Статья «Современные технологии в работе воспитателя при решении задач патриотического воспитания»
«Современные технологии в работе воспитателя при решении задач патриотического воспитания»
Говоря о педагогических технологиях в деятельности воспитателя дошкольного учреждения, хочется поделиться своим опытом работы в одной из областей социально – коммуникативного развития. В данный раздел входит большой комплекс его составляющих, но мы остановимся подробнее на таком аспекте, как формирование патриотических чувств у дошкольников младшего и среднего возраста.
Одной из проблем на сегодняшний день являются знания, отделенные от опыта. «Ребенок получает большой объем информации, а знаний, практики и опыта не хватает. А мы знаем, что дошкольник – человек деятельный. Всё, что он в опыте получит, то и становится его. Поэтому, именно в дошкольном возрасте, он должен приобрести опыт в самых разных сферах своей деятельности и в частности в сфере социально – коммуникативных отношений друг с другом, с миром, с самим собой» [1]. Здесь идет речь о технологии развивающего обучения. Одной из задач социально – коммуникативного развития является формирование положительного отношения чувства принадлежности к своей семье, малой и большой Родине. В 3- 4 года ребенок еще не поймет, что такое понятие «Родина». Попробуйте ему задать этот вопрос, кто- то поймет, а кто – то нет, т.к. он по этой теме не имеет определенного опыта в сравнении с детьми старшего дошкольного возраста. Лекция о Родине, так и останется лекцией о Родине, если ее не подкрепить практическим материалом.
Какие же мы используем технологии в решении этой проблемы? Технология сотрудничества педагога с родителями выступает на первый план. Поэтому важно их вовлекать в данный процесс, основываться на принципе доверительного сотрудничества и партнерства, как на равноправных участников формирования личности ребенка. Наш опыт вовлечения родителей произошел в рамках конкурса по патриотическому воспитанию, проходившим у нас в детском саду «Моя Малая Родина». Сначала они фотографировались, знакомились с памятными местами нашего города и области, где мы живем. Потом приносили фото в д/с и рассказывали всем о проведенном совместном времени с родителями, т.е. опыте, вспоминая то место и тот момент, где они делали снимки. Приобрели опыт взаимодействия плюс культурный контекст. Информационно – коммуникативные технологии пришли нам на помощь и значительно расширили наши возможности. Использование цифровых телефонов позволило собрать фотоснимки тех мест, где они фотографировались. Мы смогли управлять снимками, легко выбирать и распечатывать в необходимом формате, а также для показа детям слайд – шоу и изготовления презентации по этой теме. ИКТ способствуют повышению качества работы с родителями. Несмотря на свою занятость, они откликнулись на наш конкурс. Знакомство со своим городом, страной, природой родного края, культурным наследием народа помогает раскрыть всеобъемлющее понятие «Родина». Так, мы говорили не только о том, что нашей столицей является Москва, но и затрагивали самые дальние уголки нашей страны. Рассказывая, например, о животном мире севера, включая в свою работу технологию нетрадиционного рисования при знакомстве с оленями, совмещали сразу несколько приемов этой техники в одной теме. Мы учились делать отпечатки стопой ножки, ладошкой, пробкой, пальчиком, поролоновым штампом и ватной палочкой в одном занятии. Развивали при этом у детей процесс творчества и воображения, учили действовать не по шаблону, не по образцу, а именно так, как велит им сердце.
Технология нетрадиционного рисования оленя №1
Рисунок 1: Закрашивание стопы.
Рисунок 2: Готовый отпечаток стопой ножки, ладошками, пальчиком. Процесс отпечатывания пробкой.
Рисунок 3: Отпечаток стопой ножки, ладошками, пальчиком, пробкой, ватной палочкой.
Рисунок 4: Процесс отпечатывания пальчиком снежинок.
Рисунок 5: Процесс отпечатывания поролоновым штампом.
Рисунок 6: Готовый рисунок оленя.
Технология нетрадиционного рисования оленя № 2
Рисунок 1: Отпечаток стопы ножки на листе бумаги.
Рисунок 2: Готовый след на листе бумаги.
Рисунок 3: Отпечаток пробкой.
Рисунок 4: Готовый отпечаток стопой ножки, пробкой. Процесс отпечатывания ладошкой.
Рисунок 5: Отпечаток стопой ножки, пробкой, пальчиком, ладошкой. Процесс отпечатывания второй ладошкой.
Рисунок 6: Отпечаток стопой ножки, пробкой, ладошками, пальчиком, обратным кончиком кисточки. Завершающий процесс отпечатывания пальчиком.
Рисунок 7: Готовый рисунок оленя.
Рисунок 8: Готовый рисунок оленя по технологии № 1.
Обратите внимание, если всмотреться, то мы увидим, что олени получились по характеру абсолютно разные. Дети их преподнесли каждый по – своему. Поэтому можно сказать, что технология нетрадиционного рисования способствует развитию творческого начала в детях, воображению, фантазии, проявлению инициативы, развитию самостоятельности, развитию мелкой моторики, а самое главное всестороннему развитию личности ребенка. А какой всплеск эмоций и радости они вызывают, вы можете догадаться. Значит, данные приемы благоприятно воздействуют и на эмоциональную сферу личности дошкольника. Но мы хотели, чтобы дети усвоили и такое понятие, как Малая Родина. Нашей задачей было донести до ребят, что родными могут быть не только мама, папа и ближайшие родственники, но и дом, улица, парк, детский сад, т.е. то, что наиболее дорого сердцу.
«Родной куст сирени под окном»
«Родной дом с заснеженной туей»
«Родная березка во дворе»
«Родной двор»
Красота родного края ни с чем не сравнится, где бы ты не жил. Известно, что у нас в Калининградской области много семей, которые приезжают из других регионов. К примеру, Из Казахстана, Киргизии, Дальнего Востока и для них Малой Родиной является то место, где они родились. В данном случае, они вспоминают приобретенный ранее опыт, то место и тот момент, где были сделаны снимки. И плюс ко всему опять же на помощь приходят информационно – коммуникативные технологии, с помощью которых мы можем воспроизвести фото, сделанное ранее на родине.
Проведенная работа по сбору фотографий, помогла нам не только для бесед с детьми, оформления фотоальбомов, организации слайд – шоу и проведения презентаций, но и способствовала внедрению игровой технологии с использованием интересных путешествий по городу и области. Через данные поездки дети закрепляли знания и приобретали новый опыт общения. Распечатав фото большого формата и разместив их по всей площади группы, мы ездили на разных видах транспорта не только от детского сада до дома, но и совершали экскурсии по городу и области, включая аудиозапись звуков движущегося транспорта.
В таких играх решались задачи познавательного и социально – коммуникативного развития, говоря о видах общественного транспорта, безопасности и правилах поведения в нем; формирование элементарных математических представлений, считая остановки и узнавая их номера. Вовлекая не только активных, но и замкнутых детей, мы решали задачи развития речи, учась строить предложения во время рассказывания. Поездки подкрепляли песней, художественным словом, иллюстрацией. В данном случае идет речь о технологии интегрированного обучения. В играх – путешествиях мы можем также решать задачи и физического воспитания, включая подвижную игру, гимнастику для глаз, логоритмическое упражнение, пальчиковую гимнастику в процесс. К примеру, приехав в парк аттракционов, мы не упустили такой возможности, как подвижная игра «Карусель», а из парка мы уже возвращались в детский сад на велосипедах, делая это упражнение, лежа на спине. Совершая поездку на берег Балтийского моря, мы использовали, к примеру, гимнастику для глаз. Здесь говорится уже о здоровье сберегающей технологии. Таким образом, игровые технологии в сочетании со здоровье сберегающими, способствуют решению целого ряда задач в становлении и формировании личности дошкольника. Ребятам необходимы яркие и эмоциональные впечатления. Учитывая, что мы живем в век информации, дети испытывают дефицит общения. И эта постоянная нехватка времени родителей сказывается на развитии детей, меняет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Именно, дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. И самым лучшим инструментом для этого является игра.
Подводя итог, всему выше сказанному, можно сделать вывод, что на сегодняшний день, мы не можем говорить о преобладании какой – то одной педагогической технологии над другой в деятельности воспитателя. Необходимо использовать целый ряд различных способов и приемов, чтобы детям было интересно в детском саду, и они шли туда с желанием узнать и открыть для себя что – то новое.
Список источников:
1. Теплова А.Б., Кириллов И.Л. Реализация образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»// Курс вебинаров по актуальным проблемам дошкольного образования «Воспитатели России» https://youtu.be/guUclBPQdK8
Примечание:
Все фотографии авторские.
Пролубщикова Наталья Владимировна
Светлана Валентиновна Кузнецова
Юмашева Антонина Михайловна
Светлана Валентиновна Кузнецова
Елена Владимировна
Светлана Валентиновна Кузнецова
Богданова Ольга Николаевна
Светлана Валентиновна Кузнецова