Современный урок физики
Обучение физике на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современный урок физики даёт возможность студентам самостоятельно приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Использование различных образовательных технологий (ИКТ; дистанционное обучение; технология развития критического мышления; технология создания проблемных ситуаций; метод проектов и др.) позволяют оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивают право каждого студента на самостоятельный выбор уровня обучения, наличие постоянной обратной связи в системе “преподаватель-студент”.
Анализируя свою педагогическую деятельность, пришла к выводу, что необходимым условием качества работы является технологическая составляющая учебного процесса. Считаю, что использование современных технологий способствует рациональному использованию времени на уроке и во внеклассной работе, развитию творческого потенциала. В этой связи стараюсь максимально использовать в своей деятельности такие технологии, как проблемное и дифференцированное обучение, информационно–коммуникационные технологии. Убеждена, что оптимальное сочетание обозначенных технологий в учебном процессе изменяет роль педагога: не управлять, а сопровождать деятельность студентов с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Проблемное обучение считаю центральным моментом в процессе научного познания и обучения, поскольку студенты получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями. С тем чтобы устранить раздробленность в подаче материала, облегчить создание целостного представления об изучаемом материале, больше времени отвожу на отработку знаний и умений, изучение теоретического материала провожу укрупненными блоками.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному ученику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Совершенно очевидно, что, обучаясь только по традиционным методам обучения, молодому человеку будет сложно адаптироваться в жизни.
Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества.
В своей профессиональной деятельности я использую следующие веб-сервисы:
Кahoot – это сервис для создания онлайн-викторин, тестов и опросов. Я использую Кahoot на своих уроках для актуализации знаний и проведения промежуточного контроля знаний. Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.
Все, что требуется, это компьютер с подключением к интернету, проектор, аудиоколонки и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания, или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру.
Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путем введения временного предела для каждого вопроса.
Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который представляет учитель со своего компьютера. Учащемуся удобно выбирать на своем устройстве правильный ответ.
У основной массы современных школьников смартфоны с подключением к сети Интернет имеются и необходимо использовать их для учебного процесса по полной.
Конструктор флэш-карточек с необычным названием Барабук.
Карточки Барабук - это приложение для заучивания информации на мобильном устройстве. Учить с Карточками можно все что угодно: иностранные слова, даты, формулы, определения, и любую другую текстовую и графическую информацию.
Имеется доступ к постоянно пополняемой библиотеке. Она содержит большое количество уже готовых для изучения наборов. Просто воспользуйтесь поиском.
Если подходящий для изучения набор карточек не нашелся в библиотеке, то вы можете создать его сами и поделиться им со своими учениками.
Карточки Барабук - это «облачное» приложение. Созданные вами наборы, доступны с любого устройства, а также с компьютера через интернет-сайт barabook.ru.
С помощью Барабука учитель может организовать командные соревнования. Для этого учащимся стоит сбросить на свое мобильное устройство ссылку на игру. Научитесь работать в команде и принимать совместные решения. Играть вместе. Никто не должен оставаться в стороне. Количество команд переменное. Игроки могут меняться между командами во время игры. Игрокам не нужно входить в систему, просто перейдите по ссылке и присоединитесь к игре. Правильный ответ помогает команде продвинуться на один шаг вперед, а неправильный отправляет ее на три шага назад.
Преподавание физики предполагает постоянное сопровождение курса демонстрационным экспериментом и лабораторными работами.
Демонстрационный эксперимент необходимо не просто показывать ученикам, а с точки зрения требований ФГОС к организации учебного процесса физический эксперимент должен быть органически связан с логическими элементами учебного занятия. А для этого учитель, готовясь к уроку, должен определиться с содержанием эксперимента, его местом на уроке и в конечном итоге представлять чего он хочет добиться, проводя тот или иной эксперимент. Ведущее место занимают демонстрации, проводимые учителем. Они дают возможность ученику воспринимать новый материал, позволяют сравнительно быстро сделать понятными демонстрируемые явления.
Лабораторные работы в классе проходят по заранее подготовленному плану. Большой плюс от лабораторных работ, то, что ученик сам учится проводить эксперимент и обрабатывать его результаты
Кстати есть работы, которые проходят не целый урок, например «Регулирование тока реостатом», повторяем, от каких физических величин зависит сопротивление? Приходим к выводу, что зависимость от длины проволоки самая простая характеристика, которую можно легко изменить. Как ее изменить? Знакомимся демонстрационно с реостатом, затем фронтально проводим это знакомство и изучение работы прибора на столах. Собираем цепь и меняем длину проволоки с помощью ползунка. Записываем показания силы тока, рисуем схему, которая соответствовала данному опыту
Считаю, что в условиях классно – урочной системы обозначенные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс; соотносятся с потребностями студентов: способствуют лучшему усвоению материала, делают более интересным процесс познания; представляют резерв для совершенствования моей педагогической деятельности. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов.