12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Анна Владимировна2684
Стаж работы в школе 23 года. Категория высшая.
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
6

Статья на тему «Современные образовательные технологии в работе педагога: использование интерактивной доски на уроках по истории 5-9 класса с целью повышения качества образовательного процесса»

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №12» г. Магнитогорска


 


 


 


 

Тема статьи: Современные образовательные технологии в работе педагога: Использование интерактивной доски на уроках Истории 5-9 класс с целью повышения качества образовательного процесса.


 


 


 


 

Работу выполнила: Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания


 


 


 


 


 


 

2020год


 

Интерактивная доска – не панацея, а инструмент. Зная его плюсы и учитывая минусы,

учитель может использовать его в образовательном процессе максимально эффективно.

 

Современное образование, как процесс становится с каждым годом все более динамичным. Это связано в большей степени с развитием и теми изменениями, которые происходят в обществе на этапе информационного развития. Стремительное развитие цифровых технологий приводит к появлению в образовательном процессе новых средств обучения.

Средства обучения – это важнейший элемент метода обучения, который способствует реализации принципа наглядности с целью повышения эффективности учебного процесса. Без них педагог не может достичь поставленных целей, реализовать определенных задач, сформировать УУД. Именно средства обучения влияют на более качественное усвоение обучающимися материала в ходе мыслительной учебной деятельности на всех этапах урока.

Современная система средств обучения включает в себя технические средства обучения (далее ТСО). Несомненно, современное информационное оборудование – это широко представленные высокоэффективные технические средства обучения: компьютер, цифровые проекторы, планшеты, ноутбуки, документ-камеры, проекционные столики, интерактивная доска и т.д.

    Активное применение педагогами в обучающем процессе ТСО может определяться рядом причин:

Эмоциональное воздействие на обучающихся во время образовательного процесса;

Повышением производительности труда обучающихся на уроке, по причине увеличения объема изучаемой информации;

Широкое применение новых педагогических технологий, реализация которых не возможна без соответствующих ТСО.

Таким образом, именно современные технические средства обучения создают условия образовательной среды для успешного развития школьника, благодаря их использованию более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Интерактивные технологии и технические средства прочно входят в процесс образования, открывая перед педагогами широкие дидактические возможности:

ТСО являются источником информации;

Преподавание материала благодаря ТСО становится более рациональным;

ТСО расширяют возможности использования наглядности;

ТСО направляют и организуют восприятие обучающихся;

ТСО делают материал наиболее доступным для обучающихся;

ТСО может стать средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

ТСО в значительной степени мотивируют обучающихся к познавательной деятельности;

ТСО направлены на сознательное усвоение материала, развитие мышления, воображения, наблюдательности.

 

Новым интересным, полифункциональным техническим средством обучения является электронная интерактивная доска (ЭИД). Интерактивная доска – это сенсорный экран (размеры варьируются), который подсоединяется к компьютеру, изображение передается на доску через подключенный проектор. Прикосновением к поверхности доски активизируется работа на компьютере.

Интерактивная доска заключает в себе проекционные технологии, поэтому не просто отображает содержание компьютера, а позволяет управлять процессом содержания презентации, вносить поправки, делать цветные пометки, двигать предметы на экране и т.д. Доска позволяет подключаться к микроскопу, документ-камере, цифровому фотоаппарату и т.д. Со всеми материалами можно работать во время урока продуктивно и целенаправленно.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Так интерактивная доска открывает большие возможности в решении задачи формирования у обучающихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД).

Работая с ЭИД, учитель имеет возможность создавать дидактические информационные средства, планировать коллективную работу обучающихся с ними. Использование ЭИД может быть направлено на совместное творчество учителя и обучающихся. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, учитель может давать незаконченную информацию, развивая мотивацию и интерес обучающихся в решении какой-либо учебной проблемы, развитию мыслительной деятельности, в получении определенного знания. Процесс обучения, таким образом, из статического превращается в динамический.

Преимущество интерактивной доски заключается в том, что материал, который подается в интерактивном режиме, существенно улучшает и развивает коммуникативные навыки взаимодействия педагога и обучающегося, а значит дети быстрее и лучше усваивают информацию. Как итог, улучшается качество образования.

Применение ЭИД может быть представлено на любом этапе урока, в зависимости от цели занятия и тех задач, которые поставил перед собой учитель. Функции интерактивной доски тоже могут быть различными: доска, как учитель, доска, как рабочий инструмент на уроке, доска как объект обучения, доска, как игровое средство в учебном процессе.

В условиях использования учителем ЭИД, подготовка к уроку имеет ряд отличий. Предлагаю рассмотреть особенности деятельности учителя в условиях применения ЭИД при подготовке к уроку:

 

Функции учителя

Деятельность учителя

Особенности деятельности учителя при подготовке к уроку с использованием ЭИД

Целеполагание

Определение учебных целей, с учетом социального заказа, их детализация и конкретизация.

Развивающие цели обуславливают развитие предметных, информационных и коммуникативных умений.

Мотивация обучающихся к изучению предмета

Положительная и высокая мотивация к занятиям и обеспечение готовности к учебной деятельности.

Работа с фото и видео-материалами, иллюстрациями, графиками и схемами. Создание дидактических информационных средств для создания проблемных заданий и развития мотивации учащихся к предмету.

Установление исходного уровня обученности

Определение предметных знаний и умений, предшествующих новым.

Определение уровня сформированности учебных умений (систематизация, классификация, обобщение).

Создание разного вида дидактических информационных средств для установления исходного уровня обученности, которые обеспечат высокую продуктивность работы обучающихся на уроке.

Организация изучения нового материала

Подбор основных дидактических элементов изучения предмета, планирование межпредметных и внутрипредметных связей.

Создание дидактических информационных средств для организации коллективной познавательной деятельности по изучению нового материала. Изучение и подбор электронных образовательных ресурсов для интерактивной работы на уроке.

Создание дидактических печатных материалов.

Организация закрепления изученного материала, контроля и коррекции

Выбор заданий для закрепления изученного материала, контроля и коррекции знаний, дифференциация заданий по уровню сложности.

Создание разного вида дидактических информационных средств и системы взаимосвязей для изучения нового материала или переход к дидактическим информационным средствам для закрепления материала и коррекции.

Создание дидактических печатных материалов.

 

Таким образом, использование современных технологий и средств обучения, обращение к новому средству обучения значительно расширит индивидуальные возможности учителя, поможет ему преодолеть консервативные методики и приемы преподавания. Использование ЭИД освобождает учителя от рутины в рабочем процессе и усиливает деловое и личностное общение с обучающимися при продуманной и обоснованной организации деятельности всех участников образовательного процесса.

Использование ЭИД на уроке способствует изменению деятельности не только учителя, но и совместной деятельности учителя и обучающихся, самих обучающихся. Значение деятельности обучающихся с использованием ЭИД для самих учеников имеет огромное значение. Например, коммуникативный элемент науки, который обеспечивает подготовку обучающихся к реализации определенных функций общения. К данным функциям относятся:

формирование знания в виде объективной системы с использованием унифицированного научного языка (формальная коммуникация);

создание, оформление и применение новых знаний (познавательная коммуникация);

реализация диалогической формы развития знания (аргументация, обоснование, объяснение, опровержение).

В связи с выше обозначенным, можно отметить, что обучение с использованием ЭИД будет способствовать формированию информационных и коммуникативных умений обучающихся, включая такие как:

умение отбирать, анализировать и систематизировать информацию;

умение принимать участие в дискуссии;

умение выступать перед аудиторией, в т.ч. с использованием ЭИД;

умение взаимодействовать в работе, сотрудничать при движении к общей цели;

умение слушать, выполнять роли координатора и участника группы.

С помощью ЭИД может быть организованна диагностика повышения качества знаний по предмету. Формирования информационных и коммуникативных умений, мотивации к изучению учебного предмета. На каждом завершенном временном этапе (четверть, полугодие, год) может быть определен уровень знаний и сформированных умений.

Варианты формы диагностики умений обучающихся, формируемых при работе с ДИС для ЭИД представлены в таблице:

Виды ДИС

Формы диагностики

ДИС для мотивации

Выполнение заданий на систематизацию, на установление соответствия, ответы на вопросы. Обсуждение и оценивание выполненных заданий учителем и учащимися.

ДИС для актуализации знаний

Выполнение тестовых заданий. Задание на соответствие (можно с добавлением наглядности), разгадывание кроссворда.

ДИС для изучения нового материала

Выполнение заданий на соответствие, составление целого из частей, составление структурных схем.

Обсуждение и выборочный контроль на уроке, общее оценивание при проверке на следующем уроке учителем и учащимися.

ДИС для выполнения практического задания на уроке

Выполнение заданий на составление или доработки схемы урока, заполнение таблицы, построение графика, диаграммы и т.д. Выводы и умозаключения по проделанной работе.

ДИС-модели

Выполнение заданий по выдвижению предположений по теме урока и изучаемому материалу, изменение моделей в контексте изучения материала в соответствии с гипотезой, составление структурной схемы, построение графика, диаграммы.

Обсуждение и оценивание выполненных заданий учителем и учащимися.

ДИС для первичного закрепления материала

Выполнение тестовых заданий, заданий на соответствие, задание с иллюстративным материалом, решение задач, кроссвордов, игра, работа с понятиями темы урока.

Обсуждение и оценивание выполненных заданий учителем и учащимися, включение аналогичных заданий в самостоятельные и контрольные работы.

ДИС для обобщения и систематизации

Выполнение заданий по тексту, заданий на систематизацию (от простых к более сложным), заданий на соответствие, заполнение схем и их структуризация, таблиц, выводов и умозаключений.

ДИС для контроля и коррекции

Обсуждение и оценивание выполненных заданий учителем и учащимися, включение аналогичных заданий в самостоятельные и контрольные работы.

 

Так как, сформированные умения могут проявляться только в процессе деятельности, то дать оценку и определить уровень их форсированности можно только в процессе специально организованной в учебном процессе деятельности. Диагностика рассматриваемых умений может быть проведена с опорой на специально разработанные мероприятия, которые помогут учителю определить деятельностный уровень освоения компетентности (самостоятельные и контрольные работы, выступления, презентации, защита творческих работ и т.п.). Кроме того, появляется возможность формирования внешней экспертной оценки (учителем, классом, экспертным жюри и т.д.). Можно провести анкетирование, интервьюирования, что позволит обучающемуся самому оценить уровень своих достижений и возможностей, определить свои проблемы, провести внутреннюю рефлексию, дать оценку своей работы.

 

 

Использование электронной интерактивной доски (ЭИД) на уроках истории 5-9 классах как средства повышения качества образования.

 

Интерактивная электронная доска применяется мною на разных этапах урока истории с 5 по 9 класс. Хотелось отметить, что наибольший интерес и активность на уроке вызывает работа в 5,6,7 классе.

Работа с доской имеет свои плюсы и минусы. В интересах учителя усиливать плюсы использования доски, одновременно сводить к минимуму её недостатки.

Самым большим минусом интерактивной доски, как средства ТСО, является нагрузка на зрение обучающегося. Поэтому её нужно использовать не весь урок, а на определенном этапе урока с ограничением по времени. Кроме того, с целью сбережения здоровья обучающихся, необходимо проводить гимнастику для глаз. При этом учитывая особенности развития класса и время использования доски на уроке.

Нужно отметить и такой минус, как затратную по времени подготовку учителя к уроку, но использование ЭОР открывает творческий потенциал педагога, креативность занятий. Поэтому я постаралась создать систему презентаций по истории для каждой параллели, которую можно с течением времени дополнять или изменять на усмотрение учителя.

В работе с интерактивной доской можно назвать такие плюсы как:

Обеспечение наглядности изучаемого материала (портреты, события и т.д.);

Интерактивность объектов, их динамика (очень удобно при работе с исторической картой, контурной картой);

Активизация интереса обучающихся их познавательной деятельности, как итог активная работа на уроке;

Урок становится более эффективным, т.к. ЭИД позволяет сосредоточить внимание учащихся на наиболее важных моментах урока, осуществлять контроль знаний учащихся, их закрепление за небольшой промежуток времени;

Интерактивная доска помогает учителю осуществить дифференцированный подход в обучении. Учитель открывает вопросы и задания с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, выдерживая необходимый темп урока.

Создавая SMART-презентация, нужно сначала определить, кто будет работать с заданиями у электронной доски учитель или обучающийся.

Наиболее подходящие методы работы с ЭИД для учителя (особенно на этапе изучения нового материала) – это методы «Шторка», «ссылка», «рояль в кустах», использование наглядностей, выделение отдельных частей экрана.

Суть метода «Ссылка» заключается в том, что учитель переходит на слайд с необходимой информацией и возвращается обратно, нажимая на объект для ссылки. Такой метод создает возможность выборочной подачи материала для учащихся.

Например: История 9 класс «Внутренняя политика Александра I».

На экране иллюстративный ряд: портретное изображение юного императора, его родителей, семьи (супруги), негласный комитет, современники императора (М.М. Сперанский), изображения исторических событий и т.д. От этих изображений гиперссылки идут на текстовую, схематическую, табличную информацию, которая может быть как основной, так и дополнительной.

Например 6 класс «Походы Батыя на Русь»

Переход на слайд с дополнительной информацией об устройстве монгольской армии, вооружении монгольских воинов их традициях, обычаях военного времени, отношении к другим народам и т.д. Что обеспечит восприятие темы обучающимися в контексте мировой истории.

Гиперссылки могут перенаправлять обучающихся после выполнения задания к правильным ответам.

Например: 6 класс «Борьба Северо-западной Руси против экспансии с Запада».

Работа с контурной картой или планами сражений (Невская битва, Ледовое побоище), обучающийся может проверить, насколько правильно он выполнил задание, при помощи учителя одноклассников сделать работу над ошибками.

Суть метода «Шторка» применяется учителем в случае поэтапной работы (по плану) на уроке. В его основе – принцип показать/скрыть информацию в процессе изучения.

Например: закрыты ответы теста, которые открываются при проверке после выполнения заданий обучающимися. Могут быть закрыты даты исторических событий, периоды правления, авторы архитектурных сооружений и т.д.

Шторка может закрывать информацию для обсуждения, вопросы к иллюстрациям, вопросы для обсуждения в процессе изученного материала и т.д.

Метод «Рояль в кустах» дает возможность учителю представлять информацию обучающимся в ходе беседы при изложении нового материала.

 

 

 

Например: 8 класс «Внешняя политика Петра I. Северная война».

Учащиеся называют причины Северной войны 1700-1721 гг., опираясь на материал учебника, а затем сравнивают записи в тетради с вариантом, который предложен учителем.

Учитель открывает дополнительные вопросы и задания для обсуждения изученного материала. Например: «В чем вы видите значение партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 года?». Сами причины размещаются на доске вперемешку с неправильными ответами, опираясь на материал параграфа, обучающиеся выбирают верные.

Следующая группа методов работы с ЭИД: «Конструирование», «Приведи в соответствие», «Выделение объектов», «Порядок» и т.д. в большей степени ориентирован на работу учащихся с техническими средствами обучения. Рассмотрим эти методы подробнее, чтобы понимать их суть.

Метод «Конструирование» основан на том, что обучающиеся восстанавливают или создают из частей (элементов) целый объект (картина, иллюстрация, схема, карта и т.д.

Например: Восстановите схему: Сословная структура (иерархия) общества в Древнем Египте. Соберите карту «Восстание Е. Пугачева 1773-1775гг.» или план «Невская битва», Восстановите высказывание известного исторического деятеля из отдельных слов, сложите из отдельных элементов известные архитектурные сооружения и назовите их авторов и т.д.

Метод «Приведи в соответствие» перемещение объектов на экране. Например: Вставь пропущенные в тексте слова, соотнеси имя и портретное изображение, дополни материал таблицы, соотнеси современников, соотнеси имя и событие и т.д.

Простой, но очень эффективный метод под названием: «Выделение объектов». Метод применяется на разных этапах урока. Примерные задания: почеркни основные слова в определении понятия, обведи правильные ответы, изобрази с помощью стрелок (работа с картой, схемой), подчеркни понятия, которые относятся к теме урока и т.д.

Каждый метод работы с ЭИД может варьироваться учителем в зависимости от этапа и целей урока, задания могут усложняться и наоборот упрощаться в зависимости от подготовки обучающихся, многое в работе зависит от творчества и фантазии педагога.

Интерактивная доска помогает учителю сделать урок более ярким, интересным для учащихся и проявить свои творческие возможности. Конечно, прогресс не стоит на месте, постоянно будут создаваться новые технические средства, расширяться их возможности. И задача современного учителя – не потеряться в этом техническом пространстве и всегда идти в ногу со временем, чтобы развиваться самому и развивать своих учеников.

Далее я предлагаю различные задания по истории с использованием ЭИД, которые просты и интересны для применения на уроке с учетом возрастной дифференциации с целью повышения качества образовательного процесса.

ДИС для актуализации знаний обучающихся с помощью заполнения кроссворда с использованием ЭИД.

5 класс Кроссворд «Религия и мифы Древней Греции».

У интерактивной доски работает обучающийся (обучающиеся по три вопроса), используя стилус.

Отгадай кроссворд и ты окажешься на самой вершине горы Олимп в гостях у греческих Богов.

Бог Грома и Молнии у Древних греков (Зевс)

Название реки-мертвых в царстве Аида (Стикс)

Ученый, изучающий религию, раскрывает её догматы и основы (Теолог)

В древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия (Деметра).

Богиня красоты, родилась на заре из морской пены (Афродита)

Дочь богини плодородия, похищенная мрачным владыкой подземного царства Аидом (Персефона).

Одна из девяти муз. Богиня танца (Терпсихора)

В древнегреческой мифологии сын либо коринфского царя Главка, либо Посейдона и Евриномы. Царь Ликии, хозяин летающего коня Пегаса (Беллерофонт)

Древнегреческое религиозно-философское сочинение (Ареопагитики)

Форма религиозного культа,  преследует цель установления или укрепления связи личности  с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью (Жертвоприношение).


 

t1593700959aa.png

 

 

 

6 класс ДИС для мотивации обучающихся с использованием ЭИД по теме:

«Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада».

Мы оказались в зале музея «Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада», т.к. экспонаты зала только что привезли, то их не успели отобрать, нам нужно помочь в этом деле работникам музея. Каждую иллюстрацию подпишите. Лишнее удалите.

Метод «Приведи в соответствие».

1 2

t1593700959ab.jpgt1593700959ac.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. 4.

 

t1593700959ad.jpgt1593700959ae.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся смогут определить лишнее под цифрой 1 и 4, т.к. материал изучался ранее. Учащиеся высокого уровня, возможно определят, что под цифрой 2 – крестоносцы, под цифрой 3 – Александр Невский. К вопросам можно вернуться позже, либо педагог может использовать иные методы: «Шторка», «Соотнесите понятие и иллюстрацию».

t1593700959af.jpg7 класс ДИС для изучения нового материала обучающимися с использованием ЭИД по теме: «Начало формирования абсолютизма в России».

Метод «Шторка»

Какое событие изобразил художник на картине? Где оно происходит?

Какую историческую личность изобразил художник в центре картины? Назовите период правление этого царя.

Опишите элементы царской власти, которые показал художник на картине.

Кто изображен вокруг царя на картине? Постарайтесь определить сословный статус этих людей. Какие способы использовал художник (одежда, цвет одежды, расположение фигур на картине), чтобы подчеркнуть статусную принадлежность героев картины?

С какой целью собрались люди? / Опираясь на материал параграфа, определи дату и цели данного собрания людей.

Чем заняты отдельные фигуры? Что изображено на заднем плане? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему? В каком положении находятся фигуры на картине – в статичном или в движении?

Что нового об исторической эпохе вы узнали из картины? Является ли картина историческим источником? Ответ поясните.

 

 

8 класс ДИС динамическая иллюстрация с использованием ЭИД по теме: «Северная война. Полтавская битва»

Работа с планом. Интерактивная карта.

 

t1593700959ag.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1593700959ah.png

 

Расположите на карте русские редуты.

Расположите на карте шведские редуты.

Покажите красными стрелками бегство шведов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 класс ДИС для обобщения материала по теме: «Внутренняя политика Александра I».

Заполни схему: «Структура власти при Александре I по проекту М.М. Сперанского».

Методика составления целого из элементов.

Составь схему по теме: «Структура власти при Александре I по проекту М.М. Сперанского», используя элементы, взаимосвязь между элементами покажи, используя стрелочки. Определи функции одного из государственных органов власти на выбор.

 

t1593700959ai.gift1593700959aj.gift1593700959ak.gift1593700959aj.gift1593700959al.gift1593700959am.gift1593700959aj.gift1593700959an.gift1593700959ao.gift1593700959ao.gif

Губернские, окружные, волостные думы

Губернские, окружные, волостные суды

Государственная Дума

Судебная власть

Исполнительная власть

Законодательная власть

Государственный Совет

Сенат

Министерства

Император

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание, перемещая объекты на экране, соединяя основные понятия урока, демонстрируя уровень усвоения содержания урока.

t1593700959ap.png

Министерства – орган государственной власти (с 1802г.),представленный учреждениями, которые ведают какой-либо отраслью государственных вопросов.

Таким образом, использование на уроке истории электронной интерактивной доски позволит сочетать инновационные и традиционные приемы обучения. Процесс обучения с учетом применения ЭИД значительно отличаются от привычных методов преподавания, хотя основы педагогики сохраняются: план и структура урока, цель и задачи, спектр заданий.

Несомненно, что уроки с применением ЭИД требуют от учителя тщательной подготовки, но эффект от применения доски будет значительным. Уроки станут более яркими, интересными, развивающими, мотивирующими.

 

 

Литература.
Горюнова М.А., М. Н. СолоневичеваТ. В. Семенова Интерактивные доски и их использование в учебном процессе. ISBN: 978-5-9775-0504-8, 2013г. Долгая Т.И., Петрова М.А. Интерактивная доска. Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных организаций. – М.: Полимедиа, 2015г.

Виштынецкий, Е.И. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.snfpo.ru/help/articles/a1.htm, свободный (август 2016).

Шехтман, А. Интерактивные доски: теория и практика: сенсорный экран в школьном классе / А. Шехтман, С. Кузнецов // Мир ПК. – М.: Просвещение, 2007. – № 9. – С. 124 - 128.


Интернет - источники https://urok.1sept.ru/статьи/644508/
https://infourok.ru/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokah-istorii-2862088.html
https://multiurok.ru/files/intieraktivnaia-doska-na-urokakh-istorii-kak-sried.html

https://uchitelya.com/istoriya/179287-ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-urokah-istorii.html

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 02.07.20 в 17:52 0Ответить Пожаловаться
Анна Владимировна, благодарю за качественную разработку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.