Статья на тему «Формирование экологического сознания и бережного отношения к миру природы у детей 6–7 лет, посредством проектной деятельности»
Статья из опыта работы
На тему:
«Формирование экологического сознания и бережного отношения к миру природы у детей 6-7 лет, посредством проектной деятельности»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №133»
Г. Дзержинск Нижегородской области
Соколова Ольга Михайловна
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Именно поэтому я считаю важным ставить перед собой как перед педагогом цель - научить детей и бережно и осознанно относиться к природе.
Условиями формирования моего личного вклада стали:
- научно-исследовательские условия
- методические условия
- организационно-педагогические условия
Свою работу я начала с изучения научных исследований по интересующей меня теме «Воспитание экологической культуры». Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
Изучение авторских программ и методических разработок по данной теме позволили мне определить содержания своей работы и различные эффективные формы организации педагогического взаимодействия. И остановилась на такой форме работы как экологические проекты.
Педагогические условия включают в себя курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, педагогических советах, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Это отражено в ФГОС ДО.
Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится метод проектов
Проект- это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В рамках процесса обучения проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение воспитанниками новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у детей специфических умений и навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Проект- это «обучение через делание».
Почему я акцентировала свое внимание на данной технологии:
У воспитанников снижается мотивации к процессу познания,
наблюдается интеллектуальная и эмоциональная пассивность, причины которой лежат в ограниченности впечатлений, интересов ребенка.
В дошкольной педагогике велись исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы. Это работы И.А. Хайдуровой С.Н. Николаевой Е.Ф. Терентьевой,З.П. Плохий, Н.Н.Кондратьевой, А.М.Федотовой, И.А.Комаровой.
Главная направленность этих исследований – отбор и систематизация экологически значимого содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении дошкольников с природой.
Обобщив методические разработки по данной теме, я выделила, что у каждого из авторов четко отслеживается взаимопроникновение раздела экологическое воспитание детей дошкольного возраста во все специфические формы деятельности детей, учитывая взаимозависимость каждого из участников образовательных отношений, что, несомненно, влияет на формирование положительного отношения детей к миру природы.
Свою работу я строю во взаимосвязи с семьями воспитанников , родителями (законными представителями).
В работе я использую пособие и методические разработки О.А. Соломенниковой.
Благодаря этому усвоение сложных экологических понятий, знаний происходит последовательно и легко.
Целью моей работы стало: Разработка системы по формированию у детей 6-7 лет экологического сознания и бережного отношения к миру природы посредством использования экологических проектов
Реализовала данную цель через задачи:
1.Содействовать формированию у детей элементарной системы знаний о природе, ее объектах, явлениях, свойствах, а так же связях и отношениях между ними
2.Создать условия для развития у детей познавательного отношения к природе
3.Содействовать формированию у детей любви к природе , бережного отношения к ней
4.Формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
5.Обогатить РППС макетами экосистем, дидактическими играми
6.Создать условия для вовлечения социальных партнеров, семей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.
Именно поэтому моей ведущей педагогической идеей стало:
Включение детей 6-7 лет в проектную деятельность по ознакомлению с миром природы через разработку цикла экологических проектов, способствует формированию у детей экологического сознания и бережного отношения к миру природы, учитывая при этом взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Свою работу я строила поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический включал – мониторинг детей с целью определения уровня сформированности у дошкольников понимания неразрывной связи человека и природы; опрос среди родителей «Экологическое образование в семье»; разработку цикла экологических проектов на учебный год и обогащение РППС
2 этап – практический этап – это этап реализации проектов, включал в себя разнообразные формы и методы организации работы и осуществления тесного контакта с семьями воспитанников и социумом.
3 этап – результативный – подведение итогов, определение перспектив, распространение опыта среди педагогов.
Анализ уровня сформированности у детей экологического сознания я проводила посредством диагностики по Соломенниковой О.А. методом педагогического наблюдения. Первые 5 критериев я взяла у Соломенниковой О.А., а шестой критерий я дополнила сама, поскольку для меня было важно отследить , насколько у детей сформировано осознанное отношение к миру природы и готовы ли они применять свои знания на практике.
Так же было проведено анкетирование родителей по теме «Экологическое образование в семье». Целью данного анкетирования являлось выяснить не только актуальность данной работы с позиции родителей, но и каким образом они уделают данному направлению работы в семье.
На начало учебного года только 35% родителей считают тему актуальной
37% родителей уделяют внимание вопросам экологического воспитания
56% родителей получают информацию от детей
43% родителей выражают готовность участия в мероприятиях ДОУ по экологическому воспитанию
На основе полученных данных мною был разработан цикл экологических проектов на учебный год, где система и последовательность работы по экологическому воспитанию реализуется в рамках календарно-тематического планирования.
В решении поставленных передо мной задач огромную роль отвожу организации РППС. Грамотно организованная среда может стать средством развития личности каждого ребенка. Поэтому организовывая РППС в своей группе, я ориентировалась на требования ФГОС ДО - многофункциональность, безопасность, доступность, динамичность, трансформируемость.
Мною были так же подобраны дидактические игры с экологическим содержанием. Макеты, лепбук, альбомы. Они представлены на слайде. На территории ДОУ совместно с родителями организована экологическая тропа, в группе имеется уголок экспериментирования.
2 этап – практический – это этап реализации, организации проектов и осуществления тесного контакта с семьями воспитанников и социумом. Этот этап, включал в себя разнообразные формы и методы организации работы.
В процессе реализации проекта были взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития Н.Н.Поддьякова. В соответствии с этими методами были разработаны разнообразные формы организации деятельности.
Вся работа строилась в соответствии с тематическим планированием. Мной был разработан цикл проектов на учебный год. Реализация каждого проекта проходила в течении месяца. Например, проект «Что нам осень подарила». Срок реализации – 1 месяц. В рамках данного проекта, в течении месяца был реализован цикл занятий, экспериментально-опытническая деятельность, игровая деятельность, были организованы и проведены экскурсии. Дети наблюдали за работой повара во время приготовления блюд из овощей и за работой продавца в магазине «Овощи и фрукты». Было организовано так же чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов. Итоговым мероприятием проекта была выставка творческих работ «Осенние фантазии»
Особенно запомнился детям проект «Редкие дикие животные нашей полосы»
Перед собой я ставила следующие задачи:
Расширить представления детей об окружающем мире.
Формировать знания у детей о подготовке диких зверей к зиме, умение устанавливать простейшие связи между сезонными явлениями в природе и поведением зверей .
Учить бережно и чутко относиться к животным.
Воспитывать сочувствие, сопереживание у ребят к «братьям нашим меньшим».
Итогом данного проекта было изготовление снежных построек на участке детского сада. Эти постройки радовали детей всю зиму. Этот проект настолько впечатлил детей, что нами были разработаны макеты зимнего леса и создан альбом «Эти интересные животные», которые нашли свое место в нашем природном уголке.
2 й этап моей работы так же включал в себя работу с семьями воспитанников. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьей этого сделать невозможно. Поэтому, строя работу по социальному взаимодействию с семьей, я использовала такие формы работы как:
- консультации
- мастер-классы
-творческие совместные выставки
- папки-передвижки
-публикации в сети интернет
- макеты
-создание экологической тропы
-совместное участие в городских и международных акциях
Кроме того, было организовано взаимодействие и с другими социальными партнерами, с МБУ ДО эколого-биологическим центром.
Результаты своей работы я отслеживала посредством диагностики уровня по Соломенниковой О.А. методом педагогического наблюдения. Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, есть положительная динамика. Это показали результаты диагностики.
Для меня было важно участие родителей в данном направлении работы. Именно поэтому мной были запущены анкеты для родителей.
Критерии анкетирования:
Считают ли родителя данную тему актуальной
Уделяют ли внимание вопросам экологического воспитания в семье
Откуда получают информацию о работе детского сада в данном направлении
Готовы ли сотрудничать по этой теме в рамках мероприятий, проводимых в детском саду
На конец года :
Считают тему актуальной | 100% |
Уделяют внимание вопросам экологического воспитания | 70% |
Получают информацию от детей | 65% |
Выражают готовность участвовать в экологических проектах | 60% |
В результате проделанной работы у детей сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой, беречь ее и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Таким образом я делаю вывод –
Внедрение системы мероприятий по формированию у детей 6-7 лет экологического сознания, то есть понимания неразрывной связи между человеком и природой и бережного отношения к миру природы посредством экологических проектов.
Опыт работы мною был представлен на городском, федеральном уровне, среди родителей и педагогов.
Мои работы являлись участниками всероссийский конкурсов и олимпиад.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.
Литература
Нормативно-правовые документы:
Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ»
Приказ Мин.обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО»
Программно-методическая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой-4 е изд. перераб.-М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2019
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» , Мозаика-синтез , 2015
Гулидова Т.В. «Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов» Волгоград : Учитель.-135 с.
Ефанова З.А. «Познание предметного мира – комплексные занятия в средней группе», Волгоград, Учитель, 2013
Казарчук Г. «Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников» Ребенок в детском саду – 2005
Костюченко М. «Природа дарит чудеса» / «Дошкольное воспитание», 2007
Кобзева Т.Г. «Организация деятельности детей на прогулке» , Волгоград , Учитель, 2013
Мартынова Е.А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Волгоград , Учитель, 2013
Год экологии детям: Материалы научно-практической конференции – Н.Новгород, 2017 Серебрякова Т.А., Созонтьева Т.С.
Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Мининский университет, Н.Новгород, 2019
Электронные образовательные рессурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/07/24/ekologicheskiy-proekt-mir-nasekomyh , https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/05/21/proekt-ogorod-na-okne , https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/01/31/kak-zimuyut-zhivotnye-v-lesu-proektnaya-deyatelnost