровождало творческие идеи. Помочь реализовать его мечты. Большую роль в этом процессе играет сотрудничество педагога с родителями.
Изобразительное искусство в ДХШ является базовым предметом. Содержание рабочей программы направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, приобщение к искусству, как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Обучающееся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства. Это заслуга педагога профессионала.
На помощь обучающемуся приходят кроме педагога и родители. Используются различные формы - игровая, образная форма приобщения к искусству. В задачу обучения входит понимание огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей преподавателя является обучение детей первичному опыту владения материалом, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение родителей, используя их жизненный опыт, также опыт детей и их примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность на уроках искусства находит разнообразные формы выражения, восприятие явлений действительности и произведений искусства, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – урокам, проводятся экскурсии в краеведческие музеи, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Здесь на помощь приходят родители, которые помогают сопровождать детей на экскурсиях. Например, картинную галерею, музей боевой славы, экскурсия к Вечному огню. Родители, посещая места культурного отдыха и досуга, обращают внимание детей на то, что они должны извлечь полезного из увиденного.
Основные межпредметные связи истории изобразительного искусства осуществляются с уроками живописи, рисунка, композиции, дизайна. При прохождении отдельных тем используются связи с окружающим миром: скульптура, моделирование (геометрические фигуры и объемы), ДПИ (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Изучение окружающего мира неотъемлемая часть процесса познания и творческих начал, опять же, как обойтись без родителей! Прогулки на природе семьей, в выходные дни, принесут пользу и поддержат начинания преподавателя.
Можно выделить в рабочей программе по изобразительному искусству три основные содержательные линии, что дает возможность постепенно расширять и усложнять их с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью», «Искусство в твоём доме», «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище», «Музеи искусств». Изобразительные предметы – живопись, графика; конструктивные – скульптура, архитектура, дизайн, декоративные - декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства. Реальность и жизнь. Педагог и родители.
Три способа освоения художественной действительности представлены на начальном этапе обучения в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство и ее роль, которую прививают с детства, начиная дом - детский сад, школа, предпрофессиональное обучение – Детская художественная школа.
Изобразительное искусство в ДХШ, направлено на то, чтобы ученик не просто с ним ознакомился, но и пропустил через свои чувства, окружение. Ведь когда знания и умения по искусству, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей среде, к родителям, к социуму. Познания разделов по предмету «Беседы об искусстве»: «Истоки искусства твоего народа»; «Древние города нашей Земли»; «Каждый народ – художник»; «Искусство объединяет народы» систематизируют, поэтому является необходимой основой для интеграции видов искусства в единую систему. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, совершенствование эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений. Это задача и для родителей и педагога. Совместно можно достигнуть положительного результата.
Одна из главных задач – развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания, чувства, которые прививают родители, педагог. А это возможно лишь, в форме личного творческого опыта, личного примера, проживания художественного образа в форме художественных действий - основа эстетической отзывчивости. Для реализации рабочей программы по предмету «Беседы об искусстве» предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, работа педагога, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы, чем и как работает художник, о чём говорит искусство, реальность и фантазия, отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего, видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках, воспринимать окружающий мир и произведения искусства, развивать наблюдательность, умение жить в гармонии с природой - «Искусство вокруг нас». Большую роль играют личные беседы родителей с детьми и индивидуальная работа педагога.
Один из способов развития большего интереса к искусству - это проект, который может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, ребенка и родителя. Развитие творческих способностей, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру, часто раскрывающих жизнь в семье, социуме. Проект позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация - результаты работы. В ходе презентации автор рассказывает и показывает ее результаты: изучения окружающего мира - формирование целостной картины мира, общения с людьми, обществом и природой, о человеке и его месте в природе и в обществе, воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родителям, к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуре, патриотические чувства, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье, отношения к миру природы и культуры в их единстве, представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах, чувство гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий, истории и культуре других народов, ценности и чувства, установка на здоровый образ жизни, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, педагогам, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Обогащает чувственный опыт обучающегося, его реальные представления об окружающем мире и природе. Родители, в общении с детьми должны помнить, что все это с любовью закладывается с детства.
Желательно, чтобы родители присутствовали на внеурочные занятия: беседы, конкурсы, мастер-классы, акции, участие в общешкольных мероприятиях патриотического воспитания, праздники, внеклассные мероприятия «День Здоровья», «Папа, мама, я – художников семья», тестирование, викторины, игры, беседы, экскурсии, практические работы, дискуссии, пленэры, фестивали - «Фестиваль цветов», фотовыставки, защита проектов. Напоминания необходимые для проведения занятий: памятки, инструкции, таблицы, плакаты, листовки - пропаганда знаний, выставки рисунков. На помощь приходят родители, помогая в выборе декораций, костюмов. Поездки - экскурсии, заочные путешествия, которые проходят под девизом: «Будь природе другом», «Край мой васильковый…», «Постижение любовью», «Сбережем свою планету», «Твори добро». Все это совместная работа в воспитании достойной творческой личности педагога и родителей. «Я рисую мир» Я рисую облако, Птицу в вышине, Я рисую бабочку В летней тишине… (С. Гарифуллин).
Список литературы:
1. Неменская, Л.А. Учебник по изобразительному искусству «Искусство вокруг нас» / под редакцией Б.М. Неменского. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2014.