Статья «Современные технологии в работе воспитателя при решении задач патриотического воспитания»

12
8
Материал опубликован 24 June 2020 в группе

Воспитатель: Кузнецова С.В.

«Современные технологии в работе воспитателя при решении задач патриотического воспитания»

 Говоря о педагогических технологиях в деятельности воспитателя дошкольного учреждения, хочется поделиться своим опытом работы в одной из областей социально – коммуникативного развития. В данный раздел входит большой комплекс его составляющих, но мы остановимся подробнее на таком аспекте, как формирование патриотических чувств у дошкольников младшего и среднего возраста.

 Одной из проблем на сегодняшний день являются знания, отделенные от опыта. «Ребенок получает большой объем информации, а знаний, практики и опыта не хватает. А мы знаем, что дошкольник – человек деятельный. Всё, что он в опыте получит, то и становится его. Поэтому, именно в дошкольном возрасте, он должен приобрести опыт в самых разных сферах своей деятельности и в частности в сфере социально – коммуникативных отношений друг с другом, с миром, с самим собой» [1]. Здесь идет речь о технологии развивающего обучения. Одной из задач социально – коммуникативного развития является формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине. В 3- 4 года ребенок еще не поймет, что такое понятие «Родина». Попробуйте ему задать этот вопрос, кто- то поймет, а кто – то нет, т.к. он по этой теме не имеет определенного опыта в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста. Лекция о Родине, так и останется лекцией о Родине, если ее не подкрепить практическим материалом.

 Какие же мы используем технологии в решении этой проблемы? Технология сотрудничества педагога с родителями выступает на первый план. Поэтому важно их вовлекать в данный процесс, основываться на принципе доверительного сотрудничества и партнерства, как на равноправных участников формирования личности ребенка. Наш опыт вовлечения родителей произошел в рамках конкурса по патриотическому воспитанию, проходившим у нас в детском саду «Моя Малая Родина». Сначала они фотографировались, знакомились с памятными местами нашего города и области, где мы живем. Потом приносили фото в д/с и рассказывали всем о проведенном совместном времени с родителями, т.е. опыте, вспоминая то место и тот момент, где они делали снимки. Приобрели опыт взаимодействия плюс культурный контекст. Информационно – коммуникативные технологии пришли нам на помощь и значительно расширили наши возможности. Использование цифровых телефонов позволило собрать фотоснимки тех мест, где они фотографировались. Мы смогли управлять снимками, легко выбирать и распечатывать в необходимом формате, а также для показа детям слайд – шоу и изготовления презентации по этой теме. ИКТ способствуют повышению качества работы с родителями. Несмотря на свою занятость, они откликнулись на наш конкурс. Знакомство со своим городом, страной, природой родного края, культурным наследием народа помогает раскрыть всеобъемлющее понятие «Родина». Так, мы говорили не только о том, что нашей столицей является Москва, но и затрагивали самые дальние уголки нашей страны. Рассказывая, например, о животном мире севера, включая в свою работу технологию нетрадиционного рисования при знакомстве с оленями, совмещали сразу несколько приемов этой техники в одной теме. Мы учились делать отпечатки стопой ножки, ладошкой, пробкой, пальчиком, поролоновым штампом и ватной палочкой в одном занятии. Развивали при этом у детей процесс творчества и воображения, учили действовать не по шаблону, не по образцу, а именно так, как велит им сердце.

                            Технология нетрадиционного рисования оленя №1

t1592981521ab.jpg

Рисунок 1: Закрашивание стопы.

image%281%29.png

Рисунок 2: Готовый отпечаток стопой ножки, ладошками, пальчиком. Процесс отпечатывания пробкой.

t1592981521ac.jpg

Рисунок 3: Отпечаток стопой ножки, ладошками, пальчиком, пробкой, ватной палочкой.

t1592981521ad.jpg

Рисунок 4: Процесс отпечатывания пальчиком снежинок.



t1592981521ae.jpg

Рисунок 5: Процесс отпечатывания поролоновым штампом.




image%282%29.png


Рисунок 6: Готовый рисунок оленя.




                   Технология нетрадиционного рисования оленя № 2


 

image%284%29.png


Рисунок 1: Отпечаток стопы ножки на листе бумаги.

t1592981521ah.jpg

Рисунок 2: Готовый след на листе бумаги.



image%285%29.png


Рисунок 3: Отпечаток пробкой.



image%286%29.png


Рисунок 4: Готовый отпечаток стопой ножки, пробкой. Процесс отпечатывания ладошкой.


image%287%29.png


Рисунок 5: Отпечаток стопой ножки, пробкой, пальчиком, ладошкой. Процесс отпечатывания второй ладошкой.



t1592981521al.jpg

Рисунок 6: Отпечаток стопой ножки, пробкой, ладошками, пальчиком, обратным кончиком кисточки. Завершающий процесс отпечатывания пальчиком.



image%2812%29.png

Рисунок 7: Готовый рисунок оленя.


image%2813%29.png

Рисунок 8: Готовый рисунок оленя по технологии № 1.


 Обратите внимание, если всмотреться, то мы увидим, что олени получились по характеру абсолютно разные. Дети их преподнесли каждый по – своему. Поэтому можно сказать, что технология нетрадиционного рисования способствует развитию творческого начала в детях, воображению, фантазии, проявлению инициативы, развитию самостоятельности, развитию мелкой моторики, а самое главное всестороннему развитию личности ребенка. А какой всплеск эмоций и радости они вызывают, вы можете догадаться. Значит, данные приемы благоприятно воздействуют и на эмоциональную сферу личности дошкольника. Но мы хотели, чтобы дети усвоили и такое понятие, как Малая Родина. Нашей задачей было донести до ребят, что родными могут быть не только мама, папа и ближайшие родственники, но и дом, улица, парк, детский сад, т.е. то, что наиболее дорого сердцу.



t1592981521an.jpg

«Родной куст сирени под окном»



image%288%29.png


«Родной дом с заснеженной туей»



image%289%29.png


«Родная березка во дворе»



t1592981521aq.jpg

«Родной двор»


 Красота родного края ни с чем не сравнится, где бы ты не жил. Известно, что у нас в Калининградской области много семей, которые приезжают из других регионов. К примеру, Из Казахстана, Киргизии, Дальнего Востока и для них Малой Родиной является то место, где они родились. В данном случае, они вспоминают приобретенный ранее опыт, то место и тот момент, где были сделаны снимки. И плюс ко всему опять же на помощь приходят информационно – коммуникативные технологии, с помощью которых мы можем воспроизвести фото, сделанное ранее на родине.

 Проведенная работа по сбору фотографий, помогла нам не только для бесед с детьми, оформления фотоальбомов, организации слайд – шоу и проведения презентаций, но и способствовала внедрению игровой технологии с использованием интересных путешествий по городу и области. Через данные поездки дети закрепляли знания и приобретали новый опыт общения. Распечатав фото большого формата и разместив их по всей площади группы, мы ездили на разных видах транспорта не только от детского сада до дома, но и совершали экскурсии по городу и области, включая аудиозапись звуков движущегося транспорта.

 В таких играх решались задачи познавательного и социально – коммуникативного развития, говоря о видах общественного транспорта, безопасности и правилах поведения в нем; формирование элементарных математических представлений, считая остановки и узнавая их номера. Вовлекая не только активных, но и замкнутых детей, мы решали задачи развития речи, учась строить предложения во время рассказывания. Поездки подкрепляли песней, художественным словом, иллюстрацией. В данном случае идет речь о технологии интегрированного обучения. В играх – путешествиях мы можем также решать задачи и физического воспитания, включая подвижную игру, гимнастику для глаз, логоритмическое упражнение, пальчиковую гимнастику в процесс. К примеру, приехав в парк аттракционов, мы не упустили такой возможности, как подвижная игра «Карусель», а из парка мы уже возвращались в детский сад на велосипедах, делая это упражнение, лежа на спине. Совершая поездку на берег Балтийского моря, мы использовали, к примеру, гимнастику для глаз. Здесь говорится уже о здоровье сберегающей технологии. Таким образом, игровые технологии в сочетании со здоровье сберегающими, способствуют решению целого ряда задач в становлении и формировании личности дошкольника. Ребятам необходимы яркие и эмоциональные впечатления. Учитывая, что мы живем в век информации, дети испытывают дефицит общения. И эта постоянная нехватка времени родителей сказывается на развитии детей, меняет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Именно, дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. И самым лучшим инструментом для этого является игра.

 Подводя итог, всему выше сказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, мы не можем говорить о преобладании какой – то одной педагогической технологии над другой в деятельности воспитателя. Необходимо использовать целый ряд различных способов и приемов, чтобы детям было интересно в детском саду, и они шли туда с желанием узнать и открыть для себя что – то новое.



Список источников:

1. Теплова А.Б., Кириллов И.Л. Реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»// Курс вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования «Воспитатели России» https://youtu.be/guUclBPQdK8



Примечание:

Все фотографии авторские.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересно!!! Спасибо, Светлана Валентиновна!!!

24 June 2020

Наталья Владимировна, спасибо за Ваш отзыв!

24 June 2020

Спасибо за интересный материал, Светлана Валентиновна.

24 June 2020

Благодарю, Антонина Михайловна, за Вашу оценку!

24 June 2020

Спасибо, Светлана Валентиновна, за то, что поделились своим опытом с коллегами! Это очень интересно!

24 June 2020

Спасибо, Елена Владимировна, за Ваш отзыв! Я тоже очень рада, что смогла собрать такой интересный материал своего опыта работы в рамках данной статьи.

24 June 2020

Светлана Валентиновна, спасибо!

24 June 2020

Спасибо, Ольга Николаевна, за оценку.

24 June 2020

Похожие публикации