Статья «Совершенствование работы с родителями во внеурочной деятельности в условиях модернизации образовательного процесса»

11
8
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

Волкова Ольга Владиславовна,

Учитель начальных классов,

МАОУ «Лицей», г. Балашиха.


 

Совершенствование работы с родителями во внеурочной деятельности в условиях модернизации образовательного процесса.


 

С чего начинается путь на вершину?

С семьи, где ребенок катает машину,

Где чинит отец телевизор для деда,

Где мама на стол собирает к обеду,

Где бабушка вяжет носочки из шерсти,

Где ценят друг друга и держатся вместе.

(Анна Соловьева).

Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. Семья является важным социальным институтом общества, микро-группой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ образовательными учреждениями. В основе ФГОС лежат Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации, и в первую очередь с семьей.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьника, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Суть взаимодействия учителя и семьи заключается в заинтересованности раскрытия и развития в ребенке лучших качеств.

Механизмами организации данного взаимодействия являются на уровне классного руководителя:

- Проведение классных родительских собраний, индивидуальных консультаций, бесед;

- Диагностика потребностей родителей и учащихся;

- Информирование родителей обо всех событиях, происходящих в классе в образовательной и внеурочной деятельности;

- Совместное обсуждение, внесение изменений в воспитательную работу класса;

- Вовлечение родителей в подготовку и проведение внеклассных мероприятий.

Как любой другой, коллектив родителей существует по определенным законам. Я решила использовать полученный ранее большой опыт управления коллективом. И сегодня могу сказать, что примененные технологии дали свои положительные результаты.

Как сформировать положительное отношение родителей к школе? Как сделать родителей союзником учителя?

Необходимо создать положительный имидж Лицея:

Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие в управлении ОУ. В центре нашего внимания находится лишь одно из этих направлений, а именно, участие родителей во внеурочной деятельности класса, как один из путей.

Формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс можно разбить на три группы: совместная познавательная деятельность, совместная трудовая деятельность, совместная досуговая деятельность.

Опираясь на изучение семьи, я стала активно вовлекать родителей в познавательную, трудовую и досуговую деятельность учащихся. Взаимодействие родителя и классного руководителя строится на основе доверия, доброжелательности и диалога. Ключевыми понятиями выступают: взаимодействие семьи и школы, формы совместной деятельности, атмосфера сотрудничества, личность классного руководителя.

Семья является основной средой, формирующей личность ребёнка. Она воспитывает отношение к миру, развивает способности и эмоционально обогащает его. Но иногда родитель не находит нужных форм общения с ребёнком, не знает, как строить свои отношения с ним. Поэтому образовательное учреждение, также являясь средой воспитания, ставит своей целью активизировать родителя, вооружить его психолого-педагогическими знаниями, привлечь его к воспитательному процессу. И тогда взаимодействие этих двух сред эффективнее будет направлено на развитие личности ученика.


 

Связующим звеном в системе школа-семья является классный руководитель. Именно на нём лежит большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие.

В нашем классе сформировались благоприятные межличностные отношения и совместная деятельность между учителем, учащимися и родителями. Большинство родителей поняли, что главными в воспитании являются они, а мы, лицей, - помогаем - в силу своего предназначения и профессиональных возможностей. Родителей мы включили во все дела, все замыслы школьной жизни и в первую очередь во внеурочную деятельность. Они должны знать, чем живёт класс и Лицей в целом, и в чём нуждается, а также, что они могут сделать для него.

Из личного опыта могу сказать, что основное из выше сказанного – это информирование родителей. Информирование может быть проведено различными способами (объявление на родительском собрании, в группе класса в социальной сети, через дневник учащегося и т.д.). С первых дней работы в классе мною была организована мобильная группа в WhatApp под названием «Доска объявлений», куда были включены ВСЕ родители учащихся нашего класса. Я знаю, что в каждом классе есть подобные группы. Но в чем существенное отличие группы созданной мной? Первым сообщением в данной группе было правило: «Информацию в группе размещаю только я. Все вопросы и предложения отправлять мне личным сообщением». На протяжении года это правило действует неукоснительно: я размещаю в группе информацию, а родители обратную связь пишут лично мне. Ответы на вопросы общего характера я размещаю в группе. Что это дает? Во-первых, родители всегда видят только актуальную информацию, поэтому не теряют интереса к данной группе. Во-вторых, всегда осведомлены обо всем, происходящем в классе. В-третьих, группа позволяет мне поддерживать позитивный климат в родительском коллективе.


 


 

Вот несколько примеров:

Прямые репортажи с места событий. Во время обще-лицейских мероприятий я делаю несколько фотографий и тут же отправляю их в группу с комментариями. Так, например, в сентябре во время «Веселых стартов» отправляла родителям фотографии с места события. Родители переживали за детей и поддерживали их.

А в ноябре у нас проходил конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья», в котором приняли участие семьи учащихся. От 3Г класса участвовала семья Соколовых. По понятным причинам пригласить другие семьи мы не имели возможности, но благодаря группе, все родители класса стали активными болельщиками этих увлекательных соревнований. Более 10 семей следили за происходящим в режиме он-лайн и поддерживали нашу команду. Таким образом, можно сказать, что в данном мероприятии принимала участие не одна семья, а весь класс. Подобные методы являются очень эффективным инструментом сплочения родительского коллектива и поддержания положительного имиджа Лицея.


 


 

Соревнование – метод стимулирования активности учащихся и родителей. Самым ярким примером действенности данного метода стал недавний сбор макулатуры. Как обычно, о предстоящем сборе макулатуры я написала в Группе «Доска объявлений». В назначенный день дети стали приносить макулатуру. Но высокой их активность явно нельзя было назвать. Тогда я собрала информацию о том, как проходит сбор в других классах и написала об этом группе (фото). Родители стали интересоваться, есть ли еще возможность сдать макулатуру. После моего сообщения о том, что срок сдачи продлен на 2 дня и что наш класс отстает от лидеров, родители начали бурную деятельность. В итоге наш класс собрал более 300 кг и занял 1 место.


 


 

Информирование – способ привлечения родителей к участию в конкурсах. Традиционно обо всех конкурсах, будь то лицейские или муниципальные конкурсы, я обязательно сообщаю как детям, так и родителям через группу «Доска объявлений». Обязательно сообщаю, что за конкурс, условия участия в нем и сроки. К сожалению, массовостью пока похвастаться не можем, но активность отдельных семей стабильно высока. Совместные работы родителей и учащихся в этом году завоевали призовые места в муниципальных конкурсах «Дорожные знаки» (Паздникова Анастасия заняла 3 место) и «Точка зрения» (Садыхов Георгий – 2 место, Паздникова Анастасия – 3 место). В дальнейшем планирую увеличение числа участников конкурса путем применения уже проверенного метода соревнования.

Важным шагом было привлечение родителей к организации внеурочной деятельности учащихся. На родительском собрании было проведено анкетирование по изучению запросов и образовательных потребностей родителей учеников. В результате анкетирования выяснилось, что родители на первое место поставили развитие индивидуальных способностей ребёнка, второе место – укрепление здоровья и развитие физической культуры детей, на третьем месте – приобщение к культурным ценностям. Итогом данного анкетирования стало родительское собрание “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности».


 

Проанализировав анкеты, я выяснила, что есть семьи, хобби которых можно использовать во внеурочной деятельности нашего класса. Так родилась традиция раз в месяц проводить «Игротеки» - познавательно-игровые программы с групповыми настольными играми. Родители выступают организаторами и ведущими этих программ. При подготовке очередного выпуска, ведутся активные обсуждения по подбору тематики и игр. Всякий раз они посвящаются разным наукам: математике, астрономии, русскому языку. Игротека способствует развитию познавательных способностей детей и сближает всех нас в неформальной игровой атмосфере.


 


 

Таким образом, совместная познавательная деятельность направлена на формирование IQ-сферы, развивает мотивацию, навыки умственного труда. Родители активно участвуют в организации интеллектуальных игр, являясь авторами турнирных заданий и ведущими.

Финальным проектом первого полугодия в этом году стал «Большой новогодний квест». Авторами идеи стали родители. Сценарий мы начали готовить совместными усилиями еще в октябре. Из числа родителей была собрана креативная группа по подготовке квеста. На вечерних встречах (от детей программа держалась в секрете до последнего момента) составлялся сценарий, разрабатывались интеллектуальные задания для детей. В основу легли знания, полученные детьми на ДОУ (Заниматика, РПС и Информатика) и внеурочных занятиях. В подготовку квеста были вовлечены практически все родители: одни готовили браслеты для команд, разрабатывали задания и реквизит для заданий, другие - костюмы для сказочных героев, декорации для станций. Такое коллективное творческое дело еще больше сплотило наш классный коллектив. В заключение остался один вопрос: что доставило большее удовольствие – сам квест или большой период его подготовки …


 

Совместная трудовая деятельность формирует сознательное отношение к труду и воспитывает трудолюбие. Родители вместе с детьми занимаются благоустройством и оформлением кабинета. Уже стало доброй традицией проводить генеральные уборки в классе совместно с детьми и родителями. Постепенно расширяем функции детей, оставляя мне и родителям оставляя только роли советчиков и наблюдателей. Это развивает самостоятельность в детях. Упомянутый выше сбор макулатуры так же не обходится без участия родителей. Проводимые ежегодно выставки и ярмарки семейных поделок тоже способствует вовлечению родителей в трудовую деятельность класса.

Совместная досуговая деятельность направлена на формирование эмоциональной сферы ребёнка и содействует гармонизации семейных отношений. Она включает в себя проведение праздников, концертов, конкурсов, соревнований силами родителей или при участии родителей. В конце учебного года проводится концерт с участием родителей и детей, и каждой семье дарится диск с фото- и видеоматериалами событий учебного года, записанный родителями. Это «семейный» альбом класса. А я как классный руководитель, в свою очередь поощряю родителей и детей дипломами и грамотами. Очень важно публично отмечать заслуги каждого.


 

Грамотно организованное взаимодействие с родителями предъявляет высокие требования к личности классного руководителя. Умение строить диалог на основе доверия, доброжелательный настрой, искреннее и уважительное отношение к ребёнку и родителю, толерантность, неподдельный интерес к заботам семьи – всё это неотъемлемые черты классного руководителя. Значимость вовлечения родителей во внеурочную деятельность класса очень высока. Во-первых, участие родителей способствует сближению родителя и ребёнка. Они вместе думают, строят, творят. Они находят общий язык. Во-вторых, все мероприятия дают родителю информацию к размышлению. Своими выводами родители делятся с другими родителями, и этот обмен мнениями чрезвычайно важен в поиске решения проблем. В-третьих, совместная деятельность родителей и учащихся создаёт в классе атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу добра и понимания. И последнее, самое главное, что участие родителей во внеурочной деятельности класса создаёт позитивное отношение к Лицею в целом, формирует убеждение, что Лицей, в котором учится ребёнок, является благотворной и необходимой средой для его развития. И тогда, учитель и родитель при решении проблем образования и воспитания ребенка становятся настоящими СОЮЗНИКАМИ, что является основой успешной воспитательной деятельности.

Литература:

Свердлов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Свердлов. - М.: Педагогика, 2000.

Холоднова Л.Ю. Сотрудничество классного руководителя и родителей / Л.Ю. Холоднова // Воспитание школьников. - 2006. - C.16. - №4.

Н.И. Дереклеева “Азбука классного руководителя” /Начальная школа/ - М.: 5 за знания, 2008.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, интересный опыт!

20 January 2018

Спасибо большое за оценку!

8 March 2018

Актуальная проблема, грамотные подходы - спасибо!

20 January 2018

Спасибо большое за оценку!

8 March 2018

Спасибо большое за оценку!

8 March 2018

Поздравляем с победой!!!))))

21 March 2018

Здравствуйте, Ольга Владиславовна. Хотела спросить, а кто такая Анна Соловьева? Просто стихи про семью, использованные Вами во вступлении, - это мои стихи. Полностью они звучат так: С чего начинается путь на вершину? С семьи, где ребенок катает машину, Где чинит отец телевизор для деда, Где мама на стол собирает к обеду, Где бабушка вяжет носочки из шерсти, Где ценят друг друга и держатся вместе, Где, делая дело, на трудность не ропщут, Где все, что досталось, становится общим, Где «честность» не просто красивое слово, А важная вещь, отношений основа. Где помнят о предках и ждут от потомков, Чтоб имя родное прославили громко. Семья, если что-то случится, поможет, И нет ничего в этом мире дороже. Вот ссылка на это стихотворение на моей страничке сайта Стихи.ру, с подтверждением авторских прав: https://www.stihi.ru/2017/10/09/5459 Я не имею ничего против того, что Вы использовали мои стихи, но вот подписать бы их правильно... С уважением, Вера Сергеевна Бутко

10 November 2018

Похожие публикации