12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гайбышева Динара Рафильевна208
Россия, Свердловская обл., Красноуфимск
2

Логопедическое пано «Развивающий планшет»

Логопедическое панно «Развивающий планшет»

ФГОС ДО определяет одну из задач речевого развития: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Сегодня хочу вам представить многофункциональноелогопедическое панно «Развивающий планшет», как часть коррекционной развивающей предметно - пространственной среды логопункта. За основу взяты развивающие методики В.В. Воскобовича, а именно «Фиолетовый лес», но т.к. основная задача учителя-логопеда коррекция и формирование речи, панно преобразовано для формирования всех компонентов речи. «Развивающий планшет», представляет собой, каркас, который собран из пластиковых панелей, обтянутый мягкой тканью (1000 х1000 см.). Предусматривается цветной фон с двух сторон (голубое - небо, зеленая – полянка с одной стороны и голубое небо и белый снег – с другой стороны). К панно прилагаются детали из ткани, для накладывания деталей на плоскость. Детали могут содержать любую тематику, в зависимости от целей и задач игры.

Панно используется для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Его можно использовать вертикально – поставить на мольберт с учетом роста ребенка, чтобы он мог играть стоя. Так же панно можно использовать горизонтально, где оно при использовании интерактивного оборудования превращается в интерактивную поверхность. Детали хранятся в папках.

Данное игровое пособие соответствует принципам и задачам ФГОС ДО.

Во-первых, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Во-вторых, обеспечивает реализацию содержания образовательной программы по пяти образовательным областям.

В-третьих, панно - многофункциональное, трансформируемое, безопасное, доступное и мобильное.

В основу сенсомоторного панно входят комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры развивающие. Они создаются педагогом в целях коррекции речи детей.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата.

Используя сенсомоторное панно, по направлению речевое развитие, а в частности по формированюлексико - грамматического строя речи. Развитие лексико - грамматической стороны речи – залог успешной речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим уровнями языковой системы, которые положительно влияют на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создают предпосылки для появления планирующей функции речи.

Используя его в практике, решаем следующие задачи:

- формируем понимание грамматических категорий (согласование числа и рода). Например, дидактические игры: «Покажи где?»(На панно макеты деревьев, грибов, цветов; на одном дереве одна птица, под деревом один гриб, два цветка и на другом дереве три птицы, под деревом два гриба, один цветок. – Покажи, где птица на дереве, а где птицы на дереве? Где гриб, а где грибы? где цветок, а где цветы?

- формируем понимание предложных конструкций с пространственным значением.

Например, дидактические игры: «Где находится?» (на панно макет дома, забора, дерева, кота, вороны, кормушки. – Где находится кот? – Возле (около)дома. –Где находится кормушка? – На дереве. Где находится ворона? – На заборе).

Следующая игра, которая решает задачу лексико- грамматической стороны речи - это формирование и преобразование имени существительного единственного числа во множественное число - «Один - много», (на пано макеты дерева и деревьев, птицы и птиц, цветка и цветов, бабочки и бабочек, гриба и грибов). Одно дерево - много деревьев, одна птица – много птиц, один цветок - много цветов, одна бабочка – много бабочек, один гриб – много грибов.

Всегда сложно даются детям задания связанные с употреблением имён существительных в родительном падеже множественного числа. Это задача легко решается на данном панно - «Кого много в лесу?»(на панно зимний пейзаж, макеты деревьев, зайцев, волков, лисиц, белок. – Много белок, зайцев, волков, лисиц). Аналогичные задания, направленные на решение данной задачи, это игры: «Кого много во дворе?» «Чего много в овощном магазине?»;

-Следующая трудная задача для детей, это формирование умения образовывать притяжательные прилагательные. Достичь результат можно проигрывая игры, направленные на решение данной задачи. «Чьи уши?» (на панно за сугробом видны уши, заячьи, волчьи, лисьи. Это уши заячьи, сугроб убираем и там заяц; это уши волчьи, за сугробом волк, это уши лисьи, за сугробом - лиса). Подобные задачи можно решать по любой лексической теме: «Чьи вещи?», «Чьи следы?», «Чей домик?»...

Дети чаще всего выбирают и играют в игры направленные на формирование и умение образовывать относительные прилагательные. Например, дидактическая игра: «Компот, какой?» (на панно макеты: яблоко и стакан, груша и стакан, слива и стакан. – Компот из яблока – яблочный компот, компот из груши – грушевый компот, компот из сливы – сливовый компот). Подобные игры «Варенье какое?», «Лист какой?» и др.

Установив многофункциональное панно в горизонтальное положение и включив в работу программно – аппаратный комплекс «Bee -Bot» можно решить следующую задачу - формировать умения согласования имён числительных с именами существительными.

Например, в игре «Давай посчитаем всех бабочек на поляне» - (на панно макеты пяти бабочек на поляне, ребенок должен задать программу пчёлке –роботу и двигаться по клеточкам, считая одна бабочка, две бабочки, три бабочки, четыре бабочки, пять бабочек). Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок правильно согласовывать имена числ. с именами сущ.

Следующая игра «Назови ласково»: задать программу пчёлке – роботу добраться от большого предмета к маленькому, таким образом мы решаем задачу речевого развития - формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок правильно образовывать именами существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом и верно ли он задаёт программу пчёлке – роботу.

- Формировать навык употребления предлогов.

-А сейчас я вам предлагаю использовать многофункциональное логопедическое панно «Развивающий планшет» вместе с интерактивным демонстративным модулем (интерактивный пол) и цифровым визуализатором (документ - камера): игра «Скажи, где находятся коты?» ребенок должен назвать, где находится кот, употребив предлог и обвести интерактивным пером того кота, про которого он говорит.

Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок употреблять нужный предлог, и научился ли работать в интерактивном режиме. Используя иллюстративный материал, можно проигрывать в интерактивном режиме, все те игры, которые мы с вами проигрывали ранее, решая поставленные задачи.

Ну а если есть доступ к интернету, возможности данного оборудования не ограниченны.

В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического строя речи, но и на развитие всех компонентов речи: развитие связной речи, развитие навыка звукового анализа и т.д. Применяются игровые и наглядные методы. Так же используются различные приемы, это зависит от вида деятельности, а так же от поставленных целей и задач (дидактические упражнения, беседа, рассматривание, разучивание, составление сказок и рассказов). Дети формируют сенсорные навыки, накапливают жизненный опыт, учатся упорядочивать и сопоставлять предметы и явления, получают опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретают знания. Это дает возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, решать задачи образовательной программы. Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия педагога.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.