12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Селецкая Наталья Валерьевна50
МБДОУ детский сад №1 "Улыбка"
Россия, Сахалинская обл., САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СМИРНЫХОВСКИЙ РАЙОН, СМИРНЫХ
0

Статья на тему «Современные образовательные практики в работе музыкального руководителя с одарёнными детьми в условиях ДОО»

Современные образовательные практики в работе музыкального руководителя с одарёнными детьми в условиях ДОО.

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день вопросы, связанные с музыкальной одарённостью детей дошкольного возраста, а также представлены современные образовательные практики.

Одаренность человека-это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,

ухаживать за ним, сделать его благороднее,

чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Развитие и воспитание талантливых и одаренных детей является одним из важнейших условий формирования творческого потенциала общества, развития культуры, науки и других областей творческой жизни. Важной и актуальной задачей в современной педагогике является работа с одаренными детьми.

Одним из важных аспектов в системе общего образования становится развитие одаренной личности ребенка. ФГОС делает акцент на системно-деятельностном подходе в образовательном процессе, т.е. способности быть творцом, активным созидателем своей жизни, автором, уметь ставить цель, достигать ее, использовать свои способности и делать правильный выбор.

Музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее проявление музыкальных способностей. Фантастический музыкальный слух, отличная память, пластичный и скоординированный двигательный «аппарат», высокая обучаемость и активная работоспособность являются показателями музыкальной одаренности.

По мнению Б. М. Теплов музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения». Данное высказывание подтверждают и другие исследователи.

Таким образом, исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель должен организовать работу так, чтобы своевременно выявлять музыкально-одаренных детей, выстраивать специальную работу по дальнейшему развитию способностей, объединяя усилия специалистов, воспитателей, и родителей.

Современные подходы к музыкальному образованию требуют внедрения наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы с одаренными детьми, подталкивал нас к изучению и внедрению различных методик и практик.

Развитие музыкально - одарённых детей – один из важнейших аспектов в деятельности музыкального руководителя ДОО. При правильно организованном взаимодействии с одаренными детьми и их семьями, специалист способен добиться особых результатов, раскрыть юные таланты и способствовать развитию творческого потенциала будущего музыканта. Важно начинать музыкальное воспитание и развитие в дошкольном детстве, когда у ребёнка закладывается базовая основа багажа знаний и компетенций.

Период дошкольного детства является важнейшим в становлении личности и характера человека, именно этот возраст характеризует сензитивность, способность воспринимать и впитывать в своё сознание огромное количество информации, возможность пополнять своё сознание музыкальными впечатлениями, которые останутся в памяти на всю жизнь.

Задача музыкального руководителя – создать такие условия, чтобы мозговая и физическая активность ребенка была направлена в правильное русло - в области знаний и искусства. Важно то, что в современной реальности между успехом прогрессивных инноваций и их же отрицательным воздействием проходит тонкая черта. Необходимо уместное и дозированное использование в практике информационно - компьютерных технологий и минимальное их присутствие в свободное время воспитанников. В своей педагогической деятельности мы отдаём предпочтение современным технологиям, основанным на коммуникации ребёнка с другими участниками образовательного процесса – с педагогом, с детьми, с социальными партнёрами и т.д.

Новые подходы к музыкальному образованию требуют в использовании наиболее эффективных, педагогических технологий в развитии музыкальных способностей детей. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающих в ходе работы с одаренными детьми, способствовал моему знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей.

Методическая направленность образовательных практик базируется на современных концепциях и теоретических трудах О. Радыновой, Н. Ветлугиной, Виноградова, К. Орфа, на знании авторских методик; знакомстве с опытом работы педагогов-новаторов музицирование Т. Тютюнниковой, игровые технологии М. Картушиной, игровое распевание А. Евтодьевой, Т. Боровик, И. Каплуновой. Изучение передового опыта способствовало расширению профессионального кругозора и нашло отражение в педагогической практике.

В рамках ДОО организованна целенаправленная, системная работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Разработана индивидуальная программа сопровождения одаренных детей.

В работе с одаренными детьми в рамках ДОО свою эффективность доказала кружковая работа, которая значительно расширяет возможности индивидуального подхода к детям, требующим большего внимания ввиду их тяги и способностей к музыкальному искусству. Для определения уровня и направленности одаренного ребенка мы используем педагогическую диагностику, педагогическое наблюдение, которые позволяют выявить таких детей и выстроить эффективную работу по развитию музыкальных способностей. В задачи музыкального руководителя входит также работа с заинтересованными семьями, с помощью консультаций, выступлений на родительских собраниях, организация совместных мероприятий, оформления стендов на данную тематику, проведение семинаров, мастер-классов и др.

В нашей практике основными компонентами, обуславливающими более глубокое погружение одарённых детей в мир музыки, являются:

- значительное обогащение репертуара (он должен быть вариативным, актуальным и интересным);

- расширение и накопление песенно-игрового опыта, развитие интонационного словаря ребёнка;

- усиленная работа над музыкальными способностями детей, ориентируясь на зону ближайшего развития (Л.С.Выготский);

- усложнение исполнительских задач, участие в конкурсах и фестивалях разных уровней и направленностей;

- активное взаимодействие с семьями, педагогами, социальными партнёрами.

Эффективность кружковой работы доказывает тот факт, что участники принимают активное участие в концертной жизни детского сада, района, области, становятся лауреатами и победителями музыкальных конкурсов, также у солистов есть личные победы. Большинство участников продолжили своё музыкальное образование в детской школе искусств, ЦД и решили связать свою дальнейшую жизнь с музыкой.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития специальных музыкальных способностей ребёнка. Данный процесс долгий и кропотливый, требующий от нас бережного отношения.
Важно дать таланту поддержку и опору, направить его к росту и совершенствованию. От нас, педагогов зависит - разовьётся это удивительное явление природы или погаснет. А закончить хочется словами Гёте: «Человек, обладающий врожденным талантом,   испытывает величайшее счастье тогда,  когда использует этот талант».

Список использованной литературы:

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград: Учитель, 2011. 204 с.

Евтодьева А.А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя!»

Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. Москва.: Издательство «Скрипторий», 2017. 174 с.

Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные узоры. Точки и линии: донотная запись музыки» Т.Э. Тютюнникова // Музыкальный руководитель. — 2006. -№1.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.